Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (1171) → Протоиерей Максим Плетнев: Что значит «всегда радуйтесь»?

Протоиерей Максим Плетнев: Что значит «всегда радуйтесь»?

№34 (1171) / 5 сентября ‘22

Беседы с батюшкой

Батюшка, благословите наших телезрителей.

– Бог благословит вас, дорогие друзья!

Нам сегодня действительно нужно благословение, потому что тема передачи сложная. Мы будем говорить о том, что значит «всегда радуйтесь». Дорогой отец Максим, я очень благодарен за эту тему, потому что в наше время столько сложностей в жизни каждого человека, более того, радости мало. Конечно, мы понимаем, что речь идет о другой радости, но надо как-то учиться быть таким человеком, внутри которого несмотря ни на какие невзгоды и слезы будет радость. Как же всегда радоваться?

– Сначала, мне кажется, надо напомнить, что это слова апостола Павла – Первое послание к Фессалоникийцам, 5 глава, 16–17 стихи. Там еще есть несколько очень важных фраз: «всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите, ибо такова о вас воля Божия» (1 Фес. 5, 16–17). Во-первых, определим, что это не фиксация состояния современного христианина и вообще верующего во Христа, а это призыв к нашему изменению, преображению, и нам с вами дается указание куда расти, куда идти, в какой области совершенствоваться. Здесь надо разобраться о какой именно радости говорит апостол Павел. Дорогие друзья, о чем эта радость? Это радость, конечно же, о Христе. Много говорится в Священном Писании о том, что, встречаясь с Богом, сердце радуется. И Господь говорит, что будет радость после Второго Пришествия, и эту радость никто у нас не отнимет, и что «возвеселится праведник о Господе и уповает на Него», как сказал пророк Давид (Пс. 63, 11). Конечно, это не просто радостное и счастливое состояние человека, непонятно на чем основанное. Я бы сказал, что здесь, скорее, первичная близость к Богу, именно от близости к Богу происходит радость. Именно об этой радости говорит апостол Павел. Мы с вами знаем слова апостола Павла и о любви – никто не может нас лишить любви Бога. Апостол Павел сначала перечисляет земные напасти, болезни, страдания, смерть, а потом уже говорит о каких-то других, где «ни пространство, ни время не может меня отлучить от любви Божией».

Дорогие друзья, если мы пребываем в любви Божией, то мы в радости, даже если переживаем время испытаний. Ведь и в самые трудные времена мы можем быть не лишены близости Бога, как и в самые благополучные времена и ситуации можем быть в унынии.

Можно вспомнить такой пример. Паисий Святогорец рассказывает о поездке на автобусе, когда паломникам вместо двух автобусов подали один, была масса неудобств, и он смотрел на одного такого духовного путешественника – очень недовольного, испытывавшего неудобства, и на лице его было написано безрадостное состояние. А в конце автобуса был монах, который сидел рядом с коробками из-под рыбы. Коробки пахли, постоянно падали на него, он отбрыкивался, и в конце поездки Паисий его спрашивает: «Как ты, брат, расскажи, какой была поездка?» Тот говорит: «Отче, в аду гораздо хуже». Монах был такой радостный! Паисий рассуждает о том, что люди испытывают одно и то же неудобство, тяжесть, дискомфорт, но совершенно по-разному относятся этому и испытывают совершенно разные состояния. Так что действительно мы можем с вами переживать какие-то совсем тяжелые истории, но быть со Христом. Еще раз повторю, у нас слова «всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» – это буквально девиз для всех нас, дорогие друзья, и здесь иногда радость опережает молитвы, и часто наоборот – молитва творит в сердце радость.

Вопрос телезрителя Владимира из Гатчины: «Радость испытываешь во время службы в храме – как-то на душе становится тише после службы, но потом все отходит. Почему в храме какое-то непостоянство: то вся служба проходит сосредоточенно, когда Иисусову молитву читаешь или слушаешь песнопения, а иной раз сам замечаешь, что нападают какие-то помыслы, рассеянность, и, вроде бы, ухватываешься за службу, а все куда-то ушло?»

– К сожалению, это наше обычное состояние. Мы в самом начале сказали, что «всегда радуйтесь» это призыв к саморазвитию, и нам здесь есть куда идти. Несмотря на то, что я священник, по своему не очень большому духовному опыту могу свидетельствовать, что близость ко Христу несет радость. Когда Христос рядом, близость Бога чувствуется, и эта радость постоянная, тихая, светлая. Это не та радость, какую мы видим у юмористов. Святоотеческое учение говорит о том, что у греха уныния два полюса – проявление уныния, плач и смех.

Состояние близости к Богу, в котором верующий человек может пребывать, когда он находится в мире со Христом, это мир не в смысле «время без войны», а мир в смысле благодати, и это не мешает обычной жизни. Более того, наша задача – сохранять близость к Богу не только в храме.

Я недавно был на Валааме. Там ты постоянно встречаешь упоминание Христа, все говорят о Христе, все единомысленны, – это такой маленький мир в идеале, за оградой монастыря уже начинается мир. Там есть где-то военные, но они к Церкви позитивно относятся. Все люди, все, что происходит там, посвящено Христу, и тебе не мешает происходящее постоянно обращаться к Богу. А в миру очень мало нам напоминает о Христе, и здесь надо продумать, как сделать так, чтобы моя жизнь мне напоминала Христа.

Например, что такое четки, зачем они? Иисусову молитву мы можем творить и без четок, а они напоминают, дают физическое ощущение молитвы. И хорошо бы это физическое ощущение жизни со Христом ввести в свою повседневную жизнь. Мы уже говорили о теме служения. Наша современная жизнь так выстроена, что она человека формирует как потребителя. И это два разных отношения к жизни – потребление и служение. Христианство говорит о служении. Мой опыт таков, что необходимо жертвенное служение, – ты должен делать что-то бескорыстно, и тогда ты со Христом. Это изменение жизни и есть путь спасения. Не только потреблять и получать удовольствие, как Хлестаков в знаменитом произведении, у него было целое мировоззрение, как срывать цветки удовольствия. Но это же отравленные цветки, они приводят к беде.

Тема, которую мы сегодня затронули с вами, глубокая, многогранная. Отчего мы еще не можем быть в радости? Почему не радуемся? Почему не благодарим за все? Эти слова из Послания апостола Павла очень сложные, их трудно воспринять, ими трудно руководствоваться. И одна из основных тем для рассуждения, мне кажется, это Промысел Божий и осознание верующим человеком, что все, что происходит со мной лично, с другими людьми, с миром, есть Промысел Божий.

Иоанн Златоуст говорил, что во Христе пользы больше, чем наказания. То, что происходит с нами, это не наказание, а, скорее, горькое лекарство. Да, мы можем иногда видеть, что там такое лекарство, которое приближается к суду. К сожалению, друзья, такова жизнь современного человека. Есть такие эпохи, когда Господь взыскивает. Но для разумения, если говорить о простых примерах, порой человек болеющий, осознающий свою болезнь, платит деньги, ищет врача, способного его вылечить, претерпевает какую-нибудь тяжелую операцию, и после этой операции радуется, хотя ему больно, проходит целый путь страданий, но радуется от того, что нашел врача, который его лечит. Если мы будем под таким углом зрения смотреть на нашу жизнь, на жизнь вокруг, понимать, что в этой жизни есть Бог и ничего не происходит без Его воли, тогда есть возможность осознать, что происходящее, даже тяжелое, может давать радость через благодарение, через принятие.

Это как смертельные заболевания. Они сопряжены с тяжелейшими душевными переживаниями. Вот человек узнает о смертельном диагнозе и проходит целый процеес принятия этого диагноза. Сначала неверие, потом уныние, гнев, торг и наконец, принятие. После того, как человек принимает неизбежное, он дальше пребывает уже в каком-то другом мире – ценит каждую минуту своей жизни, каждый момент бытия, он все воспринимает по-другому. Те, у кого нет таких диагнозов, не совсем имеют право об этом говорить, но мы это берем как пример. Мы вначале говорили, что радость – это радость близости ко Христу, именно об этой радости говорит апостол Павел.

Вопрос Евгения из Белгорода: «В Писании сказано, что мир лежит во зле. Вопрос: радоваться чему – жизни в мире, который лежит во зле, или радоваться Второму Пришествию Христа, когда жизнь откроется во всей полноте? Но тут тоже проблема, христиане с первыми апостолами ждали Христа, что Он вот-вот придет, а в наше время это иссякло… Как быть?»

– Мы же говорим – радость о Христе. Конечно, радость не о том мире, что лежит во зле. Это данность. Зло не просто где-то там, у каких-то других людей, и какие-то люди творят беззаконие, а оно во мне, оно в моем сердце. Это страшно. Но мы говорим о другом – о той радости, когда рядом со мной Христос. Поделюсь с вами такими своими переживаниями. Год назад я тяжело болел ковидом, и, когда лежал в реанимации, я действительно непрестанно молился. Как мне казалось и как кажется сейчас, Господь был совсем рядом. Мне было и страшно, и больно, но в то же время была радость о Боге, ощущение Его милосердной любви ко мне. Уже столько времени прошло, но для меня это настолько яркое было переживание, что я буду помнить его всю жизнь, сколько Господь еще отпустит. Соединенность страданий и переживания близости Бога, любви Божией… Сложно определить словами, что я чувствовал. Это, скорее, было переживание какой-то нежности по отношению ко мне.

Мы читаем в Евангелие от Луки притчу о блудном сыне, и Бог, Который выбегает навстречу Своему блудному сыну и бросается ему в объятия… Сколько в этом нежности. И меня всегда поражает, насколько несоизмеримы Бог и человек, который во зле пребывает в этом мире. Любовь Божия и Бог несоизмеримы в этом мире, но Бог эту пропасть между нами преодолевает. Он ее преодолевает, не мы. Это не наша заслуга, не наши внутренние подвиги, а Он по Своей любви, по Своему милосердному отношению к человеку преодолевает эту пропасть и, более того, Он ее разрушает, смертию смерть поправ. Наша вера – это вера в победу над смертью, и эта вера радости.

Мы с Вами говорили, что тщетна вера, если мы не верим в Воскресшего Христа. Есть такое выражение «слезы радости».

– Подчеркну, это опять соединенность. Я это переживал, это было самое тяжелое переживание в моей жизни, с одной стороны, но с другой стороны, самое светлое переживание. Как это так: соединяются и самое тяжелое, и самое светлое переживание? Об этом нам говорит Священное Писание: «Где изобилует беззаконие, там преизобилует благодать». И действительно это может быть, но для этого человек должен быть устремлен к Богу. Когда человек не имеет веры во Христа, не имеет такого блаженного вектора своей души, даже в самых комфортных условиях может жить, как в аду.

О чем думает простой человек? О материальном благополучии. Но материальные блага – не главное. А что главное? Мы приходим опять к любви. Главное для человека, чтобы его любили и он любил, возможность получать любовь и отдавать любовь. Это в конечном итоге оказывается радостью и счастьем. Мы, христиане, знаем, что любовь от Бога и в Боге. Я могу любить ближнего потому, что я люблю Бога. Если я не люблю Бога, как я могу полюбить ближнего?

И самого себя.

– И самого себя, совершенно верно. Я могу испытывать самую разную гамму чувств, они будут казаться любовью, их так будут даже называть. Но это не будет той любовью, о которой говорит Евангелие: Бог есть любовь. Это будет что-то другое. Поэтому мы приходим к выводу, что отсутствие Бога (или Его минимальное присутствие) в моей жизни, в жизни группы людей или больших сообществ – это и есть зло, в котором лежит мир. Присутствие же Бога – есть радость, то, что является смыслом этого мира и всего происходящего.

У человека есть слезы горести и слезы радости. Есть момент, когда мы объединены одной большой радостью, – это Исповедь. После Исповеди каждый из нас пребывает в радости, даже если человек реально плачет о своих грехах во время Исповеди. Но он отходит от епитрахили, целует Евангелие, крест и находится в радости.

– Совершенно верно. У нас даже есть такое прилагательное, такой образ в церковнославянском языке: радостнотворные слезы, то есть слезы, которые творят радость. Наше покаяние и раскаяние в грехе должно приводить к радости в конечном итоге, но, конечно, не к бездумной и безумной.

В реанимации я ощутил радость бытия как такового, радость от простого творения Божия. Это продолжалось дней пять, когда было непонятно – умру я или нет. У меня было тяжелейшее состояние, я лежал в углу палаты, а на другой стороне было окошко, светило солнышко. Я смотрел и думал, что готов так лежать лет двадцать и смотреть на этот кусочек неба, на солнышко. И в этом была удивительная красота мира, не материального, а мира как принципа бытия, самой по себе жизни. Жизнь сама по себе несет удивительную радость, красоту и совершенство, потому что это творение Божие.

Вопрос телезрителя: «У меня мама отошла ко Господу три года назад, ее звали Валентиной. Она была христианкой, Бога очень любила, в храм ходила. Но у нее были тяжелые болезни, тяжелая жизнь. Как обрести радость в такие моменты тяжелоболящему человеку? Конечно, у нее были радостные моменты. Но как утешиться, обрести радость в тяжелые минуты?»

– Люди иногда и в тяжелых болезнях пребывают в радости, а некоторым это не дается; претерпевший же до конца, спасется. Тема страданий неразрывно связана с жизнью и с любовью. Нет любви без страданий. Мы видим самую крайнюю любовь, которая нам явлена в этом мире, – это любовь Христа и распятие. Самые страшные страдания есть часть этой любви.

Всегда так. Наши страдания несут в себе потенциал света, потенциал любви и преодоления зла. Но они могут восприниматься иначе. Человек может, испытывая страдания, озлобиться, возненавидеть все и вся. Здесь главное – внутренний настрой. Как ты будешь воспринимать происходящее? Роптать на Бога? Кто-то может просто возненавидеть Бога через страдания.

Мы не можем пройти без страданий нашу жизнь, все обречены на страдания. Хотя тема нашей передачи о радости, но это неразделимо. Нельзя прожить жизнь без страданий,мы все будем страдать, болеть и умирать, умрет наше тело. А умрет ли душа, будет ли она в вечных муках или в радости Господней со Христом – это зависит от того, как мы проживем жизнь. Сейчас много людей в Церкви, которые пришли к вере через страдания.

Таких большинство. От радости приходят единицы.

– От радости не приходят. Если человек не выстрадал веру, он ее не ценит, теряет ее. Веру надо пережить, в каком-то смысле в себе родить. Формула: любовь влечет страдания. Мы любим ребенка, ребенок болеет – мы страдаем; любовь и страдания – вместе. Но любовь преодолевает все, она оправдывает все страдания. Все страдания оправданы любовью.

Я переживаю и соболезную людям, которые в своих страданиях не находят Христа. Страдания могут привести человека к погибели. Как это происходит? Почему в одной и той же ситуации один уходит в одну сторону, а другой – в другую? Где развилка? Почему один человек обретает веру, радость и любовь, а другой уходит во тьму, к темным духам. К сожалению, наши разговоры о демоническом мире реальны. Этот мир есть, и он активным образом влияет на нашу жизнь. Люди уже здесь пребывают с Богом либо еще с кем-то. Это непростые темы.

Невозможно представить нашу жизнь только в одном аспекте. Я вспоминаю о подопечных вашего реабилитационного центра и всегда удивляюсь. Эти ребята, до того. как прийти к вам, искали радость в другом. И, к сожалению, таких людей много, я их вижу ежедневно. Люди пытаются найти радость в вине, курении и тому подобное. Это их выбор такой радости, но они ведь тоже ищут радость.

– В конечном итоге, да. Радость близка к любви. А Божия любовь дает нам радость, именно об этой радости говорит апостол Павел, все взаимосвязано. И я глубоко в этом убежден, что зависимый человек ищет любви, но, к сожалению, получает вместо любви суррогат.

Любовь равна благодати Божией. Мы затерли слова: благодать, любовь, радость. Мы не можем их воспринять в первичной чистоте, потому что наш разум отяжелен годами житейского опыта. Когда везде говорят «любовь, любовь», люди просто теряют ориентацию и не понимают, что это такое. И благодать Божия тоже порой не осознается. Но это реальность. Благодать Божия реальна: мы можем ее искать, находить и в ней пребывать. Это и есть любовь Божия.

Записали:
Елена Чурина
и Ирина Обухова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс