Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (1167) → Протоиерей Вадим Буренин: Священное Писание для нас должно быть руководством к действию

Протоиерей Вадим Буренин: Священное Писание для нас должно быть руководством к действию

№30 (1167) / 2 августа ‘22

Беседы с батюшкой

Сегодня отвечаем на вопросы. Ко мне приходит очень много интересных вопросов, в том числе есть очень неожиданные. Насколько спасительна сейчас для нас, христиан, но и вообще людей, живущих в России, идея Православия? Ведь православных людей не очень много, и, может быть, имеет смысл не строить столько церквей, а строить детские сады и школы?

– Прежде всего, братья и сестры, обращаюсь к вам с просьбой: сколько можете, помогайте Русской Православной Церкви. В частности, православному телеканалу «Союз». Каждая ваша копеечка просто жизненно необходима. Она пойдет на существование этого телеканала. Не стремитесь себя оправдать, почему вы не можете пожертвовать эту копеечку. Поступите по Евангелию: сколько можете, жертвуйте каждый раз, когда есть такая возможность.

Православие в России на протяжении уже более тысячи лет способствует нормальной, здоровой жизни – жизни со Христом. Наши предки стремились вести эту жизнь так, чтобы она была им понятна. Церковь всегда говорила правду, Евангельскую правду. Это Благая весть о том, что на самом деле есть Истина. А Истина – наш Господь. Он наш путь.

Когда человек выбирает Христа и идет по пути, водимый Духом Святым, он приходит к Богу в Царство Небесное. Когда он идет по этому пути, у него на пьедестале стоит Господь. Человек стратегически стремится в Царство Небесное, а здесь он тактически решает иные вопросы, которые необходимо на этом пути решать. Но он решает их исходя из той правды жизни, что черпает в Священном Писании, а далее уже и в жизни святых угодников Божиих, ведь они показывали, как Евангельскую жизнь с Богом возможно реализовать в тех или иных условиях.

Благодатные примеры подвижников благочестия актуальны и по сей день. Сколько мы знаем подвижников, оставивших все и пошедших за Христом! Мы угодникам Божиим молимся, потому что даже при своей жизни они возлюбили Бога всем сердцем и всей душой. Они шли за Богом. Им было тяжело в повседневной жизни, ведь они сталкивались с различными внутренними духовными борениями. То, что происходило в их душах, известно только Господу.

Кто-то жил в городской среде, как блаженная Ксения или Прокопий Устюжский. Кто-то уходил в леса и там вел подвижнический образ жизни. Но каждый раз наши подвижники благочестия жили так, что их жизнь становилась общеизвестной. Даже если это был глухой лес, все равно о человеке становилось хорошо известно всем. Возьмем в качестве примера того же Сергия Радонежского. Подвижник, живший в лесу, организовавший там монастырскую жизнь, стал известен и в Византийской империи, а византийский патриарх его награждает и присылает ему памятный крест.

Вот свидетельство того, что по Евангельской жизни свечу ставят именно на столе, но не под столом. Свет Христов, который был в праведнике, распространялся не только на территории монастыря, но и далеко за его пределами. Таких свидетельств очень много в нашей истории. Подвижники благочестия и по сей день остаются для нас ориентиром, помогающим нам в повседневной жизни.

Есть разговоры о том, что у нас на сегодняшний день не так много верующих людей. Но надо сказать, что после 30 лет прошедших с того момента, как не стало Советского Союза, произошли кардинальные изменения. Ведь людей в общей массе воспитывали прежде всего, как потребителей. Средства массовой информации планомерно, изо дня в день, воздействовали именно таким образом, что человек должен потреблять какой-то товар, что он для этого и живет.

Та экономическая позиция и сегодня остается в значительной степени актуальной. Вместо того, чтобы воспитывать нового, духовного человека, делалось все для того, чтобы люди меньше задумывались о своей духовной жизни и больше задумывались о материальных благах.

Что же Русская Православная Церковь? А она всегда свидетельствовала о правде жизни, на протяжении всех последних десятилетий восстанавливались и восстанавливаются православные храмы. У нас еще очень много храмов по всей стране нужно восстанавливать, до многих храмов и монастырей руки еще не дошли. На сегодняшний день у нас недостаточно средств, необходимо много квалифицированных реставраторов.

Даже в Петербурге не так уж много специалистов, которые могут грамотно проводить реставрацию.

Вопрос телезрителя из Ростова-на-Дону: «Был ли выбор у Иуды Искариота? Если все было заранее предначертано в Писании и Сам Господь знал, что Иуда Его предаст, то был ли у того другой выбор? Ведь если бы он все по-другому сделал, то и пошло бы все по-другому, а не так, как было предначертано».

– Господь – Сердцеведец каждого человека. Господь знает, как он будет способен поступить в той или иной ситуации. Поведение наших святых угодников Божиих нам понятно. Говорить о святых, живших 1000–1500 лет назад, сложно, но ведь были подвижники благочестия, которые жили совсем недавно, и о многих из них остались воспоминания еще живущих людей.

Возьмем святителя Луку (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского. Он был врачом, стремился каждому помочь и в каких-то ситуациях максимально сделать даже невозможное, а при этом еще и молился. Господу было совершенно точно известно, что этот человек будет поступать только так. Святитель Лука ежедневно находился среди людей, то есть люди его ежедневно наблюдали, с утра и почти до его отхода ко сну. Мы вспоминаем отца Иоанна Кронштадтского. Он тоже целый день находился среди людей. Его жизнь была совершенно открытой. Его поведение было совершенно понятным и прозрачным.

Что касается Иуды Искариотского, то он ведь тоже находился на глазах у других апостолов. Все видели, кто как себя ведет, кто что говорит. Из строк Священного Писания мы знаем, что было даже какое-то недопонимание, когда братья решили, как они хотели бы сесть в Царстве Господа по правую и по левую руку от Него. Остальные апостолы тогда просто возмутились. Когда мы читаем Священное Писание, мы видим апостолов действительно живыми людьми – они между собой общаются, выражают свои чувства и эмоции.

Иуда тоже был всем окружающим совершенно понятен, и его поведение было совершенно понятным. Он ведь заведовал деньгами, то есть постоянно получал указания относительно того, как нужно потратить те или иные средства. Совершенно очевидно, что его внутренние борения были Господу совершенно понятны. Не только Господу, но и апостолам, и другим людям.

Но нужно отметить, что просто так предателями на становятся. Принимающий решение согрешить должен пройти определенные этапы. Сначала ему приходят мысли, что вот так можно поступить. Человек уже дальше обдумывает, как он это осуществит. Это же не спонтанно произошло. Иуда совершенно сознательно идет на предательство. Ведь Господь говорит ему: что делаешь, делай скорее. Потому что Он – Сердцеведец всех. Он понимает, что внутри Иуды решение уже созрело и он его готов осуществить. Для этого нужен только подходящий момент. Такой момент представился, и решение было осуществлено.

Господь нам дает свободу, но свободой надо научиться пользоваться, и пользоваться так, чтобы быть Божиим человеком, чтобы свидетельствовать о своей любви к Богу и своим ближним. Живущий по заповедям Божиим в дальнейшем становится настоящим Божиим человеком. И другая ситуация, когда человек принимает для себя какое-то другое решение и поступает исходя из этого решения.

Вспоминаю житие преподобного Льва Оптинского. Он приехал в один из монастырей и поговорил с одним подвижником. Когда уезжал, предупредил братию, чтобы они следили за этим подвижником, чтобы не произошло чего-то плохого. Через некоторое время братия его догнала в дороге и сказала, что опасения оказались обоснованными: этот «подвижник» (в кавычках) закончил свою жизнь, как и Иуда, самоубийством.

В повседневной жизни каждому из нас важно делать не просто выбор в пользу Бога. Важно, чтобы мы дальше прошли огранку. Когда, например, находят драгоценный камень-сырец, сначала его обязательно подвергают огранке, только потом он становится драгоценным. Человек тоже обязательно должен пройти определенные испытания, искушения, после которых он станет тем, о ком Господь сможет сказать, что он будет в Царствии Небесном.

Разбойник, висевший на кресте рядом с Господом, услышал такие слова. Ведь это произошло не случайно, его жизнь к этому шла, и на кресте он смог сказать именно то, что сказал. А сколько людей было и есть, которые в сложных ситуациях начинают хулить Господа, выказывать недовольство, ропот: «За что мне? Я молился, постился, храм посещал, а со мной такие обстоятельства происходят...». Человек таким образом губит свою бессмертную душу.

А нужно всего лишь принять ситуацию, чтобы в душе был мир Христов. С миром Христовым человек идет к Богу. Каждый идет в свое время: кто-то раньше, кто-то позже. Мы помним слова псалмопевца: дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет, и многие из них – болезни, скорби, страдания. То есть на земле мы должны пройти определенные испытания, чтобы на нас стояла проба, что мы достойны Царствия Небесного.

Вопрос телезрительницы из Ярославля: «В Послании к Римлянам сказано: сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Я думаю, праведность тоже ведет к спасению. И что значит «устами исповедуют»? Это когда мы друг другу что-то говорим или когда с Господом Богом общаемся, молимся Ему? В чем спасение? В каком общении?»

– Очень важно, чтобы у нас было общение с Богом. Общение с Богом происходит именно в храме, когда мы молимся и принимаем участие в Евхаристии, то есть принимаем Бога в себя. Но, приняв Бога в себя, мы должны творить и соответствующие дела. Вот мы говорили про Иуду: он тоже был участником Тайной Вечери. Господь говорит: много званых, а мало избранных. Избранным становится именно тот, кто исповедует Господа, совершая праведные поступки, предполагающие, что у этого человека слова не расходятся с делами. Он думает, говорит и что-то делает исходя из внутреннего убеждения, что поступает по заповедям Божиим.

Мы должны понимать, что за каждое слово придется давать ответ. Некоторые безрассудно очень много говорят. Некоторые вообще позволяют себе говорить все, что в голову взбредет. Но это совершенно недопустимо. Человек должен фильтровать то, что появляется в голове. Потому что враг рода человеческого не дремлет и постоянно пытается вложить не только в уста, но и в человеческое сознание вещи, не приемлемые для жизни с Богом. Это самое страшное, когда человек живет, думая, что он прав. На самом деле он может очень сильно заблуждаться.

Евхаристическое общение, духовное общение с духовником и в самой общине помогает каждому из нас находиться в определенных рамках. Таким образом человек может понимать: то, что у него на уме и что он озвучивает, приемлется и Церковью как собранием верующих, и Самим Господом. Потому что он видит, как духовно возрастает. Это невозможно не заметить, и каждый может давать себе отчет в том, есть у него жизнь с Богом или нет. Себя ведь не обманешь, совесть как голос Божий всегда все подскажет. С совестью не договоришься.

Поэтому то, что человек говорит, имеет очень большое значение в повседневной жизни и для окружающих людей, и для Церкви в том числе. Когда он свидетельствует о том, что Евангельская истина для него – не пустой звук и он стремится говорить и поступать именно по Евангелию, то все видят это и говорят, что это действительно человек Божий.

Дорогие братья и сестры, когда вы читаете Священное Писание, изучайте толкования. Сейчас издано много духовной литературы, в интернете тоже есть возможность почитать. Открывайте толкования Иоанна Златоуста, других подвижников благочестия и читайте. И вы будете получать настоящую пользу, потому что будете читать то, о чем писали именно святые угодники Божии, движимые Духом Святым.

Если возникают недоуменные вопросы, можно обратиться не только к своему духовнику, но и к преподавателям воскресной школы, которая есть практически при каждом храме. Как правило, есть люди на приходе, способные помочь изучать Священное Писание, имеющие духовное образование. Пренебрегать этим не нужно.

В начале нашей беседы был вопрос о том, чего больше строить – храмов или больниц со школами. Все должно происходить гармонично. Если в крупном городе строится новый квартал, очень важно, чтобы в плане застройки были и поликлиники для детей и взрослых, и больница (возможно, даже не одна) на определенное количество людей, и травмпункт, и еще много чего. В том числе обязательно нужен православный храм. Так что я не стал бы противопоставлять строительство православного храма и социальных объектов. Все это необходимо, и важно удовлетворять запросы общества. И православный храм должен быть достаточно вместительным для того количества людей, которые в районе будут проживать. Если это очень большой квартал, то нужен не один храм.

У нас ситуация как раз обратная: ни школ, ни детских садов, ни храмов... Кто-то сказал: там, где строится храм, наверняка не нужна будет тюрьма. Имеется в виду, что если бы мы действительно старались исполнять заповеди Божии, то и преступлений не было бы. Но мы настолько отпадаем от благодати, совершая грех, что в результате и получаются преступления. В связи с этим вопрос: властен ли человек над грехом своим? Или он просто плывет по течению? Желание исправиться влияет на греховность?

– Этот вопрос предполагает развернутый ответ. Чтобы противостоять греху, у человека должна быть воля к этому, достаточно сил и соответствующая обстановка. Окормляя на протяжении не одного десятилетия Институт мозга человека (ИМЧ РАН) в Санкт-Петербурге, мы сталкивались с ситуацией, когда людям делали операцию (трепанацию черепа) и удаляли ту часть, которая, как считали, отвечает за наркозависимость. Это достаточно сложная операция. Считали, что это поможет справиться с этим злом. Но оказывалось, что, попадая в ту же среду, из которой человек был изъят, спустя некоторое время он опять начинал поступать точно так же. Родные, приходя в храм Божий, недоумевали: мол, как же так? Вроде бы медицина говорит, что такая операция поможет человеку избавиться от зависимости. С другой стороны, мы наблюдали, что все возвращается на круги своя. Поэтому очень важно, чтобы была возможность исправиться.

Вы сказали, что там, где есть храм, не будет тюрем. Надо сказать, что в царской России (да и раньше) при православных монастырях были тюрьмы. Мне вспоминается монастырь Преподобного Евфимия Суздальского. Сейчас это музей в Суздале, но в последние годы там действует храм. Те, кто посещал этот музей (я тоже посещал), наверное, имели возможность посмотреть и тюремный корпус. В нем было немало известных узников. Например, монах Авель. То есть создавалась определенная окружающая среда, чтобы человек мог действительно исправиться.

Вспоминается история, связанная со смертью Лермонтова. Человек, который, предположительно, принял участие в гибели поэта, был направлен на исправление и должен был каждый день посещать службу в Киево-Печерской лавре в течение многих лет.

Чтобы справиться с тем или иным грехом, надо его осознать. Иоанн Предтеча говорил: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Если этого нет, то рассчитывать на положительные изменения практически невозможно. Потому что, когда человек живет в определенной среде, в определенных жизненных условиях, стать другим у него нет практически никакой возможности, если только не произойдет Божественное вмешательство, как было с апостолом Павлом. Но и дальше он должен найти в себе определенные силы, проявить волю. И апостол ведь был послан к тому, кто помог ему в духовном становлении. И это происходило не за день или два, не за месяц и не за год. Это требует определенного времени.

Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Как понять слова Писания, что давать надо только правой рукой?»

– Священное Писание постоянно напоминает нам об определенных нормах поведения. Нормы поведения предполагают, что человек следит за собой, своими поступками, за тем, что совершает. Это очень важно. Священное Писание пытается помочь нам в нашей повседневной жизни. Например, в Священном Писании Ветхого Завета мы видим очень много различных предписаний, которые способствовали тому, чтобы люди жили и действовали определенным образом. Эти предписания имели очень большое значение, потому что человек постоянно находился в определенных рамках. Соблюдая их, он был свободен перед лицом Божиим, не был рабом того или иного греха, понимал, что, соблюдая предписания, поступает правильно.

Понятно, что люди разные: есть правши, есть левши, у кого-то вообще рук нет. Тем не менее, надо иметь в себе такой образ мысли, который позволяет совершать осознанные действия. Например, совершая крестное знамение, мы отчетливо понимаем, что совершаем его именно так, а не иначе. И окружающие понимают, кто мы, видя, что мы поступаем таким образом.

Если мы видим человека, пришедшего в храм и не знающего даже, как перекреститься, мы понимаем, что ему надо помочь, что ему надо воцерковляться. Определенное поведение и в храме, и за пределами храма позволяет нам идентифицировать, что этот человек христианин.

Делать правой рукой – значит поступать по правде. Может быть так?

– Очень важно понимать, что надо жить по Писанию, что Священное Писание – не пустой звук, а руководство к действию. Если Священное Писание для кого-то руководство к действию, тогда и окружающие видят, что это Божий человек, потому что он поступает так, как написано в Священном Писании.

В начале нашей беседы мы говорили о том, что очень важно иметь такую жизнь, которая была бы понятной и для тебя самого, и для окружающих. Когда человек находится в христианской общине, среди тех, чьи взгляды он разделяет, его поступки – именно по Священному Писанию. По-другому христианская община жить не может, она живет именно по Писанию. И Благая весть становится руководством к действию, благодаря чему люди здесь, на земле, достигают святости и становятся достойными Царства Небесного.

Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Победа духа и укрепление веры»

– Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Высокие представители государственной власти! Дорогие отцы, братья и сестры – участники замечательных торжеств, посвященных памяти святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия!Время, когда преподобный Сергий нес свой жизненный подвиг, было очень непростым. Это было время господства над Русью иноземной силы, и преподобный Сергий не мог не сокрушаться сердцем и мыслью по поводу того, что его Отечество, Русь Святая, находится под иноземной властью. И хотя та власть не посягала на веру православную, но она посягала на материальные ценности нашей страны, стремилась разграбить наше Отечество. Преподобный Сергий сознавал эту опасность, а потому молился и трудился для того, чтобы Русь сбросила с себя иноземное иго. И мы знаем, что преподобный Сергий благословил Дмитрия Донского пойти на Куликово поле и дать там первое сражение татаро-монголам. Это было очень рискованное предприятие, как были рискованными и действия преподобного Сергия. А что, если враг вновь окажется сильнее? Что же тогда благословение преподобного, молитвы Церкви, молитвы народа нашего? Вот почему речь тогда шла не только о военной победе – речь шла о победе духа, в каком-то смысле о победе нашей веры.

 
Беседы с батюшкой

Священник Константин Кокора: Важно всегда понимать и исполнять волю Божию

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс