Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (1176) → «Настоящая духовная жизнь требует конкретных усилий – сначала навести порядок в своей душе»

«Настоящая духовная жизнь требует конкретных усилий – сначала навести порядок в своей душе»

№39 (1176) / 10 октября ‘22

Размышление

Самое удивительное, чем больше на других смотришь и плохого ищешь, тем больше находишь. Это такой духовный закон: ищешь плохое – плохого вокруг обязательно прибавится, захочешь найти хорошее – тоже найдешь обязательно.

О кающейся Америке

Один известный священник выложил в Facebook фото с восторженными комментариями, где в охваченном беспорядками Нью-Йорке после убийства полицейскими чернокожего гражданина полицейские, стоя на коленях, просят прощения у разъяренной толпы. Батюшка расценил поведение этих полицейских как высокоморальный гуманный поступок в духе христианской любви, но большинство комментариев под этим постом далеки от восторга. Одна возмущенная женщина так и написала: «Разве это достойное поведение стражей порядка? Мне страшно даже представить, окажись я в том районе со своими детьми, если вдруг нам понадобилась бы защита». Знакомая, живущая в Нью-Йорке, написала, что мародеры, никого не боясь и не пряча лиц, деловито грабили магазины, примеряя одежду прямо на улице. Чтобы участвовать в грабежах, народ съехался из других городов – машины были из других штатов. На улице повсюду – разбросанные коробки от одежды и бытовой техники. Там, где невозможно украсть (в арт-галереях, кафе, театральных студиях, художественных салонах, которых множество на Бродвее), – пожары, все разбито. Полицейские со стороны наблюдают и не препятствуют.

В Вашингтоне осквернили и подожгли историческую церковь президентов – храм Святого Иоанна, епископальную церковь в парке Лафайет возле Белого дома, где молились все американские президенты. Люди, немного знакомые с порядками американской полиции, пишут, что вставание перед демонстрантами на колени не имеет ничего общего с покаянием: на самом деле это психологический прием, с помощью которого полицейские усмиряют разбушевавшуюся толпу. Но разве это кому-то объяснишь?

А потом появились ролики, где на улице представители белой расы целуют ботинки улыбающимся афроамериканцам: кто-то должен расплачиваться за годы расизма и слов первого президента США Авраама Линкольна, обещавшего после гражданской войны каждому чернокожему по 40 акров земли и мула. «Где обещанная земля? Где мулы? Вот и расплачивайтесь – целуйте ботинки.» Кто-то тоже расценит это как акт христианского покаяния.

В этой ситуации самыми нетолерантными оказались наши соотечественники – русские. Когда погромщики пришли крушить русские рестораны и магазины на Брайтон-бич, вместо того чтобы вставать перед ними на колени и каяться, крепкие русские парни встретили их с битами и оружием наперевес, отбив всякое желание грабить и громить. Что-то мне подсказывает, что в той ситуации их поведение было самым верным.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский и интеллигенция

Размышляя о феномене октябрьской революции, кто-то задастся вопросом: «Как случилось, что православная и сильная Российская империя рухнула в одночасье?» Премьер-министр Англии Уинстон Черчилль писал об этом: «Ни к одной стране судьба не была так жестока, как к России. Ее корабль пошел ко дну, когда гавань была уже на виду», – подразумевая лидирующее место России в мире, к которому она уверенно шла.

Я же вспомню историю из жизни одного из самых ярких святых в России, жившего перед самой революцией, святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. О популярности отца Иоанна писатель А.П. Чехов после поездки на Сахалин писал: «В какой бы дом я ни заходил, я везде видел на стене портрет отца Иоанна Кронштадтского. Это был пастырь и великий молитвенник, на которого были с надеждой обращены взоры всего народа…». При этом бóльшая часть образованного общества жестко и категорично не принимала отца Иоанна. Это были люди, которые отпали от Церкви, от традиций, но страстно и напряженно искали истину, жаждали справедливости, счастья для всех.

Эту жажду они пытались удовлетворить идеями революционного переустройства общества. Казалось, что стоит отказаться от всего, что они считали старым и ненужным (в первую очередь – от Православной веры и монархии), как наступит светлое будущее, где все будут равны и счастливы. И отец Иоанн Кронштадтский, как пламенный проповедник Православия, убежденный монархист и критик либеральных взглядов, вызывал у них крайнюю неприязнь.

Иногда ненависть к нему доходила до невообразимых пределов. По воспоминаниям современников, однажды во время Литургии, когда уже должно было начаться Причастие и отец Иоанн вышел с Чашей из алтаря, он увидел, как некий студент, глумясь над святынями, прикуривает от лампады. Батюшка сделал ему замечание, в ответ студент ударил отца Иоанна так, что Чаша со Святыми Дарами частично расплескалась. Потом камни, куда попали Дары, вынули из пола и бросили в море, а студента народ едва не растерзал. Либеральная пресса буквально устроила травлю святого: на него публиковали карикатуры, иногда откровенно непристойные, в театре шла издевательская пьеса Протопопова «Черные вороны», основанная на газетных фельетонах про отца Иоанна, а среди интеллигенции была популярна повесть Лескова «Полуночники», где святой Иоанн Кронштадтский представлялся мракобесом и шарлатаном.

Кругом враги

Приходя в Церковь, люди часто попадают в ловушку, которую можно назвать «кругом враги». Начиная с домашних, которые, порой отказываются разделять твои религиозные взгляды, заканчивая врагами России, которые хотят нас погубить. Многие сегодня именно за этим в Церковь и идут: не чтобы найти там Христа, а чтобы недовольство собой и жизнью обрело плоть и кровь.

«Мы тут, понятно, все духовные, а там, на Западе, – царство сатаны, там веры не осталось, мы – последний ее оплот, нас Пресвятая Богородица любит, а их нет. Поэтому мы на них снисходительно так смотрим, свысока». Когда знаешь, что ты не такой, как все, а духовный, многое себе можно простить: загаженные подъезды, разбитые дороги, вороватых дураков, всеобщее разгильдяйство… Что с того, что я палец о палец ударить не хочу, чтобы свою жизнь изменить, лежу на диване и всех осуждаю? «Зато я спасусь, а им в аду гореть».

Самое удивительное, чем больше на других смотришь и плохого ищешь, тем больше находишь. Это такой духовный закон: ищешь плохое – плохого вокруг обязательно прибавится, захочешь найти хорошее – тоже найдешь обязательно.

Настоящая духовная жизнь требует от тебя вполне конкретных усилий – сначала навести порядок в своей душе, а уж потом о других судить. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Спаси себя, и вокруг тебя спасутся тысячи». Не наоборот.

Спасаться – это покаянная молитва, плач твоей погибающей от грехов души. А потом уже тебе откроется, что главный враг на пути твоего спасения не враги из телевизора, а ты сам – твои греховные привычки и страсти, которые можно исцелять только трудом и с помощью Божией.

Если будешь так жить, Господь подарит тебе сначала терпение к другим, потом – неосуждение, а уж после – нелицемерную, искреннюю любовь, в которой найдешь свое спасение.

Такие дела.

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-03-07;
https://tv-soyuz.ru/Pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-05-07;
https://tv-soyuz.ru/Pravoslavnyy-na-vsyu-golovu0907

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс