Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (1171) → Протоиерей Андрей Туров: Почитание святых основано на почитании Бога

Протоиерей Андрей Туров: Почитание святых основано на почитании Бога

№34 (1171) / 5 сентября ‘22

Архипастырь

Отец Андрей, все мы в молитвах обращаемся за помощью к святым. А всегда ли мы должны просить их о помощи? Ведь, по сути, мы тревожим их своими молитвами. Всегда ли мы должны обращаться за помощью именно к святым, а не к врачам, скажем, или к кому-то, для кого такая помощь – обычное дело?

– Начну с того, что скажу два слова о сути этого явления. В религии есть мнения людей, не придерживающихся христианских взглядов, принадлежащих к другим деноминациям (например, протестантского толка), о том, что можно, помимо надежды на помощь Божию, обращаться за помощью еще и к людям. Но все-таки святые – это не боги, это люди, зачем же обращаться к ним в молитве?

В связи с этим вспоминается первая заповедь Закона Божия, которая была дана пророку Божию Моисею на горе Синай, а через него всему человечеству. В ней Господь говорит о том, что у нас не должно быть других богов пред лицем Его. Здесь под словом «боги» имеется в виду не Бог в подлинном смысле этого слова, а то, что может встать на место Божества, и как раз это и запрещает Господь.

Почитание святых основано на почитании Бога, каким бы парадоксальным и странным это ни казалось на первый взгляд. Святого человека почитают как некий сосуд, преисполненный Божией благодати, то есть это тот, кто всего себя посвятил служению Богу. А служения бывают разными – начиная от мученичества, когда человек своей кровью, своей жизнью запечатлевает твердость веры в Бога, и заканчивая служением преподобного, где слово «преподобный» означает «подобный, похожий на Бога», насколько он может походить на Божество.

Такие люди посвятили всю свою жизнь, все свои силы и таланты служению Богу. И если и были у них какие-то человеческие изъяны, присущие искаженной грехом, грехопадением человеческой природе, то все они были исправлены. Эти люди были возвращены в первичное райское, эдемское состояние Адама и Евы.

То есть человек переродился.

– Да, он стал другим. И мы обращаемся к святому, подобно тому, как бы мы попросили мастера, преуспевшего в том или ином деле, показать нам мастер-класс, дать уроки, навыки. Например, когда мы учимся водить машину, свои знания нам передает инструктор, досконально знающий правила дорожного движения, навыки вождения. Можно сказать, что святые люди – это мастера духовной жизни, мастера молитвы.

Многие признаются, что, когда они впервые обращались к Богу в молитве, этот момент был для них очень проблемным. Хотелось пообщаться с Богом, о чем-то Его попросить, но было трудно это сформулировать. И вот здесь на помощь приходят молитвенные тексты, которые снизошли на святых людей подобно озарению. То есть эти тексты были не просто сочинены, составлены, они были произнесены святым Богу от души, от сердца.

Обращаясь к святым, мы просим, чтобы они своей святой молитвой испросили у Бога, единственного Источника всех благ, помощи для нас в том или ином деле, в той или иной проблеме, а в моменты болезни, каких-то немощей испросили помощи в восстановлении наших телесных сил. У нас есть святые угодники Божии, святые люди, которых мы называем целителями. Например, называем целителем святого Пантелеимона, потому что своей святой молитвой он испрашивает у Бога благодати для исцеления нас от болезней.

Поэтому, отвечая на ваш вопрос о том, в каких случаях нужно просить помощи у святых, а в каких обращаться к врачам, я бы сказал, что нужно разумно сочетать два эти момента. К примеру, доктор скажет вам, что в вашем случае должно помочь такое-то лекарство, но любой медик может рассказать массу историй из своей практики о том, что эта таблетка должна действовать таким-то образом, но на другого больного она действовала по-другому либо вообще не действовала.

Здесь неверующий человек сошлется на какую-то погрешность, может быть, объяснит себе это тем, что, к примеру, лекарство не то. А мы скажем: если Господь не даст Своей благодати, не пошлет больному исцеление, то напрасными будут труды врачей.

С этим понятно. То есть мы должны просить помощи у святых, но и врачами не пренебрегать.

– Да, конечно.

Есть такая русская пословица: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет». Так вот, если, к примеру, дома прорвало трубу, нужно встать на молитву или все-таки вызвать сантехника?

– В этом случае следует обязательно вызывать сантехника. Безусловно, нужно и свои усилия прилагать для устранения бытовой аварии, и, делая эту работу, нужно попросить Господа о том, чтобы Он вразумил, как лучше сделать.

Есть такое понятие – «синергия», или «соработничество», означающее, что, когда человек употребляет свои усилия, Господь дает ему еще Свою благодать и Свои силы. Соединением этих двух сил – человеческой и всесильной Божественной и рождается добрый результат. Соработничество, синергия – это движение навстречу Богу, благодаря тому, что мы просим Его помочь, вразумить, укрепить нас, в конце концов, дать нам терпение.

Иногда в стрессовых, аварийных ситуациях человек может потерять самообладание, и тогда помощь Божия будет способствовать укрощению бушующей водной стихии, которая через прорванную трубу заливает все.

Перефразировав известную поговорку, можно сказать так: «Молитвой дело не испортишь».

– Да. В любом случае каждое дело начинается с молитвы. Вот человек думает, что он сам что-то сделает, поскольку в этом деле он уже эксперт, мастер, он уже много раз делал эту работу. Но с ним может случиться некий ступор, у него может быть сильная усталость, он не сможет сосредоточиться, и дело, которое обычно он делал очень легко и быстро, не будет ему даваться. В этом случае, конечно же, помощь Божия неоценима. И поэтому принято любое дело начинать с благословения, с молитвы, с просьбы к Богу о том, чтобы и Господь явил Себя в этом деле, чтобы это благое, доброе дело стало успешным и человеческими усилиями, и с помощью Божией.

Отец Андрей, мы с Вами дожили до тех времен, когда практически не осталось старцев, во всяком случае, таких старцев, о которых написано в книге «Несвятые святые». Задавали вопрос священникам, есть ли сейчас старцы, но они тоже о таких не слышали. Когда же я читал воспоминания людей об их общении со старцами, о благодатной помощи старцев, невольно ловил себя на мысли, с какими глупостями люди обращались к ним: стоит ли продать корову, нужно ли покупать поросят и так далее. Конечно, я сейчас несколько утрирую, тем не менее похожие ситуации на самом деле были.

Если, к примеру, мы предположим, что есть некий прозорливый старец, имеющий благодатную помощь от Бога, на Ваш взгляд, всегда ли нужно идти к нему за помощью, за духовным советом или в чем-то можно обойтись своими силами? Есть ли здесь какой-то критерий?

– За духовным советом нужно идти к духовнику, а за духовной помощью – к старцу. Действительно, в обывательской среде очень часто обращаются к священнику как к некоему оракулу, который скажет, продавать квартиру или не продавать, приобретать сейчас валюту или лучше подождать, когда курс станет более выгодным. Это тот момент, когда мы пытаемся духовную стезю поставить на служение совершенно мирским, обыденным, бытовым вопросам, а эти вопросы, конечно же, недостойны того, чтобы решать их в духовной жизни.

А те старцы отвечали на подобные вопросы.

– Они отвечали, потому что имели великую любовь к людям, потому что порой, на наш взгляд, глупый, недостойный, мелкий вопрос по своему содержанию мог стать для человека вопросом, с которого начиналась его духовная жизнь.

Я вспоминаю Евангельский момент, когда два ученика увидели шедшего Христа и стали Его догонять. Когда Господь обернулся, они только и спросили у Него: «Учитель, где Ты живешь?» То есть этот вопрос в тот момент не был мелким, он стал результатом растерянности, некой робости, когда потерялось абсолютно все, о чем они хотели спросить. И Господь ответил им тоже очень просто: «Идите и посмотрите». Через этот маленький шаг Он призвал их стать Его учениками.

На протяжении всего Евангельского повествования мы видим, что те, кто задавал Ему подобные несерьезные вопросы, становились служителями Христовыми, провозвестниками Божией благодати. Мы знаем примеры, как люди из любопытства ехали посмотреть на старцев, и даже были такие, кто ехал к старцам со скепсисом, с желанием их разоблачить, поймать на каком-то противоречии. Но, оказываясь в святых местах, где старцы несли свое служение, эти люди перерождались и возвращались полностью преображенными. Их убеждала помощь Божия, изливавшаяся от старцев, убеждала вдохновенность их служения.

Очень часто Господь делает так, что первые шаги к вере возникают у человека от противного. Да, старцев очень мало, старчество – вообще уникальное служение, это благодать, дар. Его Бог дает Церкви очень редко, и это действительно духовное сокровище. Но старцев нет еще и потому, что нет послушников. Много ли людей доверились бы сейчас воле, благословению, совету кого-то, некому вектору, который был бы придан их жизни?

Чтобы не было баловства духовным даром, этот дар становится очень минимизированным и в некотором смысле практически иссякает, дабы им не пользовались массовым образом, вот так, походя, используя святыню не по назначению.

Идея любой веры – это не утилитарное ее использование: вот сейчас мне Господь ответит, как поступить, делать это или не делать, идти туда или не идти. Наше дело – приобщиться Богу, обожиться, стать проясненным образом Божиим. Пред величием этих вопросов меркнет любой бытовой, житейский вопрос, который мы можем задать Богу, для решения которого можем попросить помощи у святого угодника Божия. Нам важно переходить от чего-то малого к великому, и тогда духовный рост, духовное развитие будут проявляться в каждом.

Представьте, что мы настойчиво обращаемся к Богу с просьбой, но помощь не приходит. Что нужно делать: продолжать молиться или, быть может, это знак того, что то, о чем мы просим, на самом деле нам не нужно?

– Иногда бывает так, что человек сам не знает, о чем просит. Вспомним описание Преображения Господня, когда Петр не знал, о чем он говорил, когда предлагал соорудить три палатки, переживая радость Преображения в своем сердце. Поэтому нам, конечно, нужно стараться, чтобы самому великому и самому важному придавать самое важное значение. В Евангелии Господь сказал: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

Возможно, житейские вопросы в этом плане тоже стоит разделять: да, это можно доверить Богу, можно вознести Ему об этом молитву, а вот этого делать не стоит. Другой вопрос, когда мы с вами молимся, в основной нашей молитве «Отче наш», мы просим Бога о том, чтобы воля Божия явилась в этом мире. Мы говорим: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Наверное, это то, чем должна заканчиваться каждая наша молитва, каждая наша просьба к Богу.

Конечно, мы как чада можем обращаться с просьбами к нашему Небесному Отцу, но мы не должны просить это ультимативно: «Господи, я уже три раза обращался к Тебе с просьбой, я поставил Тебе четыре свечки, а Ты все никак не исполняешь мое прошение». В конце мы должны добавлять: да будет воля Твоя, потому что мы видим только часть той проблемы, которую доверяем Богу, а Господь видит все причинно-следственные связи.

Иногда бывает так, что человеку неполезно получать просимое, и тут появляется понятие «доверие», близкое к слову «вера». То есть мы не только верим Богу, мы еще и доверяем Ему. Например, человек просит машину, но Господь знает, что тот неаккуратен в вождении, и машина может стать для него смертельным орудием, которое лишит его жизни. Разве можно давать такому человеку машину?

А он все молится, может быть, даже ропщет и говорит: «Господи, у всех моих друзей уже есть машины, у одного меня нет». Господь может дать ему машину, и она станет для него орудием, которое лишит его жизни, или, может быть, по его вине случится авария. И тогда появится уже другой вопль к Богу: «Господи, да лучше бы у меня никогда этой машины не было! Зачем Ты мне ее дал?» Так что Господу нужно не только верить, но и доверять.

У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Есть ли литература, которая рассказывает о персонажах Евангелия, упоминаемых лишь эпизодически? Например, очень интересно узнать, что стало с юношей, которому Спаситель сказал: продай имение твое и раздай нищим… и следуй за Мною, – и тот отошел опечаленным».

– Такая литература есть. Безусловно, Евангелие – очень многослойный, многопластовый материал. Проведено множество исследований, касающихся Евангельских текстов, Синопсиса, сопоставлений Евангелий. Мы с вами знаем, что в канон Священного Писания вошло четыре Евангелия, и каждое имеет свои особенности. Есть даже определенного рода противоречия в деталях и объяснения, почему это так.

В некотором смысле это свидетельством того, что Евангелие – не искусственно подобранные, сочиненные и составленные тексты, а действительно с разных позиций и ракурсов рассмотренные свидетельства тех или иных событий, разнящиеся в некоторых описаниях. И поэтому, конечно же, уделяется внимание персоналиям, описанным в Евангелии.

О юноше, о котором задан вопрос, написано очень мало, но он для нас – красноречивая фигура, в нем каждый из нас может узнать себя. На его пути к Богу стало преткновением его богатство. Он очень полагался на него, считая, что оно даст ему много возможностей. По-видимому, он думал: «Мои деньги меня спасут в той или иной ситуации, помогут мне. Я что-то куплю, за что-то заплачу и, в общем-то, буду безбеден и беспечален».

Но Господь говорил ему не о бытовом удобстве, а о спасении души. А в деле спасения души богатство не помогает. Наоборот, для некоторых оно может стать большой проблемой. Эта поучительная история вошла в канон Священного Писания, чтобы каждый понимал, что для нас важно, а что второстепенно.

«Как люди узнали о том, что известно только Творцу (например, какие бывают ангельские чины)?»

– Отчасти все это описано в Священном Писании, то есть там есть определенного рода указания и уточнения. Что-то святые передавали как опыт своего озарения, откровения и общения с Богом, а что-то является символическим.

Когда мы входим в область богословия и пытаемся описать Небесные или тем более Божественные реалии, мы часто встречаемся со сложностями, потому что хотим человеческими понятиями и терминами объяснить, описать реалии духовного неба.

В Священном Писании написано: В начале сотворил Бог небо и землю. Здесь под небом как раз понимается ангельский невидимый мир. Конечно, здесь очень много тайн, что-то мы не можем познать, описать. Апостол Павел говорит: не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. То есть мы даже не можем представить себе реалии того мира, потому что в нашем мире нет им аналогий.

Попробуйте объяснить, что такое «вечность». У нас нет ничего вечного – все начально и все конечно в этом мире, да и сам мир начален. Когда-то он был сотворен, и он конечен, то есть земля изменится, и будет новое небо и новая земля, как написано в Священном Писании.

Когда мы с детьми изучаем Священное Писание, очень часто они спрашивают: «А что было до сотворения мира, что было до Бога?» И вот как объяснить детям, что Бог был всегда? Это проблема. Вопросы богословия – очень важные вопросы, и очень много тайн хранит духовная жизнь, жизнь духовного Неба и, конечно, Сам Господь.

«Что делать, если я заказал благодарственный молебен, но не услышал своего имени, когда молебен служили?»

– Я думаю, здесь нет никакой проблемы. Вы могли не услышать свое имя, просто пропустили его. И в храмах есть разная практика чтения записок. Допустим, если записок очень много, то вслух читается только какая-то их часть. Вы можете видеть, как, например, во время чтения акафиста перед привезенной в храм святыней все присутствующие священники беспрерывно читают записки, и, возможно, ваша записка тоже была прочитана, но не вслух.

И давайте возьмем самый плохой вариант – ваша записка по какой-то причине не попала в руки священнику. В этом случае Господь обязательно помянет тех, кто указан в записке. Для Бога не существует наших бюрократических моментов, что если записка не была внесена в алтарь или не прочитана, то те, кто в ней указаны, не будут помянуты. Они помянуты еще до того, как вы вписали их имена в записку. Это у нас есть прошлое, есть продолжение действия и последствие этого действия в будущем, а для Бога все уже совершено, поэтому Господь не оставит ни вас, ни ваших родственников, даже если такое и произошло.

Должен сказать, что в храмах очень ревностно относятся к поминальным запискам. Помощники священников уделяют много внимания тому, чтобы каждая записка была прочитана. Иногда вы можете видеть, что некоторые службы немного затягиваются, потому что все еще прочитываются последние записки из того массива записок, которые к этому моменту оказались в алтаре. Поэтому я думаю, что переживать об этом и давать ход своей мнительности совершенно не стоит.

Записала:
Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс