Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Как всегда, очень много вопросов. Первый вопрос весьма актуальный. «Если человек говорит, что Бога нет, что ему нужно сказать в ответ?» И вообще, нужно ли вести беседы с человеком, который не верит в Бога и говорит, что Его нет?
– Бог есть. Знаю, видел, молился Ему, общался с Ним, получал помощь, каялся. Начни молиться, начни каяться – и тоже увидишь. Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят. В Писании сказано: сказал безумец в сердце своем: нет Бога (Пс. 13, 1).
Молчать не надо, но и доказывать что-то тому, кто не хочет знать истину, не стоит, потому что это полемика для бездельников. Ответить надо, но с молитвой об этом человеке, чтобы Господь его вразумил.
Если спрашивают коллеги по работе, одноклассники, то лучше рекомендовать литературу: одну книгу, другую – чтобы заинтересовать. Например, когда мне было 17 лет, я тоже сказал своему одногруппнику, что Бога нет. С тех пор он стал моим благодетелем. Это протоиерей Игорь Лепешинский, благочинный Рузского района. Когда мы вместе учились в одной группе, изучали медицину, он мне дал перепечатанное на печатной машинке Евангелие от Матфея (полностью) и Евангелие от Иоанна (не полностью).
В каком же году это было?
– В 1980 году, то есть 42 года назад. С этого все началось. Конечно, с моей стороны до этого был поиск Бога, но Евангелие напитало меня, как вода сухую землю. Вот такое было участие в моей жизни другого человека: не объяснением, не доказательствами, а Евангелием. Может быть, вы сможете предложить какую-то другую литературу, более легкую. Но, думаю, так же, как Евангелие коснулось меня, слово Божие коснется любого.
В советское время не было духовной литературы. Издательский отдел выпускал календарь на год, Библию, богослужебные книги. И эти книги были просто нарасхват. Больше ничего не было, духовную литературу купить в то время было невозможно. Знаю конкретных духовников (в частности, это архимандрит Венедикт (Пеньков), наместник Оптиной пустыни (ныне покойный), его духовный отец архимандрит Наум), которые благословляли духовным чадам накопить средства на печатную машинку Optima (чешского производства) и печатать Евангелие. На машинке под копирку можно было напечатать сразу пять экземпляров. Машинка тогда стоила, по-моему, 120 рублей.
Мы купили машинку. Нам было сказано: приблизительно в течение трех месяцев печатать Евангелие, дальше отнести это в переплетную мастерскую, а потом отдавать тем, кто будет спрашивать о Боге. И вот люди месяцами, годами не смотрели телевизор, не сидели в интернете, а печатали. И таким образом кого-то вытаскивали из ада, потому что через слово Божие рождается для Бога душа.
Апостол Павел сказал: если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете (Римл. 8, 13). Кто-то скажет: «А разве мы не живы?» Нет. Если ты духом не умерщвляешь дела плотские, то ты не живой.
Поэтому великое было дело, когда люди старались вот так друг другу помогать. Сейчас это никто не оценит, а тогда с благодарностью принимали что-нибудь о вере, о Духе. Помню, когда открыли Оптину пустынь, самой дорогой взяткой, которая могла решить любую проблему, считалось подарить Библию директору какого-нибудь предприятия. Он потом готов был подписать любую бумагу на цемент, на кирпич. Вот такая была жажда Бога. Когда люди видели в руках новое издание Библии (вспоминаю, оно было зеленого цвета), это было настолько востребовано! Не знаю, как сейчас, но тогда тяга была большая.
Поэтому на такой вопрос нужно коротко ответить, но лучше потом подарить этому человеку духовную литературу, и пусть не наше слово, а слово Божие коснется его сердца и ума.
Вопрос: «Как настроить свое сердце к Богу?» Вот такой философский вопрос.
– 12 июля вся Церковь праздновала не только память апостолов Петра и Павла, но и день блаженной кончины старца Паисия Афонского, который почил в 1994 году. Это величайший святой нашего времени, он оставил после себя жизненные ориентиры для каждого из нас, переложив на простой человеческий язык опыт святых отцов. И он сам жил Богом и Духом. У него есть уникальный совет: наш приемник по отношению к Богу должен быть настроен на волну смирения (потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать), а наш передатчик должен быть настроен на волну любви и благодарности. То есть мы от Бога принимаем все со смирением: и слово, и благословение, и черное, и белое, и сладкое, и горькое. А передаем от себя волны любви и благодарности.
Так нужно действовать и по отношению к окружающим: все принимать со смирением, а передавать с благодарностью и любовью.
В день памяти святителя Филиппа управляющий делами Московской Патриархии митрополит Дионисий сказал потрясающую проповедь, где была одна главная мысль: мы должны быть всегда и всем благодарны. В первую очередь Богу, Церкви, родным, близким, врачам, учителям, священнослужителям, соседям за то участие, которое они приняли в нашей жизни. Или, наоборот, за то, что не приняли. Потому что есть такая поговорка: если хотите помочь – помогите, главное – не мешайте. Самый большой дар для Бога – это благодарность. Не просьба, не молебен, не выпрашивание чего-то, а благодарность.
Интересная мысль есть у старца Паисия. Молитва Иисусова, «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного», стоит сто драхм (драхма – это была греческая валюта). Молитва «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе» – тысячу драхм. Так вот, он говорит: в свой банк чаще отправляйте валюту подороже. Все умеют просить. Но когда же мы будем Бога благодарить за то, что уже имеем величайший дар веры?
Святитель Григорий Богослов сказал: «если бы мы в этой жизни не имели ничего, кроме Христа, мы со Христом уже имеем все». А мы еще и в добром здравии, имеем веру православную, мирное небо над головой конкретно в нашем месте, где мы сейчас живем. У других этого нет, потому что сейчас сложная обстановка. Бога надо благодарить за все.
Я иногда цитирую Льва Николаевича Толстого, и меня некоторые спрашивают, почему я его цитирую. Храм Святых Апостолов Петра и Павла в Ясеневе (подворье Оптиной пустыни) связан со Львом Николаевичем Толстым. 9 июля 1822 года его родители, Мария Николаевна Волконская и Николай Толстой, были обвенчаны в храме Петра и Павла в Ясеневе. Я часто привожу высказывания Льва Толстого. Он говорил, что на могильном памятнике миллионов людей можно было бы написать: они жили и не знали, зачем живут.
Так вот, мы Бога должны благодарить за то, что знаем, зачем и для чего живем. Кто-то из мудрых людей сказал, что в жизни любого человека два главных дня: день, когда родился, и день, когда понял, для чего родился. Мы родились для вечности, а в этой жизни – для Бога и для людей. Кто-то из мудрых сказал: жить – добро творить. Жизнь – не место отдыха, а место подвига. Жизнь – не наслаждение, а служение. Когда ты почувствовал наслаждение в служении (семье, родным, близким, Богу, Церкви), у тебя никогда не будет в этом недостатка.
Одна из последних заповедей Христа: если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу (Ин. 13, 14). Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить (Мф. 20, 28). Когда мы служим друг другу кто чем может, тогда это и есть жизнь в Духе, жизнь с Богом. В этом смысл и содержание жизни.
Может послужить бабушка, которой 80 лет, и она уже ничего сама делать не может? Может. Я спросил у одной бабушки, как она пришла к вере. Она рассказала, что, когда засыпала, будучи маленькой девочкой, бабушка стояла на молитве в красном углу; когда просыпалась, бабушка снова уже стояла на коленях и молилась. И когда просыпались, завтрак всегда был приготовлен. То есть бабушка не только молилась, она служила Богу и семье.
Если позволите, добавлю. Я практически сняла фильм об Ольге Яковлевне Лабзиной. Это интереснейшая и богатейшая женщина России, владелица знаменитой фабрики павловопосадских платков. Состояние мануфактуры было по тем временам, до революции, более четырех миллионов рублей золотом. Это колоссальная цифра. Она была очень добродетельной женщиной, построила в городе Покровско-Васильевский монастырь и, можно сказать, с нее началось прославление праведного купца Василия Грязного. Сейчас он уже причислен к лику святых, в Павловском Посаде находятся его мощи.
После революции Ольга Яковлевна Лабзина получила десять лет, ее выселили, она жила в полной нищете, скрывалась где-то, ей даже не разрешалось жить в Подмосковье. Ее тайно навещали монахини, которые ее очень любили, потому что она была настоящей благотворительницей. Однажды монахини приехали к ней, привезли картошку, свеклу, какую-то нехитрую снедь. Она в то время была уже старая, седая, в морщинах (все-таки десять лет лагерей сказались). Монахини смотрели, с каким аппетитом она все это ела. Одна монахиня даже расплакалась и сказала: «Ольга Яковлевна, как же Вы все переносите после того, что у Вас было?» Она ответила: «Раньше я всегда удивлялась, как вы спокойно, со смирением воспринимаете свою постническую скромную жизнь и радуетесь каждой конфетке. Тогда я имела все, но понимала, что это не приносит полного удовлетворения. И только сейчас, когда я ем простую пищу, зная, что такое голод, я по-настоящему благодарю Бога. Только сейчас я поняла, что такое счастье». Представляете? Хотя она и была добродетельной женщиной, благотворительницей, но Бога почувствовала только в таком состоянии. Но это не всякому дано, наверное.
– Если возвращаться к прошлому, то биография Федора Михайловича Достоевского такова. Он четыре года провел на каторге, потом шесть лет поселений, то есть десять лет он провел вдали от Санкт-Петербурга. В переписке друзья ему писали: «Федор, какой же ты несчастный человек! Четыре года каторги, шесть лет поселений, уголовники...». На что он отвечал: «Нет, я не несчастный. Только на каторге я и понял себя и душу русского мужика. Я понял: сколько человеку в жизни надо счастья, столько и несчастья, потому что иначе он счастья своего не поймет». И он с благодарностью Богу пережил эти десять лет. С каторги вернулся другим человеком, благодарным Богу за все. Стоя на эшафоте (когда он еще не знал, что будет отменена казнь), он думал, что если бы ему была дарована жизнь, он и минуты не потратил бы зря. И потом он попытался все наверстать.
Следующий вопрос чисто бытовой. Женщина очень просит помощи и совета. Она пишет, что все у нее складывается не так. Сначала сын бросил университет. Потом муж начал пить, а когда напьется – говорит что попало. Она начала даже ему смерти желать. Она пишет, что ничего не может с собой поделать. В общем, как-то она потерялась и пишет, что даже жить не хочет, а себе желать смерти – это грех. Что ей можно сказать, когда вот так все одновременно навалилось?
– Если честно, такое происходит почти в каждой семье в той или иной мере. Моя мама говорила: в каждом дому по кому, а где и два. Поэтому у женщины нет ничего особенного. К этому можно добавить безработицу, онкологию, потерю денег в банке, кредиты, наркоманию... Можно и дальше продолжать список. Это наша жизнь.
На двери кельи в одном монастыре я увидел: «Господи, дай мне силы изменить в моей жизни то, что я могу изменить, дай мне терпение принять то, что я изменить не могу, и дай мне мудрость, чтобы я мог отличить одно от другого».
Если вы можете повлиять на мужа, детей, внуков – говорите, молитесь, сами будьте примером. Но если все, что можно было, вы сделали, но все остается как прежде, остается только одно – принять ситуацию. Главное, рук не опускать и делать все возможное со своей стороны.
Оптинские старцы говорили: крест, который мы несем, чаще всего вырастает на почве нашего собственного сердца. У отцов был главный девиз: внимай себе. Мы никогда не лечим другого человека, мы начинаем лечить себя. Поэтому переводим внимание в первую очередь на себя: что я недоделала, недодала мужу, сыну? Потому что просто так люди не начинают пить, есть какая-то причина. Вспомните, как страдал праведный Иов. Старцы говорили: наша жизнь – не место отдыха, а место подвига.
Вопрос миллионов людей: какой смысл в страданиях, скорбях, смерти, онкологии, войнах? Беды можно перечислять до бесконечности. Иоанн Златоуст говорил: если душа человека покрыта грехами как ржавчиной, то горнило испытаний очистит душу от этой ржавчины. А если душа золотая, то горнило испытаний придаст ей большей блистательности.
Мы можем сказать, что нам никакой блистательности не надо, для нас и так сойдет. Потому что у нас и блистательности никакой нет, мы ржавое железо, и нам нужен огонь, который очистит нас от ржавчины. К сожалению, такова наша жизнь.
Если простая женщина знает, как печь пироги, чтобы они не сгорели и не были клеклыми, то тем более Господь знает, что нам надо, чтобы мы стали доброй пшеницей, добрым тестом. Поэтому нужно со смирением принимать в жизни то, что от нас не зависит, и делать все, что зависит от нас. Потому что под лежачий камень вода не течет.
Чтобы было благополучное плавание, недостаточно попутного ветра, надо, чтобы были подняты паруса. Кто-то сказал: живи как Ной: греби, не ной.
Поэтому будем приносить Богу благодарственные молитвы и откладывать в банк наши молитвы. С одной стороны – покаяние и прошение. С другой – благодарение за дар святой веры, дар христианской православной жизни, за то, что мы в Церкви, что мы православные, имеем определенное здоровье и силы. Бога за это надо благодарить.
Сердечное спасибо, батюшка! Вы любите повторять, что человеческая жизнь подобна клавишам рояля...
– Невозможно сыграть гармоничную музыку, не коснувшись и черных клавиш. Но после черной клавиши всегда будет белая. И наоборот. Терпения, мудрости всем нам!
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.