Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (1171) → Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: С Божиим благословением любое дело спорится

Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: С Божиим благословением любое дело спорится

№34 (1171) / 5 сентября ‘22

Архипастырь

Владыка, в преддверии учебного года предлагаю сегодняшнюю нашу тему озаглавить так: «Ученье – свет». И в связи с этим мой первый вопрос: стоит ли с православной точки зрения рассматривать учение как послушание?

– Я бы не стал бросаться такими словами, как «послушание», потому что послушание – это обязанность, которая вменяется человеку духовным наставником либо начальником. Образование – не столько послушание, сколько очень важное и нужное для каждого человека дело.

Важность образования осознали еще в Древней Руси, и поэтому с приходом христианства, с Крещением Руси образование сразу же стало развиваться. При крупных монастырях создавали книгохранилища, библиотеки, первые школы. Была поставлена задача не просто научить грамоте русских людей, но дать им через грамоту ключ к познанию Священного Писания, богооткровенных истин, а также знания, накопленные человечеством за все время его существования. Дело образования рассматривается Церковью как весьма важное, и каждый должен отнестись к нему максимально ответственно.

А как поступать родителям, если их чадо не очень успевает в учебе? Кто прав: родители, которые бранят своих детей и говорят: «Ты должен, обязан учиться», или родители, считающие, что это жизнь ребенка и пусть он как умеет, так и учится? Или, как обычно, истина где-то посередине?

– Мне думается, что не-успешность в учебе может иметь под собой две причины. Одна из них – природная неспособность человека к определенным видам наук. Ведь не секрет, что есть гуманитарии – люди, более склонные к гуманитарным наукам, к изучению литературы, истории, других общественно-гуманитарных дисциплин, и есть технари, больше склонные к изучению химии, физики, математики. Это известное противостояние лириков и физиков.

Поэтому навязывать ребенку, скажем, гуманитарный профиль, если у него склонность к техническим наукам, я думаю, не следует. Родители и учителя должны видеть, что заложено в ребенке свыше, и стараться развивать эти качества. Другие же науки, конечно, не должны игнорироваться, просто им можно уделять несколько меньше внимания.

Но за неуспешностью в учебе может скрываться такое явление, как леность. Что греха таить, леность свойственна и взрослым людям, не говоря о детях, им, конечно же, намного приятнее предаваться играм, чем учебе. Тем более что в настоящее время есть очень много соблазнов в том плане, что обычные игры, в которые играли мои сверстники, будучи детьми, заменены играми компьютерными. У каждого в кармане гаджеты с играми, и не нужно выходить во двор и собирать команду. Достаточно достать из кармана мобильный телефон или сесть за компьютер – и можно играть в разные игры.

И если за неуспешностью в учебе стоит леность, это очень опасная духовная болезнь, с ней нужно бороться всем вместе: с леностью должен бороться сам учащийся, на это должны обращать внимание и педагоги, и родители. Поэтому здесь, как Вы говорите, истина действительно где-то посередине.

Очень важно, чтобы ребенок, став взрослым, не пожалел о том, что родители не оградили его от соблазнов, не наставили его в добре, потому что во взрослом возрасте с большим трудом ему придется восполнять недостаток знаний.

Я, например, часто сокрушаюсь сердцем, что, когда я был ребенком, и в школе, и в семье очень мало внимания уделялось, скажем, изучению языков. Сейчас, когда мне без малого 60 лет, мне намного сложнее изучать языки. Поэтому родители должны не только включать перед детьми зеленый свет в деле образования, но и побуждать, стимулировать их к учебе.

Владыка, можно сказать, что у Вас на попечении тысячи духовных чад разного возраста. Можете ли Вы дать совет, как заставить ребенка учиться, если дело именно в лености? Нужно всыпать ему ремня, побранить его или можно добиться этого иными способами?

– Это как раз та область, где нельзя с трибуны раздавать советы тысячам слушателей, потому что каждый человек индивидуален. Кто-то нуждается в строгости, кто-то – в добром слове, а кто-то в стимулировании, и к каждому должен быть свой подход.

Конечно же, родители, педагоги, зная своих подопечных, детей, должны понять, какой ключ нужно найти к сердцу ребенка или взрослого, чтобы подвигнуть его к труду. Не секрет, что есть дети, которые будут стараться, боясь наказания, и есть такие, кто, если всыпать им ремня, ожесточатся и назло родителям не будут учить то, что нужно.

У каждого свой характер, свой нрав, поэтому здесь должен быть творческий подход. Если от человека требуется творческий подход к написанию картины или к созданию музыкального произведения, то формирование его менталитета, задание вектора его жизненного развития требуют от педагогов и родителей куда большего искусства.

Святые отцы говорили, что задача родителей не столько родить детей, дав им временную жизнь, сколько их воспитать. А воспитание предполагает в том числе и прививание ребенку позитивного отношения к учебе. Я знаю много детей, которые с радостью бегут в школу, потому что там создана должная атмосфера, должный климат. Ну и учеба – это не просто освоение определенного багажа знаний, потому что знать все, запомнить все невозможно, да в наше время и нет такой необходимости, потому что у всех под рукой интернет, всегда можно оперативно найти ту или иную информацию через различные поисковые системы.

Получить воспитание, целостное мировоззрение – вот что должно стать результатом образования и школьного, и вузовского, а по большому счету и того образования, которое человек получает в течение всей своей жизни.

Мне очень нравится плакат, его давным-давно скинули мне на гаджет из Кемеровской области. В нем говорится о том, что в Кемеровской области очень много несчастных детей, которым родители не дали ничего, кроме денег. Я думаю, это можно отнести и к школе.

– Конечно. В деле образования деньги как раз далеко не на первом месте. Иногда родители стараются устроить своих детей в элитные школы, думая, что, вкладывая в это финансы, можно надежно обеспечить образовательный процесс. Но эти дети зачастую лишаются личного внимания, заботы и теплоты родителей, рассчитывающих, что деньги заместят все, они перекладывают воспитание на школу, ведь за такие деньги она просто обязана сделать из их детей игрушечку. На самом деле здесь видны просчеты и в воспитании, и в образовании, и в результате получается блин комом.

Владыка, много лет Вы были ректором Томской духовной семинарии и вот сейчас говорите о творческом процессе. А можете ли Вы вспомнить творческий момент, благодаря которому удалось изменить кого-то из неприлежных учеников?

– Ничего вспоминать не надо. Это обычный учебный процесс, как в любом учебном заведении. Я наблюдаю за тем, как первокурсники, только-только приступившие к учебе, горят желанием учиться, но это продолжается изо дня в день, и у них начинают опускаться руки, они как бы закисают. И вот тут педагогам необходимо поддержать в них добрые устремления.

Конечно же, от преподавателей зависит очень многое. Когда я был студентом Московской духовной академии, я видел, что на лекциях отдельных преподавателей собиралась огромная аудитория. Приходили не только студенты, которые должны были присутствовать на лекциях, но и студенты, не обязанные ходить на эти лекции, потому что все видели, насколько интересны и полезны лекции этих преподавателей и как они вдохновляют.

Я думаю, что всегда нужно пытаться зажечь учащихся внутренним огнем, стремлением к постижению тех или иных дисциплин, в первую очередь тех, что нравятся самим детям.

Изменится ли с 1 сентября учебный процесс в Томской духовной семинарии? Ведь не секрет, что российские вузы решили уйти от Болонской системы. Скажется ли это на духовном образовании?

– Это вынужденный процесс, поскольку сейчас, когда России объявлена война по всем фронтам, в том числе и в сфере образования, Россия должна выстраивать свою автономную систему образования, не завязанную на международные рейтинги и прочее.

Поскольку в нашей стране духовное образование сопряжено со светским, мы тоже оказались в этой обойме. Но то, что принято такое решение, еще не означает, что все начало активно осуществляться, потому что это на самом деле очень трудно. Представьте себе растение, которое каждый год пересаживают с одного места на другое. Для многих растений это очень неполезно и даже может быть губительно. Растение должно прижиться, пустить корни, и только тогда оно начинает приносить добрые плоды.

Поэтому, думаю, здесь никаких резких движений нет и не будет. Надеюсь, что это касается и светских вузов, и духовных учебных заведений. Я думаю, что будет найден оптимальный вариант, но пока мы строим свое образование так, как его и строили.

Духовные школы, в отличие от многих светских вузов, были не особо завязаны на международный уровень рейтингов, в этом отношении мы более свободны. Как изучали Священное Писание, догматическое богословие, историю Церкви и Отечества, историю Древнего мира, так и будем все это изучать, а по какой системе?.. Пока набор на специалитет осуществлен так же, как это было до Болонской реформы.

Конечно, подобные решения должны приниматься на самом высоком уровне и без всякой поспешности. А если мы будем метаться, ничего хорошего от любой реформы не будет, особенно если эта реформа касается образования.

Владыка, с Вашего благословения во всех томских храмах начали служить молебны перед началом учебного года. Скажите, они составлены каким-то особым образом? Чем они отличаются от молебнов, которые можно ежедневно заказать в каждом храме?

– В каждом храме ежедневно можно попросить священников отслужить любой молебен, в том числе и этот. Но этот молебен служится как бы не индивидуально, не для отдельно взятого человека, а для всех прихожан, потому что с системой образования так или иначе связаны все: кто-то является педагогом, кто-то – студентом или учеником. Или в семье наверняка есть дети, внуки, племянники, которые или пойдут учиться, или уже учатся. Поэтому Церковь и служит такой молебен, в нем могут принять участие одновременно все.

Что такое молебен? Это молитва к Богу о призвании Божия благословения на любое дело. Мы знаем, что в Церкви служатся молебны о здоровье, освящении жилища, молебны на всякое доброе дело. И есть такое чинопоследование, оно с древних времен помещалось во все богослужебные книги, называемые Требниками.

В Требнике Петра Могилы – наиболее известном и популярном XVII века, переизданном в наше время, есть чин благословения детей на учебу. В несколько видоизмененном виде этот чин дошел и до нас. Этот молебен публикуется в богослужебных книгах с чинопоследованиями и совершается во всех храмах.

Если мы прочитаем текст этих молитвословий, то увидим, что там есть просьба к Богу, чтобы Он наставил педагогов, дал им мудрость, должную благорас- положенность к своему делу, что очень и очень важно. Также там есть молитва к Богу, чтобы Он расположил сердца детей к принятию того доброго, что будет преподаваться им в разных учебных заведениях. Этот молебен актуален и для учеников, и для учителей.

И хотя этот молебен официально определен в богослужебных книгах как молебен благословения детей, на самом деле это молебен и на благословение учителей, педагогов, профессоров. Он актуален для всех учащихся, даже если это великовозрастные студенты (а мы знаем, что в некоторых вузах иногда учатся люди зрелого возраста), то есть он актуален для всех, кто грызет гранит науки.

Почему так важно начать учебный год именно с молебна? Потому, что все, на чем есть Божие благословение, приносит большие плоды. Помимо усердия человека, напряжения его сил, помимо организационных моментов учебного процесса, всегда очень важно, чтобы этому содействовало благословение Божие.

Когда есть благословение – все спорится, все идет намного легче. Когда ключ плохо проворачивается в скважине, его смазывают маслом – и он начинает хорошо работать. Вот так же и во всех сферах нашей жизни. Если мы призвали Божие благословение, то, помимо естественных сопутствующих этому делу условий, Господь дает Свою силу, и все начинает спориться.

Давайте перейдем ко второй части нашей программы. Грядет великий христианский праздник – Успение Пресвятой Богородицы. Думаю, что я не ошибусь, если скажу, что в нашей стране он очень почитаем, ведь не только многие храмы, но и монастыри носят имя в честь этого праздника. Что же это за великий праздник и почему он так почитаем?

– На Руси день Успения Божией Матери иногда называют Богородичной Пасхой, и многие богослужения праздника Успения Божией Матери соответствуют или похожи на предпасхальные богослужения, богослужения Великой Субботы. Поэтому этот праздник сразу был отмечен людьми как имеющий особую значимость.

Это торжество Пресвятой Богородицы, Которой Господь вручил материнскую заботу обо всех верующих христианах, поэтому он особенно любим, и не только нашим народом. Нужно сказать, что и в западной, и в римско-католической традиции этот праздник тоже один из важнейших. В некоторых странах Западной Европы этот день выходной.

Однажды, как раз в праздник Успения Божией Матери по западному новостильному католическому календарю, я отправился в паломничество в город Бари к мощам святителя Николая Чудотворца и оказался в Риме. И я увидел, что этот день выходной, хотя была середина недели. Итальянцы говорили: «Сегодня большой праздник Успения Богоматери». Этот день выходной и в Греции, и на Кипре, и в других странах западного мира.

У нас этот день, к сожалению, рабочий, тем не менее люди этот день любят, чтут, и они знают, что в этот день молитвы Божией Матери, Ее заступничество не только не отняты от мира, но, наоборот, обильно на него изливаются.

Казалось бы, парадокс – это же Успение Божией Матери, когда Она умерла по плоти, почила. На самом деле кончина Божией Матери не была смертью в прямом смысле этого слова, поэтому этот день называется преставлением Богоматери, когда Она перешла из земной реальности в реальность Небесную.

Имея особую близость к Богу, Божия Матерь предстала пред Престолом Божиим. Как говорится в одном успенском песнопении, будучи Престолом Бога (потому что Она носила на руках Своих воплощенное Божество), в день Своего успения Она взошла к Престолу Божию и там была наделена особой силой в молитвах за этот мир. Все песнопения и богослужебные тексты Успения Божией Матери имеют одну и ту же мысль, она красной нитью проходит через них: во успении Матерь Божия не оставила этот мир.

В Древней Церкви хорошо известен своим Великим покаянным каноном, который читают во всех храмах Великим постом, святой преподобный Андрей Критский. Кроме этого, он был еще и выдающимся гимнографом и проповедником.

Сохранились некоторые проповеди Андрея Критского, в частности, его проповедь на Успение Божией Матери, где он, обращаясь к Богородице, произносит такие слова: «О, Чистая Дева! Когда Ты жила здесь, на земле, Тебя в кругу своего общения имело небольшое число людей. Но когда в день Успения Ты преставилась от земли к Небу, Тебя стали иметь своей Заступницей, Молитвенницей и Матерью христиане, живущие по всему миру». Это праздник близости к нам Божией Матери, Ее молитв, Ее заступничества. Отсюда такая любовь к нему.

У нас еще есть вопросы телезрителей. «Почему Соборование в храмах бывает только в пост?»

– Соборование – одно из таинств, которое может совершаться всегда. Но к любому таинству человек должен быть готов. Конечно же, большую готовность к принятию Божественной благодати человек имеет тогда, когда он несет дополнительные труды и подвиги, и лучшее время для этого – время поста.

Но это не значит, что это таинство не может быть совершено в любое другое время. И поэтому, если прихожане того или иного прихода изъявляют желание вместе пособороваться в какой-то другой день, не во время поста, это не возбраняется.

«Как бороться с раздражительностью?»

– Когда в сердце человека начинает разгораться огонь раздражения, и он готов испепелить этим огнем всех окружающих, святые отцы советуют не выплескивать сразу свои эмоции. Они советуют двенадцать раз прочитать молитву «Богородице Дево, радуйся», и молитвами Божией Матери сердце успокаивается. Он приходит в некое трезвомыслие и начинает понимать, что гнев и раздражение, которые он хотел выплеснуть на окружающих, не имеют под собой никаких оснований.

Я по себе знаю, что, когда, скажем, обстоятельства подвигают к раздражению, гневу, начинаешь творить молитву, прочитаешь ее три-четыре раза и чувствуешь, как мир входит в твою душу. Потому что любые страсти – это проявление человеческой немощи, и врачуются они благодатью Божией. Молитва – дверь для Божественной благодати.

Записала:
Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Самый главный вопрос жизни: куда я иду, Господи? Это путь к Тебе?»

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Святой праведный Иоанн Кронштадтский, размышляя на тему сегодняшнего праздника Успения Пресвятой Богородицы, особым образом подчеркнул значение славянского слова «преставилася»: преставилася еси к Животу, Мати сущи Живота (тропарь праздника Успения Божией Матери). Слово это означает «переход», «преставился» значит «перешел», и это очень точно отражает смысл того, что произошло, когда как бы закончилось физическое бытие Богоматери. Она не умерла – Она преставилась, Она перешла в другой мир.

 
Архипастырь

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений: Наше свидетельство миру в том, что мы – Христовы ученики

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс