Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (1156) → Служа только Истинному Богу Иисусу Христу

Служа только Истинному Богу Иисусу Христу

№19 (1156) / 16 мая ‘22

Размышление

Как святитель Николай преподобного от смерти спас

Эта история произошла с преподобным Гавриилом (Ургебадзе). Как он сам потом рассказывал, в это время он был в скорбях – на него было много клеветы, от чего он сильно страдал и переживал. Он поехал в Батуми и пришел на берег моря с иконой святителя Николая в руках, чтобы помолиться наедине, а потом вспоминал: «Прислонившись к поручню врезавшегося в море скалистого берега, задумался я о судьбе Церкви и о своей собственной судьбе, когда вдруг поручень опрокинулся, я оказался в глубокой воде и стал опускаться прямо на дно.

Там же, невдалеке, стояла русская военная часть. Стараниями старшего офицера части вытащили меня на берег. Как только офицер заметил икону святителя Николая, побледнел и воскликнул: „Человек с таким лицом просил меня спасти человека, тонущего в море, пошел со мной и показал место, но как только вытащили – исчез, нигде его не стало видно; только сейчас признал: именно Николай Чудотворец спас тебя, у моей матери дома есть его икона...“. Я видел сам, как вышел из тела, сверху смотрел на него, вынесенное на берег и окруженное людьми собственное тело. Как снова очутился в теле, не знаю, но Всевышний Бог, слава Ему, „вывел меня на пространное место и избавил меня, ибо благоволит ко мне“», – закончил он словами из псалма чудесную историю своего спасения благодаря заступничеству святителя Николая.

Про крещенские купания

Массовые купания в крещенской купели – иордани – начались во время правления царя Алексея Михайловича Романова. Он был человеком набожным и очень не любил, когда его бояре опаздывали на богослужение. Тем более это касалось богослужений общественных, таких как Великое водосвятие. В день Богоявления после Божественной литургии из Московского Кремля выходила торжественная процессия духовенства во главе с патриархом и царем, звонили все колокола, набережную облеплял народ, процессия останавливалась на льду на середине Москвы-реки, где заранее была вырезана купель в виде восьмиконечного православного креста – иордань. Здесь патриарх совершал чин Великого водосвятия. Никто в те времена и не думал лезть в воду, после освящения все желающие черпали ее из проруби и разносили по домам, где употребляли весь год до следующего праздника Богоявления.

Но даже на такие важные праздники бояре все равно опаздывали – и тогда провинившихся наказывали. Царская охрана брала вельмож под руки и прямо в одежде швыряла в ледяную воду. Под общий хохот, отдуваясь и фыркая, бояре с трудом выбирались из проруби на лед, где их ждали царская милость, прощение, чаша горячего вина и сухая шуба. Под конец жизни Алексея Михайловича некоторые царедворцы специально уже опаздывали на Великое водосвятие, чтобы его потешить. Простой народ, смотревший на царскую забаву, не стал оставаться в стороне и после бояр тоже стал нырять в освященную прорубь.

Традиция купаться в иордани быстро распространилась по всей Руси, на погружение в ледяную воду смотрели как на особый подвиг ради Христа. Купальщик раздевался до пояса и с пением крещенского тропаря троекратно погружался в воду во славу Пресвятой Троицы. Такое погружение в иордань, которая считалась святой, не очищало от грехов – для этого существовало таинство Исповеди, но на героя глядели с уважением. Пьяных же к иордани на пушечный выстрел не подпускали: считалось, что лезть в освященную воду нетрезвому – это оскорбить Самого Господа Иисуса Христа.

Про Сашу-Саркиса и детскую нерассуждающую веру

В наш храм время от времени приходит молодой и вежливый армянин Саша. Всегда он приходит в храм одетым как на праздник. Я такие радостные глаза, как у него, только у детей и бабушек в храме встречал. Всегда внимательно слушает возгласы священника, молится благоговейно и одним из последних идет ко Кресту. Хотя он почти ни с кем не разговаривает, прихожане его любят за искреннюю улыбку и благоговение, с которым он ведет себя в храме.

Как-то раз мы разговорились после службы… По-армянски Сашу зовут Саркис, он рассказал мне, что, когда мать была им беременной, однажды ей нужно было куда-то поехать на автобусе. На вокзале к ней подошла незнакомая пожилая женщина и сказала, что у нее родится мальчик, его нужно назвать Саркисом в честь святого мученика воина Саркиса, убитого за христианскую веру. У них в Армении, как и вообще на Кавказе, очень серьезно относятся к таким вещам, и когда в их семье действительно родился мальчик, родители, не раздумывая, дали ему имя в честь святого мученика Саркиса – он жил в IV веке в Кесарии, служил при императоре Константине Великом, прославился не только как полководец, но и как проповедник христианства. С согласия императора в городах, которые находились под его властью, он разрушал капища и распространял христианство.

После прихода к власти Юлиана Отступника и начала гонений на христиан святой покинул империю и вместе с сыном Мартиросом скрылся в Армении. Следуя уговорам армянского царя Тиграна, он согласился служить иранскому шаху, но, когда тот потребовал, чтобы святой стал огнепоклонником, Саркис ответил, что служит только Истинному Богу Иисусу Христу. Был приговорен к смерти вместе со своим сыном и 14 воинами отказавшимися предать свою веру. Тела мучеников похоронили христиане… Святому Саркису посвящен один из самых красивых храмов Армении в селе Карпи, куда его мощи перенес создатель армянской письменности святой Месроп Маштоц.

Так получилось, что Саша, хоть и носил имя святое, не был крещен (хотя, по его словам, многие молитвы он знал с детства). Родители не настаивали на его Крещении – хотели, чтобы он сам пришел к Богу. И сделал он это уже в России. Как-то встал в воскресенье с утра пораньше, оделся в самое лучшее, помолился и пошел в один из православных храмов. Подошел после службы к священнику и сказал, что хотел бы покреститься, а тот ответил, что его родным может не понравиться, что он примет Православие, и лучше будет ему поехать домой в Армению и там покреститься. Саша-Саркис принял слова священника как слова Самого Господа, стал копить деньги, а через два года, когда наконец-то устроился на постоянную работу, поехал в Армению и принял Крещение в Армянской Апостольской Церкви. А потом с чистым сердцем вернулся обратно в Россию, где у него дом, семья и работа. Сейчас вот к нам в храм приходит по воскресеньям, каждую службу. «Не в Армению же мне ехать, чтобы в храме помолиться», – и смеется как ребенок.

Такие дела.

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-kak-svyatitel-nikolay-prepodobnogo-gavriila-ot-smerti-spas;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-pro-kreschenskie-kupaniya;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-pro-sashu-sarkisa-i-detskuyu-nerassuzhdayuschuyu-veru

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс