Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (1181) → Протоиерей Андрей Канев: Печаль – страсть богоборца. Часть 2. Нужно нести свой крест

Протоиерей Андрей Канев: Печаль – страсть богоборца. Часть 2. Нужно нести свой крест

№44 (1181) / 21 ноября ‘22

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (2019 г.) – №45–46 (2021 г.), №2–7, 26–32, 34–36, 42, 43 (2022 г.)

Сегодня 91-я программа и второй выпуск в рамках небольшого цикла, посвященного страсти печали. Начинаем мы обязательно с огласительных бесед. Прежде чем изучать страсти и бороться с ними, нужно изучить основы веры. Если у человека неправильное понимание веры, то все наши разговоры и попытки победить страсти будут бесполезными. Без понимания основ не будет глубокого осознания и настоящего покаяния.

Тема нашей программы: «Печаль – страсть богоборца». Почему богоборца? Потому, что печаль – это страсть, заставляющая нас не соглашаться с Промыслом Божиим, а огорчаться от тех благ, которые Бог нам дает, – и приятных, и неприятных. По основам нашей веры, мы находимся в области страданий и наказаний. Смысл человеческой жизни не в том, чтобы вкусно, красиво и комфортно прожить в славе и богатстве, а чтобы пройти свой путь, определенный Богом каждому из нас. На нем будут встречаться трудности, сложности, неприятные люди, собственные падения, общественные беды, что угодно. Этот путь нужно терпеливо пройти, пронести по нему свой крест. В Евангелии Господь говорит: возьми крест свой, и следуй за Мною. И крест этот не легок. Это не с веселием устраивать православную дискотеку, а именно пройти тернистым путем. В Библии два пути. Один путь широкий, идущий в ад, им люди идут весело и беззаботно. Второй – узкий, через тернии с гигантскими колючками, по горам в Царствие Божие. Идти им непросто. В Священном Писании написано: В терпении вашем стяжите души ваши. То есть через терпение, преодоление, прохождение этого самого пути.

Печаль настраивает человека бороться с Богом, не соглашаться с Ним, с Его благим Промыслом, особенно неприятным. Нужно изучать основы веры, чтобы понимать, какой человек сейчас в нас находится, почему у нас такой путь, почему мы говорим о борьбе с грехами, зачем все это нужно.

Сегодня поговорим о смертных грехах страсти печали. Напомню, что все страсти проявляются в виде разных грехов. Они в разной степени поражают душу. Есть более тяжкие, их называют смертными. И если человек не раскается в них, они приведут его к падению, к гибели на земле или в загробной жизни. Есть категория тяжелых грехов. Они тоже наносят серьезные раны душе, но их можно лечить. И есть условно-простительные грехи, которые проявляются легко, очень часто на автомате. Они не наносят тяжелого вреда душе, и их возможно более легко излечить.

Итак, смертные грехи страсти печали. Отчаяние в трудных ситуациях. Казалось бы, что тут такого? Я никого не убил, не обокрал, банк не грабил, жене не изменял. В чем здесь смертный грех? В том, что эту трудную ситуацию Бог послал для спасения, а ты пришел в отчаяние. Отчаяние – это потеря надежды. Когда отчаяние становится глухим состоянием, человек идет на самоубийство. Вера дает каждому понимание происходящего, что все это для блага, что надо пройти этот самый тернистый участок своей жизни. А когда нет веры, то появляется отчаяние. И человек не понимает, за что ему это, он же такой прекрасный и замечательный, а тут такие обстоятельства...

Отчаяние – очень серьезный грех. Если в таком состоянии человек придет на Исповедь и будет рваться на Причастие, его нельзя к нему допускать. В этот момент он не верит Богу, как тогда он может соединиться со Христом? Он с Ним борется, пытается свою волю поставить выше воли Бога. В такой ситуации нужна епитимья, нужно восстановление человека, его духовная реабилитация, чтобы он пришел в согласие с Богом, понял, что это было нужно для него. Для чего? Чтобы понять ответ на этот вопрос, нужно изучать веру и свои прошлые грехи. Тогда мы увидим, что в нашей жизни очень много смертных грехов.

Как очищаться от них? Как мы чистим грязную одежду? Раньше ее кипятили, теперь современные стиральные машинки с химией и высокой температурой крутят ее под давлением. А с грехами как мы хотим? Совершить смертный грех и потом просто его назвать на Исповеди? Этого недостаточно, это комедия, комикс какой-то, а не Исповедь. Надо глубоко раскаяться, решиться не повторять его, начинать бороться со страстью.

Отчаяние – это то, что отрезает нас от Бога моментально, потому что нет надежды. Мы считаем, что смертный грех – что-то уголовно наказуемое. А тут вроде нет явного проступка. Человек живет в отчаянии. Здесь нужна серьезная работа над собой с помощью священника или с поддержкой опытного христианина. Состояние отчаяния легко узнать – нет надежды, человек думает: мрак, все плохо, никогда не будет лучше. Это признак очень тяжелого греховного состояния. Если умрешь в этот момент, то какая может быть надежда на спасение? Он в этом состоянии богоборец, союзник сатаны.

Следующее смертное проявление греха печали – рассуждение о бессмысленности жизни. Человек думает: я никому не нужен, я здесь лишний, меня никто не любит, в моей жизни нет смысла… В чем здесь беда? А это один из подвидов состояния отчаяния. Тяжесть греха в том, что он потерял веру. Как у христианина может быть бессмысленная жизнь? Его смысл – спастись, достичь Царства Божия. Неужели смысл жизни – это признание общественности, успехи на работе, большая зарплата, награды, успех у женщин, вкусно поесть и сладко поспать? В таком случае, если человек этого не получает, то сразу впадает в отчаяние. Так не должно быть.

Бог поставил тебя на то место, где ты должен служить. У каждого свое предназначение. У каждого свой путь. А, находясь в мрачном состоянии печали и рассуждая о своей ненужности, мы констатируем факт того, что мы не нужны Богу, и этим клевещем на Него, на своего Небесного Отца. Он говорит: «Чада Мои, идите ко Мне, Я для вас все сделал и путь проложил». А мы отвечаем: «Я никому не нужен, потому что друзья отвернулись от меня». Иди ко Христу, и у тебя будет в сто раз больше друзей. Но мы привязаны к людям, и когда эти привязанности рвутся, впадаем в состояние тяжелого, смертного греха. В этом состоянии нельзя причащаться. Оно требует прохождения оглашения, восстановления основ веры в уме человека.

Мы перешли к изучению духовных страстей – это печаль, уныние, тщеславие и гордость. Тут нужно работать с умом, а не ограничивать количество еды на тарелке или общение с женщинами. Тут все сложнее. Лукавый борется через ум, он дает человеку сначала мысль, что он никому не нужен, потом вселяет это чувство в нас. Мы этому верим и развиваем это в себе. Христианин в этот момент перестает и молиться, и каяться. Это мрачнейшее состояние. Если мы, христиане, начинаем роптать на жизнь, говорить о ее бессмысленности, то мы очень сильно заблудились. И это же не просто мысль, это рассуждение, логика выстроилась, почему жизнь бессмысленна. Человек перестает видеть добро, которое Бог сделал, не видит добрых людей вокруг, не видит Церковь, которая всегда готова его принять. Он замыкается на себе и своем эго, на своей гордыне. Он говорит: «меня никто не любит, никто не жалеет». Иди и пожалей других сам, и все будет нормально. Это состояние смертного греха, хотя вроде как человек никого не убивал. К чему могут привести такие рассуждения? К отчаянию, которое приводит к самоубийству.

Следующее смертное проявление страсти печали – нежелание жить из-за каких-то бед, потрясений, которые случились с нами, с нашими близкими или нашим имуществом. Конечно, в смерти близких никакой радости нет. Но печаль должна растворяться в вере, что это Промысл Божий, все не просто так. Глядя на окружающих, мы знаем, что не вечны на этой земле, что когда-то все уйдем, и наши близкие тоже. Если же в нас есть сильная привязанность к земле, имуществу, деньгам, близким людям, это говорит о том, что мы очень немощные христиане.

После потери близкого должна происходить определенная духовная мобилизация. Нужно посвятить много времени и сил молитве о близком, духовной помощи для него. Не случайно раньше была традиция траура, который длился до года. В этот период супруг или супруга, потерявшие свою половинку, погружались в покаянно-молитвенное состояние. Человек не говорил, какой он несчастный, что потерял дом (квартиру, машину, имущество, положение, свободу или своих близких, детей, родителей, любимых, друзей, супругу), а сосредотачивался − это была мобилизация, призыв на духовную войну. Например, мы не знаем, в каком состоянии умер близкий, покаялся он в грехах или нет. Если покаялся, все равно нужно ему духовно помогать, поэтому покаяние было связано и с молитвой, и с милостыней, с доброделанием, ограничением себя аскетическими правилами – когда человек не ходил развлекаться, держал пост и так далее (конечно, в согласии с духовником). Это не должно быть самовольное занятие, чтобы не было беды.

Когда человек, потеряв своих близких или имущество, в ситуации беды, говорит, что не хочет жить, это уже одна из личин отчаяния. В таком состоянии человек борется с Богом, не соглашается с его непостижимым Промыслом. Мы можем, как образец, почитать Книгу Иова. Иов потерял и имущество, и любимых детей, и стада, и все, что у него было. Как он проводил время? В покаянии, в молитве. Он и здоровье потерял. Жена приходила к нему и говорила: похули Бога и умри (то есть «прокляни Бога, чтобы Бог скорее убил тебя»). Иов гневался на нее: ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Когда исполнилось время необходимой молитвы, покаяния, вернулось имущество, родились новые дети и так далее. Это очень интересный образ для нас с вами.

Когда мы попадаем в беду, не надо жить с ропотом на Бога, не надо отчаиваться, даже если обстоятельства наши очень и очень печальные внешне. В состоянии ропота тоже нельзя причащаться (я надеюсь, что вы это понимаете). Внимательный священник должен дать находящемуся в этом состоянии человеку время восстановиться, должен заниматься с ним, изучать основы веры, разговаривать, чтобы восстановить утерянную веру или утерянные понятия веры. Это обязательно надо делать. И только тогда, когда он придет в мирное состояние, примирится с Богом, спокойно, искренне, с открытым сердцем скажет: «Слава Тебе, Боже, за все. Благодарю Тебя за то, что Ты дал мне», он восстанавливается. До этого надо работать очень серьезно. Порой это происходит довольно долго. Люди теряют из-за этого здоровье, и нужно обращаться к специалистам, если кто-то находится в таком тяжелом состоянии, не может из него выбраться. Что делать, мы немощные люди.

Дальше: мысли о самоубийстве при обстоятельствах, кажущихся безвыходными. Одно дело − человек просто ропщет, другое дело, когда начинает обдумывать, как решить эти проблемы. Он хочет решить эти проблемы не через веру, не путем ко Христу, не путем, которому нас учит Церковь, а одним махом все решить. Но решает ли проблемы тот, кто обдумывает самоубийство и, не дай Бог, подталкиваемый лукавым, идет к этому шагу? Нет, не решает, потому что самоубийство – самый тяжкий, непростительный грех. Почему непростительный? Потому, что можно покаяться, только пока жив. За пределами смерти уже нет покаяния (вы это знаете, но я повторю). Если соблазненный лукавым впал в блуд, в убийство, в тягчайшие грехи, натворил кучу бед, был каким-нибудь фашистом (Гитлером, образно говоря), палачом, но пришел к вере и покаялся, как думаете, Бог простил его? Конечно, простил, потому что Бог прощает кающихся. У этого человека может быть длинная епитимия, исправление, очищение от грехов, может быть, пожизненное, но покаяние Бог примет.

А если человек уничтожил себя, якобы решив тем самым проблему, то на самом деле он только обрел для себя такие проблемы, которые никогда не закончатся, потому что там, за пределами жизни, выбор небольшой: или ты со Христом в вечности, или в вечности с сатаной, то есть с тем, кто тебя подвел к этому состоянию. Он здесь тебя мучил. Там он, что ли, будет говорить: «Друг, приходи, давай повеселимся?» Там еще будет, как Господь говорит, скрежет зубовный. Эти рассуждения в борьбе с такими мыслями тоже должны быть у нас на основе веры. Мыслей таких даже допускать нельзя. Если мы их допускаем, это уже не просто мысли про то, «не съесть ли дополнительный кусочек пирожка?» (хотя и с этим надо бороться). Эти мысли − согласие с состоянием отчаяния. Поэтому даже навязчивые мысли о самоубийстве − уже серьезная проблема. Если человек их не выносит на Исповедь, не говорит своему духовнику, не кается в этом, то он очень легко приходит в состояние отчаяния и потом уничтожает себя. Это страшная беда.

Еще одно проявление страсти печали − отречение от спасительного креста. По занятиям с людьми я замечал, что для человека это ничего не значит. Вроде бы красивая фраза: «отречение от спасительного креста». Что это такое? Как это понять? Мы сегодня много раз говорили о том, что у каждого свой путь. Сравнивать свою жизнь с жизнью соседа или даже брата, сестры, еще кого-то, чью жизнь мы знаем, совершенно бессмысленно, потому что ему дается одно, тебе − другое. В Евангелии Господь говорит: возьми крест свой и следуй за Мною. Нам нужно нести свой крест. Наш крест состоит из скорбей, трудностей, тягот борьбы со страстями, из внешних обстоятельств. Ты должен этот крест донести. Если от него отказываешься, тут же впадаешь в смертный грех, поддаешься страсти печали.

Давайте разбираться, что это такое на практике. Общераспространенная история: понравилась юноше прекрасная девушка, они решили пожениться, все хорошо, родители разрешили, благословили − брак состоялся. Он состоялся случайно? Это же не кролики, а люди. Нам Господь говорит, что браки (Венчание) совершаются на Небесах. Получается, здесь Промысл Божий, что этот юноша встретил эту девушку. По ходу жизни оказывается, что эта девушка вредная, не умеет готовить (надо сказать, ты сам выбрал, чем-то девушка тебе понравилась, вы скреплены браком). А ей кажется, что муж недостаточно ее любит, не оказывает внимания. Начинаются ссоры, раздоры, потом разводы. У нас статистика по разводам просто ужасающая. Я не помню точные цифры, но что-то порядка 80% или 90% современных браков в ближайшие несколько лет после заключения разваливаются – не по объективным причинам.

Есть объективные причины развала семьи − фиксация, что брак уже невозможен: измена или долгое отсутствие супруга или супруги и еще ряд причин, о которых мы сейчас не будем говорить. Но расходятся потому, что у них несовместимость или еще какая-то глупость в качестве оправдания. Развод совершился − это как раз и есть отречение от спасительного креста. Тебе дана была эта женщина, ты ее выбрал. Или женщине дан этот муж. Надо учиться строить семью, бороться со своей гордыней, искать настоящую любовь в семье, а не на стороне.

Бывает, когда в семье рождается больной ребенок (частая история), и супруг боится, что больной ребенок будет его обременять, изменится жизнь, так как надо жить ради больного ребенка. Что делают наши доблестные мужчины в большом количестве? Бегут от своих жен к молоденьким, беспроблемным. Это и есть отречение от спасительного креста. Несчастная женщина всю жизнь живет с ребенком-инвалидом, а мужчина думает, что он проживет счастливо. Он не проживет счастливо, потому что над ним висит этот самый грех отречения от креста.

Родился больной ребенок − родители сдают его в лечебные заведения, отрекаются от ребенка. Это тоже смертный грех отречения, потому что тебе дан этот ребенок. Если вы вместе терпеливо, с верой пройдете жизненный путь − это будет на благо вам, вы спасетесь. А мы отрекаемся, говорим: «Нет, мне комфортно жить так». Когда родители бросают, бывает, здоровых детей на бабушек, дедушек, сами куда-то уезжают, занимаются своей жизнью − это тоже отречение от спасительного креста. Тебе дан крест материнства или крест отцовства − надо воспитывать ребенка.

Престарелых родителей спихивают в пансионаты «добрые люди», чтобы они не мешали. (У нас заповедь «почитай отца и мать» никто не отменял.) Тоже отречение от спасительного креста. Когда человек нарушает присягу или обещание − это тоже отречение от спасительного креста. Примеров в жизни, когда мы бежим от трудностей, не несем крест, довольно много. Я назвал вам основные. Сюда не входит то, если тебя попросили подвезти, а ты не подвез, − это другая история. Имеются в виду очень серьезные, жизненно направленные события, когда ты уходишь от трудностей, думая, что куда-то убежишь и там будет легче.

Мы с вами изучили специфические смертные грехи страсти печали, поэтому давайте за собой понаблюдаем, чтобы у нас этого не было. Не допускать даже близко эти самые страшные мысли и чувства страсти печали.

Желаю вам Божией помощи, внимания к своим душам, мыслям, чувствам, потому что мы должны следить не только за своими делами, но и за чувствами и мыслями. Пусть Господь нам поможет, чтобы мы не впадали в страшные, смертные грехи страсти печали, да и другие страсти. Помоги нам Господь! (Продолжение в следующем номере)

Записали:
Анна Вострокнутова
и Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс