Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (1183) → Священник Василий Равлик. Институт оглашенных: история и современность

Священник Василий Равлик. Институт оглашенных: история и современность

№46 (1183) / 5 декабря ‘22

Беседы с батюшкой

Тема разговора: «Институт оглашенных: история и современность». К таинствам нужно относиться осознанно. Мы знаем: с древности существовал институт оглашенных, который помогал подготовиться к Крещению. Некоторое время к Крещению не было вообще никакой подготовки. Но в последнее время наметилась тенденция к реставрации практики оглашения. Давайте, батюшка, поговорим о ней. Что в древности представлял из себя институт оглашенных?

– Это действительно очень древняя практика. Она восходит к апостольским временам. Мы можем открыть Книгу Деяний, в которой повествуется о первых годах христианской Церкви, как происходило ее становление, как люди входили в Церковь. Здесь мы не видим предварительной практики оглашения.

Вспомним пример Корнилия Сотника: на него сначала сошел Святой Дух в процессе проповеди апостола Павла, а затем он принимает Крещение. Также можно вспомнить пример апостола Филиппа, который встречает на пути эфиопского евнуха, читающего Священное Писание, и крестит его, когда они приближаются к водоему. Но уже в I веке мы можем говорить и о появлении института оглашенных, или, скажем, катехумената, который способствовал тому, чтобы люди осознанно входили в Церковь, потому что времена были непростые, Церковь подвергалась постоянным гонениям. Мы знаем, что уже в конце I века и на протяжении II и III веков Церковь была гонима, христианство было религией недозволенной. Поэтому христиане существовали нелегально, закрыто, но проповедь продолжалась.

Люди желали вступить в Церковь. И, казалось бы, что на этом фоне следовало привлекать к себе как можно больше людей, всех крестить... Но Церковь идет по иному пути: она, несмотря на тяжелое положение, сознательно усложняет путь вступления в Церковь, чтобы этот выбор был по-настоящему ответственным.

Мы можем говорить на основании памятника конца I – начала II века, «Учения двенадцати апостолов», или иначе Дидахе, что уже появляется определенная подготовка. Так, первые шесть глав этого памятника повествуют о пути жизни и пути смерти. В конце шестой главы, в начале седьмой сказаны такие слова: «Преподав это все желающим креститься, дальше можно их уже крестить». Таким образом, мы видим, что любой желающий вступить в Церковь сначала должен обучиться чему-то. Чему именно? Такие свидетельства древности позволяют убедиться в том, что преподается Священное Писание, проповедь Евангелия, но с изучением Ветхого Завета. Постепенно все желающие креститься изучают то, что мы на сегодня называем Символом веры. Для каждой древнехристианской Церкви такой символ мог быть своим. Сегодня мы знаем только один Никео-Цареградский, утвержденный для всей Православной Церкви единый символ, в нем кратко содержится учение о Святой Троице, Иисусе Христе, Его Пришествии в мир, о нашем спасении. Собственно, с этого начиналось вхождение в Церковь. Нужно было для себя эти вещи понять, и, кроме всего этого, конечно же, важной составляющей частью подготовки было исправление нравственное, потому что люди приходили в Церковь из язычества.

Язычество подразумевало жертвоприношение, участие в жертвоприношениях – все то, что можно назвать служением дьяволу, потому что язычество – поклонение дьяволу. Поэтому эти люди должны были не просто отречься от прежней жизни, но показать пример того, что они готовы свою жизнь переменить. Готовы исправиться, готовы стать по-настоящему христианами. Не только теоретиками, но и практиками. Тогда уже их допускали к Крещению. Мы можем утверждать, что первые два-три века такая практика длилась целых три года. Это нам сообщает священномученик Климент Александрийский. Об этом же говорит и священномученик Ипполит Римский в «Апостольском предании», которое приписывается ему многими учеными-историками.

Если проговорить процедуру, то это выглядело так: люди, которых мы назовем восприемниками, ближайшие друзья желающего креститься, получали от него изъявление желания, узнавали, что он хочет принять Крещение. Его приводили к епископу или священнику и свидетельствовали: «Этот человек хочет принять Крещение, мы готовы за него поручиться, что намерения его серьезны, и сам он – добродетельный и искренний, никаких лукавых мыслей он в это не вкладывает». После этого его включали в список, он продолжал три года изучать основы и менять свою жизнь. Затем, спустя три года (этого периода было достаточно, а иногда возможно было его сокращение), если человек действительно показывал пример добродетельной жизни, то принимал Крещение.

В Церкви издревле были отведены определенные дни для Крещения. Оно не совершалось, как сегодня, в субботние и воскресные дни, в приходской практике для этого были отведены праздники Пасхи, Богоявления, Пятидесятница. По сути, те праздники, что и сегодня сопровождаются ношением белых облачений за богослужением, как отсылка к древней практике Крещения.

Как относились к оглашенным в христианских общинах?

– Христианские общины воспринимали их почти как полноправных участников, считалось, что с момента внесения в списки имени такого человека он был как бы уже христианином, Церковь молилась за него. Мы видим это и в Литургии. Молимся за оглашенных столько, сколько существует Церковь. Тем не менее в своих правах они были несколько ограничены. Они собирались, слушали вместе с верными поучения епископов или священников в рамках этой самой подготовки, при желании совершали социальную деятельность, могли помогать вдовам, нищим как рядовые члены Церкви. Тем не менее на богослужение они либо не допускались, либо, в случае какого-то прогресса в их обучении, в случае их исправления, перемены жизни допускались к слушанию Евангелия. Впоследствии они допускались к присутствию за Литургией оглашенных.

Что влияло на изменение практики оглашения?

– Процесс перемены положения самих оглашенных и вообще этого института происходит в IV веке. Как мы помним, Миланский эдикт равноапостольного императора Константина Великого дарует Церкви легальное положение в Римской империи. Более того, в том же IV веке, уже во времена императора Феодосия Великого, христианство становится вовсе религией государственной. Для христиан открываются широкие возможности, им открывается доступ к государственным должностям и другим сферам общественной жизни. Более того, с какого-то момента в IV веке критерий занятия любой должности подразумевает исповедание христианской веры. Именно на этом фоне многие люди стремятся в Церковь из корыстных побуждений, чтобы получить какое-нибудь хорошее место или благоволение в глазах своего господина (если мы говорим о рабах) или своего непосредственного начальника (если говорим о должностях).

Кроме этого, христиан становится количественно больше, а вот качественно, мы знаем, появляются проблемы. Люди обнаруживают, что для них идеалы христианства уже как-то недостижимы: они записываются в разряд оглашенных, но Крещение принимать не спешат. Мы видим об этом свидетельство святителя Амвросия Медиоланского, который сокрушается, что у него записано огромное количество желающих принять Крещение, а сами они не изволили принять это Крещение в том году, когда им это уже разрешили совершить.

Включение в число оглашенных подразумевало, что ты – христианин. Это значит, ты должность уже мог занять, а креститься было необязательно. Крещение очень часто пытались оставить до смертного одра, чтобы отпустили тебе все грехи, и ты вошел бы в вечную жизнь очищенным. И блаженный Августин, и святитель Амвросий, и многие восточные отцы протестовали против такого прагматичного или даже расчетливого отношения к христианству. Поэтому к V веку все эти принципы пересматриваются, упрощаются, и период оглашения сокращается от трех лет до сорока дней Великого поста (если Антиохийская Церковь, то там было 30 дней, в Иерусалимской – 40, а где-то даже меньше).

Период Великого поста – это период подготовки к Крещению. Но затем, в V веке, даже и эта практика теряется, постепенно люди принимают Крещение сразу, получают начатки веры, уже приняв христианство. В принципе, мы можем допустить мысль о том, что VI век – это период, когда наконец-то более-менее выстраивается система христианского обучения. Поэтому вполне логично, что с тех пор, когда можно было, приняв Крещение, получать образование в богословских школах, не стало необходимости, например, предварительной практики – обучаться всему до Крещения...

Была ли практика оглашения на Руси?

– У нас есть основания считать, что на Руси такая практика существовала. Как мы можем предположить, сам святой равноапостольный князь Владимир, судя по свидетельствам, Крещение принимает не тотчас же. Значит, вероятнее всего, он изучал какое-то время основы христианской веры и только затем принял Крещение. Но на самой Руси нужных свидетельств не так много.

Интересно, что только с XVII века Требник Патриарха Филарета (Романова) говорит нам об оглашении для тех, кто вступает в Церковь из других религий или ересей. То есть если нет никаких предписаний оглашать самих будущих христиан, например, отроков или взрослых людей, пожелавших креститься, то любой переходящий из ереси должен был пройти период оглашения. Но здесь мы видим использование византийской поздней практики: это период оглашения в течение Великого поста. Такой человек должен был примерно раз в неделю приходить к священнику или к епископу и слушать поучения о начатках христианской веры. Вероятнее всего, в отношении людей, родившихся в христианской Церкви, таких норм не существовало, потому что крестили в младенчестве. Это, кстати, надо заметить, еще одна из причин, почему оглашенные уходят из Церкви, – переход к Крещению в младенчестве. Для таких младенцев необходимости в оглашении не было, а их взрослые родители уже довольно-таки хорошо ориентировались в начатках своей веры.

А теперь еще можно сказать о том, что кроме Древней Руси у нас еще есть Синодальный период и период после 1917 года. В Синодальный период налаживается на Руси система образования. Поэтому есть возможность крестить детей (а детей хотят крестить сразу), а затем их уже обучать кроме основ грамотности и «Закону Божию», как мы привыкли это называть. Мы понимаем, что на Руси именно богослужебные книги были книгами, по которым учились: по Псалтири учились читать, Апостол, Часослов – эти книги встречались в домах наших верующих предков. После 1917 года одним декретом большевики отнимают у Церкви право доступа к школьному образованию, и «Закон Божий» из программы школьного образования уходит. Взамен мы получаем советскую школу, советское образование, курс которого, наоборот, идет на искоренение религии. И дальше мы имеем 70 лет безрелигиозного образования, последствия которого испытываем на себе до сегодняшнего дня.

Батюшка, а нужна ли катехизация в современной Церкви?

– Безусловно, нужна. Церковное возрождение начинается с 1988 года, когда Церковь получила свободу. По свидетельству священников того времени, люди крестились сотнями, тысячами. Из-за нехватки священников крестили их без оглашения, без преподавания им начатков веры, поэтому сегодня мы столкнулись с тем, что люди, крещенные в тот период, приходя в церковь крестить своих детей, не знают, зачем они это делают.

Тогда многие родители крестили своих детей только потому, что так было принято, и с тех пор с таинством Крещения связано много стереотипов и даже предрассудков. Например, когда спрашиваешь у родителей, зачем они хотят крестить своего ребенка, звучит ответ: «Чтобы наш ребеночек не болел, чтобы Бог его защищал, чтобы у него был ангел-хранитель и все было хорошо».

Мы можем ответить таким родителям, что, возможно, вектор их мысли и правильный, но они усматривают в таинстве Крещения второстепенный смысл. Да, ребенок получит в Крещении ангела-хранителя, Господь действительно примет его как Свое чадо, но не это является ключевым в таинстве Крещения. Поэтому сегодня нужно говорить с людьми о христианской жизни после принятия таинства Крещения.

В течение какого времени может проводиться катехизация в современных условиях?

– В 2011 году Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил документ, который называется «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Во второй главе этого документа говорится о необходимости оглашения в виде бесед для готовящихся принять Крещение, и таких огласительных бесед об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни должно быть не менее двух.

Однако количество бесед, их содержание и продолжительность должны определяться настоятелем храма, а также катехизатором, которого предлагается включить в штат сотрудников храма на постоянной основе. Должен сказать, что зачастую в храмах проводится одна огласительная беседа, но есть свидетельства о том, что в некоторых храмах проводится и по двенадцать бесед, что нельзя не приветствовать, и это поневоле отсылает нас ко временам Древней Церкви, когда оглашение длилось годами.

Что Церковь может предложить современному оглашенному?

– Церковь может предложить такому человеку учение об истине, саму истину и ответ на вопрос, что ждет его после перехода в вечность. К сожалению, в наше время сложилось так, что о смерти стараются нигде не упоминать, понятие смерти вынесено на периферию жизни человека. Достаточно вспомнить, что, когда человек умирает, ритуальные агентства спешат забрать усопшего из семьи, организовать вместо семьи все необходимые хлопоты, связанные с процессом погребения, а семья, близкие в этом практически не участвуют.

Так происходит практически везде, и, наверное, Церковь – это сегодня единственный институт, который продолжает взывать к людям: «А что вы будете делать, когда лично к вам все-таки придет смерть?» Мы же привыкли вообще об этом не думать.

Вчера у меня состоялся разговор с женщиной, которая пришла как раз на такую беседу. Женщина сказала мне: «Я уже крестила в вашем храме ребенка. Можно мне не проходить беседу перед Крещением второго ребенка? Пожалуйста, дайте мне справку и отпустите меня». И я ответил ей: «Хорошо, мы не будем обременять вас второй беседой, но скажите, зачем вы хотите крестить вашего второго ребенка?» И последовал ответ, подобный тому, о котором я уже говорил: «Чтобы Бог его защитил, чтобы все у него было хорошо».

Тогда я сказал: «Самое главное в Крещении заключается в том, что ваш ребенок сможет наследовать вечную жизнь, – жизнь в раю». На это она мне ответила: «Мне пока не хотелось бы говорить о смерти. Он еще маленький, пока рано об этом говорить». Конечно, по-человечески эту женщину можно понять, но мы все-таки христиане и должны понимать, что здесь мы ненадолго, что пришли в этот мир, чтобы потрудиться, а затем родиться в настоящую жизнь. Но современные люди в условиях стремительно ускоряющегося ритма жизни не задумываются об этом, и Церковь старается помочь им все это понять.

А как проходит катехизация, огласительные беседы в современном мире? Как людям найти время на эти беседы? Что Вы предлагаете им у себя на приходе, и что вообще Церковь сейчас предлагает современному человеку?

– Церковь предлагает формат беседы, причем эта беседа должна иметь характер не монолога, а живого диалога. Мы встречаемся с людьми в специально выделенном для этого помещении. Кто-то приходит за день до Крещения, кто-то за неделю, кто-то за месяц в зависимости от возможностей. Нужно сказать, что такая практика существует в нашем приходе уже одиннадцать лет, и люди не ропщут, не жалуются, не говорят, что мы могли бы просто покрестить, не заставляя их проходить беседу. Наоборот, часто слушают с интересом, и иногда у них появляются жизненно важные вопросы.

В нашем приходе мы предлагаем людям одну беседу. Конечно же, мы понимаем, что в одну беседу все вместить невозможно, потому что христианство богато, насыщенно, и людям нужно так много сказать, поэтому мы стараемся вместить в этот час-полтора беседы хотя бы самое важное. На своем примере скажу, что единой концепции, как нужно рассказать о Христе, нет, каждый священник или катехизатор выбирает ее для себя сам. Но есть понимание того, о чем нужно сказать.

Я для себя определил, что важно хотя бы кратко рассказать историю нашего спасения, что первые люди совершили падение, как это отразилось на жизни последующих поколений даже до сегодняшнего дня, и что принципиально новое произошло с пришествием в мир Господа нашего Иисуса Христа и Его Воскресением, давшим людям надежду на вечную жизнь.

Выработался некий формат, о чем конкретно нужно рассказать людям в течение этих полутора часов, возможно, с какими-то параллелями с нашим современным миром, и главное – рассказать о том, что после Крещения нужно стараться исполнять заповеди, жить по заповедям, и для этого Церковь дает в помощь таинства.

Я надеюсь, что люди уходят с беседы с какими-то мыслями, задумавшись об услышанном. В конце беседы я всегда говорю: «Постарайтесь все услышанное применить к себе, понять, что рождением в вашей семье еще одного ребенка или возможностью для вас стать крестным Господь дает вам шанс что-то исправить в своей жизни. И когда ваше чадо или ваш крестник вырастет, и вы расскажете ему все то, что сегодня услышали, но не исполнили в своей жизни, это будет иметь нулевой эффект».

Отче, видели ли Вы на своем опыте реальные плоды оглашения? Стали ли люди, которые присутствовали на Ваших беседах, ходить в храм, участвовать в церковных таинствах?

– Мой священнический опыт пока не очень богатый, но даже из своего небольшого опыта общения с людьми я могу сказать, что после таких бесед они приходят в наш храм, возможно, идут в другие храмы, но действительно решают для себя с этого момента что-то изменить.

Иногда будущий крестный приходит впервые на Исповедь и говорит: «Я хочу исповедоваться и причаститься». Я спрашиваю: «А почему вы решили это сделать?» – «Потому, что я стану крестным». Тогда я задаю вопрос: «А вы хотите сделать это один раз или для вас это станет регулярной практикой?» Человек отвечает: «Я надеюсь, что исповедоваться и причащаться буду регулярно». Тогда я прошу, чтобы он пообещал Богу, что будет стараться, чтобы его появление в храме было не последним.

Мне очень отрадно осознавать, что люди после беседы все-таки стараются приходить в храм и участвовать в церковных таинствах. Конечно, таких не так много, как хотелось бы, но я для себя сделал вывод и часто делюсь им со слушателями бесед: если после беседы человеку уже не так спокойно живется, когда он знает, что может ожидать его после смерти, значит, наша встреча не была напрасной.

Записали:
Наталья Мухлынина
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс