Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (1162) → Иерей Олег Патрикеев: Пространство для души

Иерей Олег Патрикеев: Пространство для души

№25 (1162) / 1 июля ‘22

Беседы с батюшкой

В одном из своих писем Иоанн Кронштадтский писал, что помолишься, исповедуешься, и вновь Господь дает некое пространство в душе. Много лет назад я услышал эту фразу, но мне до сих пор кажется, что я физически ощущаю это пространство. Каждый раз, когда я иду на Исповедь и когда молюсь, всегда вспоминаю слова отца Иоанна.

О душе мы готовы говорить всегда, но мы ведь ничего не знаем о ней. Мы говорим: «душа ушла в пятки», «душа вон». Невероятно много фраз, совершенно разных, но каждый раз мы говорим о том, что душа – это нечто такое, что нас очень волнует и заставляет чувствовать ее. Но когда мы размышляем о душе, возникают очень разные вопросы. Вопрос первый: как отличить размышление о своей душе от чего-то другого (например, осознания себя, самости)?

– Очень интересный и глубокий вопрос. На эту тему уже не первое тысячелетие задают вопросы все, кто сталкивается с духовностью человека и размышлением о душе. Были ереси, были и споры. Это очень тонкая субстанция. Но надо отмотать пленку в самое начало творения мира и взглянуть, откуда же она взялась.

Ориген был, конечно же, не прав когда решил за Бога определить место для душ. И поэтому не получил правильного ответа в своем утверждении о том, что было место, где души уже предсуществовали. Нам надо смотреть в Библию, размышлять по святым отцам. Это трудно, потому что даже нет догмата о душе. Мы можем даже фантазировать, но в определенных рамках, чтобы не уйти в ересь.

Начнем с того, когда душа появилась в человеке. Здесь очень важно понять, что в момент зачатия происходит сочетание тела и души. Есть еще один акт, когда они разделяются, есть даже молитвы на разделение души и тела страждущего человека. Есть момент, когда душа отделяется от тела. А есть момент, который мы празднуем: непорочное зачатие – Благовещение, зачатие Иоанна Пророка... А когда душа появляется в самом Адаме? Открываем творение мира и смотрим. Уже во второй главе говорится о том, что когда Бог творил этот мир, то из перси земной сотворил человека – Бог дает ему дыхание жизни, и становится человек душой живою.

Получается, что душа – некое дыхание Божие, но так как Бог находится вне материи, Он общается с миром материи через энергии. Он дает Адаму огромный потенциал Своих энергий, то есть вдыхает в материю Свою Божественную энергию. Можно расшифровать это как благодать.

Мы общаемся с нетварным миром именно через энергии. Поэтому в Адаме появилась Божественная искра – то, что стало его отличать от животных. Хотя у животных тоже есть душа, но к Адаму еще был присовокуплен дух. И эти три ипостаси в человеке (дух, душа и тело) были в гармонии. Что такое гармония? Это Адам без греха, когда он был абсолютно безгрешен и мог жить вечно по милосердию Божию, потому что дыхание жизни, которое ему дал Господь, как раз и есть бесконечная жизнь, бессмертие.

У нас нет понимания, что такое бесконечность. Мы можем посмотреть на звезды, но даже и это конечно. Но душа бессмертна, здесь как раз мы смотрим на первозданное творение Бога – человека. Все, что было лучшее, – было в человеке. Что удивительно, именно человека называют микрокосмосом. Значит, есть макрокосмос, его мы видим. И если задают вопрос, есть ли жизнь на Марсе, можно смело ответить: «Да, жизнь есть, но она находится в человеке». В тебе жизнь, потому что в тебе находятся и Марс, и Венера, и Солнце, и Луна, и все звезды, потому что ты сотворен из этого. Сначала, конечно, был сотворен Адам, а мы уже его последователи.

Душа – это сильнейший потенциал человека. После грехопадения, увы, произошло разделение. Это как лебедь, рак и щука, тянувшие каждый в свою сторону. То есть после грехопадения Адам разделился в самом себе. Грех его отделил от Бога так, что он перестал иметь душевное очищение, покаяние… «О, душа моя, что спиши? Покайся». Сейчас мы можем это воспринять через святых отцов хотя бы в словесном понимании, потому что трудно покаяться моментально, это практически невозможно. Покаяние – длительный процесс, глубокий. И душа после покаяния становится более широкой (как говорил Иоанн Кронштадтский), ведь когда грех нашу душу поранил, она стала уязвимой. Дух отсекся, он ушел в состояние «sleep» (как в компьютере) – вроде бы есть, но не работает.

Вопрос телезрительницы Татьяны: «Когда душа человека ушла в небытие после смерти, мы усиленно молимся за нее, просим Бога о помиловании. А существует ли обратная связь? Можем ли мы обращаться за помощью к душе умершего родственника? У меня умер недавно муж. Знает ли его душа то, что происходит со мной на земле? Что об этом говорят Церковь и святые отцы?»

– Давайте сделаем вид, что мы не услышали слово «небытие». У нас есть сверхбытие, оно называется Царство Небесное. И на отпевании вы, наверное, слышали, что мы, священники, от лица Церкви просим отправить душу в райские обители. Конечно, это не билет в рай, что было бы хорошо, но, увы, есть еще мытарства. По преданию нашей Православной Церкви, есть еще испытания души. И поэтому молитва, особенно родственников и близких людей, тех, кто любил и всегда будет любить этого человека, очень важна. Потому что душа бессмертна, она отправляется в удивительный духовный путь, который для нас еще непонятен. Наверное, ни один кинофильм не смог бы передать путешествия в загробный мир. Хотя есть мультфильм «Душа». Я его посмотрел и даже заплакал в конце. Он, конечно, не православный, но на самом деле поиск Царства Небесного идет на земле. И перед тем как люди уходили из жизни сей, они исповедовались.

Мы помним Исповедь Александра Сергеевича Пушкина перед смертью, когда священник вышел в слезах и сказал, что не видел такой Исповеди за всю свою священническую жизнь. Мы видим, что люди готовились к этому переходу именно так, чтобы освободить душу от грехов. А грехи у нас есть душевные и телесные. С телесными грехами мы боремся посредством поста и других аскетических действий. А душевные грехи – это самое трудное, глубокое.

Гордыню попробуй-ка усмирить. Каким постом ее усмиришь? Тщеславие как усмиришь? Никак. А с покаянием, глубоким смирением, считая себя ниже других, можешь заставить ум принизить гордыню. Это нужно для того, чтобы душа не возгордилась. Душа пала гордынею. Она пала вместе с Денницей, когда вкусила запретный плод, возомнила о себе, что может быть Богом. Душа пала вместе с духом и расслоилась на множество осколков.

И теперь Церковь собирает эти осколочки, разбитые вазы, чтобы восстановить, чтобы в человеке проснулся дух, чтобы он очнулся от своего греховного сна. Мы можем восстановить свою природу, чтобы дух, душа и тело были в гармонии.

Обратная связь присутствует на Литургии и в молитвах, обращаться за помощью можно только к усопшим святым. Мы знаем, что они точно достигли Царства Небесного, это открыла для нас Церковь с помощью Святого Духа. Мы молимся даже за непрославленных святых, чтобы Господь простил им грехи. Есть такие святые, местночтимые, например, или кто-то почитает блаженных и старцев. Мы не молимся им, не просим, чтобы они помолились за нас, потому что не знаем их местопребывания.

Точное местопребывание есть у всех святых, прославленных Церковью, – это Царство Небесное. Есть их иконы, акафисты. Процесс признания Церковью святого очень долгий. Должен быть повод, чтобы святой стал святым, должны быть чудеса, исцеления и так далее, много всего. И только после прославления мы можем обращаться к нему за помощью.

За мужа просто молитесь. Есть хороший акафист за единоумершего. Попробуйте читать Псалтирь, лучше на русском языке, чтобы было понятно, о чем говорите, просите Бога. После чтения Псалтири душевные ощущения очень сильные. Мы молимся молитвами всей Церкви. Практически все основные молитвы представлены в Псалтири.

Это молитвы псалмопевца Давида, он сам это все переживал.

– А сколько у него о душе сказано! Благослови, душе моя, Господа. Он очень много говорил о ней. Душа – это чувствительная оболочка внутри человека. Она должна развиваться, и у нее есть потенциал. Ее невозможно взвесить, измерить. Она хоть и находится в теле, но не повторяет его черты. У нее какое-то другое состояние. Иудеи, например, считают, что душа находится в крови человека, поэтому они не вкушают мясо с кровью.

Очень часто приходится слышать вопрос, который задала Татьяна. Нам всем хочется обратной связи, о чем она и говорит. И как ни парадоксально, такая связь существует. Если мы просим Господа о человеке, то, соответственно, заботимся о нем. А забота разве не общение? Если у нас была любовь, то она и осталась, а значит, мы находимся с ним в постоянном общении.

– Молитвенное общение существует без времени и пространства. Молиться надо учиться. Не бывает так, что прочитал молитву – и вдруг она сразу полетела, как на ангельских крыльях, на Небеса.

Вопрос телезрительницы Ирины из Ярославля: «В течение жизни человек меняется. Например, был неверующим, стал верующим. Я сужу по себе: насколько разной я была в детстве, в юности и сейчас. А душа меняется? Как меняется отношение человека к жизни, к миру, к появлению веры? Что происходит в нем? Это изменяется душа или что?»

– Я сравниваю человека со свечой. Очень простой пример. Свечка состоит из тоненькой ниточки внутри и красивого, пахнущего воском тела.

Человек как бы живет, душа и тело работают, он может лежать, спать, делать что угодно. Свечка может лежать в таком состоянии годами. Но когда она называется свечой? Только тогда, когда на ней зажигается огонь – дух. Он зажигается, и начинается изменение свечи. Она меняется полностью. Три состава работают. Куда мы ставим свечу? На подсвечник перед иконой, или идем с ней в темноту, чтобы тьма разошлась, или показываем сигналы огоньком. Огонь зажигается, когда человеческий дух соединяется с Духом Божиим посредством молитв и покаяния. Происходит изменение ума, и человек становится горящей свечой. Тогда от нее можно аккуратно зажечь и другие свечечки. Сколько можно зажечь других свечей от этой одной? Хоть миллион. Когда сходит Благодатный огонь, от него зажигают тысячи свечей. И весь храм в огне, хотя зашел он маленьким пучочком.

Так происходит и с человеком, когда он желает изменить свою жизнь, когда понимает, что зашел в тупик, когда без Бога ни до порога. Он уже больше не может питаться грехом. Бывает, страсти так накрывают, что он не знает, что делать: был и у психологов, и на заговорах, и на уколах, но ничего не проходит. Но вот пришел в Церковь: покаяние, слезы – и человек другой. Как происходит это таинство? Оно происходит на глубоком духовном уровне, изменяется душа и ум. Древние называли душу «психе». Психология – наука о душе. Она, конечно, ограниченная, но психологам много известно о душе, о влиянии на нее тех или иных лекарств и так далее. Мы пьем успокоительные, когда нервничаем.

Глубину души, ее соединение с духом знают только святые. Дух покаяния освежает, очищает, приводит к Творцу, и происходит изменение в человеке. Это тайна. Невозможно это все разделить на формулы. Поверхностное покаяние не приводит к изменению души. Можно долго ходить в храм, каяться, свечки ставить, пить святую воду, есть просвирки, но это не сделает тебя святым. Это возможно только через покаяние. Душа отделена от духа, тело отделено от души. Тело хочет спать, душа хочет в театр, дух хочет в церковь. Куда пойти? Как выбрать?

Интересная тема... В современном мире мы часто приобретаем страсти с каким-то восторгом. В обществе, когда говорят о страстях, часто можно услышать: «мне нравится курить» или «мне нравится выпивать». Это добровольное сумасшествие, добровольное принятие болезни души. А путь от больной души до здоровой очень сложный и без Бога, наверное, невозможен.

– «Не позволяй душе лениться». Великие и правильные слова! Мы должны понять, что тело связано с душой. У человека пять чувств испорчены, через них приходит информация. Через глаза больше всего, через слух.

Вся информация к нам идет от источника, но в нашей голове она меняется, как в детской игре «испорченный телефон»: говоришь на ушко одно, а слышится совсем другое. То же происходит и в нашем уме: мы настолько быстро принимаем решение, что не успеваем дать оценку информации.

Приходит, например, информация о какой-то трагедии, и все наши чувства напряжены. Мы понимаем, что-то не так. Возникает чувство страха, теряется вера, потому что у нас нет антивирусника. Информация разрушила наше душевное спокойствие.

Господь заходит к апостолам в горницу и говорит: «Мир вам!» Это не материальный, безумный, беспокойный мир. А тот мир, который есть у Господа: духовное равновесие, духовное спокойствие. Такой мир должен стать целью человеческой жизни. Потому что именно это нас ждет там, куда мы все в конце отправимся.

Если мы достигнем духовного спокойствия здесь, научимся тишине, исихазму (молчанию, умной молитве), тогда наш ум начнет ставить преграды помыслам. Мы научимся изменять информацию посредством Евангелия, будем понимать, что информация должна пройти через Евангелие, а потом решение должно прийти от Духа Святого. (Есть такие выражения: «я в духе», «я не в духе».) Тогда эта информация будет правильно принята умом, и будет дана правильная команда, что делать, – приходит молитва.

Вопрос телезрителя: «В Книге Бытия описывается сотворение души: что в материальное тело было вдунуто дыхание жизни – и стал человек душою живою; и тело, и дыхание жизни вместе. Я нигде не нашел, чтобы было описано, что душа живая – отдельная субстанция. Такое понятие появилось в христианстве намного позже – от греческой философии Платона и Аристотеля. А это Моисеево описание о душе. Какого учения придерживаться: Моисеева или греческих ученых-язычников?»

– Действительно, древние греческие философы считали тело темницею души. Душа, возжелавшая каких-то телесных ощущений, сходила с неба и вселялась в тело, потом пыталась вырваться из клетки тела, чтобы вернуться в гармонию с миром.

В Библии читаем, что было взято тело. Мы же понимаем, что тело не было мертво, но в нем еще не было Божественной души. Мы не можем сказать, в какой временной отрезок это произошло. Жил ли человек без души в какой-то период времени, а потом Господь вселил в него душу? У нас нет такого учения, которое отвечало бы на этот вопрос. Мы не знаем, когда душа вошла в человека. Может быть, это произошло одномоментно, а, может, в несколько этапов.

Как дети играют в куклы? Сначала они делают из пластилина, например, человечка, а потом он у них оживает, они дают ему жизнь. Но сначала должно быть тело, нельзя вдохнуть дух вне материи. Материя и тело – одно. Дыхание, которое дал Бог, происходит в тот момент, когда тело соединяется с душой. А где она была до того? Это вопрос. На него нет ответа. Мы либо впадем в ересь, либо будем придумывать что-то свое. Поэтому я и сказал в начале передачи, что у нас нет четкого догмата по поводу этого вопроса.

У праведного Иоанна Кронштадтского есть замечательная книга «Симфония души», где он размышляет о душе. Я предлагаю телезрителю почитать эту книгу. Удивительное название придумал отец Иоанн: «Симфония души». Это значит, что душа не одна, она находится в изумительном музыкальном контексте нашего сознания, общества, всего мира. Тогда возникает вопрос о соотношении нашей души и душ других людей. Мы говорим: «родная душа». Это значит, что с этим человеком мы можем общаться каким-то другим образом. Мы говорим: «чужая душа – потемки». Очень интересен вопрос взаимоотношения душ.

– У Иоанна Кронштадтского есть еще одна книга: «Жизнь во Христе». Там он говорит о том, что его душа гармонирует с душой Христа, входя в Него через Литургию. Мы крестимся во Христа, во время Литургии причащаемся Его Крови и Тела и становимся Ему близки. Причем мы входим в Его уже прославленное Тело, причащаемся Тела и Крови Воскресшего Христа. Происходит как бы прирастание клетки, которая была отброшена или сама отвалилась. Во время Крещения мы присоединяемся к Церкви – Телу Христову. Христос – Глава Церкви, а мы все ее члены. На Литургии мы все собираемся в Тело, а у Тела должна быть единая душа – это душа Христа.

Во время Литургии мы снова входим в Него, потому что отпадаем от Него грехами. Как быстро отпадаем? У каждого свой опыт. После Причастия мы во Христе. Поэтому святой Иоанн Кронштадтский каждый день служил Литургию, чтобы быть всегда во Христе. Даже когда он отпадал (мы знаем об этом из его дневников), он каялся. Каялся, что грешит, – и снова на Литургии входил во Христа. Вот его вера: быть во Христе постоянно! Это познание Христа через Его чувства. Даже апостол Павел говорит: у нас должны быть чувства, как во Христе. Мы должны чувствовать, как Христос, должны относиться к другому человеку так, как отнесся бы к нему Христос. До такой степени может дойти наша душа. Это и естьт земной предел. А там познание еще более глубокое. Здесь мы видим через мутное стекло, здесь мы еще не познали самих себя, а не то что какие-то Божественные откровения. О них мы можем прочитать только в книгах святых, их откровениях. А наши откровения – это только покаяние и Причастие. И слава Богу! А после этого как можно дольше надо удержать в себе Христа.

Сегодня мы так радостно поговорили о том, что такое душа и можно ли ее потерять или приобрести... Батюшка, благословите наших телезрителей.

– Бог да благословит, чтобы мы не потеряли свои души, а находили их во Христе, в милосердии друг к другу. Храни вас Бог!

Записали:
Анна Вострокнутова
и Ирина Обухова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс