Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (1169) → Протоиерей Андрей Канев: Борьба с гневом. Часть 3. Терпеть, молиться, примиряться...

Протоиерей Андрей Канев: Борьба с гневом. Часть 3. Терпеть, молиться, примиряться...

№32 (1169) / 15 августа ‘22

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (2019 г.) – №45–46 (2021 г.), №2–7, 26–31 (2022 г.)

Сегодня 85-я встреча в рамках большого цикла, который состоит из оглашения и бесед о покаянии, о видах человеческих страстей и методах борьбы с ними. Итак, третья встреча по теме борьбы с гневом.

Один из пунктов этой борьбы – быть честным с самим собой. Казалось бы, мы всегда должны быть честными с собой. Теоретически да, но на практике получается так, что часто мы сами себя обманываем. Например, знаем, что нужно прощать и примиряться с ближними, но делаем это неумело и неискренне, поэтому не видим результатов. Часто говорим слова прощения, но внутри примирения нет. Нужно быть очень внимательными. Сейчас возрождается понимание необходимости регулярного причащения и участия в таинствах. Это замечательно. Люди должны уметь готовиться к таинствам, чтобы дело духовного возрождения не превращалось в профанацию. Это зависит от нас. Если мы хотим подойти к чаше Христовой, не примирившись с ближними, то не встретимся со Христом. Это будет причащение в осуждение.

Нередко на Исповеди человек говорит, что поссорился с ближним. Я спрашиваю его: «Примирился?» Ответ: «Нет». А зачем тогда он пришел на Исповедь? По правилам, нужно сначала примириться и только потом каяться. А так пришел неподготовленным, труд не произведен, примирения нет. Нельзя причащаться, если находишься во внутренней злобе.

Порой мы говорим «прости» таким тоном, что это звучит как «будь ты проклят». Формально сказанные слова не означают примирения. Какие его основные признаки? Например, когда мы не здороваемся с обидчиком. На работе нас кто-то оскорбил, подставил, сделал какую-то пакость, и мы вроде говорим, что простили его, но при встрече нам трудно поздороваться и пожелать благополучия. Эта трудность – индикатор того, что на самом деле ты не примирился, нужна еще борьба. Гнев только прикрылся, но не побежден. Надо быть честными с собой. Если мы не общаемся с человеком мирно, не можем быть с ним открытыми, то примирения нет. Я не говорю о том, что надо открывать душу каждому встречному, но есть элементарная вежливость. Мы не избежим необходимости общения с людьми, которые плохо к нам относятся или сделали против нас какой-то грех. Нужно их простить и общаться с ними дальше. Мы имеем право с ними не дружить, не откровенничать, не обсуждать духовные тонкости, но внешнее общение должно быть открытым. Если ты не можешь ответить коллеге, значит внутри нет мира. Если ты обиделся на ребенка, и когда он приходит к тебе с вопросом, борешься с собой, чтобы дать ответ – это не победа, а болезнь. Если со страстью не бороться, она будет прогрессировать.

Если при встрече с обидевшим тебя внутри возникает буря гневных мыслей, воспоминаний о нанесенной обиде и несправедливости, это признаки того, что внутри ты не простил. Нужно честно ставить себе диагноз, за нас этого никто не сделает. Священник не может открыть твое сердце и сказать, что там есть непрощенная обида. Это наша ответственность. Мы будем отвечать перед Богом здесь и на Страшном Суде. Участие в таинствах не должно быть формальным, для галочки. Каждый раз должен быть как первый. Это не у всех получается, но надо стараться. Если на Исповеди ты сказал, что простил, а на самом деле нет, то кого ты обманул? Священника? Его обмануть очень просто, но Бога обмануть невозможно. Он всеведущий и всемогущий. Он прекрасно знает наше сердце. Оно у Него как на ладони. Бог лучше нас самих знает, кто мы такие и что у нас внутри творится.

Внутренняя борьба необходима. Если ее нет, то можно быстро прийти к очень страшному духовному состоянию. Все страсти начинаются с малого. Если с малым не бороться, то через какое-то время оно наберет силу и станет вредной духовной привычкой, пленом для души. Это не шутки, а очень серьезный диагноз. Если я не простил, то что будет со мной согласно Евангельскому Закону? В молитве «Отче наш» мы произносим: «Прости нам долги наши, как мы прощаем должникам нашим». Также Спаситель говорит: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. Если мы по-настоящему не простили, не провели в душе эту борьбу, то и нам не простят наши грехи, как бы мы ни изображали из себя кающихся.

Следующий признак немирного состояния: когда на людях человек вежлив, а внутренне зол. Когда внутренне осуждаешь другого, смеешься над его ошибками, злорадствуешь, думаешь про него плохо, а внешне спокоен. Это тоже переплетение страстей. Например, по тщеславию я не хочу, чтобы мои прихожане видели, что я гневаюсь. И я могу легко сдержаться. А дома мне не надо быть на сцене, я другой. Перед начальником не будешь гневаться, а перед подчиненным легко. Внешне мы ведем себя прилично, а внутри злоба. Это не кротость, когда я перед начальником веду себя смиренно и готов выполнить любую просьбу. Это может быть, например, зависимость от начальства, от страсти тщеславия или гордыни. Мы должны трезво себя оценивать. Необходимо вести внутреннюю борьбу.

А теперь приступим к разбору советов А теперь приступим к разбору советов аввы Дорофея по вопросу борьбы со страстями. Советы изложены в его книге «Душеполезные поучения». Побежден ли грех, если ты попросил прощения у ближнего после ссоры? Да, ты победил проявление гнева на этот конкретный период, но страсть продолжает действовать. Нужна внутренняя борьба с помыслами и чувствами. Это очень важно. Авва Дорофей сравнивает развитие гнева с процессом разведения костра. Когда человек получает оскорбление от ближнего, он как правило раздражается. Это маленький уголек. От него непросто развести огонь, нужно постоянно дуть и очень легко затушить. Уголек – это наши помыслы. Как только загорелись гневные мысли и внутри поднимается несогласие, авва Дорофей советует следующий порядок действий: потерпеть, помолчать, укорить себя, помолиться и примириться. И тогда уголек начинающейся страсти очень легко потухнет. Эти конкретные четкие советы проверены опытом многих поколений христиан. Они работают не только в отношении подчиненного и начальника, а действенны ко всякому проявлению гнева в нашей жизни.

Человек продолжает дальше крутить эти мысли, с ними не борется, он еще ничего не сказал своему брату, а у него крутится: «Почему он так несправедливо ко мне отнесся, почему так сказал, что имел в виду, пойду с ним разберусь, спрошу, призову его к справедливости». Авва Дорофей сравнивает этот процесс с подкладыванием лучинок в горячий уголек. Уголек не потушили, соответственно, он разгорается. Как в жизни, когда мы берем из костра уголек, чтобы разжечь другой костер, нужно на него активно дуть, чтобы он разгорелся. Если на уголек класть маленькие лучинки, они постепенно, не сразу, начинают чернеть, дымить, потом вспыхивают небольшим огоньком. Также и гневные мысли. Если мы оставляем их без борьбы, они очень легко начинают смущать человека. Процесс называется смущением, когда ты внутри уже неспокоен, ходишь, об этом думаешь, крутишь в голове все несправедливости, тут же начинаешь еще что-то вспоминать, как нехорошо брат отнесся к тебе. Начинаешь это крутить, желать отомстить, разобраться… Идет продолжение. Не появляется новое качество гнева, а разгорается старое. Вот уже дым пошел, человек смутился.

Можно ли остановить, говорит авва Дорофей, даже в этом случае? С угольком понятно – молитвой наступил на него, промолчал, попросил у брата прощения, все, потух, нет гнева. А когда лучинка загорелась, задымилась, стала черной, пошел дым – можно? Что нужно делать? Потерпи, молчи, не отвечай сразу же, укори себя. Скажи себе: «Да ты заслужил это, родной. Сколько раз ты сам на кого-то нападал несправедливо, сколько ты делаешь грехов тайных и явных? Ты заслуживаешь того, чтобы твое тщеславие, гордыню сегодня пришло время полечить». Мы же записываемся в клинику зубы лечить? Неприятно, но нужно. Наступила твоя очередь полечить душу, гордыню. Поэтому, если ты укорил себя, что брат не виноват, его Бог послал тебя полечить,– легче понять весь процесс.

Необходима молитва. Что за молитва такая? Не специальная какая-то молитва, не надо бегать в молитвословах искать, с собой молитвослов носить, или канонник, акафистник – это очень простая молитва. Может быть Иисусова молитва, молитва мытаря «Боже, милостив буди ко мне, грешному», может быть составленная вами молитва: «Господи, помоги мне простить брата, я заслужил это отношение к себе, помилуй меня, прости грехи, дай мне сил простить его». Это может быть любая коротенькая молитва.

Вы можете сказать, что «у нас не получается, не помогает». Это неправильные слова. Мы неопытные. Ребенка посадили за парту, дали прописи, он рисует букву «А» кривую, бросает и говорит: «Ничего у меня не получается, не помогает». Это смешно, мы скажем: «Тренируйся, ты только пришел в первый класс». Мы все с вами в духовном плане даже не первоклассники, а питомцы детского сада. Нам нужно учиться. Это не какие-то заклинания из фильма про Гарри Потера, когда что-то произнес и что-то произошло, – над этим надо долго трудиться. Поэтому нужно молиться, и навык молитвы не придет сразу. Нужно терпение, усердие в борьбе.

Так что, когда загорелась лучинка, страсть и пошел дым в виде гневных помыслов, гневных чувств – все то же самое: потерпи, помолчи, укори себя, молись, причем не раз произнеси молитву, а молись до тех пор, пока буря помыслов не успокоится. Это важная тема и важный совет, который нам дают святые отцы. Следующий момент. Человек ничего не делает, продолжает в голове крутить все эти мысли – этот процесс авва Дорофей сравнивает с подбрасыванием веток. Когда мы разжигаем костер, сначала подбрасываем маленькие веточки, потом покрупнее, пошел огонь – так просто не затушишь. Костер проявляется в виде тех же мыслей, гневных чувств – это уже называется раздражительностью. Человек «закипел», просто так такой костер не затушить, не остановить. Причем, мы можем это почувствовать, если быть к себе внимательным: в области сердца начинается жжение, как говорят святые отцы, «разгорячение гневное крови», когда реально ощущаешь гневное действие.

Можно ли остановить на этом этапе? Сложно, но можно. Каким образом? Повторяю: терпением, молчанием (из тебя все лезет, ты хочешь пойти разбираться, биться за правду, вспоминаешь какие-нибудь мудрые советы, что нужно брата своего укорить, собираешься это сделать, вынув шашку прямо сейчас, но нужно потерпеть, молчать). Не молчать, как партизан, которого пытают фашисты, а не давать гневу выхода. Укорять себя снова. Только это нужно делать больше, потому что состояние гнева уже серьезно развилось. Соответственно, укорять себя дальше, молиться, пока не утихнет.

Все эти способы борьбы (примирение с ближним в том числе), когда мы даже внешне (пускай еще сердце не исправилось, не побеждено в сердце это чувство), но хотя бы внешне стараемся искренне сказать человеку «прости». Это тоже очень важное оружие. Все эти средства можно сравнить с водой, которой поливают костер: сразу не тухнет, нужно хорошенько полить, чтобы даже не дымилось. Также и борьба с гневом. Все эти средства, что на первом этапе, что на втором, действуют одинаково, только нужно время и больше усердия. Когда уголек маленький, потушить его легко.

Следующее действие развития гнева – когда мы не боремся, крутим в себе, переживаем, начинаем обдумывать, как я ему скажу, что скажу, как пойду, укорю, как поставлю на место (желание, «руки чешутся»). Этот процесс авва Дорофей сравнивает с тем процессом, когда мы в костер кладем уже большие полешки, и получается серьезный, большой костер. Чтобы его затушить, нужно еще больше времени и сил. Даже в жизни с реальным костром: мы наложили много дров, бревен, поленьев – – попробуй его сразу затуши, не одно ведро воды нужно, чтобы потушить. Гнев вырывается в виде резких слов, когда мы оскорбляем, мстим, начинаем разбираться, оскорблять в ответ, отвечать злом за зло. В этом случае человек уже потерял внешне христианский образ. Как говорит Священное Писание, «не давайте места дьяволу, не гневайтесь на брата своего» – все, тут уже пошло, мы похожи в этом случае на бесов. Человек себя уже не контролирует, пошло словом, делом (может ударением, может какая-то реальная месть мелкая и большая – все что угодно может быть), даже видом, как говорит авва Дорофей. Действительно, можно так на человека посмотреть, показать всем своим видом презрение, негативное отношение, тем самым оскорбить человека.

Можно ли победить такое состояние? Оказывается, можно. Опять тем же самым: терпением, молчанием (не даем выхода бесовскому состоянием из своего сердца), укорением себя. Надо уединиться (не обязательно, как монахи между собой разбираются). Мы начали с ребенком учить домашнее задание, он не понимает, я понял уже, а он еще не понял! Начинается с раздражения, пошло, пошло и так хочется припечатать. Вот, пожалуйста, обычная бытовая ситуация. Потерпи, помолчи, укори себя, уединись куда-нибудь в ванную комнату, поклонов поделай, помолись, успокойся, приди в себя, и получится все совершенно по-другому. Совершенно по-другому будет идти и воспитательный процесс. Это уже авва Дорофей называет гневом. Первое – начало, потом – смущение, раздражительность, гнев. Процесс интересный: когда очень много дров сгорает, остаются угли. Даже если эти угли полить водой, они не испортятся.

Я изучал в университете археологию. Есть способ определить возраст находки по состоянию угля (хочу вам объяснить и не хочу умничать). Изучая его состояние, можно увидеть, сколько тысячелетий этот уголь пролежал в земле. Возьмем тот же каменный уголь. Бывшее дерево когда-то сгорело, стало уже камнем, но его можно растопить, правда? Получается, что любые угли можно снова разжечь, они будут гореть и давать огонь, тепло, жар. Состояние, когда человек не борется с гневом, от простых помыслов раздражения, от какой-либо ситуации (не обязательно оскорбление) может проходить все степени и превратиться в состояние, когда душа человека – сплошные угли: только кинь спичку, искорку, и все снова загорится, причем таким пожаром! Это авва Дорофей называет злопамятностью. Могут пройти годы, десятилетия, а люди помнят обиду. У них все рассказы о жизни: кто, когда их обидел, кто, когда оскорбил, кто чего недодал, наступил на ногу. Единственная цель в жизни – помнить, кто тебе что сделал плохого, ходить на всех дуться, обижаться, все плохие, один ты только обиженный ангел.

Можно с этим бороться? Надежду нам дает авва Дорофей: «Можно, только нужно терпеть, молчать, укорять себя, молиться, примиряться с этим ближним». Даже если физически не можете, но пришли помыслы про этого человека, снова угли обиды разгорелись – мысленно примиритесь, простите его снова. Должно быть долгое усердие в борьбе. Авва Дорофей такие слова говорит, что нужно «кровь проливать», чтобы эти угли вообще исчезли из твоей души. Под пролитием крови имеются в виду очень большие, серьезные, долгие труды. Так что, не отчаиваемся, надежда есть, отцы нам оставили инструкцию, как бороться с гневом, с его разными проявлениями. Давайте будем применять и не будем утомляться от этой борьбы.

Не случайно держу книгу. Хотел прочитать вам высказывание из блаженного аввы Марка: «Злоба, питаемая помышлениями, раздражает сердце». Мы это все видим: злоба, которая питается помышлениями, от нее что дальше получается? Все переходит в раздражение сердца, а потом, естественно, в гнев. «Убиваемое же молитвою и надеждою, сокрушает его». Смотрите, какой замечательный совет: молитва, надежда на помилование, на примирение, на Христа помогают человеку в борьбе с любой страстью, в том числе и с гневом.

Благодарю вас, братья и сестры, за внимание к нашей передаче. Это говорю особенно, потому что у нас с вами это превращается в очень долгий сериал. Следить за передачей, наверняка, становится трудно, но, тем не менее, спасибо нашим постоянным зрителям за отзывы, вопросы. Бог даст, еще увидимся и продолжим изучать важную тему борьбы со страстями, в частности, с гневом. Спаси вас Господь. До новых встреч. (Продолжение в следующем номере)

Записали:
Людмила Кедысь
и Анна Вострокнутова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс