Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (1172) → Протоиерей Андрей Канев: Борьба с гневом. Часть 5. Хотим исправиться − без Христа невозможно

Протоиерей Андрей Канев: Борьба с гневом. Часть 5. Хотим исправиться − без Христа невозможно

№35 (1172) / 12 сентября ‘22

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (2019 г.) – №45–46 (2021 г.), №2–7, 26–31, 34 (2022 г.)

Сегодня пятая встреча в рамках цикла о борьбе с гневом и 87-я передача нашего большого цикла. Сначала мы говорили об основах веры, потом приступили к разбору страстей.

Мы не можем обойти Евангелие – это Книга жизни, наш ориентир, свет, солнце, истина, которую нам дал Господь. Сегодня поговорим о борьбе с гневом не в плане практических действий, а с точки зрения духовного состояния. Это очень важно.

В Евангелии Господь говорит о кротости: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. Он не говорит, что мы получим кротость после смерти, если Он нас помилует, и тогда станем на Него похожими. Нет. Он говорит, что нужно учить от Него сейчас. Это призыв. Это не просто слова за все хорошее против всего плохого. Это конкретный призыв – научитесь от Меня.

Как это сделать? Ведь Он Богочеловек, а мы падшие люди. Для этого нам даны заповеди. В Евангелии от Матфея в пятой главе написаны заповеди блаженств, которые мы должны знать очень хорошо. Они поются на каждой Литургии, поэтому у нас на слуху, но мы должны познакомиться и с их духовным содержанием. В качестве учебного пособия возьмем творение святителя Игнатия Брянчанинова «О Евангельских блаженствах». Это первый том «Аскетических опытов».

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Кротость – духовное состояние. Оно не появляется само по себе, по щелчку пальцев, по капризу, по желанию, нужно войти в него. Как? Святитель Игнатий пишет: «От исполнения Евангельских заповедей являются в душе ощущения, чуждые естеству падшему и незнакомые ему». Исполнение заповедей – не просто выполнение какого-то функционала. Попытки их выполнять обязательно вносят изменения и в ощущения, то есть во внутреннее состояние человека.

«Рожденное от Духа дух есть, а как заповеди Христовы суть Дух, то и ощущения, производимые ими, суть ощущения „духовные”». Нам нужно понимать, что это не просто сухая бухгалтерия или действия, как, например, выполнение спортивного упражнения. Нет. Попытки исполнять заповеди обязательно связаны с духовным ощущением. Даже если мы пока этого не чувствуем, влияние все равно будет именно такое.

«Какое первое ощущение является в душе от исполнения Евангельских заповедей? „Нищета духа”. Почему? „Едва христианин захочет осуществлять в действиях своих, внешних и внутренних (внешние действия – это помощь ближним, внутренние – молитва, прощение, покаяние) Евангельские заповеди, как увидит поврежденную свою природу, восстающую против Евангелия, упорно противодействующую Евангелию”».

Почему так происходит? Потому что заповеди – Христовы, они Небесные, а не человеческие. Их придумали не люди, их дал Сам Бог. Когда человек пытается их выполнить, например, помочь ближнему, вроде внешне он улыбается, но внутри у него буря. «А почему я? Почему не кто-то другой? Не хочу». Все это тут же начинает вскрываться.

Исполнение заповедей – не спортивная эстафета, когда сделал, прибежал, награду получил и ходишь с медалью. Здесь эффект оказывается совершенно другой. Ты попытался, и оказалось, что внутри ты не соответствуешь тому, что делаешь. Нужно молиться за врагов, а ты их ненавидишь. Нужно благословлять проклинающих, а из тебя только проклятья сыпятся. Трудно. И когда ты этот труд прочувствуешь, рождается нищета духа.

«Христианин при свете Евангелия видит в себе падение человечества». Очень правильное замечание святителя Игнатия. Не ваше конкретное, а общечеловеческое падение. Почему важно это понимать? Во всех нас это заложено, мы в этом родились. Так проявляется старая, ветхая, грешная, падшая человеческая природа. Наша. Это важно понимать и осознавать, чтобы не заниматься самоедством, что все вокруг хорошие, а ты один грешник. Все мы такие. Все мы повреждены, отравлены от рождения. «Во грехе родила меня мать моя», – говорил царь Давид. Мы рождаемся, уже отравленные первородным грехом. Все семена страстей есть в каждом из нас, полный комплект. Святитель Игнатий говорит о том, чтобы мы не самоедничали и не опускали руки. Это наше общее заболевание.

«От этого зрения естественно рождается смиренное понятие о себе, называемое в Евангелии „нищетою духа”». Человек пытается помогать другим, кается, молится, исправляется, но у него ничего не получается. Что такое «нищета духа»? Не говорится о том, блаженные те, у кого нищенская зарплата или дома ничего нет, или нет самого дома. Мы видим и таких несчастных людей.

Блаженны нищие духом. Нищета духа – это свойство христианина, который увидел свои страсти, пытаясь исполнять заповеди, а не какие-то свои «хотелки». Когда мы находимся в падении, то делаем, что хотим, а что не хотим, не делаем. Мы по большому счету просто удовлетворяем все свои страсти. А если мы начинаем выполнять заповеди, то начинаем видеть нашу греховность. И это дает человеку понимание, что он никакой не великий. Заповедь «блаженны нищие духом» относится к царям и реальным нищим, к императорам и крестьянам, к епископам и монахам. Мы все должны к этому стремиться. Эта заповедь базовая.

«Нищета духа – блаженство, первое в Евангельском порядке, первое в порядке духовного преуспеяния, первое состояние духовное, первая ступень в лествице блаженств». Представьте детскую пирамидку, у нее есть фундамент и сердцевина, на которую надеваются колечки разных размеров. Заповедь «Блаженны нищие духом» – это основа, фундамент, а колечки – духовный рост человека. Не надо воспринимать заповеди как некую россыпь, когда нитка с бусами рвется и бусинки разлетаются. Ничего подобного. Это строгий порядок. Его мы читаем в святоотеческой литературе. Первая заповедь – основа. Человек увидел, что он на самом деле падший и сам не справится, без Христа невозможно.

«Всякое ощущение и состояние, принадлежащие естеству обновленному (человеку, который пришел к вере и пытается бороться), составляют по необходимости и блаженство как проявление в душе Небесного Царства, как залог спасения, как предощущение вечного блаженства». Святитель Игнатий говорит о слове «блаженны». В нашей бытовой речи мы говорим «блаженненький», типа дурачок, или употребляем слово «блаженство», имея в виду наслаждение. Здесь речь идет совсем о другом. Если ты попытался сделать что-то доброе, а у тебя не получилось, то никакого удовольствия в нашем бытовом понимании тут нет. «Блаженны» – это духовное состояние понимания необходимости Божией помощи, необходимости Христа в твоем спасении. Это ощущение потом разовьется в Царствии Небесном в виде вечного блаженства. Это предощущение вечного блаженства, что ты нуждаешься в Боге и не можешь без Него жить, потому что погибнешь в аду.

О нищете духа сказал святой Давид: «жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Эта заповедь есть основа для покаяния и христианской жизни. Фундамент пирамидки. Не уничтожит Господь сердце человека, который сокрушается в своих ошибках, в своем падении.

«Нищета духа – соль для всех духовных жертв и всесожжений». Под жертвами и всесожжениями имеются в виду все духовные дела, которые мы с вами пытаемся делать. Это пост, молитва, дела милосердия, милостыня, забота о близких, изучение духовной литературы, хождение на богослужения, участие в таинствах. Они все должны быть осолены этой солью. На нашем бытовом языке это означает, что ощущения, дающиеся при исполнении этой заповеди, необходимы для того, чтобы все эти дела были правильными.

«Если они не осолены этой солью, Бог отвергает их». Потому что тогда дело становится не чисто. Если мы готовимся к Исповеди, но не каемся, хотим причаститься, но не следим за собой, молимся невнимательно, без покаяния – это не богоугодные занятия. Обязательно должно быть ощущение нищеты духа. На основе этой заповеди появляются другие. Любое христианское дело должно быть основано на этом фундаменте.

«Зрение падения своего уже есть блаженство для павшего человека». Мы, наверное, скажем: «Ничего подобного. Ничего хорошего в этом нет». Нет, тут духовное отношение, не душевное, не просто эмоции: тебе неприятно, что ты грешник. Тут духовное отношение: если ты начал каяться, у тебя появилось сокрушение, то тебе дается шанс. Как человеку, который приговорен к смертной казни дается шанс на спасение, реабилитацию. Как он наверное радуется, хотя еще в тюрьме сидит, еще не отменен указ о его смертной казни, но уже есть шанс. Также и здесь. Человек, видящий свое падение, кающийся, приходящий в такое состояние (по святителю Игнатию), уже получает это блаженство для падшего человека, как шанс.

«Видящий падение свое способен признать необходимость спасения, Спасителя – способен уверовать в Евангелие живой верой». Вот о чем мы с вами упоминали: хотим исправиться − без Христа невозможно. Заболел человек − ему нужен врач. Когда ты здоров, о врачах и не вспоминаешь. А заболел − тебе нужен врач, лекарства, операция. Сколько мы сил и времени тратим на то, чтобы быть здоровыми.

В духовной жизни точно так же. Ты попытался что-то делать, у тебя появилось осознание своей немощи, падения, греховности − нужен Христос. Ты нуждаешься в Нем. Не просто теоретически: да, я верующий человек. А практически − появляется живая вера, о чем говорит святитель Игнатий.

«Такое состояние – дар благодати, действие благодати, ее плод, а потому и блаженство». Очень важные слова. Мы бываем настолько неблагодарными Богу, нам все кажется, что Бог должен нам давать именно то, что нам хочется. А забываем, что дары благодати Святого Духа действуют не эмоционально − это не какие-то бешеные эмоции. Как иной раз неопытные люди делятся: «Я выйду с Причастия − у меня такое наслаждение». Это неправильное состояние, как раз. Оказывается, действие благодати: когда Христос нужен, когда нищета, а не эмоции, «балдеж» какой-то внутренний (прошу прощения за грубое слово). Мы должны понимать: дано тебе видение грехов не потому, что ты такой молодец, остроумный или внимательный, а потому, что Бог дает тебе их увидеть и дает возможность раскаяться. Мы должны к этому относиться очень внимательно. А если ты это воспринимаешь негативно, начинаешь печалиться, оттого что увидел грехи, тогда получается: тебе дается лекарство (образно), а ты руку с лекарством отбил и говоришь: «Все не так, как мне хочется». Извини, куда ты пришел? Если ты пришел к христианам, то давай брать христианские правила.

«Нищему свойственно печалиться о нищете своей». Согласитесь, это так. Ты увидел свои недостатки, немощи − это не доставляет блаженства, ты переживаешь об этом. Нищета духа рождает какую следующую ступень? «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» − это следующая часть пирамиды, которая ложится на основу. «Блаженны плачущие» − не просто те, кто от обиды брызжет злыми слезами. Речь идет не об этом. И вообще не про физические слезы здесь речь, а о внутреннем состоянии, молитве, переживании, покаянии.

«Нищета духа рождает следующее за ним блаженство – плач. Плач – благочестивая печаль верной души, глядящейся в зеркало Евангелия, видящей в этом зеркале бесчисленные свои греховные пятна». Опять же мы говорим: изучает человек Евангелие, заповеди, пытается их исполнять − не получается. Видит, что он нищий, печалится об этом. Речь идет не о том, что мы взяли и изобразили из себя «плачущего Пьеро». Помните, как Господь говорит про постящихся: не надо что-то изображать, посыпать голову пеплом − это внутреннее состояние, не выноси его наружу. Понятно, что человек сосредоточен, но не надо специально что-то из себя выдавливать и играть. Кого мы хотим обмануть? Не надо ничего делать, это все идет внутри − «благочестивая печаль верной души». Печаль, связанная не с самоедством (почему я такой), а с надеждой, потому что мы уже знаем, что это действия благодати. Ты грехи свои увидел, Бог тебя поддерживает, говорит: «Давай, сынок, иди. Сделай еще пару шагов».

«Такая душа омывает свои пятна святой водой – слезами, стирает пятна святой печалью». Мы говорим не о физических слезах, а о молитве, внутренних переживаниях, которые выливаются в молитву Богу и надежду на исправление, Его милость.

«Несказанное утешение, несказанная легкость проливаются в сердце после пролития спасительных слез о грехах, о падении – слез, являющихся по причине ощущения нищеты духовной». Нам святитель Игнатий как раз об этом говорит, что после покаяния приходит легкость. Если вы, допустим, увидели свои грехи, раскаялись, как вам казалось, и потом впадаете в ожесточение, печаль, уныние, опустили руки, думаете: «Да не буду я ходить на Исповедь, я там одно и то же все повторяю, поэтому не пойду». В этом случае получается не благодатное действие, а ошибочное, когда человек идет не к покаянию, а к самоедству, и это с покаянием не имеет ничего общего. Нам ориентир дается − легкость сердца. Она пройдет тут же, мы же невнимательны, не умеем ничего хранить, снова начинаем согрешать, все это пропадет, но вновь надо искать − ты снова нищий. Нищему дали копейку − он пошел, потерял, опять нищий, хлеб не может купить, снова просит. Но ориентир правильный. Ты не просто ходишь вечно в слезах, соплях, а это внутреннее состояние, связанное с надеждой, с ощущением, что Господь тебе помогает, − этой самой легкостью, как говорит святитель Игнатий.

«Если здесь, на земле, благочестивый плач доставляет такое несравнимое духовное утешение, какое же он приготовит блаженство в будущем веке?» Тут вещи, которых я практически не знаю, поэтому комментировать не буду, но могу предположить, что святитель Игнатий, сам ощущая действие благодати, делится с нами, что это не путь «вечно обиженного малыша», а путь христианина, духовного воина Христова, который получит свою награду, а здесь получает предощущение.

«Христос произнес приговор о благочестиво плачущих: „блаженны плачущие” (Мф. 5, 4). Ты сделал грехи? – Пролей слезы». Имеется в виду − покайся, раскайся.

«Кто занят глубоким рассматриванием самого себя, кто видит себя оскверненным бесчисленными грехами, кто признает себя достойным вечной муки и уже оплакивает как присужденного к ней, тот мало видит или вовсе не видит недостатков в ближнем, удобно извиняет те недостатки, которые видит, охотно, от сердца, прощает все обиды и оскорбления». Оказывается, уже здесь ты видишь, какой ты сам немощный, больной, прекрасно понимаешь, что такие же близкие, и легко их прощаешь.

«Состояние души, при котором устранены из нее гнев, ненависть, памятозлобие и осуждение, есть новое блаженство. Оно называется кротость». Наконец-то мы пришли к тому, к чему стремимся: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Оказывается, это не просто какие-то упражнения, как физически бывает «на определенную группу мышц», а все это взаимосвязано, одно истекает из другого: «блаженны нищие» − нищие плачут о своих грехах − плачущие видят свои немощи еще больше, еще лучше и прощают другому, потому что сами чувствуют, понимают, что нуждаются в прощении, и ощущают порой (у святых людей это бывает), что прощены Богом.

Следующая и остальные все заповеди, которые мы дальше будем изучать, все будут ложиться одна на другую, а не вразнобой. А то у нас как бывает? Берем цитату «Радуйтесь и веселитесь»: «Пошли, пиво попьем». Это безумие. Все основано на этом принципе. «Радуйтесь и веселитесь», о котором в Евангелии говорится, мы даже понять не можем их истинный смысл, потому что не прошли все ступеньки, всю пирамидку.

«Ибо они наследуют землю». Что это за земля такая? Нам же не обещано Богом, что мы все с вами станем собственниками Дальневосточного гектара или подмосковной дачи, или Рублевской квартиры. Вовсе нет. «После падения Бог назвал землей Адама, а в Адаме назвал землей и меня», − пишет святитель Игнатий, т.е. нас всех.

«„Земля еси и в землю отыдеши” (Быт. 3, 19). Будучи землей, я вместе с тем и лишен владения этой землей: похищают ее у меня различные страсти, в особенности насилующий и увлекающий меня лютый гнев; я лишен всей власти над собою. Кротость возвращает мне эту власть, вводит меня во владение моим наследием, моей землей, мной, моей плотью, моей кровью, моими порывами. „Кроткие наследуют землю и насладятся преизбытком мира” (Пс. 36, 11)». Это из 36-го псалма. «Возобладав снова землей, начинаю желать Неба: вхожу в новое состояние… начинаю алкать и жаждать правды». Это уже следующая заповедь.

На этом остановимся, потому что мы должны обсудить вот что: земля − это твое сердце, твой ум. Если этот путь проходить (а это мы все должны делать, это не для монахов написано, а для всех христиан), то кротость, которая появляется после исполнения предыдущих двух заповедей, возвращает землю сердца, землю ума − человек становится владеющим собой. Это не кусочек рая, а твое сердце. Оно уже так просто не взрывается, как мы часто жалуемся друг другу. Это не тот гнев, который заполняет ум, и ты делаешь какие-то глупости, не соображаешь, потом думаешь «как это я мог это сделать». Это все получается оттого, что человек прошел предыдущие заповеди. И уже не осуждает, не гневается, не ненавидит, прощает легко. Вот она, борьба с гневом.

Прошу вас, братья и сестры, обратить внимание и безусловно пытаться это делать: почитать святителя Игнатия и пытаться применять. Собственно, всю борьбу с гневом можно было закончить на этом, без разбора всего другого, но давайте будем пытаться. Помоги нам всех Господь. (Продолжение в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс