Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (1140) → Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений: «Если мы будем слушать пастыря и следовать за ним, то будем наполняться силой Духа Святого»

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений: «Если мы будем слушать пастыря и следовать за ним, то будем наполняться силой Духа Святого»

№3 (1140) / 17 января ‘22

Архипастырь

Хочу обратиться к выступлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на собрании духовенства города Москвы 22 декабря: он предостерег, что совершенно реальна угроза более жесткого, чем теперь, внедрения толерантности ко греху. Позволю себе привести большую и очень важную цитату с сайта patriarchia.ru: «Люди обеспокоены введением механизма ˮразрешительногоˮ порядка предоставления таких прав и возможностей, которые ранее никем не подвергались сомнению и были общедоступными. Фактически возникает простой и, что важно, внесудебный механизм отлучения человека от базовых прав – таких, например, как свобода передвижения или нахождения в общественных местах, пока данный человек не выполнит условия выдачи QR-кода. Другими словами, вопрос не в связи с вакцинацией и QR-кодами, а в том, как эта система может быть использована в будущем».

Святейший отметил, что нарастает сбор сведений о частной жизни человека, его здоровье. Эти данные накапливаются, обрабатываются и открывают возможность невиданного прежде контроля за жизнью людей. Далее снова цитата: «А ведь возможность контроля – это и возможность ограничений деятельности человека практически по любому произвольно избираемому признаку и даже принуждения к тому, что человек не признает необходимым либо считает бесчестным или греховным».

Заголовки, которыми после этой речи Святейшего Патриарха пестрели средства массовой информации, наглядно показали, что коллеги работают в режиме пропаганды (пусть меня простят). Тиражировался и произвольно толковался практически только последний абзац о том, что «неуместными и греховными являются рассуждения о вакцинации или о присвоении в связи с ней QR-кода как о будто бы ˮпечати антихристаˮ». Все остальное очень важное, к сожалению, оставили за рамками – взяли то, что понравилось.

Вы, Владыка, тоже не так давно обозначили свою позицию относительно QR-кодов как средства контроля за свободой человека и относительно принудительной вакцинации. Что побудило Вас к этому выступлению? Может быть, для наших телезрителей основные тезисы Вы озвучите в этой студии?

– Прежде всего скажу об актуальности того, о чем говорил Святейший Патриарх. Мы понимаем, что если Святейший о чем-то говорит, особенно в таком собрании, как Епархиальное собрание Московской городской епархии, – это насущно, важно. О чем-то можно сказать в интервью, о чем-то можно снять сюжет, но на итоговое годовое собрание Святейший выносит это как одну из актуальных тем.

Действительно, тема новых реалий, в которых мы оказались сначала в связи с эпидемической ситуацией, а теперь и с ситуацией ограничений, – это очень серьезно и волнует многих и многих. Это произошло не сейчас, не вдруг, к этому нас готовили. Я не любитель смотреть художественные кинофильмы, особенно современные, но их можно не смотреть, достаточно проехать по городу и увидеть их рекламу. Сколько было снято лент об эпидемиях, рукотворных и нерукотворных, сколько было снято и показано лент о возможном тотальном контроле!.. Такое ощущение, что сообщество, генерирующее эти фильмы, готовит людей к осознанию того, что это будет. Мол, вы посмотрите сначала, чтобы для вас это не было неожиданностью, а потом будьте готовы. Такое окно Овертона: приучение к тому, с чем человеческое общество не согласилось бы никогда.

Я задавался вопросом, как было бы, если бы в России не произошло революционных изменений в начале прошлого века и правил бы благочестивый царь, уже внук Цесаревича Алексия. Нравственные принципы, Евангельские принципы были бы положены в законотворчество, в основы деятельности исполнительной власти, не была бы разрушена система образования, не были бы уничтожены сообщества духовенства, купцов, дворян. Если бы в этом обществе вводились какие-то технические новшества, какие-то новые формы электронных документов (чисто с практической точки зрения они удобны), вводились меры по лечению и профилактике каких-то болезней, то, полагаю, что у меня не возникало бы никакого напряжения: есть власть, общество, гармония отношений между ними...

Мы понимаем, что есть самостоятельность и независимость в принятии решений в таком сообществе, таком государстве, но есть основания полагать, что государственные решения принимаются не только в интересах общества, но еще и с учетом тех религиозных ценностей, аксиом, что присущи каждому жителю государства.

Но после потрясений, которые мы пережили в советское время, в 1990-е годы, мы видели, как легко переворачиваются с ног на голову целые сферы жизни общества, государства, как теряются территории, как происходит предательство. Естественно, после таких потрясений люди, граждане очень остро относятся к тому, что происходит и что может вызвать принуждение ко греху, о чем сегодня все больше и больше говорят.

Да, могут быть созданы прекрасные механизмы контроля за распространением заразы с помощью QR-кодов, но никто не может дать гарантий, что по прошествии непродолжительного времени эти механизмы, сегодня создающиеся для борьбы с эпидемией, завтра не будут использованы для борьбы с какими-то идеями. Идеи же разные бывают; бывают разрушительные, а бывают такие, на которых зиждется общество. Нет гарантий, что завтра нам не будет предложено навязывание определенных идей и принуждение к принятию идей, неприемлемых для христианина.

Мы сегодня живем в стране, где, слава Богу, Конституцией и законами сохраняется еще определенная степень нормальности. И я очень благодарен тем людям, которые своим жертвенным подвигом внесли в Конституцию понятие о браке как о союзе мужчины и женщины, есть привязка жизни общества к Богу и иные нравственные ориентиры, сохраняющиеся в нашей стране. Но мы видим, что со всех сторон окружены народами и обществами, в которых это все стремительно переворачивается, меняется, и уже нормальным для сильных, экономически развитых стран является то, о чем, как говорит апостол, срамно и глаголати. И если сегодня будут созданы механизмы, а завтра, в результате каких-то происшествий, эти псевдоценности, этот яд будут навязываться путем ограничительных мер, то, я считаю, это очень плохо.

Я понимаю, о чем тревожатся наши сограждане, просящие объяснить, в чем логика, как связаны вводимые знаки, QR-коды, с логикой борьбы с эпидемией, какие последствия могут из этого быть. Есть очень много вопросов, на которые мы не получаем ответа.

Собственно, мои рассуждения, публикации на Telegram-канале были ровно этому и посвящены: если что-то объяснимо – объясните. Если есть гарантии, что эти механизмы не будут употреблены во зло обществу, на разрушение базовых ценностей, то объясните, как будут защищены базовые ценности в нашей стране при тех турбулентностях, что мы переживаем за прошедшие 30 лет. Если есть такая гарантия, расскажите о ней. Если такой гарантии нет, то зачем это вводить?

Если введение QR-кодов исцелит сразу всех больных от ковида и воскресит мертвых, – объясните, как это произойдет, чтобы у людей было понимание.

Чем отличается человеческое общество от общества бессловесных существ? Это бессловесным ничего не объясняют – ведут туда, куда ведет их пастырь. А человеческое общество способно воспринимать, анализировать и свободно принимать решения.

Бог, Который пришел на землю, очень подробно разъяснял людям принципы, ради чего Он создавал этот мир. Христос в Своих проповедях в Евангелии очень внятно, понятно, логично раскрывает целеполагание, что произошло после грехопадения людей и что Он как Бог принес на землю, чтобы исправить это. Те, что послушали и приняли это, и живут сегодня в обществе христиан.

Если бы Христос пришел и не объяснял это, если бы Бог пришел как тиран, то и реакция была бы другая. И сегодня, когда вводятся какие-то серьезные, значимые механизмы, о которых говорил Святейший Патриарх, допуска или недопуска к каким-то жизненным ресурсам...

...даже к плановой медицинской помощи...

– ...и если это происходит, по сути, насильно, то, конечно, у людей возникает неприятие, в обществе возникает турбулентность.

Слава Богу, что сегодня звучат какие-то предпосылки, что и Святейший Патриарх, и люди, выражающие по этому поводу озабоченность, услышаны. Лед тронулся.

Я очень надеюсь, что сообщество, о котором мы говорили, президент страны и его помощники, народные депутаты, принимающие законы, по коим в дальнейшем обществу жить, услышат вопросы народа, и что в диалоге будут приняты решения, не несущие вреда ни в настоящем, ни в будущем.

От того, есть согласие или нет в народе, очень многое зависит. От этого зависит, в мире мы живем или в войне. От этого зависит, относятся ли к нам внешние игроки международного сообщества как к крепко сплоченному народу, единомысленному, единодушному, понимающему ради чего живет, за что готов стоять (как в 1941–1945 годы), за что готов умереть, что для него приемлемо и даже желаемо. Очень важно, чтобы такое единодушие мы проявили в добре, правде, объясняя друг другу свои идеи, а не совершая какие-то манипуляции за спиной народного сознания.

То, что Церковь и гласом Святейшего Патриарха, и гласом иерархов, пастырей излагает эти опасения, говорит о них, очень важно.

Слава Богу, сегодня такие отношения, что общество слышит Церковь: Церковь говорит правду и, несмотря на давление извне, уповаю и надеюсь, что мы станем свидетелями того, как в нашей стране будут приниматься решения в интересах нашего народа, в интересах и внешней, и внутренней безопасности и стабильности нашей страны.

В середине прошлого века К.С. Льюис, христианский писатель, в интервью одной газете сказал (обозначая как раз те опасности, с которыми мы сейчас столкнулись): пусть врач скажет мне, что я должен сделать то-то и то-то, чтобы жить дальше, а я уж сам решу, стоит ли жить на таких условиях (имелось в виду, в частности, то, как дальше сказал Льюис, что некоторым психологическим школам вера во Христа представляется неврозом). А поскольку преступление предлагается называть болезнью, лечить они могут до бесконечности.

Это и вызывает тревогу: нам сейчас жизнь земная преподносится как высшая ценность. Мы стараемся беречь своих близких и свое здоровье, понимая, что грех поступать противоположным образом. Это же есть в сознании христианина, что надо заботиться и о теле, не только о душе. Но то, что нам предлагается земную жизнь принять как высшую ценность, ради которой можно и разделяться, и ненавидеть друг друга, и шельмовать мыслящих иначе, вызывает огромное опасение.

– Две стороны у этого вопроса. С одной стороны, мы должны быть внимательны и смотреть за тем, что происходит, что нас беспокоит. С другой стороны, есть другая крайность, когда люди готовы по любому поводу кричать и паниковать, по любому поводу поливать грязью власть, Священноначалие и кого угодно, чье мнение не совпадает с мнением отдельно взятого человека или группы людей.

Для нас, вошедших в Церковь, очень важно внимательно слушать голос Церкви, голос пастыря, а пастырь душу свою полагает за овцы. Вот такой диалог.

Если мы доверяем Церкви, то должны голос Церкви, голос Священноначалия, собора пастырей, архипастырей, слышать и не начинать требовать, чтобы Церковь говорила так, как мы считаем. Нужно услышать голос Церкви и принять это как благословение Божие. И тогда благословение обретает силу.

Если же происходит так, что Святейший Патриарх, пастыри говорят какие-то вещи, а мы говорим, что у нас другое мнение, тогда мы себя отсекаем от церковного сообщества, остаемся со своим мнением – и лишаемся силы Божией, действующей в Церкви. Это очень связано.

И Святейший Патриарх нуждается в том, чтобы люди слышали его, внимали ему. Насколько он разжевывает каждую мысль, стараясь донести до нас это понимание… И мы должны отвечать тем же, быть внимательными, разбираться в этом. Если что-то непонятно, то не критиковать, а разбираться вместе.

В Церкви достаточно много механизмов, чтобы был диалог между самым простым, самым удаленным прихожанином и самыми высокими иерархами. Все это создано, надо только видеть, знать, узнавать эти механизмы и ими пользоваться. В этом, собственно, соборность Церкви и проявляется: все связаны, все зависят друг от друга и находятся под покровом Божиим.

Если же выделяется некая партия, некое сообщество, считающие, что только они стоят за истину, за правду, то возникает какое-то отсечение – то, что называется сектантским движением. Этого, конечно, ни в коем случае нельзя допускать. Церковь сильна единством в правде.

До сего дня мне не было стыдно за те решения, которые принимались Священноначалием в течение моей жизни. Мне не было стыдно перед людьми внешними, что я принадлежу к Церкви, где принимаются такие решения. Слава Богу за то, что я принадлежу к той Церкви, где мерилом решений являются заповеди Божии, Священное Откровение, что нам дано в Писании, Предании, а жизнь Церкви – в ее подвижниках, в присутствии Духа, Который всегда есть неотделимая от Церкви сила.

Во всяком слове, что произносит сегодня Святейший Патриарх (благо сегодня у каждого есть возможность слышать его слово), есть сила правды: Господь его вразумляет и полагает это на сердце. Надо внимательно относиться к его словам. Если мы будем слушать пастыря и следовать за ним, то будем наполняться силой Духа Святого. Если же будем выходить со своим мнением на сражение, то и себе навредим, и окружающим нас людям.

Слава Богу за все те посылы, которые прозвучали, которые мы услышали из посланий Святейшего Патриарха. У нас тоже в скором времени пройдет собрание пастырей, мы тоже будем обсуждать насущные вопросы нашей жизни здесь. И векторы, указанные Святейшим Патриархом, актуальны для каждого участника собрания нашей епархии.

Рождественский пост, ведя нас к великому празднику, нам дарит встречи с любимыми святыми, чьи дни памяти совершаются в декабре. Небесные покровители Екатеринбурга и Урала великомученица Екатерина и праведный Симеон Верхотурский, прославление которого совершилось в конце XVII века, когда Господь явными чудотворениями явил его мощи, указал на них, святитель Николай Чудотворец, чье имя носит Царь Страстотерпец Николай II, священномученик Фаддей (Успенский) – его именем названа Учительская семинария Екатеринбургской митрополии. Именины города святой Екатерины, праздники этих святых... Как Вы оцениваете уже свершившееся и какие надежды возлагаете на то, что нас ждет?

– Еще можно добавить день памяти преподобного Василиска Сибирского – он приходится на святочные дни. Какого святого ни возьми, это наши святые: и Спиридон Тримифунтский, и Серафим Саровский, и Иоанн Кронштадтский – мы никак от них не отделены. Надеюсь, что и они от нас не отделяются. Православные, когда встречаются, говорят: «С праздником!» Люди говорят, что у нас каждый день праздник, – и у нас действительно каждый день праздник.

И день памяти святителя Иоасафа Белгородского, и памяти пророков, которых сугубо вспоминает Церковь в течение Рождественского поста – это наше богатство, богатство всей Церкви и нашей уральской земли. И мы эти праздники вносим в жизнь городов, где живем. Для нас это возможность встретиться и актуализировать для себя житие того или иного святого, увидеть, как оно отразилось в истории, архитектуре, традициях города, поселка, села. Это важно и очень дорого.

День памяти святой великомученицы Екатерины не так давно прошел – для нас этот день очень дорог и был насыщен событиями.

Екатеринбург посетил митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, с чьим именем здесь очень много ассоциируется позитивного, созидательного: и храмы, которые были построены большими трудами Владыки Викентия, и священники, которые были рукоположены и воспитаны им, и традиции, которые были заложены и по сей день хранятся. Безусловно, это стало событием для нашего города.

К сожалению, традиционные крестные шествия сегодня мы не совершаем, но это нисколько не омрачило праздник. В храме было множество людей, состоялся традиционный молебен на месте, где некогда стоял храм святой великомученицы Екатерины. И культурная программа была замечательная, связанная с деятелями культуры, которых мы сумели как-то отметить, вручить им премии Екатеринбургской митрополии: это важно и дорого.

Самое главное – огонек, что горит в глазах тех, кто сознательно собирается вокруг этих событий, праздников.

Представьте: у нас на Урале в декабре холодно, традиционно 31 декабря люди готовятся к встрече Нового года. Но поток людей устремляется в эти холода в такую даль – в Верхотурье. Это происходит каждый год, и это дорого. Люди ночуют там (кто-то в гостинице, кто-то на полу храма), ибо для них очень дорого встретить святого праведного Симеона Верхотурского и провести какое-то время в ореоле его благодати, в его присутствии.

Те же самые ситуации мы переживаем, когда приезжаем на престольный праздник того или иного храма. Например, в день памяти святителя Иоасафа Белгородского (где Белгород, а где Урал!) в его небольшом храме полным-полно народу. Люди хотят прикоснуться к тому свету, который проистекает, например, на преподобного Серафима, святителя Николая, святителя Спиридона... Снова перечислим эти святые имена. Это праздник! Это то, чего ищет христианская душа и в чем находит для себя утешение. Хотелось бы в любое время иметь утешение, особенно в скорбные эпидемические времена, когда многим тяжело. Так что наши праздники – это большое укрепление и вспоможение.

В день памяти святой Екатерины мы говорили слова благодарности и вручали Патриаршие награды врачам – людям, которые лицом к лицу соприкоснулись с этой болезнью, не где-то в новостных лентах или в каких-то переживаниях, а на своей работе, на месте своего служения. Сутками не выходя из палат, лицом к лицу встречая больных, провожая людей в последний путь, сами заболевая и умирая от этой болезни, тем не менее такой подвиг несли. Они пришли к святой великомученице Екатерине для того, чтобы как-то вдохновиться, наполниться от нее силами. По их оценкам, они очень многое в этой встрече получили. Хотелось бы, чтобы мы искали помощь не только и не столько в лекарственных средствах, витаминах или каких-то информационных посылах, а в прикосновении к той тайне, что Бог нам открывает, когда мы встречаемся со святыми, особенно в дни их памяти.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Церковь всегда молится о мире всего мира

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!По традиции в преддверии Нового года мы совершаем молебен. Благодарим Господа за год минувший, простираем к Нему свои молитвы и свою надежду на то, что грядущий год станет годом Его благости.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Артемий Владимиров: Молитва научит нас видеть в человеке образ Христов

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс