Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №1 (2019 г.) – №45–46 (2021 г.), №2–7 (2022 г.)
Продолжаем цикл наших передач «Страсти и борьба с ними». Сегодня 79-я встреча в рамках цикла и 13-я, посвященная гневу. Этот цикл передач идет уже не один год по плану огласительных курсов. Их я веду в храме Владимирской Иконы Божией Матери на Семи Ключах города Екатеринбурга, где являюсь настоятелем. Такую важную тему, как борьба с грехами, нужно начинать с оглашения. И если есть проблемы в духовной жизни, то тоже следует возвращаться к повторению основ веры. Именно поэтому наш цикл начинается с огласительных бесед и основных понятий о покаянии.
Мы живем в такое время, когда, к сожалению, даже в церковной среде звучат такие слова, что не важно знать основы, главное как-то верить, а как верить не имеет значения. Это неправильно. Мы должны верить так, как верит Церковь уже 2000 лет. После огласительных бесед мы начали разбирать страсти в том порядке, как они изложены в святоотеческой литературе.
Страсть гнева очень распространена, особенно в наше время. Мы живем во время общемирового экономического кризиса. Вследствие этого падают доходы населения, и люди, привыкшие жить на широкую ногу, теперь не могут это делать. И, конечно, у них возникает огорчение и гнев, они начинают искать виноватых – правителей или еще кого-то. Хотя идут совершенно объективные макроэкономические, политические и другие процессы. Нужно понимать ценность и смысл тех ограничений, которые сейчас вводятся в связи с санкциями и прочим. Их смысл заключается в том, что мы, наконец, можем получить ту страну, о которой мечтаем, – свободную и независимую во всех смыслах: и в экономическом, и в политическом, и в военном. Но это влияет на нас, ведь мы с утра до вечера смотрим новости, Telegram-каналы, узнаем, что происходит на фронтах и так далее. От этого злимся и раздражаемся и потом устраиваем специальные военные операции у себя дома с нашими близкими. Не нужно этого делать.
Все мы очень подвержены страсти гнева. Она показывает неудовлетворение любой страсти, которая у нас есть. Соответственно, проявления гнева очень разные. В предыдущих передачах вы можете увидеть, как по-разному проявляется эта страсть. А мы продолжим разбор.
Вы можете поддаться страсти гнева, если своим молчанием вызовете гнев или огорчение ближнего. У всех бывали ситуации, когда мы на кого-то обиделись и начинаем молчать, перестаем разговаривать с этим человеком. Кто-то это делает из вредности, кто-то – от обиды, когда самолюбие скукожилось, и молчанием он мстит начальнику или своему близкому. Сколько таких историй можно встретить в семье? Например, мама или папа обиделись на ребенка. Он уже идет на примирение, пытается попросить прощение, а в ответ молчание и игнорирование покаяния.
Между супругами обычная история, когда поссорились и молчат, как два айсберга в океане, ходят по маленькой квартире, пытаются лавировать и не столкнуться. Когда обидевший пытается наладить отношения, извиниться, а второй молчит, то, естественно, это вызывает раздражение. И получается, с одной стороны, мы вредничаем и молчим, а значит сработала гордыня, определенная форма мести, а, может, даже немного ненависти, раз мы не можем простить и общаться с близким человеком с открытым сердцем. С другой стороны, увеличиваем этот грех еще и тем, что заставляем гневаться нашего близкого. Мы в этом случае распространяем грех. Если мы вызывали гнев в ближнем, обидели в ответ, то увеличился и наш грех, и его тяжесть. И тем сложнее его исправить. Надо мириться. Как христиане мы не сможем жить в мире, когда на всех озлобились и на все молчим.
В Евангелии на неправедном суде у Пилата Спасителю задают какие-то глупые вопросы, а Он молчит. Это совсем другое. Это святое молчание. В такой ситуации совершенно понятно, что никто слушать не будет, идет поток лжи, оправдаться не получится, и Господь ничего не говорит, не мечет бисера перед свиньями. Святое молчание основано вовсе не на том, что Спаситель обиделся. На Кресте Он молится о распинающих Его: Отче! прости им, ибо не ведают, что творят. Он не обиделся так, как мы обижаемся, когда кто-то несправедливо или справедливо заденет наше самолюбие. Такого поведения не должно быть, мы должны работать над собой и выходить из состояния обиженной бабочки в коконе. Это не решит проблему. В диалоге можно договориться, услышать друг друга, понять причины поступков, извиниться, примириться, попросить прощения и пойти дальше, а из состояния обиды и молчания точно ничего доброго не выйдет. Мы сами мучаемся и другого человека толкаем на прегрешения. Это вдвойне усугубляет проступок. Хотя, казалось бы, мы не кричим.
К какому проявлению гнева мы привыкли? Когда человек кричит, у него выпученные глаза, красное лицо, физиономия похожа на волка. А тут молчит, вроде как это кротость. Но нет. Если мы вызываем гнев и огорчение в диалогах с близкими, значит на самом деле мы обиделись и боимся признаться в этом. Это грех, когда человек молчит, а все вокруг завелись от него.
Еще одно выражение страсти гнева – строптивость и упрямство. Противоположное поведение. Строптивый, упрямый человек стоит на своем. Например, родители просят ребенка помыть посуду. А он не хочет. Сказали раз, два, три. Потом начинаются крик, скандалы, недовольство друг другом, обиды, гнев. Также бывает и между супругами. Жена хочет всей семьей поехать к маме, муж хочет на футбол. Все стоят на своем, никто не уступает, в итоге – скандал. Такая же ситуация может возникнуть и на работе. Начальник дает какое-то задание, совершенно законное в рамках обязанностей, а подчиненный не хочет его выполнять, упрямится. Это приведет к гневу начальства. Человек не хочет выполнять свою работу, начальник злится и перекладывает работу на кого-то другого. Тот тоже злится, потому что у него есть свои задачи. В итоге в коллективе раздрай. Все это тупая гордость.
Таких историй очень много. Они происходят и в храме. Допустим, кто-то из прихожан просит у священника благословения на что-то. А священник говорит: «Нет, это явно неправильно». Человек стоит на своем, упирается и в итоге его отношения с духовником испорчены. Не надо винить духовника, если ты напросился в духовные чада, а потом не слушаешься. И не каких-то экзотических требований, как садить капусту вверх ногами, а когда тебе дают конкретные, четкие вещи, а ты не слушаешься, и в результате – разрыв отношений.
Часто бывает и так: приходит прихожанин, прочитав какой-то древний патерик про строгого монаха-отшельника, и говорит: «Батюшка, хочу, чтобы Вы были моим духовным отцом. Держите меня в строгости». Как будто задача священника быть сотрудником ГУФСИН, всех строить и водить на обед по линеечке в окружении лающих собак. У священника другая функция, туда не входит ругань и битье палками. И вроде бы человек просит быть с ним строгим, но только священник чуть-чуть сделает замечание, какое-то ограничение, не благословит какой-то каприз, то все – разрыв отношений. Получается этот человек изначально не хотел, а пришел из какой-то своей мечтательности. А когда столкнулся с реальной необходимостью борьбы со своей гордыней, разгневался и ушел.
Очень часто строптивость и упрямство доводит до гнева в разных ситуациях – в школе, на работе и где угодно. Это могут быть совершенно простейшие истории из нашего быта. В магазине ты встал в очередь, а кто-то протиснулся перед тобой, и ты начинаешь что-то доказывать. Да пропусти его и стой спокойно. Что тут сложного? Нет, мы хотим доказать свою правду, упрямимся и превращаем ситуацию в скандал. Зачем это делать? Пропусти и все. У автомобилистов есть такой принцип: если человек торопится, пропусти его, пускай едет дальше, ты в любом случае доедешь до своего места.
Вот какие разные проявления страсти гнева. Мы вызываем гнев и молчанием, когда нас что-то спрашивают и идут на контакт, и строптивостью, когда не можем пойти на уступки человеку. Но если дело касается греха, то надо включить упрямство и не делать его. Но пока получается наоборот: когда предложили что-то доброе сделать, мы упрямимся, а когда предложили грех, то все наше упрямство куда-то делось. Человек легко впадает в гнев, а потом удивляется, как же так получилось, что он согрешил. Здесь не обошлось без лукавого.
Следующий вид греха и страсти гнева – это осуждение священников. Мы говорили про осуждение в прошлых передачах, и, казалось бы, это тоже просто осуждение, ведь священнослужители люди. Но не все так просто. Почему выделили отдельно? Потому что в этом подвиде осуждения есть особое тонкое проявление гордыни. Священники – не святые люди. Я сам грешу этим грехом, осуждаю священнослужителей, каюсь. Почему? Потому что нам кажется, что они должны быть образцом. Мы читаем про преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, про оптинских старцев, про подвижников Египта первых веков. Это же были живые люди. Они прошли свой путь борьбы. А в житиях мы видим их святящимися благодатью Святого Духа. Но особенность житийной литературы в том, что там описано, как человек родился, а назавтра он уже святой. А на деле прошло 70 лет. За это время и прошло самое ценное, что можно было бы впитать и принять, – как он боролся, ведь он сделан из такого же теста, такой же, как все, во грехах, его тоже родила мать. Любой наш святой нуждался в Крещении, во Христе, в Церкви. И прошел путь падений, восстаний, борьбы с грехами, порой неудачных. Его все проходят. Да, есть разная тяжесть, но все идут путем борьбы.
Прочитав житие любимого святого, мы начинаем жить с образом, нарисованным у нас в голове или в сердце. А потом встречаемся с приходским священником, а тот смеется невпопад, служит некрасиво, много сократил, короткая прическа, на иномарке ездит и что-то еще, а потом нам и церковь не мила. В этом ошибка. Человек не соответствует нашему внутреннему образу, мы осуждаем его за то, что он не такой, как нам хочется. Но он таким и не должен быть. Даже если сравнить святых, то это очень разные люди, а не штампованные оловянные солдатики. Возьмем взвод солдат. Казалось бы, на вид одинаковые, но все разные личности: один веселый, второй грустный, третий строгий, четвертый снисходительный и так далее. Также и у святых, и у священников. Если у вас есть возможность, то надо искать приход по душе. А если в вашем населенном пункте только один приход, то надо сложившийся образ убрать в сторону. Почему?
А откуда взялись наши современные священники? Их не выписали по «алиэкспресс» с небес, они вышли из нашего общества. Какие мы с вами, такие и священники. Со всеми изъянами и болячками современного общества, плюс еще свои священнические болячки нарабатываются. Ведь даже самый немощный, как нам кажется, самый плохой законно служащий священник может совершать Литургию, великое таинство. Одно это не понравится сатане, и он построит против самого простого священника непримиримую борьбу на всю жизнь. Поэтому и не удивительно, что интернет пестрит ошибками и падениями духовенства. Это закономерно, ведь идет война. А когда идет, например, серьезный артиллерийский обстрел, понятное дело, будут жертвы. Так же и духовенство.
Так или иначе, это люди неопытные, не имеющие какой-то богатой личной духовной жизни. Но кто-то же должен служить Литургию. Поэтому давайте не будем применять высочайшие требования к приходским священникам. Лучше простейшие: Литургию служит – уже хорошо, исповедует – хорошо. А мы недовольны, что Исповедь прошла не так, как нам бы хотелось. Давайте сами готовиться. Для этого в том числе и проходят наши беседы на телеканале «Союз». А то бывает, что человек огорчается, что в храме нет возможности исповедоваться лично. Но можно попробовать сходить в другой храм или попросить у священника отдельного времени. Ну, допустим, он не хочет, и есть только общая Исповедь. Но если ты дома сам подготовился хорошо, обдумал свою жизнь, раскаялся и решился больше не поддаваться страстям, то тебе и на общей Исповеди Господь простит все грехи.
Дело ведь не в том, лично ты рассказал или нет. Конечно, хорошо, когда есть Исповедь как положено, но давайте не забывать о реальности. Тяжесть этого греха состоит в том, что нас не ставили судьей ни над другими людьми, ни над священниками. По какой-то причине Христос поставил их на священство, будь это диаконы, монахи, священники, архиереи, патриархи – кто угодно, все они Христовы слуги и с них спросит в первую очередь Спаситель, а не мы вами. По какой-то причине Он всех нас терпит. Может потому, что еще рано с кого-то спрашивать сейчас, он еще идет тот путь борьбы, который мы можем не увидеть. Чем более человек на виду, тем большими кажутся его даже маленькие ошибки. Жизнь священника – это жизнь одинокого человека в аквариуме. Я и сам давно это почувствовал. Одинокий, потому что тебя уважают за сан, ты нужен, пока ты функционируешь и полезен, но стоит тебе ошибиться, оступиться, и ты останешься один. А в аквариуме, потому что все видно, обсуждается, что ты купил в магазине, как живешь, какая обстановка в семье. Все тут же становится достоянием общественности. Если обычный человек поссорился с женой – это одно, а если священник поссорился, то это достояние общественности. А надо и их пожалеть, потому что они – простые люди. Про себя могу сказать, мы не способны на это, но почему-то Господь привел нас к этому служению.
Сегодня получился длинный разговор, продолжим его в следующий раз. Давайте никого не будем осуждать, будем всех любить и пусть Христос будет всегда с нами. (Продолжение в следующем номере)
Записала:
Анна Вострокнутова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.