Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (1144) → Протоиерей Андрей Канев: Гнев – человекоубийца. Часть 12. Если нет иерархии, нет власти человека, который несет ответственность, – все разрушится

Протоиерей Андрей Канев: Гнев – человекоубийца. Часть 12. Если нет иерархии, нет власти человека, который несет ответственность, – все разрушится

№7 (1144) / 14 февраля ‘22

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (2019 г.) – №45–46 (2021 г.), №2–6 (2022 г.)

Продолжаем цикл бесед, посвященный разбору страстей. Сегодня мы вновь будем говорить о страсти гнева – это 12-я встреча по данной теме (и 78-я в рамках большого цикла), которая называется «Гнев – человекоубийца».

Для тех, кто присоединился к нам недавно, напомню: изучать действие страстей надо с самого начала – с тех первых занятий, на которых мы рассуждаем о вере. Без такого основания все остальные знания будут иметь мало практического значения.

Можно верить во что угодно (и современный мир предлагает людям солянку из разных религиозных верований), но если человек называет себя христианином, а сам верит, что все религии равны и все одному Богу поклоняются – и христиане, и мусульмане, – то какой может быть практический результат от наших разговоров о грехах или покаянии? Все это не сработает.

Допустим, что христиане и мусульмане верят одинаково, поскольку религии равны. Но каковы их представления о Боге? В чем здесь разница? Мусульмане считают, что Христос – просто человек, пророк. А мы, христиане, верим в то, что Христос – это Богочеловек. Какое же тут может быть единство религий, единое понимание Бога? Какое может быть родство или равенство этих двух религий? Никакого. Мы должны понимать, что в мире существуют различные религии, но истина – только в Православии, и мы сожалеем, что другие люди ее не знают.

Смешивать все в кучу и верить как попало мы не имеем права. И чтобы разобраться во всем правильно, необходимо обратиться к истокам наших бесед – и прослушать огласительные, даже если вы давно ходите в храм: повторенье – мать ученья (это правильная пословица).

Продолжим разбор грехов страсти гнева.

Сегодня они будут посвящены отношениям «начальник – подчиненный»: они существуют и на предприятии, и в храме, и в епархиальном управлении, и в православном приходе, и в семье – везде, где есть старшие и младшие, где существует какая-либо иерархия, там обязательно будут и начальники, и подчиненные. Без этого невозможно – иерархия должна быть.

Если нет иерархии, нет власти человека, который несет ответственность, – все разрушится. Поэтому во всем падшем человеческом мире существует иерархическая система управления, и мы всегда будем сталкиваться с проявлением власти.

Какие же грехи страсти гнева могут проявляться в отношениях «начальник – подчиненный»?

Прежде поговорим немного о власти, которая предполагает правильное отношение к себе.

Власть – это очень опасно. Часто человек получает маленькую власть и начинает всех строить, всеми командовать, начинает относиться к людям несправедливо или злоупотребляет своей властью. Это очень опасный дар и в то же время испытание. Опасность его – в том, что ты можешь оказаться плохим начальником в двух крайних положениях, и сейчас мы их обсудим.

Начальник-христианин должен по-Евангельски относиться к своим подчиненным. Давайте вспомним Евангельскую притчу, как господин поставил одного из своих слуг руководить домом, оставил свое хозяйство, а сам уехал... И что делал тот начальник? Он стал со своими подчиненными пьянствовать, кого-то обижать: это образец неправильного начальника. Блажен тот раб, которого хозяин нашел действующим правильно, согласно указаниям, что господин ему оставил: все накормлены-напоены, грехи этих людей не развиваются.

Разберем, какими же бывают на практике отношения «начальник и подчиненный».

Есть две их категории. Первая – «потворство любимчикам». Всегда в организации находятся ребята, которые начинают льстить своему начальнику и показывать, что они – очень нужные и полезные. С ними начальнику хорошо и удобно: они веселые, могут собутыльниками стать, поручения быстро выполнить – хваткие ребята. Про таких в Евангелии говорится, что сыны века сего догадливее сынов света в своем роде: они и польстят, и похвалят – с ними приятно. И начальник начинает относиться к ним снисходительно, ведь они, заискивая и глядя в глазки, такими словами поздравят начальника с днем рождения, что он потом ходит надутый как воздушный шар и думает, какой он великий.

Но когда этот начальник власть потеряет, он увидит, что ребята, что вокруг вились, быстро его предадут: он был для них просто кормушкой и источником благ.

Это многократно проверено. В светской культуре существуют произведения, где такие отношения ясно показаны: когда человек при власти, при деньгах, вокруг него сразу появляется множество лизоблюдов, льстецов, но когда власть или деньги заканчиваются, они же быстро становятся предателями.

В этой ситуации начальники проявляют страсть гнева несправедливостью по отношению к своим любимчикам.

Рассмотрим другую категорию отношений «начальник и подчиненный»: начальник несправедливо относится к тем, кто ему не нравится.

Как «не нравится»? Допустим, если человек что-то не умеет делать (а мы все что-то не умеем), то обязанностью начальника будет не просто ходить и орать, командовать, пинать своего подчиненного, а взращивать его – выводить на новую ступень профессионализма и духовной работы (если мы говорим про церковную жизнь). А не выстраивать отношения так, что если кто-то мне льстит, то он мне нравится, а вот какая-то баба Оля, которая моет полы, мне не нравится – старенькая и, в отличие от симпатичных девочек из хора, мне совершенно неинтересна (церковный пример, но это же можно транслировать на любое предприятие: везде и всегда найдутся и льстецы, и люди, которые начальнику почему-то не нравятся; что бы они ни делали, сколько бы ни старались, начальник этого не оценит).

Получается, что гневаться – это необязательно орать на своих подчиненных. Несправедливость – тоже проявление гнева: например, человек, который старался (может, у него и не все получилось), несправедливо ущемлен в премии, которая выдана тем любимчикам, которым потворствует начальник, – и это тоже гнев, хотя, может быть, никакого ора и нет.

Если начальник – христианин, он должен справедливо относиться ко всем своим подчиненным: тогда у людей не будет ощущения несправедливости.

Напомню, необязательно нужно быть начальником «Газпрома», «Лукойла» или банка «Россия», чтобы выполнять эти требования. Они справедливы ко всем отношениям «старший – младший». И в семье так же должно быть, хотя случается и иначе.

К каждому подчиненному начальник должен относиться справедливо. И когда мы попадаем в разряд руководителей, то с нас большой спрос в плане отношения к людям. Если наша цель развивать предприятие или приход, то мы, как начальники, не должны жить так, будто ради нас все существует и нас должны обихаживать, любить, одаривать подарочками и подношениями. Не нам должны служить, а мы должны служить.

Евангельский принцип таков: от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут. И кто хочет быть старшим, будь всем слугой. У нас должно быть совсем другое отношение к служению – так поступали и наши цари.

Можно привести в пример жизнь Императора Страстотерпца Николая II. Человек при такой власти был – «хозяин земли Русской»: казалось бы, все богатства – твои, все тебе доступно – живи, каждый день устраивай пирушки, обжирайся. Но человек жил по-другому: он по-христиански относился к своей власти – с точки зрения служения.

И такое отношение транслируется на всех: и на родителей, и на духовников, и на крестных родителей, и на все структуры, где существует иерархия, ибо цель наша – что-то развить, улучшить, послужить.

Если на нашем предприятии есть любимчики и нелюбимчики, то все у нас развалится, а когда все справедливо, то человек видит отдачу от своей работы, видит уважение начальника – и еще больше хочет вкладываться. Тогда будет успех материальный (я уже не говорю о духовном – тогда предприятие превратится в духовную общину, крепкую семью).

Рассмотрим следующий пункт: «Начальники – потворство грехам подчиненных».

Иногда начальники знают, что их подчиненные пьянствуют, воруют, блудят, делают что угодно, и порой за счет предприятия, во время работы. И тогда равнодушие начальника к духовному состоянию подчиненных – это тоже проявление греха гнева.

Другое проявление этого греха: когда начальник – православный христианин – заставляет всех подчиненных (даже далеких от веры) молиться перед работой, поститься, относиться ко всему с точки зрения духовной, религиозной. Если люди к такой жизни не готовы, заставлять их неправильно.

У нас есть светские законы, есть устав предприятия, где определены его цели и задачи, и если твои подчиненные в рабочее время пьянствуют, то понятно – они не выполнят своих задач. А если начальник потворствует этим грехам, то он тоже не выполняет своего предназначения и совершает грех страсти гнева, хотя имеет власть воспитывать своих подчиненных так, чтобы они выполняли свои задачи и менялись к лучшему.

Это же относится и к родителям, когда они потворствуют грехам своих детей – частично мы об этом уже говорили. Когда ребенок тебя еще слушается, когда он еще маленький (понятно, что в 40 лет он живет своим умом) и ты потворствуешь его чревоугодию, лени, унынию, тому, что он с утра до вечера «режется в танки» или сидит где-то в интернете, лазает по непонятным сайтам, не учится, то вроде это любовь: нельзя же заставлять, наказывать! Но к чему такая любовь приводит? К тому, что из таких детей вырастают грешники.

К духовникам, священникам это тоже относится.

Если ты видишь грехи своих прихожан и не обличаешь один на один или не проповедуешь, что тот или иной поступок, распространившийся в приходе, это грех, если не говоришь об этом людям, ты – такой же нерадивый начальник: у тебя народ не знает, что хорошо, а что плохо. То есть когда мы видим грех и, имея власть, не пресекаем его, мы тоже грешим.

Вот еще на что надо обратить внимание. Люди, равные друг другу по положению, тоже могут, видя грех ближнего, пресекать его. Если человек грешит, то можно подойти и исполнить сказанное в Евангелии: Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мыта́рь.

В этом смысле можно сказать, что совершается грех, и начальнику в миру, и священнику или духовнику в церкви. Послушает вас человек – хорошо, а если нет, то «да будет тебе как язычник и мытарь».

В Ветхом Завете есть поразительная история про священника Илия. Тогда священство передавалось по наследству, а у Илия было два сына – тоже священники, которые вели недостойный образ жизни (можете прочитать в Ветхом Завете эту историю). Когда нужно было им совершать священнослужение, сошел гнев Божий, и они погибли, ибо недостойно совершали священнослужение. Отец-священник знал об этом, но не вразумлял, не воспитывал сыновей, и результатом такого бездействия стала смерть...

А результат такого же поведения начальства – духовная гибель подчиненных. Если начальник видит грехи и не обличает грешника, если не реагирует на недостойное поведение, то он тоже несет ответственность.

Скверное отношение к старшим – тоже грех в отношениях «начальник и подчиненный». Бывает, что начальник моложе, а подчиненный – старше, но начальник начинает ему «тыкать» – например: «Иди сюда!»

Почему-то в православной среде распространено «тыканье» и холопское отношение к людям. Меня это удивляет. Пришел человек в возрасте, ты его спрашиваешь: «Как Вас зовут?» (это частая история). «Меня зовут Мария». Спрашиваешь: «Как Ваше отчество?» – «Нет, не надо, – какое отчество?» Особенно странно это выглядело, когда мне было меньше лет, чем сейчас: например, было мне 22 или 23 года, я уже священник, а приходит в храм женщина старше моей мамы и говорит: «Зовите меня просто Мария». Какая же Вы «просто Мария»? Это сериал такой, а Вы – Мария Ивановна. Уважение должно быть к старшим, но мы за последние десятилетия и сами стали другими, и старших уважать перестали.

От кого это зависит? От родителей и от того, как они к своим родителям относятся. Если мы своих родителей спихнули в пансионат, если внуки не видят бабушек и дедушек или слышат, как мы их постоянно осуждаем, то будут делать так же. У нас же постоянно случаются конфликты между поколениями: бабушки и дедушки считают, что дети неправильно воспитывают внуков, дети считают, что их родители неправы, спорят вслух, и часто при детях: при таких отношениях никакого уважения не будет.

Если мы приучаем детей в транспорте пропускать вперед старших или, стоя в очереди на Исповедь, пропускать бабушек вперед – это уважение. Постоит ребенок на 5 минут дольше, зато как это будет замечательно... Вроде бы мелочь? На самом деле – вовсе нет.

Уважение к старшим обязательно должно быть. Не важно, кто этот старший – престарелый император или старенькая бабушка из подъезда, которой нужно помочь. Начните с себя: если перед вами человек, который старше, не важно, кто он, – мы должны с уважением к нему относиться, предлагать помощь, обращаться по имени-отчеству (если, конечно, это не наши родители). Сейчас этого не восстановишь, но ведь прежде в России даже в крестьянских семьях к родителям обращались на «вы» и по имени-отчеству – даже крестьяне… А мы сейчас с вами удивляемся, зачем нужно отчество?

Следующий пункт: «Подвергали человека опасности». В чем суть этого греха? Здесь речь не о том, что генерал послал в атаку батальон (война – отдельная тема, мы с вами ее обсуждали), а о том, что мы как начальники или старшие заведомо знаем, что дело опасное и что человек его не должен делать, но говорим: «Иди делай!» Он идет и делает, нарушая при этом технику безопасности, и с ним что-то происходит – например получает травму.

Регулярно происходят происшествия с шахтерами, а потом оказывается, что не была соблюдена техника безопасности или аппаратура находилась в недолжном состоянии – это все зона ответственности начальника. Ты посылаешь работников, чтобы получить деньги, а в итоге люди гибнут или получают травмы, подвергают свои жизни опасности. Таких историй в наши дни много.

Не верили в болезнь ближнего... Допустим, приходит подчиненный и говорит: «Уважаемый начальник, я сегодня плохо себя чувствую». А мы ему говорим: «Иди работай! Кто за тебя будет делать?» Человек идет, работает через силу, состояние ухудшается, а потом его увозят на «скорой».

Если ты начальник, относись к подчиненным нормально, с доверием: заболел работник – пусть возьмет больничный, полечится, а ты дай ему из своего кармана денег на лекарства, позаботься о человеке; он выздоровеет и будет работать за двоих, ведь он понимает – его здесь любят, уважают, ценят.

То же бывает в семьях, когда дети говорят: «У меня что-то болит». А родители отвечают: «Давай делай». Но в итоге оказывается, что ребенок действительно болел. Как потом стыдно, наверное, становится...

Говоря о проявлениях грехов, приходится многое пояснять, приводить примеры и как бы отходить в сторону, но без этого никак: важно понимать, что гнев проявляется не только в том, что мы на кого-то накричали.

К сожалению, очень часто он проявляется и в отношениях «старший-младший», «начальник-подчиненный». Давайте обратим на это внимание… Здесь я особенно обращаюсь к начальникам предприятий, руководителям приходов или каких-то организаций, обращаюсь к родителям: с подчиненными и младшими необходимо выстраивать правильные, справедливые, уважительные отношения. Я уже не говорю о том, что Господь заповедовал нам иметь любовь между собою.

Спасибо вам, братья и сестры, за терпение, внимание к нашей передаче. Если появляются отзывы, вопросы, – присылайте. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс