Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (1160) → Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений: В сердцах людей – вера в добро

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений: В сердцах людей – вера в добро

№23 (1160) / 13 июня ‘22

Архипастырь

Окончание. Начало в №22 (1159) 2022 г.

Мы с Вами говорили про Пасхальные песнопения, а есть еще потрясающие своей глубиной песнопения Страстной седмицы. Я именно в них нашла ответ на вопрос, который несколько лет не могла для себя разрешить: почему Иосиф и Никодим тогда пошли к распятому Христу? Они же прятались, им было что терять. А одно из песнопений Страстной седмицы дает ответ на это: они видят страдающую Деву Марию, Матерь Божию, и откликаются на это страдание.

И вот сейчас надо откликнуться на страдания тех, кто оказался на территории, которую бомбят и взрывают, кто участвует в специальной операции и тоже подвергается постоянному риску, кто ждет их дома, молится за них (и страдает, может быть, больше, чем они, находящиеся там, на передовой). Может быть, ответ на это страдание – наши усиленные молитвы о каждом и обо всем мире? Святейший Патриарх призвал к усиленной молитве о мире. И сейчас, мне кажется, явно видно, что на этот призыв нельзя не откликнуться, он касается каждого не теоретически, а практически.

– Да, очень важно, чтобы сердце откликнулось. Я тоже задавался вопросом, который вы сейчас озвучили, относительно Иосифа и Никодима: что их подвигло? А потом задался еще одним вопросом: что подвигло Иуду продать Христа за тридцать сребреников? И он же сделал свое дело, мог бы приобрести себе что-то на эти деньги, но он выбросил их и совершил грех самоубийства. Что это было?

Ответ я нахожу в том, что душа, которая, по слову Тертуллиана, является христианкой, реагирует. У Иосифа и Никодима, у жен-мироносиц она отреагировала любовью на ответную любовь. А у Иуды совесть все же была жива и не давала ему возможности продолжать жить как ни в чем не бывало. Он не смог взойти на высокую ступень покаяния, которая могла бы вернуть его, как вернула Петра, на круги своя. Душа вопиет, и у него этот вопль перешел в безумие самоубийства.

Возвращаясь к сегодняшнему дню, я думаю, мы никогда не станем обществом потребителей – тех, кто довольствуется тридцатью сребрениками, или гуманитарной помощью, или зоной комфорта. Нам пытаются ее создать для того, чтобы мы стали существами, которые покупают то, что рекламируют, живут в заданном информационном коридоре, созданном масс-медиа, как будто так и нужно.

Но нет, не вписывается русский народ в такой коридор псевдожизни, наши души вопиют. На вызовы, которые бросает нам стагнирующее современное общество, наши люди отвечают так, как ответили жены-мироносицы. Мироносицы пошли ко Гробу Христа. А наши волонтеры едут в Украину, на Донбасс, лишая себя возможности выехать за границу или иметь какие-то преференции в современном обществе. Люди совершают те поступки, на которые подвигает их совесть, и это продолжается две тысячи лет.

В том, насколько массовый характер приобретает сейчас желание сделать добро тем, кому тяжело, есть некая наде-жда, что мы победим внутри самих себя. И это рано или поздно выльется в победу России не над какими-то там боевиками, националистами, а в победу глубинного народа и его ценностей. Главная ценность – Христос. Дальше мы уже будем говорить о нашей истории, культуре. Если эти ценности победят внутри нас, тогда внешние победы не заставят себя ждать. Не только на фронтах. Горячая фаза закончится, и нужно будет далее отстаивать свои ценности уже в мирной жизни, а это значительно труднее. Очень надеюсь, что жажда быть причастными к истинным ценностям все-таки зародится сейчас и проявится в наших современниках.

Но для того, чтобы мы перестали быть завсегдатаями торговых центров, Господу понадобилась горячая фаза.

Говоря об отклике на эту беду, вспомним наших уральских сестер милосердия, они сейчас поехали туда, чтобы служить в госпиталях в непосредственной близости от места событий. Двадцать лет отметил Отдел социального служения Екатеринбургской епархии. Когда все только начиналось, нужно было доказывать и обществу, и врачам, и социальным работникам государственного уровня, что мы им пригодимся. А сейчас это уже многократно доказано. Причем доказать – не было целью, целью было послужить Богу через служение ближним. Эта цель и остается.

Я знаю, что Вы были на недавно отмечавшемся 20-летии Отдела социального служения. Вы периодически принимаете участие в каких-то событиях, которые совершает наша православная служба «Милосердие». Расскажите об этом, если можно.

– Да, хотелось поздравить Отдел социального служения, хотя слово «отдел» звучит как что-то отдельное от чего-то. Я свидетельствую, что служение милосердия совершенно не отдельное, оно охватывает собой жизнь нашего города, нашей епархии. И знаю, что это происходит во всей Церкви. Как это проявляется? У нас есть люди двойного назначения, условно говоря. Сотрудники Епархиального отдела религиозного образования в свободное от занятий религиозным образованием время занимаются делами милосердия. Знаю людей, которые состоят на государственной службе, а свое свободное время проводят в акциях и делах службы милосердия. И поэтому я даже стараюсь избегать слова «отдел». Это служба, призвание, объединяющее очень многих.

На торжественном акте в зале, вмещающем примерно восемьсот человек, мне посчастливилось обратиться к участникам этой встречи. Но понимаю, что число людей, которые включены в деятельность служб милосердия, намного больше: их тысячи только в нашей епархии. Хотелось бы всех наших милосердных братьев и сестер поздравить с 20-летием существования этого служения.

Понимаю, что телеканал «Союз» вещает не только в пределах Екатеринбургской епархии и митрополии. Поэтому хотелось вместе с вами поздравить всех тех, кто в различных уголках страны и мира совершает дело милосердия, и повторить ту мысль, которая пришла на сердце тогда, в тот вечер. Я вижу, что дело милосердия очень «заразное»: совершая дела добра, неизбежно заражаешься им, и этот огонь передаешь тем, кому или вместе с кем оказываешь помощь.

Я свидетель того, как сестры приходят в палаты к больным не за деньги, а только по велению сердца, ради Христа. Они этим удивляют тех, кто работает в больнице. Как удивлялись люди, которые не понимали, что произошло с женами-мироносицами, с Иосифом и Никодимом. Почему они так поступают, делают что-то с любовью? Их лица радостные и сердца очень живые. Что это? Пытаясь ответить на этот вопрос, люди стараются найти свой путь, нести добро и благодать людям, становятся сотрудниками службы «Милосердие».

Вы начали эту тему с того, что люди включаются, едут туда, где тяжело. Я увидел, как это доброе семя ложится на сердца людей. В понедельник Страстной седмицы встречался с одним молодым человеком, прихожанином храма, которого я знаю достаточно долго. Он не трудился в службе «Милосердие», а занимался воспитанием молодых людей, православных следопытов.

Он подошел с таким вопросом: «Владыка, я бы хотел поехать добровольцем туда, где сейчас проходит специальная военная операция. Я врач, работаю на участке, терапевт, у меня еще целый ряд специальностей есть». Я говорю: «Послушай, но у тебя же есть семья, пятеро детей». – «Да, пятеро детей, семья». – «И как?» – «Я поговорил со своей супругой, поделился с ней своим намерением и увидел, насколько она меня любит. Она не бросилась меня удерживать. Я увидел, с каким уважением и трепетом она отнеслась к моему внутреннему желанию и сказала: «Если ты готов ради Христа, ради людей пойти на этот риск и испытания, я готова разделить с тобой опасность. Если тебя возьмут, езжай». Договорились с ним в течение Страстной седмицы просто помолиться, не принимая никаких решений. А уже на Светлой Седмице он пришел, совершенно утвержденный в своем решении.

К чему я это говорю? Такие решения так просто, через кипение крови или какую-то страстность, не рождаются и не реализуются, не воплощаются. Все-таки у этого человека многодетная семья, квартира, работа. В период пандемии, как врач, он достаточно много работал, было хорошее финансовое содержание, все было в порядке. Но всегда человек ищет чего-то большего. И, видя это большее в том служении, которое совершают сестры милосердия, в удивительных акциях (например, «От сердца к сердцу»), он вдохновился. По всей видимости, сейчас он уже собирается и скоро отправится в какой-то из военных госпиталей лечить и тех, кто ранен, и тех, кто истощен, и тех, кто оказался ранен по ту сторону баррикад (в наших госпиталях лежат все).

Так что ген милосердия живет в нашем народе. И пробуждают его тысячи тех, кто совершает служение милосердия в нашем городе, в нашей епархии.

Хочется еще раз всех поздравить с 20-летием и встретить всем вместе и 50-летие православной службы «Милосердие». А тем службам милосердия, что недавно подвизаются на этом пути, хочется пожелать дышать полной грудью, той благодатью и радостью, которую человек обретает, когда совершает дело милосердия. Если не знаете, как это сделать, обращайтесь, звоните, пишите на горячую линию службы «Милосердие» Екатеринбургской епархии.

Заразиться милосердием – это очень счастливый пример. Но гораздо чаще бывает, что люди заражаются ненавистью, особенно когда есть много ресурсов, специально распространяющих эту заразу. Вы сказали о тех, кто находится по ту сторону в окопах, очень спокойно, по-доброму. Но когда идет конфликт любого уровня, даже просто на приходе, в городе, между двумя семьями, соседями, а тем более в таких масштабах, какие мы видим сейчас, ненависть просто висит в воздухе, она возгревается. Перед христианином встает вопрос: с одной стороны, оставаться верным Христу, своей Родине, а с другой стороны, очень четко отслеживать в себе ростки ненависти. Если раньше она просто дремала, то тут ненависть говорит: я здесь, и меня много. Как быть с этим?

– Это же не первый раз так происходит. Понятно, что любой конфликт несет в себе зерна ненависти, их сеет враг рода человеческого. Но давайте откроем не учебник истории, а какое-нибудь повествование о войнах, которые вел Александр Васильевич Суворов. И посмотрим, как это было, когда суворовский отряд численностью пять тысяч человек не числом, а умением побеждает и берет в плен двенадцатитысячный отряд турок. Ту жестокость, что турецкие воины проявляли по отношению к пленным, лучше даже не описывать. Она близка к той ненависти, которую питают сегодняшние националисты к нашим солдатам, попавшим в плен.

И что делает Александр Васильевич? По его приказу их разоружают и отпускают: «Идите домой, вспахивайте свои земли, пасите свой скот, живите». Это был такой шок для турок! Они думали, что в плену их ожидает мучительная позорная смерть или совершенно невыносимое рабство. А тут их отпускают и говорят: «Возвращайтесь в свои дома, в семьи». Они возвращаются, оказываются в поле зрения своего руководства. Начальство кого-то наказывает, но возвращает их обратно на передовые позиции, дает им оружие и опять выставляет против русских. И история повторяется. Их вновь берут в плен и второй раз отпускают. После этого побежденные добром турецкие воины говорят: «Послушайте, но это выше разума». Так образовался целый народ – гагаузы. Они сказали: «Мы хотим быть такими, как вы», приняли Крещение и по сей день удивляют своей верностью русскому миру в хранении православного христианства.

Вот пример, как можно побеждать. И эти примеры сегодня абсолютно зеркально повторяют наши военнослужащие. Они принимают побежденных врагов и не совершают показательных казней и каких-то совершенно бесчеловечных акций, а везут их в госпиталь, кормят, поят и объясняют ошибки, которые те совершили в своей жизни, тем, кому это возможно объяснить.

Я считаю, что это очень хороший пример для нас: побеждать зло добром, по слову Священного Писания. Это доступно каждому. Но каждый для себя может выбрать в системе координат, которая сейчас изображена, на кого быть похожим. Либо копить и, как пружину, сжимать ненависть в своем сердце и выплескивать ее на окружающих, уподобляясь туркам и украинским националистам, либо быть выше этого, иметь перед глазами высшее добро – Христа, Который за все время Своей земной жизни ни ненависти, ни мести не испытывал. А, имея такой образец, можно в соответствии с ним поступать так, как поступали наши воины и при Суворове, и как поступают сегодня.

Один из примеров подражания Христу в тяжелейших условиях – преподобный Сергий Радонежский. Когда мы говорим о святых, представляем человека с нимбом, с просветленным ликом. Но если бы мы окунулись в ту атмосферу, в те политические и экономические реалии, в те войны, захватнические набеги, в условиях которых святые жили и благословляли (если говорить о преподобном Сергии) своих воинов на брань против врагов внешних, а еще пуще – внутренних?..

– У нас есть некий образ преподобного Сергия, достаточно распространенный. Мне довелось бывать на его родине – в Ростове Великом, в Варницах. И историки, исследователи, изучающие, что происходило столетия назад в Ростове, особенно в те времена, когда там жил будущий преподобный Сергий (отрок Варфоломей), рассказывают о том, что переживал этот город и жители его окрестностей в те времена.

Практически каждый год орды совершенно бесчеловечных монголо-татарских захватчиков приходили в богатый город Ростов, в исконно русские земли, где было чем поживиться, и грабили. Грабежи сопровождались всем тем набором бесчеловечных безумств, которые могли быть только в помраченном злобой и алчностью сознании. Множество людей были жертвами этих рейдов. Родители преподобного и их соседи уходили в леса, в болота (по каким-то мистическим соображениям монголо-татары с опаской относились к болотам) и там пережидали опасность. Потом они возвращались на пепелища, восстанавливали свои дома, села, города...

Мы понимаем, что отрок Варфоломей в своем детстве был, как сегодняшние дети Донбасса. Мы сейчас открываем фотовыставку «Дети Донбасса», там запечатлены дети с огромными глазами, пережившие ужасы войны. Преподобный Сергий, когда был ребенком, пережил все ужасы войны и ненависти. Он видел все это своими глазами, знал об этом не по рассказам, не по книгам.

Собственно, поэтому его семья уходит из того места, куда постоянно совершаются набеги, проливается невинная кровь. Они переезжают чуть дальше на запад, где продолжают жизнь как беженцы. И когда Русь набирает силу, Дмитрий Донской приходит к преподобному Сергию, который не абстрактно воспринимает добро и зло. Ему понятно, что нужно остановить и на что он благословляет войско князя перед Куликовской битвой.

Столько параллелей возникает сегодня со временами преподобного Сергия. А ведь ничего нового не происходит. Несмотря на то, что пережил преподобный, нигде не упоминается ни о каких его выплесках злобы, ненависти, нет никаких слов о том, что нужно бесчеловечно относиться к тем, кто движется на Русь. Побеждайте зло добром. Если для этого необходим меч – обнажите его. Если для этого нужно будет отдать свою жизнь – отдайте, но побеждайте зло не злом, а добром.

Это же благословение мы слышим из уст Государя Императора Николая Александровича, когда он говорит о том, что того зла, которое было в мире в его время, будет больше, оно будет умножаться. И мы это видим. Но не зло победит зло, а любовь. Каких еще высоких мыслей, высоких мотивов или авторитетных благословений нам искать? Здесь все абсолютно очевидно. И если мы в себе не будем питать ненависть по отношению к какой-то группе лиц или какому-то народу, а будем искать любовь к Богу, в Нем иметь источник вдохновения, то, я полагаю, сможем побеждать зло не озлобляясь, а сохраняя и нося в сердце добро.

После этих слов еще больше будем надеяться, что сбудутся планы по принесению в Екатеринбургскую митрополию ковчега с частицей мощей игумена земли Русской преподобного Сергия. Я думаю, что теперь мы с большим пониманием будем подходить к этой святыне, а наши молитвы станут более угодными Богу.

– В праздник Святой Троицы мы ожидаем встречи ковчега с частицей мощей преподобного Сергия Радонежского. Если Бог даст, то в день Святой Троицы мы почтим молитвенника за землю Русскую в Троицком соборе нашего города 12 июня. А 13 июня, в день Святого Духа, в Святодуховском храме-колокольне «Большой Златоуст» со всеми архиереями нашей митрополии мы тоже помолимся преподобному Сергию у его мощей в надежде на милость и благословение нашей земли.

Спасибо Вам за такой душевный, теплый разговор. Благословите наших зрителей.

– Дорогие телезрители телеканала «Союз», сорадуемся с вами о Христе Воскресшем, о Пасхе Господней. Хочется пожелать и себе лично, и каждому из вас вдыхать воздух Пасхи каждый день. Это день, когда Господь был с учениками, питал их на берегу Галилейского озера, давал им те наставления, которые частично отразились в Евангельских строках, частично сокрыты словами апостола Иоанна Богослова о том, что если написать все, что сказал и совершил Господь, то всего мира не хватит для того, чтобы вместить тех книг.

Сегодня все это происходит: Господь с нами беседует, питает нас. Хочется пожелать, чтобы Он не просто питал нас. Чтобы Христос Воскресший каждого посетил, чтобы мы услышали Его слово, открыв Евангелие, придя на службу, включив канал «Союз». Чтобы мы слышали и видели Христа Воскресшего. Христос Воскресе!

Воистину Воскресе Христос!

Записали:
Нина Кирсанова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать по ссылке.

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Сей Христос, возносящийся от вас на Небо, таким же образом явится вам»

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!В сегодняшнем чтении из Священного Писания, повествующем о Вознесении Господа, содержатся духовно очень значимые слова, имеющие, как сказали бы философы, метафизическое значение. Ангел Господень является апостолам, созерцавшим Вознесение Господа, и говорит: «Что вы, мужи Галилейские, стоите и смотрите на небо?» (см.: Деян. 1, 10–11). Странно – только что вознесся Господь, Он действительно поднимался на Небо, но вот некто говорит ученикам: «Что же вы смотрите? Христос, Который ныне возносится на Небо, таким же образом вернется к вам».

 
Беседы с батюшкой

Священник Олег Герасимов: Как услышать и понять Бога?

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс