Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (1143) → Игумен Стефан (Гулинов): Для любого человека монастырь есть тепло, к которому душа тянется изначально

Игумен Стефан (Гулинов): Для любого человека монастырь есть тепло, к которому душа тянется изначально

№6 (1143) / 7 февраля ‘22

Обитель

Нам очень интересна жизнь подмосковного Саввино-Сторожевского монастыря. Туда устремляется очень много людей – каждые выходные там бывают. Не знаю, как вы справляетесь с таким обилием народа. У монастыря замечательная история, хотелось бы немного об этом поговорить. Сейчас зимние дни – Рождество Христово, Старый новый год: многие люди это связывают с духовной жизнью, слава Богу – для них это большой праздник. Какое значение для Вас имеет монастырь? Расскажите, как он возродился. Это замечательнейшее место – многие люди там ни разу не были, но хотели бы услышать об этом.

– Место, где расположен Саввино-Сторожевский монастырь, само по себе очень красиво, уникально по ландшафту, природным данным. Раньше его называли русской Швейцарией благодаря ландшафту: там много горок, которые спускаются к Москве-реке и к реке Сторожке.

Первыми эту красоту заметили основатели монастыря. Прежде всего Звенигородский князь Юрий Дмитриевич, который воздвиг здесь будущий Звенигород, куда пригласил святого Савву – ученика преподобного Сергия Радонежского. Когда преподобный пришел в эти места, он был восхищен их красотой. В летописи сохранилось, что он говорил об этом месте, как о земном рае. Здесь действительно очень красиво – особенно в зимнее время. В этом году Бог дал много снега, мороз...

Монастырь возник в конце XIV в. (в 1398 г.) по желанию князя Звенигородского (первого лица этого удела, второго сына Димитрия Донского) Юрия Дмитриевича Звенигородского. Князь Юрий как сын великокняжеской семьи ездил в Сергиевский монастырь к преподобному Сергию Радонежскому, который окормлял великокняжескую семью Димитрия Донского. В этих поездках князь Юрий близко сошелся с одним из братьев Сергиевского монастыря, преподобным Саввой, который нес послушание духовника монастыря: окормлял братию монастыря, светских людей.

С юношества князь Юрий сердцем расположился к преподобному Савве. Когда он получил Звенигородский удел, воспылал желанием, чтобы его духовный отец приехал и жил здесь – окормлял не только его семью, но и всех звенигородских жителей. Преподобный Савва спустя определенное время внял этим просьбам и приехал в Звенигород.

На месте, где находится монастырь, был сторожевой пост: это горка, с нее хорошо просматривались подходы по Москве-реке, особенно с запада. В будущем Звенигород стали называть «забралом Москвы» – с этого места (именно здесь потом возник монастырь) очень хорошо просматривался подход любого неприятеля на Москву.

Святой Савва увидел здесь (судя по летописи, это было летнее время) много цветов, пели птицы: это был рай земной – он таким и остался. Сейчас тоже много цветов и птиц. Преподобный Савва вознес свою молитву к Божией Матери (у него с собой была икона Смоленской Божией Матери) – помолился, чтобы это место, как видимо благоухает цветами, так же благоухало молитвой иноков, их подвигом, усилием прославлять Пресвятую Богородицу и Господа нашего Иисуса Христа. Была построена деревянная церковь, первая келия. Впоследствии к преподобному Савве (он в то время уже был старцем) стала приходить братия (люди, желающие подвизаться с преподобным). Постепенно появился небольшой монастырь; в основном там были деревянные строения.

Спустя небольшое время князю Юрию его старший брат Василий (ставший Великим князем Московским) дает поручение на военный поход против волжских булгар. Князь Звенигородский, по традиции, следуя примеру своего отца Димитрия Донского, который перед Куликовской битвой пришел за благословением к преподобному Сергию Радонежскому, приходит за благословением на военный поход к преподобному Савве. Преподобный благословляет князя и пророчески говорит, что это будет удачный поход: тот вернется с победой, многими дарами, и говорит: «За твою любовь и милость к нищей братии, нуждающимся, Господь дарует тебе удачу и победу в этом походе».

Князь Юрий действительно возвращается с большими победами, дарами – и после удачного похода строится каменный собор в честь Рождества Божией Матери.

То, что мы сейчас видим на фотографии, можем лицезреть в зимнее время, можно отнести к XVII в., когда неожиданно царь Алексей Михайлович вдруг проявил невероятный интерес к преподобному Савве: насколько мне известно, у него было более двухсот икон Саввы Сторожевского в его палатах и покоях не только в Звенигороде, но и в Москве. Он называл монастырь собственным государевым богомольем. Что случилось?

– Да, это очень интересная история, зафиксированная в летописи – и не только монастырской, так как в ней вольно или невольно участвовал царь Алексей Михайлович.

История такова. В лесах вокруг монастыря Преподобного Саввы водилось много зверей (и сейчас, несмотря на появившиеся многочисленные строения, небольшие поселки, все равно очень много разного зверя: и лисы бегают, и лоси). Поэтому сюда приезжал царь на охоту – это было целое мероприятие, многочисленная свита, к этому готовились. Они вышли на охоту. По разным источникам, неожиданно на царя вышел медведь-шатун (судя по всему, это было зимой). Царь, возможно, отстал от свиты (летопись не приводит подробности), но он оказался один, без особого снаряжения (летопись умалчивает. почему так получилось). Выход медведя на человека ничего хорошего не обещает. Царь приготовился к смерти, но неожиданно из леса появляется святой старец, убеленный сединами, при его появлении медведь убегает (есть свидетельство, что святой что-то сказал – как-то воздействовал на зверя). Царь понимает, что именно с появлением отшельника он получает спасение от неминуемой смерти от дикого зверя. Царь спрашивает его имя, тот говорит: «Имя мое Савва». Отшельник уходит в лесную чащу.

Когда царь возвращается в обитель, он спрашивает у игумена, есть ли какой-то известный подвижник или отшельник при монастыре с именем Савва. Настоятель говорит, что давно не постригали в монахи с именем Савва. Царь понимает, что ему явился сам преподобный Савва и избавил от смерти...

Дело даже не в том, что царь был благодарен за избавление от смерти. Он был не просто частным лицом, но возглавлял государство после Смутного времени, когда России угрожала опасность исчезновения, колонизации другим народом, другой верой (поляками, католичеством). Смутное время было совсем недавно. Избавление от смерти его, первого лица государства, вселило уверенность, что преподобный Савва не просто избавил его от смерти, но, покровительствуя ему как первому лицу, покровительствует государству. Поэтому почитание преподобного Саввы – это не столько благодарность человека физического, но государя, который склоняется к святому и благодарит его за избавление государства от нового Смутного времени. Вот такая история.

Благодаря этому событию царь проникается любовью к преподобному Савве, почитает его, и начинается монументальное строительство – царь поручает украсить и отстроить монастырь в камне. Появляется несколько кирпичных заводов, сюда свозят много мастеров. Буквально за 2–3 года отстраивают и стены, и башни (их было 7), и звонницу. Все строится вокруг собора Рождества Божией Матери. Появляются дворец, где царь проводил достаточно много времени, палаты его царицы Марии Ильиничны, братские корпуса… Весь ансамбль монастыря, который мы видим на фотографии, – это труды, молитвы, благодарения царя Алексея Михайловича.

В Ваш монастырь приезжало много известных людей России. Во-первых, почти все руководители государства (цари, императоры, императрицы) здесь были. Было много известных, великих людей, деятелей культуры, науки и так далее. Что их влекло сюда? Это был самый близкий к Москве один из выдающихся монастырей – Троице-Сергиева лавра дальше. Может быть, это их привлекало? Запад Москвы – многие здесь селились. До XXI века он завораживает умы людей. У вас очень много гостей: как ни приедешь, всегда много народа.

– Вопрос, что привлекало паломника или туриста 100 лет назад в наш монастырь, возникает исходя из менталитета современного человека, неверующего, – человека, который не обращен своей жизнью, умом, сердцем к Богу, и посещение святого места ставит в одну линейку с посещением музея, какого-нибудь развлекательного места, театра, кинотеатра, места, где можно получить какие-то знания, информацию, провести время: по-церковному, провести его в праздности – «у меня есть свободное время, его хочется заполнить».

С этой точки зрения, сказать, что привлекало в монастырь, – это значит не сказать ничего.

Человек до революции (этого страшного события) в нашей стране был верующим. Места такого плана (монастырь или храм, или место явления иконы, какого-то святого) посещали, желая приобщиться к событию, действию, святыне. Что значит приобщиться к святыне? Человек, обращенный к Богу, к Свету, видит свое недостоинство, находящуюся внутри него тьму. В этом смысле человек, который видит Свет, обращается к Свету, желает освятиться, очиститься. Посещение такого места, как монастырь (в данном случае – наш монастырь) – это желание приобщиться к святыне, очиститься от грехов, тяготеющих на сердце, помрачающих ум, делающих невольно духовно слепоглухонемым, чтобы от всего этого отрешиться и получить исцеление духовное, чтобы очиститься от мрака, благодаря подвигу человека, который это место освятил, построил – святому (в данном случае преподобному Савве).

Паломничество – это труд, его принимали на себя люди того времени (в основном оно было пешим). К святым местам шли не для развлечения, удовольствия – это был труд, подвиг, воздержание. Люди старались во время паломничества поститься, воздерживались в еде (не обязательно в постное время) – накладывали на себя пост. Этот труд был приношением Богу, Божией Матери, тому святому, к которому человек шел. Он принимает решение, идет к святому месту, паломничает не только исходя из своего желания, своей воли, но в этом прослеживается и воля Божия: Господь призывает человека за молитвы его близких – не только живущих, но, как правило, за молитвы усопших родственников, близких к Богу, Церкви. За молитвы ближних у человека появляется такое желание, его касается благодать, и он приходит к святому месту, в данном случае – в наш монастырь.

У Вас на столе лежат журналы, которые выпускает в свет Саввино-Строжевский монастырь. Вы руководитель издательского совета и главный редактор журнала – цветной полноформатный глянцевый журнал выходит уже несколько лет.

– 15 лет уже выходит.

Поздравляю Вас, это настоящий юбилей. Очень трудно сейчас выпускать журналы, мало кто берется в наше время: все перешли в интернет. Вы продолжаете это дело, и каждый номер все лучше и лучше – печатаются уникальные материалы, пишут уникальные авторы. Расскажите немного о журнале.

– У нас небольшое издательство, оно – один из отделов монастырской службы, немного сотрудников – 5 человек работают в издательстве. Но мы стараемся поддерживать издание и такой формат журнала – верстаем по мере поступления статей.

Мы заметили, что журнал аккумулирует внутри себя что-то связанное с преподобным Саввой. Если мы задумаем какую-то тему, то постепенно появляется человек с материалом, с фотографиями, потом еще кто-нибудь приносит еще более интересный материал на эту тему. Происходит накопительный эффект, и к выпуску номер превращается в шкатулку с самоцветами, которая наполняется интересными фактами и красивыми фотографиями. Журнал есть в продаже, но мы с удовольствием раздаем его и нашим гостям.

Наш журнал выходит обычно к празднику: к летнему обретению мощей преподобного, 23 августа, или к зимнему, 16 декабря. Наше благословение, наш труд мы передаем паломникам и гостям...

В нем есть несколько рубрик – одна из них «Небесное воинство Савв»: здесь мы публикуем материал о каждом святом, носящем святое имя Савва. В свежий номер поместили материал о преподобном Савватии Соловецком, в корне имени которого тоже есть корень Савва.

В этом номере есть и ваша интересная статья – исследование надписи на колоколе, который висел до революции: очень интересное исследование. Помещен еще интересный материал одного человека, который купил во Владивостоке Евангелие в магазине. На Евангелии была личная подпись. Благодаря этой подписи начался поиск людей. В результате появилась целая книга, и мы поместили отрывки из этой книги.

Вы публикуете все или выборочно? Есть какие-то критерии отбора?

– Конечно, есть критерий, есть редколлегия, ответственное лицо: это наш наместник архимандрит Павел – с его благословения печатается каждое издание и совершается отбор. К нам часто приезжают молодые супружеские пары, у которых долго нет детей. Приезжают с паломничеством и просто отдохнуть. Молятся у мощей преподобного Саввы, идут к источнику, к пещерке (на том месте, где преподобный Савва молился перед своим концом, восстановлена пещерка, к ней есть подход, куда можно прийти и помолиться). Молодые люди потом возвращаются радостные, с благодарностью, – поэтому мальчиков называют, как правило, Саввой. Вообще очень популярны сейчас старые имена: Никита, Анастасия, Аглая.

Какое было последнее из чудес?

– В сентябре наместник подвел ко мне женщину с мужчиной, это были муж и жена, женщина была средних лет. Они рассказали историю.

Однажды, зайдя в подъезд своего дома, на столике у консьержки, где лежали книжки, журналы, она увидела икону незнакомого святого. К ней была приклеена пробирка с маслицем. Женщина прочитала: это был наш преподобный Савва. У женщины долго болело горло, и она не могла избавиться от этой боли. Она подумала, что хуже не будет, взяла маслице, капнула себе на язык и проглотила. И она свидетельствует, что неожиданно у нее прошли все болевые симптомы в горле, чему она была очень рада. Потом они решили с мужем найти место, где этот святой подвизался, через интернет нашли, приехали сюда – и здесь с ней произошло еще одно чудо.

Они приехали, приложились к мощам... Им здесь понравилось.

Место у нас очень красивое. Каждый, кто заходит в собор Рождества Богоматери, где находятся мощи преподобного Саввы, чувствует, какое это намоленное место.

Они были очень рады. А когда узнали, что есть источник, пошли к нему. У женщины сильно болели колени, она не могла спать, ей уже прописали лекарство, но не могла его приобрести. И она подумала: почему бы не омыть этой водой колени? Она омыла колени святой водой из колодца, и боль в коленях у нее постепенно прошла.

Монастырь находится недалеко от Москвы. Что он значит для людей, живущих в современном мире? Люди занимаются делами, спешат, стараются достичь славы, заработать денег и так далее... Монастырь же не существует сам по себе.

– Зимой в лесу холодно, лежит снег. Человек приходит и разводит костер в этом лесу. Вокруг костра становится тепло. К этому костру тянутся все живые существа, ведь любому живому существу нужно тепло… Для современного, прошлого, вообще любого человека монастырь есть тепло, к которому душа тянется изначально.

Мы надеемся, что молитвами преподобного Саввы Строжевского (несмотря на наши недостойные молитвы, недостойное житие), наш монастырь становится тем святым местом, где идет молитва, местом, куда приходят люди погреться душой, чтобы оттаять от суеты, от злости, от озлобленности, негатива, агрессии. Чтобы это все из сердца ушло, чтобы сердце согрелось. Только согревшееся сердце может обратиться в искренней молитве к Богу и к преподобному Савве.

Записали:
Людмила Кедысь,
Ирина Обухова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Cerkov-i-obshchestvo-09-01;
https://tv-soyuz.ru/Cerkov-i-obshchestvo-16-01

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс