Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (1140) → Протоиерей Андрей Канев: Гнев – человекоубийца. Часть 8. Мы как христиане должны создавать вокруг себя мир – комфортную нравственную обстановку

Протоиерей Андрей Канев: Гнев – человекоубийца. Часть 8. Мы как христиане должны создавать вокруг себя мир – комфортную нравственную обстановку

№3 (1140) / 17 января ‘22

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (2019 г.) – №45, 46 (2021 г.) – №2 (2022 г.)

Мы продолжаем небольшой цикл, посвященный страсти гнева: у нас 8-я (а в рамках большого цикла 74-я) встреча.

Мы начали говорить об основах веры и постепенно приблизились к тому, чтобы начать рассуждать, как проявляются страсти. Мы уже прошли чревоугодие, блуд и сребролюбие и теперь изучаем страсть гнева.

На прошлых встречах говорили о смертных грехах, о различных тяжких грехах и продолжаем разбираться.

Гнев – не такая секретная страсть. Если мы немножко поймем, как она проявляется, мы в своей жизни это легко и быстро увидим.

В чем по-простому мы видим проявление гнева? Кто-то кого-то побил, рассердился, поругался, что-то еще… На самом деле проявлений гнева достаточно много и когда мы вроде ни с кем не ругаемся (мы же воспитанные люди – неудобно это делать; не все могут взять и начальнику в глаза правду сказать, и начинается мышиная возня, когда можно отомстить или сделать какие-то пакости). Внешне ты вроде приличный парень, а на самом деле ты просто реализуешь свою страсть гнева… Давайте посмотрим, как она может реализовываться.

111Разглашение чужих тайн

Казалось бы, что тут такого? Но как – «что такого»? Этот грех бывает разных видов.

Например, нам кто-то доверился, доверил свою тайну, переживание, проблему, а мы пошли и своим товарищам сказали: «Вот, такой-то – у него такая-то слабость, он сделал такие-то ошибки». Это стало достоянием общественности. А если в интернет выложили, то получился скандалище.

Мы в этом случае любовь проявили к человеку? Нет, в этом случае мы нанесли ему серьезный моральный вред – пускай даже в маленьком обществе (не весь интернет от этого происшествия гудит, не у каждого в жизни бывает такое, что вызывает такие реакции), в компании друзей люди начинают на своего товарища косо смотреть, относиться к нему пренебрежительно, смеяться, издеваться. Это все приносит вред человеку.

Да, мы не стукнули ему кирпичом по голове, но эффект бывает даже хуже, когда унижают морально. И если мы это делаем, это предательство: нам человек доверился, а мы взяли и выдали. Ходили, ходили, как в рот воды набрали, но потом не выдержали – и все выплюнули. Получается, так.

Тайны – это доверие, его нужно хранить и ценить. У нас мало в жизни таких отношений, когда мы друг другу доверяем.

Бывает, мы становимся свидетелями греха другого человека: мы все несовершенны, и при нас кто-то согрешает – и не публично, а тайно. Мы это знаем. Мы свидетели какого-то греха человека, и горе нам, если мы, видя грех человека, его тайное согрешение, с кем-то этим делимся.

Речь идет не о преступлениях – о грехах личного характера: если при нас кто-то закладывает бомбу, то надо, конечно, звонить в соответствующие силовые структуры – совершается преступление. А тут речь о том, что человек оступился.

Мы думаем, что он кроткий, – а он разгневался, и мы говорим: «А вы знаете, на самом деле он такой лицемер!» Какой лицемер? Он борется. По себе же судим: мы лицемерные – и думаем, что все такие же.

Разглашение чужих тайн – довольно серьезный грех: он приносит серьезный моральный урон человеку. Можно ударить кулаком, а можно ударить словом, и порой словом жестче получается – от кулака синяк, ты потер больное место и пошел дальше, а моральные раны остаются на всю жизнь.

Идем далее.

111Передача чужих слов другому человеку

Тоже никто не орет, кулаками не машет. Что это за ситуация? Мы постоянно находимся в обществе: в семье, в компании друзей или в рабочем, трудовом, служебном коллективе. Понятно, что у нас всегда что-то не очень гладко: и начальник ошибается, и подчиненный «затупил» – бывает всякое. Естественно, мы впадаем в грех осуждения.

Или задели человека, и он в возмущении что-то говорит, а мы становимся свидетелем, что кто-то против начальника сказал (какие-то дерзкие, неприятные слова – и не в лицо, а так, повозмущался), успокоился и пошел работать. Обычная ситуация. А мы приходим к начальнику и говорим: «Иван Иваныч, а Вы знаете, что Петров про Вас сказал? Что Вы – земляной червяк». И все, понеслось: этого вытащили, настучали – обиды, ссоры...

Такая схема работает в любом обществе. Похоже на разглашение тайн: мы наносим вред человеку, когда разглашаем его тайны, а тут – передаем чьи-то слова, причем это делаем с удовольствием: «А ты знаешь, что он сказал, что он про тебя думает на самом деле? В лицо-то он тебе говорит, что все хорошо, а за спиной-то – знаешь, как он тебя приголубил!»

Такой «правдолюбец» выступает в роли орудия бесов: он ссорит людей. Не всегда мы способны говорить в лицо, да и не все надо говорить, не всю правду надо говорить – это бывает только твоя правда: тебя обидели, и тебе кажется, что ты прав, и пошел кулаками махать налево-направо. Надо по-другому это все решать. Ну, вспылил человек, проявил слабость, проявил грех, наосуждался. Но если мы это вынесли, мы и ему навредили, и принесли раздор в коллектив.

Мы очень сложные существа, горделивые. Мы не можем прийти и сказать человеку: «А ты правда про меня говорил такое?» Мало кто решается на такие простые откровенные разговоры. В этом случае можно сказать: «Ну да, говорил» – поговорили, решили, помирились и пошли дальше. Проблем бы не было...

А эта гниль куда уходит? Человек не идет и не спрашивает: «Петров, ты зачем у меня за спиной говоришь? Говори мне в лицо». Не можем так сказать – мужества не хватает, силы духа, и начинается эта гниль, когда человек думает: «А, вот он такой на самом деле – двуличный, неискренний! Против меня что-то имеет, вражина». Все это копится, потом какое-то маленькое происшествие – и все взрывается, и тут мы вспоминаем: «Помнишь, 3 года назад на меня ругался?», «5 лет назад на меня косо посмотрел», «а ты со мной не поздоровался».

В этом случае бесы сидят и свои когтистые лапки потирают, довольные, что нас рассорили. А я выступил в роли передатчика. Какую функцию я выполнил?

Если мы, христиане, в этом участвуем, особенно в коллективе (в приходе, например, в монастырской общине), если у нас есть такие отношения, это большая беда. В этом случае такой «передатчик» – орудие бесов. Нельзя нам выступать в роли таких проводников бесовской силы, бесовской воли.

111Откровенно сеять раздоры и вражду в коллективе

Это следующий грех – грехи схожие, но по истоку немножко разные.

К сожалению, встречаются такие подчиненные, которым спокойно не работается: надо устроить какой-то переполох. Начинается и передача слухов, сплетен, откровенная клевета, придумки за другого человека: что он подумал, что он сказал, почему он на тебя так посмотрел?

Господи, помилуй… Что в наших головах творится?

А бывают начальники, которым надо стравить подчиненных, чтобы они вместе дружно не жили: поиздеваться над одним, поиздеваться над другим, рассорить людей.

Мы как христиане должны создавать вокруг себя мир – комфортную нравственную обстановку, чтобы с нами как с начальниками было приятно работать – мы за подчиненных душу отдадим, – а не ссориться. Но если мы как христиане в храме такие благочестивые, а пошли на работу – и там один сплошной скандал среди подчиненных, то это показатель: мы как руководители неправильно управляем – это бесовский способ управления «разделяй и властвуй».

Мы по-другому должны действовать. У нас принцип другой – как Христос говорит, если двое, трое соберутся во имя Мое, то Я между вами. У нас система управления, создания общества другая – мы в общину должны собираться.

А когда начинаются раздоры, ревность, зависть, собирание слухов, ошибок, падений человека, то мы участвуем в создании маленького ада. И ведь никто не застрахован от ошибок, падений, грехов: идеальных нет, а вместо того чтобы создавать, работать, добиваться успехов, мы занимаемся разборками друг с другом: кто кому больше позавидовал, что сделал...

Надо очень внимательно к этому отнестись – не быть проводниками этой нечисти в наших семьях и коллективах. Между людьми должны быть простые, честные, добрые, открытые отношения в идеале – и к этому идеалу мы должны стремиться в своей жизни. За других мы не отвечаем – за себя отвечаем.

111Осуждение

Следующее проявление гнева, – грех, который встречается на исповедях очень часто. Может, мы мало рассорили людей, но осуждаем их очень часто.

Сколько раз на дню мы находим грехи другого человека и начинаем относиться к нему с точки зрения исследователя, который в микроскоп рассматривает какую-то букашку? «Как он поступил? Почему он так поступил? Как он так мог? Он такой-сякой!»

Основа осуждения какая? Гордость. «Я считаю, что он не прав. Я бы так не поступил. А почему он так поступил?» Кто дал нам право решать, правильно или неправильно поступил человек? Не отделяем грех от человека – клеймо такое: «он грешник». Основание гордыни – осуждение.

Люди часто спрашивают, как бороться… Не просто: должна быть целая система борьбы с грехом осуждения.

Сколько в Евангелии Господь об этих грехах говорит? Об этом не упоминается напрямую, но об осуждении очень часто говорится: «Не суди – и не судим будешь», «каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». Это очень серьезное прегрешение.

Часто мы приводим такой пример. Представьте, в реанимации лежат два человека, у них одинаковая болезнь, они оба на искусственной вентиляции легких. И один другому говорит: «А чего ты тут лежишь? Ты здоровый мужик, иди работай». А ты сам-то точно такой же, в таком же положении находишься...

Человек – житель духовной реанимации, в нас нет ничего доброго. Из того, что ты сам пытаешься делать, мало что доброго получается, одни страсти. А если сделал что доброе, то оно настолько перемешано со злом, настолько ты подвержен страстям... Лукавый на тебя воздействует. Видя грех другого, ты должен сказать: «Господи, помилуй нас, грешных». А ты говоришь: «А что это он такой? Так себя повел… Он ведь священник, должен вести себя вот так», – или: «Он же ходит в храм? Должен вести себя так», – или: «Он же начальник! Должен вести себя так».

Ты веди себя так, как считаешь правильным, – почему другому предписываешь? Все люди – из реанимации, все духовные инвалиды.

Осуждение – грех, связанный с двумя страстями – гордостью и гневом, ведь все из этого вытекает: что-то слегка подумали, и мы начинаем говорить об этом, делиться, возмущаться, все вываливаем на других. Как мы ранее говорили, сам заразился и другого привлек – заразил осуждением. Очень непростой грех, с ним надо будет много бороться.

111Злые шутки

Следующее проявление зла и гнева… В чем особенность? Казалось бы, юмор – плохо или хорошо? Юмор – это неплохо, но, как любое явление, оно требует особого отношения.

Как пища: плохо или хорошо? Нормально: нас Бог создал такими, чтобы мы питались. Сон – плохо или хорошо? Тоже нормально: во сне мы восстанавливаем силы. Но если человек питается так, что только удовлетворяет свое чревоугодие, то это уже грех. Если он только отдыхает, ленится, а не работает, это тоже грех. Так же и с юмором: он может быть средством поддержки человека, когда тот раскис, ему плохо.

Сейчас изучаю историю Александра Васильевича Суворова, взятие Измаила – наш великий полководец вместе с солдатами идет в атаку. Свидетели описывают: все устали, он говорит им что-то, солдаты взбодрились, засмеялись, заулыбались и пошли, победили. Такая история.

Соответственно, применять юмор можно, добрые шутки между друзьями должны быть – без подколов, ядовитого шипа, когда больно от шутки. Нормальный юмор в нормальных отношениях, когда все откровенно, не пошло, не ниже пояса.

Не надо думать, что христианская жизнь – это насупить брови, сидеть и на всех фыркать, что все плохие, плохо себя ведут.

Можно нормально общаться, по-простому. Но если шутка злая, с целью зацепить, обидеть (даже пускай не такая цель, но результат такой) – человек обиделся, огорчился от твоей шутки, то надо пересмотреть свое чувство юмора, ведь можно шуткой принести большую боль.

Как правило, смеются над какими-то слабостями в коллективах, где лукавый любит запускать свои лапки. Злым словом, злым юмором можно нанести большой вред.

Обратите внимание, как мы общаемся: общаемся ли мы просто, по-доброму друг с другом, чтобы сердце было открытым? Бывает так даже в христианских семьях: приходят на Исповедь и друг на друга жалуются. Почему так? Потому что эгоисты и не хотят друг друга простить – без осуждения друг к другу отнестись, снисходительно.

111Злорадование

Следующий пункт, на который надо обратить внимание Если мы можем не шутить над другими людьми по-злому, только по-доброму, нормально общаться, то злорадование проявляется в нескольких степенях. Что такое злорадование?

Казалось бы, не радуемся мы злу – убийствам, фактам коррупции, издевательствам над людьми… Конечно, никого это не радует, кроме извращенцев, маньяков. Но это более тонкие вещи.

Есть, допустим, наш коллега, у которого дело идет успешнее, чем у нас, ибо он даровит, или ухватистый такой, или начальство ему покровительствует. У него успехи лучше, чем у нас, и мы часто себе боимся признаться, что банально завидуем… Ищем недостатки у этого человека, передаем: «А вы знаете, Иван Иванович не такой на самом деле»… И вот Иван Иванович оступился, как любой человек… Мы молчим вроде (якобы благочестиво), а в душе – радость: «Оступился! Все думают, что вот он какой, а он оступился – показал, кто он такой на самом деле: не тот, о ком все думали, что он хороший».

Бывает, злорадование вырывается наружу, когда мы делимся с другими: «Вы знаете, что Иван Иванович так поскользнулся?!» А бывает другая степень, тайная, когда мы молчим, а мысли доставляют удовольствие (реальное, физическое удовольствие в виде радости, ведь радость – не абстрактное понятие: это чувство). Это чувство есть – гаденькое, приятное-приятное: «Так тебе и надо – нечего возвышаться!»

Этот грех показывает, что многие страсти связаны с удовольствием.

Казалось бы, какое удовольствие прогневаться? Есть в этом удовольствие. И обидеться есть удовольствие, как известно, и позлорадствовать – тоже удовольствие. Посплетничать, передать тайны другого человека – удовольствие. Удовольствие разное – есть «душевненькое» удовлетворение: «Вот тебе! Все думают, что ты хороший». Обратите внимание: есть грехи, которые делаются делами, есть – словами, а есть страсти гнева, которые проявляются в виде чувства. Злые шутки – тоже чувства: слова играют второстепенную роль – внутри у меня злой юмор живет. По-разному проявляются любые страсти. По страсти гнева это очень хорошо видно.

Не умеем, не учимся отделять грех от человека Это следующий грех, связанный с гневом и осуждением.

Очень важно – научиться христианскому навыку понимать, что все мы грешники, все можем оступиться, в какой-то момент времени увлечься страстью. Помните, как она начинается? Приходит помысел, мы увлекаемся, помысел попадает в сердце, мы начинаем желать этого греха, ум перестает анализировать, правильно работать – пошли, сделали, и все. Так это все бывает.

Если в себе находишь, как это легко проявляется, то и в другом человеке поймешь, что он точно такой же. Его зовут по-другому (ты Петр Петрович – он Иван Иванович), ты одной национальности – он другой, ты старше – он младше, он начальник – ты подчиненный, но в нас все работает всегда одинаково.

Соответственно, это глубокое знание, как ты сам падаешь, должно нам давать силы и возможности в другом человеке отличить: вот он сам, Иван Иванович, – и вот его проступок.

Этот проступок очень легко может от Ивана Ивановича отделиться, когда Иван Иванович покается перед Богом – Бог его простит, а я хожу и помню: «Три года назад он что-то сказал, когда-то что-то против меня неприятное сделал!» До этого 10 раз помирились, 500 раз подружились, но снова не так, я снова все вспомнил. Мы отделяем грех от человека – «котлеты отдельно, мухи отдельно». Это очень важный навык.

Немного неприятный пример (на грехи тоже неприятно смотреть): человек сморкается, и мы стараемся не обращать на это внимание, а разговариваем дальше с ним – мы понимаем, что процесс сморкания, носовой платок, насморк не есть этот самый Иван Иванович. В отношении грехов – точно так же: есть человек, есть его проступки, ошибки, недочеты – Бог с ним Сам разберется… Ты попробуй увидеть человека: снисходи к нему, прощай.

Есть грехи, которые необязательно связаны с тем, что зло проявляется открыто. Есть грехи, связанные с тем, что зло проявляется в виде того, что мы не делаем добра. Сегодня мы закончим на таком проявлении, когда просят утешения (мы видим – страдает человек), совета, просто послушать его, а нам некогда. Мы не хотим (не хотим делиться, душу, сердце напрячь) – не помогли добрым словом, советом, сочувствием, моральной помощью. Это тоже проявление зла, греха. (Продолжение в следующем номере)

Записали:
Анна Вострокнутова
и Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс