Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (1170) → Матушка Елена Галькевич: Счастье – каждый день

Матушка Елена Галькевич: Счастье – каждый день

№33 (1170) / 1 сентября ‘22

Вторая половина

Каким бы ни был новый день, солнечным или пасмурным, тревожным или радостным, самое правильное – начать его с благодарности Господу за то, что он наступил. Потому что Бог создал этот день ради нас, а чем его наполнить, решаем мы сами. Сегодня мы вас познакомим с семьей, для которой каждый новый день – еще одна возможность удивляться и радоваться жизни.

Коттеджный поселок в черте Югорска только начинает расти. В числе первых застройщиков священническая семья: иерей Александр Галькевич, клирик кафедрального собора Прп. Сергия Радонежского, его жена, матушка Елена и трое их маленьких помощников. К всеобщей семейной радости, участок под строительство собственного дома оказался в живописнейшем месте. Из одного окна виден таежный водоем, из другого – сама тайга, с ее загадками и дарами. Разве что-то может быть лучше и полезнее для детей? Для матушки Елены Галькевич этот вопрос риторический.

Она родилась и выросла в городе Богдановичи Свердловской области, где места не менее живописные.

Матушка Елена Галькевич: – Мы обошли все окрестные леса, собрали все на свете ягоды, грибы, листики, травинки... Ездили к бабушке в деревню. Она жила в Богдановичском районе – с ней садили огород, я всю эту работу знала. Так я видела мир.

Детство Елены пришлось на лихие 90-е. Ей было четыре года, когда не стало отца. Мама, молодая вдова, осталась с двумя детьми на руках, надо было выживать, поднимать сына и дочь, учить любить жизнь во всех ее проявлениях. Мама нашла свой способ воспитания.

м. Елена: – Я видела диких животных в живой природе, птиц. Мне это было интересно. Правда, когда мама нас поднимала часа в четыре, чтобы на свердловском автобусе поехать в Грязнуху за черникой, думала: «Зачем?» Но присядешь чернику собирать, слышишь – кто-то рядом есть. Видишь, что на тебя смотрит стадо косуль… Как это променять? Я понимаю, что это был мамин способ показать мне жизнь, этот мир. Теперь я точно так же вожу своих детей по лесам, полям, огородам, в поход куда-нибудь летом. Мы ездим в Свердловскую область к маме, в походы там ходим или просто идем погулять в лес на день.

Ощущение такое, что и сам строящийся дом наполнен ароматами леса, хотя нет – это не ощущение. Елена – потомственная травница. Специально каждым летом делает запасы зверобоя, душицы, чабреца, чтобы творить волшебные напитки.

м. Елена: – Особенно чабрец с душицей потрясающе раскрывают вкус. Достаешь одну травку, другую. А потом спрашивают: «Что ты туда подмешала? От тебя невозможно уйти». Кусочек лета. «Вам чай с летом?» – «Да, пожалуйста».

Школьницей Елена любила посещать Дом народного творчества в Первоуральске. Под его крылом местные фольклористы организовывали экспедиции по богатому традицией казачьему краю, привозили много новых песен, обычаев, а потом устраивали молодежные фольклорные вечера – это было широко, красиво, отзывалось в душе. Однажды познакомилась с будущим мужем.

м. Елена: – Мы познакомились в лесу, кстати. Я окончила десятый класс, он – Тюменское духовное училище.

В лесу проводили праздник станицы Сухоложской. Оба приехали туда со своими друзьями, просто хорошо провести теплый летний день.

м. Елена: – Он вышел из речки, а я шла по берегу – вот и все наше знакомство.

Иерей Александр Галькевич: – Я не хотел ни с кем знакомиться, так получилось. Наверное, Промысел Божий.

Познакомились, прогулялись, разошлись по своим компаниям, даже не обменявшись телефонами, о чем Александр очень быстро пожалел, развернул целую поисковую операцию, привлек к ней единственного общего с Леной знакомого.

иерей Александр: – Телефонный справочник скачал из интернета, начал на букву «К» искать приблизительно, звонить. Потом вспомнил, что у моего однокурсника Александра есть сестра, и давай искать по его фамилии номер телефона, потому что до него дозвониться не мог, и по его фамилии нашел, дозвонился...

м. Елена: – Он говорит: «Я по тебе вздыхал». А мама моя говорила: «Ох, чего-то, Леночка, ты вздыхаешь. Наверное, зятем пахнет».

С этим молодым человеком импульсивная Лена не узнавала саму себя. Говорит: почувствовала силу, перед которой захотелось утихнуть.

м. Елена: – Это было совершенно естественно: он говорит, и мне ему прекословить не хочется. Да где это видано, чтобы я слово не сказала... А он говорит – я слушаю. Думаю: «Интересный паренек, с какого-то Югорска. Где этот Югорск вообще находится?»

После школы Елена поступила в Российский государственный профессиональный педагогический университет в Екатеринбурге. Александр, в то время уже воспитанник Тобольской духовной семинарии, перевелся в Екатеринбургскую. Она хотела быть ближе к нему, он – к ней.

м. Елена: – Мы три года «романились». Я немножко подросла, в восемнадцать лет только вышла замуж.

Венчались в родном для молодого мужа Югорске, а спустя год переехали из Екатеринбурга уже насовсем. В Ханты-Мансийской епархии выпускник Екатеринбургской духовной семинарии Александр Галькевич принял священный сан. Шаг, к которому отец Александр шел много лет, в его жене вызвал взрыв эмоций, отторжение.

м. Елена: – Я даже возмущалась: «Слушай, я все понимаю, окончил ты семинарию. Я здесь при чем? У тебя своя мечта, у меня своя мечта. Почему мы в мою сторону не можем мечтать?» Я возмущалась, да.

Она была совсем юная, к тому же маловоцерковленная, хоть и крещеная. Примерно за полгода до знакомства с будущим мужем подруга позвала ее в храм на Рождество, но не на Литургию, а в трапезную – помочь.

м. Елена: – Мне показалось, что пользу приносишь, – было удовлетворение, что помогла. Никто не заставлял иконы целовать, креститься, воду крещенскую разливать и так далее. Наше дело было наливать чай, чашки мыть, следующую партию обогревать, кормить и выпускать дальше служить.

Та Рождественская ночь на послушании в трапезной не прошла бесследно. Лена постепенно начала приходить на службы, узнавать церковную жизнь, встретила человека, который решил посвятить себя служению. Но самой стать матушкой? Нет.

м. Елена: – Я еще должна была своей рукой подписать, что я согласна.

– Но ты же подписала?

м. Елена: – Подписала.

– Почему?

м. Елена: – Потому, что это любовь.

иерей Александр: – Я считаю, что бунтарский дух у нее перерос в смирение, она действительно стала матушкой.

Вернее, становилась постепенно. Привыкала к тому, что любимый муж стал священником, а значит, их семейный уклад нужно во многом подчинить его служению. В семье уже подрастал Савва, когда матушке Елене предложили поработать в воскресной школе при храме Преподобного Сергия Радонежского.

м. Елена: – Я Савушку с собой брала на уроки, так занималась с ребятами. Мы рисовали, лепили, смотрели кино – был киноклуб для подростков. Ставили спектакли, сценки, танцевали. Кстати, у нас был большой пласт – мы занимались народными фольклорными танцами из этнографических экспедиций. То, что я на Урале успела перенять. Первоуральский народный дом – там я успела подучиться. Мне казалось, что молодежи это будет интересно. Костяк сколотился, была у нас танцующая молодежь, мы проводили Рождественскую вечерку, Пасхальную – с танцами, песнями, народными играми. Было очень здорово.

Тем временем появилась на свет новая епархия – Югорская. Матушка Елена начала работать в епархиальном управлении, помогать в организации творческих мероприятий. Пришла сюда в ожидании второго сына Георгия, а спустя еще несколько лет в семье родилась дочь. Елена до сих пор считает себя неформатной матушкой.

м. Елена: – Есть социальные ожидания, а я не все их оправдываю. Я понимаю, что, глядя на меня, думают о нем, иногда приходится себя сдерживать...

Интересно быть самой собой – яркой, самобытной, настоящей. Такой, какой создал Господь. Да, матушка Елена привлекает к себе внимание гордой статью, независимостью от чужого мнения. К сожалению, она сталкивалась и с наветами, и с откровенными наговорами. Откуда они появляются – не выясняет. Зачем? Бог все видит и знает.

м. Елена: – В эти моменты я поняла, что значит: молитесь и прощайте врагов своих. Ведь как этим людям живется после этого? Мне кажется, кто чем наполнен, то и источает, – вот и все.

А чем наполняться, что транслировать миру, чем делиться с людьми, каждый выбирает для себя сам.

иерей Александр: – Утром открываю окно, и какая бы погода ни была (дождь, снег, солнце), этот день создал Господь – и я счастлив в нем.

м. Елена: – Я не понимаю людей, которые встают утром угрюмыми и весь день угрюмые. А мне весело, интересно – новый день, новые люди, новые события. Даже над собой можно посмеяться в какой-то ситуации.

иерей Александр: – Бывает, друг друга подталкиваем: «Давай открывай окно!» Как бы тяжело ни было – ты должен быть счастлив.

м. Елена: – Это разряжает обстановку. Ты не напрягаешься, не загоняешь себя... Можешь с юмором прожить какую-то ситуацию, в том числе и не очень веселую.

В жизни ситуаций, когда хочется плакать в голос, – множество. Господь попускает и болезни детей, и искушения разного рода.

иерей Александр: – Не должно быть всегда гладко и ровно. Господь сказал: крепитесь, мужайтесь. Надо терпеть, преодолевать трудности.

м. Елена: – Думаешь: «Господи, помоги! Господи, помилуй!» Это самые главные молитвы...

Трудностей не по силам Господь не дает. Ни в быту, ни в служении. Год назад отцу Александру дали новое послушание – возглавить православную гимназию Преподобного Сергия Радонежского, причем он остается служащим священником кафедрального собора.

иерей Александр: – Служишь, утешаешь людей, беседуешь с ребятишками, молишься. Это здорово. Даже если какие-то трудности у кого-то есть, можешь их на своем духовном уровне помочь преодолеть, что-то подсказать… И, если попросили, значит, надо трудиться.

Матушка Елена приняла назначение мужа как истинная жена священника. Во время учебного года ведет с гимназистами занятия по скрапбукингу. В каникулы тоже помогает как может.

Лето – время и для семейного отдыха. Отец Александр возглавляет в епархии общественное казачье движение, они тесно сотрудничают с «Казачьим дозором». Галькевичи всем составом выезжают на слеты, проводимые этим обществом. Впечатлений – море.

м. Елена: – У меня в детстве, юности была мечта, что я точно спасу всю Вселенную. А теперь я думаю: «Вот моя вселенная – моя семья, мои дети».

иерей Александр: – Может быть, я меньше всяких эпитетов стал говорить, но чувств больше стало.

Они встречают с радостью каждый новый день. Она открыта людям, она чувствует пульсацию леса и трав, земли и воды. Даже муж-священник признается, что ее сердечная молитва обладает огромной силой.

иерей Александр: – Помолится – и сразу все получается.

м. Елена: – У меня очень простые молитвы, обиходные, как у Ассоль: «Здравствуй, Бог! Спокойной ночи, Бог! До свидания, Бог». Перекрестилась: «Слава Богу, все утром встали, живы-здоровы. Собираемся, дети, полетели».

Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи. Мир вашему дому.

Записала:
Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс