Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем чтении из Священного Писания, повествующем о Вознесении Господа, содержатся духовно очень значимые слова, имеющие, как сказали бы философы, метафизическое значение. Ангел Господень является апостолам, созерцавшим Вознесение Господа, и говорит: «Что вы, мужи Галилейские, стоите и смотрите на небо?» (см.: Деян. 1, 10–11). Странно – только что вознесся Господь, Он действительно поднимался на Небо, но вот некто говорит ученикам: «Что же вы смотрите? Христос, Который ныне возносится на Небо, таким же образом вернется к вам».
Эти слова так поразили учеников, что они были в полной уверенности, что Его возвращение произойдет незамедлительно. И с радостью они сошли с горы Елеонской (ибо действительно великой была радость от этого пророчества), но мы знаем: прошел и день, и два, и год, и две тысячи лет, а пророчество как бы не осуществилось...
Но ведь на самом деле это совсем не так! Потому что Господь явил себя в Духе Святом. Он являет Себя через Церковь, Которая есть Тело Его. Христос действительно явился роду человеческому, но не в виде Богочеловека, не с человеческим лицом, не в человеческом теле. Он явился нам силой Святого Духа через таинство Святой Евхаристии, через которое Тело и Кровь Христова являются нам под видом хлеба и вина. Но, более того, Господь явился роду человеческому через продолжение Своей проповеди, которая преломилась и в проповеди церковной, и во многих философских учениях. Именно эта проповедь и создала не что иное, как парадигму нового тысячелетия, в котором произошел полный разрыв с язычеством, с разного рода предрассудками, и вера христианская стала преобладать в роде человеческом.
Конечно, не все так просто, и враг рода человеческого борется и с верой, и с теми, кто является носителями этой веры, искушая, сбивая с толку, помрачая сознание, закрывая духовное зрение тем, что фокус человеческого зрения переносится с самого главного – с Бога, с Христа Воскресшего, Вознесшегося и давшего обетование, что будет с нами до скончания века, – на другие цели и ценности, которые становятся нередко самыми важными, в том числе и для верующих людей.
Ну что греха таить – в течение шести дней многие из нас, те, кто имеет такой духовный навык, молятся утром и вечером, но ведь есть и такие, кто бежит утром на работу, не успевая и лоб перекрестить, а вечером усталый едва лоб перекрестит и ложится в кровать. На этом и заканчивается всякая связь и всякое воспоминание о Христе, принесшем нам спасение, о Его Воскресении и о Его Вознесении. И вообще мир сегодня переживает очень непростое состояние – в первую очередь на уровне мысли, на уровне знаний о человеке, даже на уровне жизненной философии. Мы знаем, как стихия языческих страстей действительно захватила и сознание, и чувства; и эта стихия уводит людей, нередко даже православных христиан, от того чтобы в сердце своем, в центре жизни своей иметь Воскресшего Спасителя. От того чтобы регулярно посещать храм Божий, приносить покаяние в грехах, причащаться Святых Христовых Таин. А многие считают, что достаточно раз в год причаститься, повторяя ужасную, внедренную в дореволюционное время государственной властью норму. Когда стало распространяться безбожие и православная власть хотела как-то сохранить церковное благочестие в людях, был даже предписан порядок причащаться по крайней мере раз в год. И это «по крайней мере» превратилось в норму причащаться раз в год, а потом, когда настали трудные времена, все те, кто причащался раз в год, и вовсе прекратили причащаться, и в храм ходить, и в Бога верить...
Сегодняшние события, через которые явилось нам пророчество, весть о Втором Пришествии Спасителя, требуют от каждого православного христианина ясно осознавать, что ведь это пророчество может действительно произойти в любой момент человеческой истории. Но даже до того, как это произойдет в глобальном масштабе, для каждого из нас лично Второе Пришествие наступит сразу же, как только закроются наши очи и перестанет биться сердце. Вот тогда мы и предстанем пред Господом, тогда совершится над нами Божий суд. Его называют судом временным, до второго и Страшного Суда. Но какая разница, временный или вечный, если этот суд осудит нас? Поэтому, не простираясь мыслью в эсхатологическое будущее, которое объять мыслью и невозможно человеку, мы должны применить к себе все эти пророчества: «Что вы, мужи Галилейские, стоите и смотрите на Небо? Сей Христос, возносящийся от вас на Небо, таким же образом явится вам». Это произойдет, конечно, в конце истории, но для каждого из нас – после того, как перестанет биться наше сердце. Поэтому слова Божии о суде не следует относить в какое-то неведомо далекое будущее – они на расстоянии протянутой руки. Ибо что означают эти десятилетия человеческой жизни перед лицом вечности? Это миг. Вот почему день сей, праздник Вознесения Христова, обращает нас к самому смыслу этого события и к тому, что сказал ангел оставшимся на горе Елеонской апостолам, проводившим своим физическим взором возносящегося Спасителя: «Христос, Которого видите вы возносящимся на Небо, так же придет. Придет для того чтобы судить живых и мертвых, для того чтобы перелистнуть последнюю страницу человеческой истории».
И нам с вами, вооруженными этими знаниями, Господь дает особую помощь в том, чтобы готовить себя к встрече со Спасителем, чтобы с дерзновением, любовью и надеждой на оправдание для жизни вечной мы могли переступить границу жизни физической и смерти, за которой не уничтожение человека и не конец жизни, но жизнь вечная. Аминь.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.