Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (1160) → Протоиерей Андрей Лазарев: На первом месте всегда должна быть любовь

Протоиерей Андрей Лазарев: На первом месте всегда должна быть любовь

№23 (1160) / 13 июня ‘22

Беседы с батюшкой

Сегодня мы будем говорить о вашем Центре (реабилитационный центр помощи наркозависимым «Радуга». – Прим. ред.), о здоровом развитии человека, его возвращении к жизни, победе жизни над смертью, над всем, что нас уводит в сторону от света, Пасхальной радости, от радости настоящей жизни. Я знаю, что скоро у вас будет большое событие: в июне юбилей вашего Центра.

– Да, 10 июня мы будем отмечать десятилетний юбилей нашего Центра. Десять лет назад по благословению Священноначалия, при поддержке Синодального отдела Московской Патриархии мы начали свое непростое служение Богу и людям, которые возвращаются от смерти к жизни. В прямом смысле этого слова.

У нас есть возможность подвести итоги работы, посмотреть, чего мы достигли, к чему нам дальше стремиться, каким дальше путем идти. Десять лет – серьезная ступень в жизни человека, коллектива, центра. О результатах нашей работы будем говорить 10 июня. В гостях у нас будет митрополит Амвросий. Надеемся, что будет и Владыка Мефодий, он возглавляет Синодальный отдел по борьбе с наркоманией. Гостями будут сотрудники этого отдела, а также батюшки, так или иначе участвующие в нашей работе, – они помогали нам все эти годы, будут руководители других центров, врачи. Мы надеемся пригласить главных врачей и Тверской областной наркологической больницы, и Ярославской областной наркологической больницы. Мы с ними сотрудничали все эти годы. Естественно, на празднике будут и выпускники нашего Центра, и их родители, и участники программы. Они подготовят неофициальную часть. И, конечно, будут прихожане, которые всегда рядом с нами, всегда нас поддерживают, возносят за нас свои святые молитвы и помогают, кто чем может, в нашем непростом служении.

У нас двойная радость в этом году: Пасха, которая перейдет в юбилей Центра, а потом в наш престольный праздник – Воскресение Господне.

Расскажите, пожалуйста, кратко итоги десятилетней работы Центра. Он уникальный. Когда я первый раз о нем услышал в нашей студии, был удивлен, что такой Центр существует. Такая уникальная программа! Я очень рад, что Центр живет, развивается и празднует свой юбилей.

– Уникальность состоит в том, что это православный Центр при православном приходе в центре города. Центр работает по самой успешной в мире профессиональной программе. По этой программе работают все профессиональные центры в мире.

Программа называется «Терапевтическое сообщество». Я с ней познакомился еще в 2004 году, когда ездил на практическое обучение к доктору Анджею Май-Маевскому. Он профессионал с большой буквы и наш замечательный друг. Когда я познакомился с их работой, слово «сообщество» мне не очень понравилось. По слову апостола Павла, бывают и дурные сообщества. В сообществе часто возникают сообщники – те люди, которые объединяются не в добре и любви, а во зле. Это слово мне резало слух. И по прошествии стольких лет нашей работы мы нашли другое слово, очень точное, и решили заменить слово «сообщество» на слово «содружество». Содружество – это когда друзья собрались вместе, чтобы победить какую-то беду, проблему, зависимость.

На профессиональном языке наша программа называется «Терапевтическое сообщество». В ней создаются две модели. Это трудно объяснить на словах, потому что это жизнь людей, которые выздоравливают в определенное время в определенном месте. Как они живут? Мы создаем две модели их выздоровления. Первая модель – это большая православная семья. Человек невоспитанный попадает в большую православную семью и получает правильное воспитание. Такое, какое он получил бы в старые добрые времена, когда у нас была православная страна, православная империя, когда в семьях было по 12–15 детей. Люди жили своим хозяйством, своими общинами. Большие семьи были и в селах, и в городах.

По подобию такой большой православной семьи создана наша терапевтическая семья – содружество, где есть старшие, есть равные и по возрасту, и по развитию, есть и младшие. Старших мы учим уважать и любить младших. Младших учим любить и уважать старших. Наши воспитанники взаимодействуют друг с другом 24 часа в сутки по определенным правилам и законам, которые были придуманы на протяжении полувека, когда создавались подобные центры. Наставники наблюдают за тем, чтобы воспитанники строго соблюдали эти правила, чтобы тот, кто к нам пришел, не деградировал, а становился новым человеком. Это первый и главный момент.

Вторая модель – это такое маленькое православное государство, где есть руководитель, староста, есть свое правительство, свои обязанности, ответственность, своя конституция, свои законы. Уголовных законов, конечно, нет. Никого не наказываем. Но это сообщество должно жить жизнью здорового человеческого общества. И, находясь в этих двух моделях на протяжении определенного промежутка времени (чуть больше года), человек становится человеком с большой буквы, у которого есть определенная нравственность и духовная культура. Он необязательно становится верующим, хотя сейчас нет неверующих, все верующие. Человек узнает, что у него есть душа, о ней нужно заботиться, что нужно жить духовной жизнью, чтобы быть свободным и счастливым, что без Бога это невозможно. Ребята начинают ходить в храм, сами готовятся к первой Исповеди, к первому Причастию. Все без принуждения, по любви. В доброй семье все делается по любви.

Мы предлагаем им альтернативу. «Вы жили без Бога всю свою сознательную жизнь, и к чему все это привело? К саморазрушению. А теперь попробуйте жить с Богом. А вдруг понравится, а вдруг получится?» И получается, и нравится. Ребята с радостью ходят на праздничные Божественные литургии. Я провожу с ними духовные занятия, каждую неделю мы совершаем особенные молебны и духовные беседы по Священному Писанию, обсуждаем самые разные вопросы. Мы понимаем, что к нам приходят больные люди, поэтому у нашей семьи есть очень серьезный профессиональный терапевтический эффект.

В центре работают специалисты. Все наши сотрудники и наставники имеют высшее образование, все проходили подготовку, обучение, практику в Центре доктора Анджея Май-Маевского в 2000-е годы. И теперь мы сами применяем эти знания. Естественно, есть индивидуальная психотерапия, групповая психотерапия. Мы работаем и в малых, и в больших группах. Конечно, без профессиональной подготовки и глубокой работы не было бы такого результата, такого успеха. За годы существования Центра к нам обратилось 1300 человек. Наверное, это немало.

Очень радостно, что такой Центр существует. Он исправляет саму человеческую суть. Здесь не пичкают людей медикаментами и не реабилитируют их в приказном порядке. Человек мягко, по любви начинает учиться быть здоровым членом здорового общества. Это корень любых проблем, в том числе и тех, которые появились в свое время у ваших воспитанников. Центр доступен. Чтобы сюда попасть, не требуется каких-то космических сумм, важно только настоящее желание человека вернуться от смерти к жизни.

– Войти в свою Пасху, в свой переход от смерти к жизни. Наш Центр открыт для всех. К нам можно приехать в гости и потом принять решение для себя. Мы всех приглашаем к нам на юбилей 10 июня в 9 часов утра. Сначала праздничная Божественная литургия, которую возглавит митрополит Амвросий, а после торжественное мероприятие.

Любое отклонение от здорового пути развития лежит в испытании, в искаженном образе современной семьи, которая далеко ушла от той семьи, что была еще в царской России. Большая семья, где были младшие, старшие, где человек чувствовал свое место, свою необходимость для этой семьи. В чем корень неправильного или правильного развития личности?

– Все начинается в семье. Сейчас семьи не только неблагополучные, но и неполноценные. В семье должно быть не меньше трех детей. Если детей меньше, то ребенок вырастает эгоистом. В большой семье он может получить правильное воспитание, стать человеком, созданным по образу и подобию Божию. И мы в этом убедились на собственном опыте.

Есть выражение: начать с нуля. А мы начинаем не с нуля, а с огромного минуса, начинаем с антинравственности, когда нет ничего святого, когда нет веры во что-то святое, когда нет ни Бога в душе, ни царя в голове, когда за душой вообще ничего нет, когда человек, став взрослым, умеет только обманывать, воровать, обижать всех вокруг, совершать различные преступления против закона. Он больше ничего не умеет, считает это нормой жизни.

Человек приезжает к нам с огромной отрицательной нравственностью. Он не понимает, где находится, что за люди его окружают. Он думает, почему они живут какой-то странной жизнью, почему они улыбаются, а если улыбаются, значит, нужно ждать подвоха, ведь не могут люди улыбаться просто так. Он не понимает, что любовь может быть простой, открытой, сердечной. Он никогда не видел в жизни любви, никогда не встречал ее, не знает, что это такое. Мы видим, как люди меняются. В нашей большой семье они начинают жить и верить в то, что можно в этой жизни стать человеком и создать вокруг себя здоровое общество, хорошую большую семью, родить детей и правильно их воспитывать. Все начинается с семьи.

Когда в семье один ребенок, это нарушение заповеди: не сотвори себе кумира. Мы творим кумиров из наших детей, а потом они разрушают все на своем пути, не жалея даже нас, своих родителей.

Какие меры скорой помощи можно предпринять семьям, где меньше трех детей и есть предпосылки к отклонению от здорового пути развития, чтобы не вырастить из ребенка кумира, потребителя?

– Надо объединять свои усилия, создавать большие семьи при приходе. Это уникальная возможность. Мы очень разобщились в этой жизни, каждый живет сам по себе. Хоть и ходят в один храм, но, к сожалению, после богослужения все расходятся. Сейчас при многих храмах есть воскресные школы, и при них нужно создавать такие семьи. У нас для этого все есть. Подход должен быть более глубоким и ответственным. Мы должны воспитывать детей, а не только давать им какие-то знания.

Очень важен в воспитании труд. Как приучить ребенка к труду?

– Для этого нужно, чтобы ребенок понял, что его труд полезен, что он нужен, что плоды его труда востребованы, чтобы он был замотивирован на труд. Важно делать что-либо вместе со взрослыми, какое-нибудь очень важное и полезное дело. Оно может быть любым.

Наши воспитанники с великой радостью включаются в общие дела. Бывает, что кто-то даже не знает, что такое молоток. Попросишь принести молоток, а приносят киянку. Попросишь отвертку, а принесут зубило. Нет никакого понятия о полезном труде. А когда они начинают применять свои силы для созидания, им это нравится.

Когда человек видит плоды своего труда, испытывает радость от результата, то начинает проникаться любовью к процессу.

– Он хочет что-то сделать. И материальная сторона здесь не так важна. В западной культуре в семьях часто присутствует материальный подход: сделай, а я тебе заплачу. Это неправильно.

Сейчас даже совсем маленькие дети мыслят финансовыми категориями. Если они приобретают какой-то навык, сразу спрашивают: «А что я смогу за это получить? А сколько я могу на этом заработать?» Это такой дух времени? Как перенаправить человека на то, чтобы он делал что-то бескорыстно, ощущая радость от того, что отдает, творит?

– Каждого из нас Господь наделил талантами. Бог – Творец, и мы должны творить. Мы должны созидать в этой жизни. Мы должны помогать детям открывать их таланты. У каждого за душой есть что-то хорошее. Важно это раскрывать. Чем раньше, тем лучше.

Часто можно встретить молодых людей, которые не имеют уважения к старшим. Как старшим нужно благоразумно себя вести, чтобы вызвать уважение младших, чтобы они слушались старших?

– Если в семье правильные отношения, то уважение уже есть, оно закладывается в самом начале отношений между детьми и родителями. Эти отношения основаны на любви и доверии. Отсюда и уважение друг к другу. Уважение к сыну или дочери, уважение детей к своим родителям. Между родителями и детьми должны быть любовь и доверие. Больше нужно доверять детям. Один из принципов нашей программы: передача ответственности человеку, нашему воспитаннику. Мы не забираем у них ответственность, а, наоборот, передаем им эту ответственность за жизнь, выздоровление, за судьбу, будущее. Все в ваших руках. Если говорить о нашем Центре, программе, о нашем содружестве – у нас есть все для того, чтобы применить и попробовать все в реальной жизни.

Если ситуация в семье уже сформировалась не совсем здраво: ребенок перечит, не слушается, конфликтует со старшими, не ценит их благоразумные замечания? Что делать в этой вышедшей из-под контроля ситуации, если основы уважения не были изначально заложены?

– Все равно на первом месте должна быть любовь. Любовь должны предлагать родители детям, чтобы те ее чувствовали. Любовь будет пробуждать совесть в ребенке. Совесть потом будет вести молодого человека по жизни. Может, он попросит у кого-то прощения, изменит как-то свою жизнь. Совесть должна пробудиться в каждом человеке. Она есть в любом ребенке. Она закладывается с рождения. И если она молчала до определенного момента (человек вырос, а она молчала), то ее нужно как-то пробудить. А пробудить совесть может только любовь. Никакое наказание не может пробудить совесть. Никакие умные слова, никакие технологии, никакие методики – только любовь и естественный личный пример старших по отношению к младшим, родителей по отношению к детям, наставников по отношению к воспитанникам. На первом месте должна быть любовь, потом все остальное.

Иногда случается так, что родители превратно понимают любовь и начинают баловать ребенка различными подарками и развлечениями. Они говорят, что любят своего ребенка и таким образом проявляют свою любовь. Какова должна быть благоразумная, здравая любовь, чтобы она пробуждала совесть, чтобы вела человека к правильному, здоровому развитию?

– Наша любовь основана на трех столпах: честность, ответственность и вера. Тогда это будет настоящая любовь. Когда красивые слова подкрепляются делами, когда нет неправды между людьми, когда есть общие нравственные ценности.

Как нужно разговаривать с ребенком, чтобы он слушался? Часто бывает, что родители, не имея рычагов воздействия на ребенка, начинают повышать голос, говорить в приказном тоне, нарушая закон любви. Как нужно построить свое общение с ребенком, чтобы он слушался не из принуждения, а по любви?

– Каких-то общих советов нет. Нужно брать каждую семью в отдельности, смотреть, что там за отношения. Мы пришли уже к тому, что нужно перевоспитывать родителей. Нам нужно реабилитировать все наше общество. В том смысле, что возвращать людей к своим корням: духовным, культурным, историческим. Все наше общество, весь наш народ, который метался весь XX век из одной крайности в другую и сейчас не находит себе места. Все от этого идет. Поэтому нет взаимопонимания в обществе между людьми и нет взаимопонимания между родителями и детьми.

Эти противоречия были всегда, но сейчас это усугубилось по причине самых различных устройств, через которые ребенок с детского садика выходит в виртуальный мир, где ему гораздо интереснее. Тут у нас серый мир, безрадостный, а там – нажимай кнопки, и ты уже герой целой Вселенной. Если мы хотим видеть наших детей душевно здоровыми, мы должны начинать с себя. Еще в Библии написано, что человек отвечает за грехи своих родителей до четвертого поколения. На жизни нашей страны это очень хорошо отобразилось. Четыре поколения назад – это 1917 год. И имеем сейчас то, что имеем. И это должен осознать каждый человек, живущий на нашей Земле. Вот последствия той катастрофы, тех грехов, которые мы натворили за весь XX век. Откуда будут здоровые дети? Мы и не хотим рожать детей. И эта проблема у нас на первом месте в стране. Страшный грех, за который придется потом отвечать и матери, и отцу. Все связано. Нельзя отделить детей от родителей или одно поколение от другого. Мы одна семья. Как в родной семье мы оказываем друг на друга какое-то воздействие, влияние, так и в обществе, в котором мы живем. Всю страну надо реабилитировать, перевоспитывать.

А лучше всего давать сразу правильное воспитание, тогда будут налаживаться правильные отношения: дети будут уважать старших и любить, ценить, на руках будут носить своих родителей, старших братьев и сестер. Будут уважать учителей, наставников, ценить то, что есть в этой земной жизни.

Хотелось бы нарисовать образ здорового общества, здоровой семьи. По каким законам развиваются здоровая семья и здоровое общество?

– Не нужно рисовать. Нужно приехать к нам и пожить у нас недельки две-три, чтобы понять и осознать, каким должно быть здоровое человеческое общество, к чему нам стремиться. Для этого есть все. Мы вместе с нашими воспитанниками строим здание счастливой жизни, если образно выразиться. И выглядит оно так: крыша – счастливая жизнь – стоит на трех столпах: честности, ответственности и созидании (или творчестве). А эти колонны стоят на самой главной основе (фундаменте), в основе наша Православная вера. Только так, опираясь на нашу родную веру, возводя эти могучие колонны, вот эти столпы счастливой жизни (честность, ответственность и созидание), мы можем вместе построить счастливую жизнь и в своей семье, и в нашей стране, и в личном плане.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Наталья Мухлынина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс