Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (1134) → Митрополит Томский и Асиновский Ростислав. «Судьба»: есть ли такое понятие и может ли оно существовать в жизни православного человека?

Митрополит Томский и Асиновский Ростислав. «Судьба»: есть ли такое понятие и может ли оно существовать в жизни православного человека?

№45 (1134) / 22 ноября ‘21

Архипастырь

Владыка, слово «судьба» не сходит у нас с языка – мы применяем его где нужно и где не нужно. Может ли такое понятие существовать в жизни православного человека или мы свободны, а судьба – это из серии предрассудков?

– Понятие судьбы сопряжено с древнегреческой языческой мифологией, когда предполагалось, что жизнь человека, все его поступки, его будущность полностью предопределяются богами, какими-то высшими силами. Церковь, конечно же, с понятием судьбы не согласна. В понятие судьбы или судеб Божиих Церковь вкладывает понятие Промысла Божия, – а это не то же, что судьба.

Господь действительно дает человеку благоприятную возможность выстроить свою жизнь таким образом, чтобы в результате земной жизни он приблизился к Господу и вошел в жизнь вечную. Господь создает для этого все необходимые условия. А насколько это можно назвать судьбой?.. Скорее всего, это Промысл Божий о каждом человеке: Господь каждого ведет к спасению и каждому определяет наиболее благоприятные условия этой жизни для спасения. Другое дело, пользуемся мы этим или нет.

У каждого есть свобода воли: он может воспользоваться тем, что дает ему Господь, но может и отвергнуть действия Промысла Божия. Есть такое часто встречающееся выражение: «Человек сам творец своей судьбы».

Своего счастья.

– Да, или своего счастья. Казалось бы, эта фраза звучит чуть ли не вызывающе по отношению к Богу, но на самом деле это не так.

Действительно, каждый человек – в какой-то степени и в определенном смысле слова – творец своей собственной судьбы. И, поскольку ему дана свобода воли как одно из отличительных его свойств, он, пользуясь свободной волей, может направлять свой жизненный путь либо к Богу и через это все более и более достигать духовного совершенства, либо уходить все дальше от Бога – погружаться во тьму.

А поскольку Бог есть Полнота и Источник жизни, то по мере удаления от Бога человек погружается во мрак и становится участником области смерти. И поэтому нет того, что было бы определено нам как нечто неизбежное.

В Священном Писании мы находим много примеров, как человек, благодаря своей собственной свободе воли, по сути, менял даже определение Бога относительно целых народов.

Казалось бы, Бог неизменен – и если уж Он что-то сказал, это сразу должно стать актуальным. Но одна из библейских Книг, Книга пророка Ионы, дает нам совершенно другую картину.

В этой книге описывается ветхозаветный пророк Иона – ему является Господь и посылает его в город Нине́ви́ю, чтобы Иона пошел туда и, ходя по улицам этого города, возвещал его жителям, что через три дня Ниневия будет разрушена за ее грехи и беззакония… Мы знаем, что Иона не сразу последовал призыву Божию. Сначала он хотел этого избежать, но в конце концов прибывает в Ниневию и проповедует, что через три дня Ниневия будет разрушена. И какой же была реакция ниневитян? Они не ожесточились, не смеялись над этим пророком как над безумцем, который пророчит им что-то нереалистичное. Они действительно обратили свои взоры на самих себя и, увидев, что жизнь их далека от совершенства, от Божественной правды, от совести, начали приносить покаяние. Покаяние жителей Ниневии было столь велико, что по истечении трех дней Ниневия осталась целой и невредимой.

Правда, это привело в состояние печали самого пророка Иону, который боялся сойти за лжеца, лжепророка: ведь он от имени Бога предвозвещал, что через три дня Ниневия будет разрушена, но три дня прошли, а Ниневия стоит… На это Господь, явившись Ионе, дал следующее знамение. Когда Иона сидел и изнемогал не только от печали, но и от палящего солнца, над ним вдруг очень быстро выросло растение, которое покрыло его своей пышной листвой и своей тенью спасло его.

Потом Иона заснул в тени этого растения, а когда проснулся, то увидел, что растение засохло, и опечалился еще больше. И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти. Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота? И мы видим, как изменилась судьба Ниневии, когда, казалось бы, меч правосудия Божия был над ней уже занесен.

Так бывает и в нашей жизни. Мы способны повлиять на свою жизнь. Конечно, Господь направляет жизненные стези человека по наиболее благоприятным для него маршрутам, но если он уклоняется от них, то неизбежно получает какие-то удары – иногда их называют ударами судьбы, но на самом деле это удары не судьбы, а глупости, которую человек делает ориентиром своей собственной жизни.

Что такое заповеди Божии? Это правила, позволяющие нам гармонично вписаться в Богом зданный мир. Они определяют нашу духовную жизнь, чтобы следуя им мы не просто удовлетворяли каким-то предписаниям Господа: это как раз правила, что вписывают нас в Богом зданный мир и направляют нас по пути, который указывает нам Господь. Если человек уходит с этого пути, он оказывается на стропотных, очень шатких распутьях. (В русском языке распутным называют того, кто ведет не очень приличный образ жизни, кто свернул с магистрального пути на какие-то тропинки, распутья – ушел с пути, который указывает ему Промысл Божий.)

Чем чреват для человека этот стропотный путь, распутье? Тем, что он может забрести в болото, завязнуть в нем и погибнуть для вечности, для спасения. Господь ведет нас по жизни, но иногда мы уклоняемся от пути Божия. Так что нет понятия судьбы как некой неизбежности.

Много лет назад я листал какую-то религиозную книжку и был слегка обескуражен: одному старцу задают подобный вопрос, но не о судьбе, а о каком-то таком термине, и он отвечает примерно следующее: «Все мы суть сосуды Божии, и кто мы такие, чтобы возражать Богу в том, что одни сосуды Он избрал для почетного употребления, а другие – для низкого?» И я подумал: «Как же так? Неужели человек изначально может родиться, что называется, сыном погибели?» Я правильно понял, что даже Иуда мог избежать того, что он совершил? Он не был сыном погибели?

– Цитата, которую Вы привели, на самом деле принадлежит не какому-то старцу – это цитата из Священного Писания, из Нового Завета: об этом рассуждает апостол Павел. Он говорит: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: „зачем ты меня так сделал?“ Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?»

Действительно, Господь наделяет нас определенными талантами, но не все певцы так же талантливы, как Паваротти, и не все художники так же талантливы, как Суриков, Антропов и прочие. У каждого человека есть какое-то свое призвание, Господь каждому определяет свое место по Своему предведению: Он знает, на что мы способны, чего мы стоим, как можем воспользоваться теми или иными дарами. Например, если кто-то может воспользоваться каким-то даром не ко благу, разрушая свою собственную духовную жизнь, жизнь других людей, то Господь может и не давать этого дара, а дать какой-то другой, который для человека спасительнее. Но, даже получив какой-то дар от Бога, человек может воспользоваться им ко спасению, а может, наоборот, поставить этот дар в погибель и себе, и окружающим.

У Ивана Крылова есть басня, не помню ее название, там речь идет о писателе или о поэте, написавшем много развратных произведений. После смерти он оказывается в аду, где его помещают в место мучения. И если под другими грешниками огонь, там горевший, со временем начинает ослабевать, то под этим грешником он все более и более разгорается. И тот начинает роптать и взывать к высшей справедливости. И вот его приводят на суд к языческому богу Зевсу. Тот говорит: «Посмотри, другие люди совершили какие-то проступки, они уже долго тут страдают, и поэтому огонь под ними ослабевает. А твои произведения люди продолжают читать до сих пор, и с каждым годом все новые и новые люди гибнут от этого, повреждают свою духовную жизнь. Твои произведения – как оружие массового поражения, и после твоей смерти они продолжают свою разрушительную работу, и поэтому твои страдания как бы увеличиваются – от того что все больше и больше людей погибает».

Господь каждому человеку дает сообразно тому, на что человек способен. Кто-то призван быть одним, кто-то другим, но каждый на своем месте может реализовать себя во всей полноте.

Задам уточняющий вопрос: «Мог ли поменять свою судьбу Иуда Искариот?»

– Господь поставил его на это место, ибо Он уже видел гнилостность его души – неисправимую рану, и, если бы Иуда, скажем, был способен и хотел реализовать добрые начала своей души, он просто не был бы поставлен на это место. Он мог бы оказаться на месте апостола Петра или на месте апостола любви Иоанна Богослова, если бы в нем нашлось столько любви, сколько было у Иоанна Богослова. Но он оказался здесь в силу гнилостности своей души, и, как сказано в Священном Писании, Бог и злые дела иногда обращает во благо.

Некоторые говорят: «Если бы не было Иуды, если бы он не предал Христа Спасителя, то как бы в конце концов Пилат осудил Его на крест? А если бы Христос не пострадал на кресте, как бы мы были спасены? Ведь все мы спасены крестной жертвой Христа Спасителя». В конечном счете Господь обратил зло Иуды в добро, как часто Он делает это в отношении и нашей жизни, – но это не оправдывает Иуду и гнилостность его души.

Как отличить Божие откровение от гадания цыганки?

– Не только гадание цыганки, но и любая ворожба, любое гадание Церковь не поощряет и считает греховными.

Как-то в одной из передач мы вспоминали преподобного Иоанна Лествичника. В его бессмертной книге «Лествица» есть размышление о прозорливости. Он пишет, что прозорливость бывает трех видов. Бывает прозорливость от Бога, когда человек преисполнен Духа Святого, и в Духе Святом получает от Бога какие-то откровения. Это те святые угодники Божии, через которых Господь возвещал людям Свою волю.

Бывает прозорливость от природы, когда у человека очень хороший аналитический ум, аналитическое мышление. Такой человек, проанализировав различные частности, может сложить их вместе и сделать какие-то выводы, то есть составить аналитический прогноз, который в значительной степени иногда сбывается. Но эта прозорливость (или откровение, как говорится) естественна: здесь нет ничего чудесного или Божественного, и так к этому и надо относиться.

И наконец, есть откровение от бесов. На самом деле бесы не знают Божественной воли, они не могут постигнуть глубины духовной жизни человека, – но зато они знают греховные обстоятельства, в которых тот живет, и иногда они возвещают людям как некое откровение что-то греховное. Иногда лжепророки или провидцы, которые, казалось бы, и говорят вроде бы правду, что-то сказали (и на самом деле действительно все так и было), но это было откровение от беса.

Как отличить Божий дар от яичницы?

– Истинная прозорливость неразлучно связана с высокой духовной жизнью. Если человек не живет духовно, то какой дар Божий или откровение от Бога он может иметь? Прозорливость от Бога свойственна тем, кто посвятил Господу всю свою жизнь, – это старцы, подвижники.

Но это не значит, что если какой-то подвижник живет свято, то в нем вдруг открываются какие-то естественные чрезвычайные особенности и он может видеть или предсказывать будущее. Все это открывает Господь. Но если человеку неполезно что-то знать из того, что он силится узнать, Господь это не открывает.

Однажды к преподобному старцу Амвросию Оптинскому пришел посетитель, желавший получить у него советы и назидания по очень трудному вопросу, зная, что старец Амвросий имеет дар прозорливости от Бога – Господь через него открывает Свою волю. Старец Амвросий не нашелся, что сказать этому человеку, и попросил его подождать, а сам удалился в свою келью и несколько часов там молился. Но когда он вышел, сказал: «К сожалению, я ничего не могу сказать тебе. Несколько раз я вопрошал о тебе Господа, но Господь молчит».

Иногда Господь даже через святых не открывает Свою особую волю, не дает Свое откровение – опять же для спасения души человека: значит, тому это знать неполезно.

Владыка, настало время перейти к следующему этапу нашей программы.

Сейчас в храмах молятся об избавлении от новой коронавирусной инфекции, но она так и не отступает. На Ваш взгляд, возможно ли организовать общероссийский молебен, чтобы все верующие люди в одно и то же время начали молиться, и есть ли в этом смысл?

– А разве у нас эта молитва не общероссийская? Благословением Священного Синода и Святейшего Патриарха во всех храмах за каждым богослужением совершается эта молитва. И как это можно организовать? Взять и под конвоем привести все население нашей страны в храм, чтобы они участвовали в этой молитве?

Это как аналог «Часу Земли», когда в одно и то же время все выключают свет. Здесь в одно и то же время все начинали бы молиться.

– Да объявить-то можно, но кто будет молиться? Вот мы сейчас молимся, приходите, молитесь. Я думаю, что здесь дело не в том, что кто-то должен дополнительно что-то объявить, а в том, насколько мы подключаемся к этому. Ведь мы до сих пор надеемся: «Да как-нибудь само по себе пройдет. Поставим прививку, и все будет нормально. Еще чуть-чуть, и наука изобретет какую-то волшебную таблетку – мы ее примем, и от коронавируса не останется камня на камне».

Если мы не приведем в порядок нашу духовную жизнь, появится что-то другое. В таких сложных обстоятельствах Церковь всегда призывала обратить внимание на наше молитвенное предстояние пред Богом. Если все мы будем усердны в этом, то, думаю, Господь явит Свою милость.

Записала:
Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Именно к нам обращается сегодня призыв Божий: помогите тому, кто в вашей помощи нуждается!

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы слышали в Евангельском чтении притчу о богатом и Лазаре (Лк. 16, 19–31), которую многие хорошо знают.

 
Архипастырь

Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл: Опасности интернета

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс