Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (1165) → Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: Помощь наркозависимым и их близким

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: Помощь наркозависимым и их близким

№28 (1165) / 18 июля ‘22

Архипастырь

Владыка, Вы – руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. Хотелось бы посвятить нашу передачу сложной, но весьма актуальной теме – помощь наркозависимым и их близким.

Вы занимаетесь наркозависимыми с 90-х годов. Что изменилось за этот период в работе с наркозависимыми?

– Кратко расскажу историю своей встречи с наркозависимыми. Конечно, наркотики я никогда не пробовал, о чем не жалею. В 1993 году у нас на приходе появились люди, занимающиеся наркозависимыми. Приход наш очень уединенный, труднодоступный, но они до нас добрались. У них были вопросы, как помогать наркозависимым. Они нам объяснили, что такое наркомания (до этого мы совсем ничего об этом не знали, наркомания была где-то далеко, за границей), посвятили нас в проблему, и мы старались понять, как можно с этими людьми работать. Потом они привезли этих людей к нам на приход. Через год одного из них мы даже пригласили у нас пожить, он жил у нас некоторое время (месяца три или четыре), и мы тесно общались. На этом знакомство с этой темой закончилось, был перерыв до 1998 года.

В 1998 году, если помните, был кризис, и приходу стало очень сложно выживать. Мы подумали, что нам нужны помощники, и пригласили нарко- зависимых. Конечно, это были люди не с улицы, а те, кто предварительно прошел трехмесячный курс реабилитации. С 1998 года мы стали с ними заниматься. Сначала это было 2–3 человека, а потом мы решили заняться этим системно.

Через какое-то время нас стали приглашать на семинары, конференции для обмена опытом. Мы стали писать статьи. В итоге нас пригласили возглавить Координационный центр по противодействию наркомании при Синодальном отделе по благотворительности. С тех пор работа стала более широкой. Одной ногой я был на приходе, другой ногой – в Синодальном отделе. Приход и Синодальный отдел находились на расстоянии 450 километров друг от друга, поэтому работать приходилось посменно. Потом я был избран в епископы: с 2014 года был епископом Каменским и Алапаевским, теперь – Каменский и Камышловский.

Что изменилось в работе с наркозависимыми? Раньше я жил вместе с ними, научился их чувствовать, понимать. Теперь только руковожу этой деятельностью в более широком масштабе. Общаюсь больше с выпускниками, потому что многие из этих людей остаются рядом, мы с ними работаем, взаимодействуем. Есть целый ряд друзей из наших бывших выпускников, они нам помогают.

Владыка, Вы сказали о выпускниках. Сколько их было за эти годы?

– Честно говоря, я перестал их считать с тех пор, как отбыл с прихода. Но в то время, пока я там был, через нас прошло более сотни человек. Это немного. Есть центры, через которые прошли тысячи людей. У нас небольшой центр, маленький приход. Но у нас была возможность жить с ними очень плотно.

Международный день борьбы с наркоманией отмечается 26 июня. И есть День трезвости, который отмечается 11 сентября. Нет ли смысла объединить работу по борьбе с наркозависимыми и алкозависимыми в одно направление?

– Когда меня пригласили в Синодальный отдел, там уже велась работа с алкозависимыми. Но я поставил условие, что не буду заниматься алкоголиками, буду заниматься только наркозависимыми. Потому что на самом деле это разные социальные группы, разные люди, у них разный кодекс чести. Кто такой алкоголик? Как человек заболевает алкоголизмом? Обычно это какая-то компания, работа. По сути, он свой среди своих, иногда даже душа компании. Вплоть до последних стадий алкоголизации никто от него не отворачивается, он выпивает публично. Винные отделы в магазинах легальны.

Другое дело – наркозависимый: он употребляет наркотики, таясь от родителей (как правило, первое употребление идет в детстве), сослуживцев, друзей. То есть находится на нелегальном положении. Наркотики – это криминал, и наркозависимый сразу входит в контакт с криминалом, иногда сам распространяет наркотики. Поэтому у наркозависимых совсем другая психология: он живет среди врагов, а не среди друзей, и каждый может причинить ему вред. Даже его условные друзья – тоже враги: они друг друга кидают, обманывают. Наркомафия, дилер – тоже враги. В общем, это совсем другие ощущения.

Наверняка все слышали, что есть группы анонимных алкоголиков. В какое-то время к ним стали присоединяться наркозависимые, но они друг друга плохо понимали. Поэтому мы имеем две социальные группы: анонимных алкоголиков и анонимных наркоманов. Они собираются по отдельности, и духовная работа с ними отличается.

Есть такое мнение, что наркоман вообще неизлечим. Так ли это?

– Что мы понимаем под здоровьем? Вообще-то, все люди больны. Пока не придем в больницу на обследование, мы можем думать, что здоровы, но приходим – и выявляется, что не совсем здоровы. Обычно мы идем в больницу, когда уже наступает какой-то кризис.

Говорить, что наркоман или алкоголик, достигший определенной степени заболевания, излечим, неправильно. Это хроническое заболевание. Есть травма, она неустранима. Если сказать кратко, то алкоголики и наркоманы не могут контролировать употребление психоактивных веществ. Например, другие люди могут немного выпить и остановиться, а алкоголик не может, он себя не контролирует, сразу уходит в запой. То же самое с наркоманом.

Единственный выход – вообще не употреблять психоактивные вещества. Если такой человек их не употребляет, он фактически здоров, хотя остается тяга. В Церкви понятие «тяга» имеет другой смысл. Страсть – тоже тяга: к смерти, к тому, что нас убивает. В данном случае наркотики и алкоголь убивают человека.

Человек может вести вполне здоровый образ жизни, просто у него есть какое-то ограничение. Например, когда больная печень, он соблюдает диету, есть ограничения в пище. Если он съест что-то запретное, ему становится плохо. То же самое с алкоголиком или наркоманом: если он не употребляет психоактивные вещества – здоров, если употребит – его жизнь опять начнет ломаться.

С одной стороны, такой человек постоянно болен. С другой стороны, он вполне может быть здоровым, просто надо пройти реабилитацию и быть в устойчивой ремиссии, то есть без обострения заболевания.

И примеров успешной реабилитации очень много.

– Много. Но наркомания – болезнь латентная, скрытая. Когда человек наркотизируется, он прячется, и мы его не видим. Мы видим наркозависимых, когда они уже впадают в терминальную стадию заболевания, то есть когда валяются в подъездах, теряют работу, семью, друзей, иногда и жизнь.

Когда наркозависимый выздоравливает, надо, чтобы никто не знал, что он наркоман, чтобы люди не портили ему жизнь. Понятно, как к наркоманам относятся. Так что наркоманы прячутся – и когда наркотизируются, и когда выздоровели. Потому мы их почти не видим. Мы видим их только в стадии предсмертной.

Реабилитация наркозависимых существует и в Церкви. Что это такое? Какие методики используются в Церкви?

– Смысл реабилитации в том, что человек возвращается к тому, чем он раньше обладал. Например, если кто-то заболел и стал инвалидом, его заново учат ходить, работать и так далее, чтобы он восстановился. Если не получается восстановиться, он получает инвалидность.

В случае с наркозависимым реабилитация – это выход в устойчивую ремиссию, когда человек больше не употребляет наркотики. То есть смысл реабилитации заключается в том, чтобы после курса реабилитации не употреблять наркотики.

Понятие реабилитации в писаниях святых отцов не встречается. Поэтому у нас большой испуг перед этим словом. Архиереи, священники и люди, не посвященные в тему, не знают, что это такое. Я сейчас постараюсь объяснить, чтобы было понятно.

Реабилитацией на самом деле мы очень успешно и давно занимаемся, только надо приложить эту деятельность именно к наркозависимым. Мы только что говорили о том, что наркомания неизлечима, но с этой болезнью надо как-то жить. Все мы неизлечимые хвастуны, жадины, иногда блудники и так далее, но мы стараемся контро-лировать и ограничивать себя в проявлении этих страстей. Вот и наркозависимых надо научить жить так же, не впадая в эту страсть, то есть чтобы они себя контролировали.

Для того чтобы себя контролировать, надо заменить жизнь с наркотиками на другую жизнь. Для этого надо переменить взгляд на жизнь, на мир, то есть изменить мировоззрение, чтобы жить вполне полноценно, при этом не болеть.

У нас есть церковное слово, которое говорит о перемене мировоззрения: метанойя, покаяние. Но мы не можем сказать наркозависимым людям: «Приходите к нам каяться». Они испугаются. Вообще, лозунг «покайтесь» мы сейчас почти не выдвигаем – люди его боятся. Есть понятие воспитания. Мы заменили слово «реабилитант» на «воспитанник». Они – воспитанники, подопечные, то есть мы их перевоспитываем. Но если сказать: «Приходите к нам на перевоспитание», опять люди не пойдут. Мол, в школе десять лет воспитывали, в институте, дома мама воспитывает...

И мы говорим: реабилитация. Если сказать кратко, то у нас в Церкви это аскетическое перевоспитание, перемена мировоззрения. Просто мы нашу традицию, умение работать с людьми прилагаем к данной проблеме, понимая особенность этой страсти. То есть мы делаем то же, что и делаем всегда. Поэтому любой духовник, умеющий работать с людьми и вести их по пути благоразумной аскезы, вполне успешно может работать с наркозависимыми. Собственно, так и происходит: некоторые приходы, монастыри с этой проблемой встретились, когда люди обратились к ним за помощью, стали работать с ними, и стало получаться.

Каковы перспективы борьбы с распространением наркомании в России? Что нужно сделать нашему государству, чтобы снизить наркопотребление?

– Мы сказали, что реабилитация – это перевоспитание. Наркотики были всегда, они были и за границей, и у нас, просто не всем доступны. Мы знаем, например, что известный певец Высоцкий был наркозависим. Наркомания была, просто не была столь массовой.

В Советском Союзе было очень высоко поставлено патриотическое, нравственное воспитание: были октябрята, пионеры, комсомол, целая школа деятельного воспитания. В 90-е годы запретили всякую идеологию, поэтому мы и имеем этот плод. Профилактика наркомании как раз состоит в воспитании молодых людей, нужно помочь им правильно расставить ориентиры в жизни, чтобы они поняли, что ценно, а что нет. Если такая профилактическая школа есть (мы проводим тренинги), то человек проходит мимо наркотиков.

Очень важно для государства восстановить систему воспитания. И Церковь тоже может внести свою лепту в воспитание людей. Сейчас Церковь имеет доступ в школы. Конечно, очень ограниченный доступ, но он есть. Если воспитывать молодежь, наркомании будет меньше.

Конечно, важны и силовые методы: поставить занавес, преграды. Но если есть спрос, будет и предложение. Когда господствует идеология гедонизма, жажды удовольствий, эгоизм, то наркотики вполне вписываются в эту систему, в этот образ жизни.

Владыка, можете ли Вы поделиться живыми примерами выхода из наркотической зависимости?

– Самые яркие примеры – первые. И первый экзамен запоминается... В этом смысле наиболее памятны первые наркозависимые. Первым был человек по имени Лев, он приехал к нам в 1993 году. Мы его пригласили, он жил вместе с нами (в отдельном домике). Это был очень тяжелый наркозависимый. Он был на послушаниях, мы с ним общались. Он очень любил детей, и дети с ним хорошо контактировали. Когда он приходил на Исповедь, слушать его было немножко непривычно, конечно, – грехи были другого уровня, чем обычно слышит сельский священник. В жизни это был совершенно адекватный, восприимчивый, слышащий, даже чуткий человек. Он у нас прожил какое-то время, месяца три или четыре. От нар-котиков ушел, но от алкоголя не совсем: у него были светлые периоды, когда он ходил в храм, воцерковлялся, а потом были периоды запоя. После таких периодов человек снижается как бы на этаж ниже в своем состоянии. Тем не менее он умер в покаянии. Однажды он попал в больницу, со всеми помирился, исповедовался, причастился, а утром внезапно скончался, но не от алкоголя, просто с печенью уже были проблемы, и врачи не смогли помочь. Вот это был первый наркозависимый, с которым мы тесно общались. Я его всегда поминаю.

В 1998 году был другой наркозависимый. Он успешно жил вместе с нами (тогда еще мы не называли это реабилитацией) восемь месяцев, помогал. После этого вернулся в Санкт-Петербург, защитил кандидатскую диссертацию, потом докторскую. Он доктор химических наук, преподает, занимается компьютерами. Это тоже был очень хороший опыт.

Каких примеров больше – положительных или отрицательных? Отрицательные примеры наверняка тоже есть?

– Говорят, что работа с наркозависимыми – это крест. Когда мы смотрим на крест Христов, мы видим крест, а Христос его не видит, потому что Он любит. В этом вся суть. Если ты любишь людей, выстраиваешь с ними контакт, то не видишь креста, который несешь, потому что он за спиной. Если повернешься спиной к людям, то, конечно, лбом упрешься в крест, но людям помогать не будешь.

Для меня это просто жизнь, общение, хотя это сложно. Собственно, и дети распинают своих родителей, но родители этого не замечают, потому что любят своих детей.

Сколько православных центров помощи наркозависимым сейчас действует в России?

– Не могу этого сказать. Не потому, что это тайна под грифом «секретно», а потому, что не знаю. Есть реестр центров, с которыми мы находимся в тесном контакте. Есть центры вне контакта. Есть центры, еще не вступившие с нами в контакт. Знаю, что есть приходы, где нарко- зависимые просто помогают, но это не называют реабилитацией. Поэтому сколько таких мест – не знаю. Многие о своих добрых делах не говорят. Многие не умеют отказывать, когда к ним приходят за помощью. Но есть центры, где налажена системная работа. Сейчас в реестре 54 центра. С некоторыми центрами мы расстались, нам показалось, что они не совсем соответствуют нашим критериям работы с зависимыми. Мы не говорим, что они плохо работают, но все-таки от них дистанцировались.

Как человеку правильно обратиться в церковь, если у него есть такая проблема? Или, например, если родители заметили у ребенка такую зависимость?

– Можно прийти к любому батюшке. Хотелось бы, чтобы батюшки не боялись наркозависимых. Когда человек приходит на Исповедь и кается пред Богом, он смотрит, как на него реагирует священник. Если священник не поморщился, а как-то приобнял человека, ласково посмотрел, тот чувствует, что и Бог его простил. Если священник начинает сказанных грехов пугаться, отворачиваться, конечно, человек уходит со скорбью. Священнику нужно принять такого человека, сказать: «Правильно сделал, что сюда пришел. Никто так не силен, как Бог. И Бог сможет помочь».

Но есть люди, которые предметно этим занимаются. Теперь во всех храмах (по крайней мере, было такое распоряжение Московской Патриархии) висит объявление с номером телефона – можно позвонить, если есть проблема с наркотиками. Священник примет человека, поговорит... По телефону ответит один из наших консультантов, вникнет в проблему и в зависимости от ситуации даст рекомендацию.

Если человек живет в Москве, Санкт-Петербурге или в одном из больших городов, его пригласят, может быть, на очную консультацию. У нас есть консультационные пункты в разных городах. Их, конечно, мало в масштабах России, но они есть. Либо человек просто получит телефонную консультацию, ему дадут совет (хотя совет – это мало) или потом пригласят на реабилитацию.

Сколько длится реабилитация? Понятно, что быстро перевоспитать никого невозможно. А это реальное, деятельное перевоспитание, когда учатся по-новому жить, по-другому смотреть на вещи, по-другому видеть окружающих, учатся выстраивать отношения. Многие садятся на наркотики потому, что не умеют общаться с людьми. Если научить решать эти проблемы, то потребность в наркотиках отпадет. Тяга все равно будет беспокоить, но с ней можно жить, ей можно противиться, ее можно контролировать. Мы помогаем этому научиться.

Так что можно позвонить по телефону, и, надеюсь, человеку помогут в той степени, в какой ему можно помочь и в какой он сам ищет помощи.

Владыка, благодарим Вас за ответы...

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Именно вера есть сердцевина всех других добродетелей»

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!В сегодняшнем апостольском чтении (Римл. 2, 10–16) мы находим слова, которые заставляют задуматься об их смысле. Апостол говорит о язычниках, о тех, кто был лишен Божественного Откровения, кто жил вне русла духовности и веры, определяемых законами Ветхого Завета, то есть словом Божиим. И вот, размышляя об участи язычников, апостол написал нечто совершенно неожиданное для всех тогдашних последователей Спасителя. Он пишет, что добрые дела, которые хранятся в сердцах этих язычников, вот они-то и помогут им оправдаться пред Господом. В самом деле, было бы, наверное, какой-то космической несправедливостью, если бы все люди, жившие до Христа, не наследовали Царства Божия и вообще были обречены на духовную гибель. Ведь многие поколения людей не сподобились жить после прихода Спасителя, не сподобились быть в Его Церкви, но они совершали добрые дела, и этими добрыми делами они, по слову апостола, и оправдались пред Господом.

 
Беседы с батюшкой

Священник Роман Колесников: Причастие – лекарство, которое исцеляет от страстей

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс