Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (1130) → Протоиерей Андрей Канев: Гнев – человекоубийца. Часть 1. Если у тебя есть раздражительность, гнев, – значит, у тебя есть гордыня

Протоиерей Андрей Канев: Гнев – человекоубийца. Часть 1. Если у тебя есть раздражительность, гнев, – значит, у тебя есть гордыня

№41 (1130) / 1 ноября ‘21

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №40 (1129) 2021 г.

Мы с вами встречаемся в рамках цикла бесед по изучению веры и страстей 67-й раз. Как страсти проявляются в жизни, мы все знаем, но не всегда хватает опыта посмотреть на себя со стороны и увидеть в наших делах, словах, чувствах их проявления. Для этого мы с вами и обсуждаем их.

На прошлой нашей встрече мы закончили изучать страсть сребролюбия и основные принципы борьбы с ней. Сейчас приступаем к страсти гнева. Будем разбираться, откуда появилась эта страсть.

По своему внутреннему (из человеческого естества) происхождению она похожа на 2 другие страсти – чревоугодие и блуд, но имеет и свои особенности. Какие? Когда мы с вами проводили огласительные беседы, мы вспоминали, откуда появились страсти в человеке – это искаженные добродетели, признаки испорченного естества человека.

У Адама в его первозданном состоянии была добродетель – кротость, а после грехопадения она превратилась в страсть гнева (если посмотрим святоотеческую литературу, то увидим, что гнев – это страсть, кротость – это добродетель). Кротость превратилась в гнев, когда Адам предал Бога и впустил в себя зло и смерть.

Все мы с этой страстью хорошо знакомы с детства. Мы можем увидеть, как маленький ребенок, который еще не все понимает, уже очень серьезно сердится, у него проявляется гнев – кто-то из детей бьет маму, а современные мамы это терпят.

Мы с вами должны изучать огласительные беседы, обязательно напоминать себе об основах веры. Гнев был и у Адама в раю. Он получил заповедь: беречь, хранить рай.

Прежде чем мы военнослужащему говорим охранять склад с боеприпасами, по Уставу мы должны дать этому человеку автомат с запасом патронов и еще штык-нож – на всякий случай. В раю было так же: у Адама гнев был оружием. Бог его предупредил, что будет попытка разрушения рая в душе человека, что зло, которое уже существовало, попытается проникнуть в рай под каким-то хитрым видом. Соответственно, у Адама было оружие − отвержение зла, волевое нежелание его принимать: Адам должен был направлять гнев только против зла.

После грехопадения свойство гневаться у Адама осталось – и эта добродетель стала страстью.

Это оружие стало источником энергии, которая разрушает уже не только врагов человека, но и его близких. Мы знаем, как действует эта страсть: она легко захватывает человека, начинает жечь сердце – и человек не может остановиться, ругается, настаивает на своем. Случаются целые человеческие трагедии… Сколько преступлений происходит из-за того, что эта страсть начинает очень сильно действовать в человеке! Мы должны видеть ее особенности.

Это оружие направлено против тебя самого, твоих близких и всех, кто находится рядом: эта страсть разрушает человеческие отношения, любовь, семью.

По статистике, огромный процент современных семей разваливается после нескольких лет совместной жизни. Если проанализировать, почему люди расходятся, мы увидим: в том числе потому, что начинают друг друга раздражать и не борются с этой страстью, а, наоборот, ее в себе взращивают – и происходят семейные скандалы. Страдают все: мужья, жены, дети – никто от этого счастлив не становится. Вот особенность этой страсти.

Господь сказал в Евангелии: Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду. Человек вроде не взял оружие в руки, но он может убить словом – бывает, человека уничтожают одним словом, несправедливым обвинением. Люди могут дойти и до самоубийства.

Что еще с нами произошло после грехопадения?

Страсть гнева отчасти похожа на чревоугодие и блуд. Сил у души, по учению святых отцов, 3: похотная сила (или сила желания. в переводе на современный русский язык), раздражительная и сила словесности.

У каждого живого существа на земле рождаются желания. Нам хочется есть, продолжить свой род – это похоже не на желание, например, изучать Евангелие, а на животное состояние. После рая мы стали частью животного мира, окружающего нас, и по своей биологии, и по действиям в нас животных инстинктов. Чревоугодие и блуд относятся к похотной силе, которая действует и во всех людях, и во всех животных.

Раздражительная сила говорит нам, что недостаточно лежать на диване и желать: голодный пролежит на диване полчаса, час, но голод будет усиливаться – он все равно встанет и пойдет к холодильнику, как бы ленив ни был. Раздражительная сила есть во всем животном мире – она рождает не только необходимость поддерживать жизнь, но еще и действовать: добывать пищу и так далее. Она заставляет живое существо двигаться и достигать цели. После грехопадения эта необузданная сила действует как животная страсть, но когда человек контролирует себя, она действует как оружие против зла (как это работает, мы поговорим в другой раз).

Чем похожи страсти чревоугодия, блуда и гнева? Сребролюбие, например, привнесено в человеческую природу, а с этими страстями мы рождаемся: в малолетних детях, еще многого не осознающих, уже есть чревоугодие – им хочется вкусненького, сладенького, дети очень серьезно капризничают из-за этого и гневаются, падают на пол, сучат ногами и руками. У взрослых другие способы проявления этих страстей.

Третья сила – сила словесности. Она свойственна не телу, а именно бессмертной человеческой душе. Когда мы говорим про словесность, то имеем в виду ум, высокие человеческие чувства, духовность, способность говорить. Почему словесность? Потому, что слово обязательно связано с умом – это кардинальным образом отличает нас от животных. Можно всю жизнь прожить под действием похотной и раздражительной силы, но мы должны понимать, что сила словесности в нас все равно действует. В Адаме она была главной. После грехопадения все перемешалось, и сила словесности стала подчиняться плотским силам – похотной и раздражительной.

Посмотрите, чем мы занимаемся в жизни? Мы или добываем еду, или удовлетворяем свои потребности на уровне похотной силы – и чень редко занимаемся высокими духовными вещами, делающими нас людьми. Были примеры, когда ребенок попадал в животную стаю: это в произведениях про Тарзана или Маугли человек, которого вырастили волки или обезьяны, становился полноценной личностью. На самом деле, когда находили детей, которых вырастили животные, видели, что сила словесности у них не проявлялась: она воспитывается только в человеческой среде. А вот похотная и раздражительная силы проявлялись – такие дети были просто зверенышами, похожими на человека.

Давайте поговорим еще о том, что гнев после грехопадения – это убийца.

У нас есть Евангельский пример, когда Христос Спаситель проявил гнев, – но если у нас гнев действительно может быть убийцей тела и души человека, то у Христа Спасителя гнев был оружием. Часто о Боге думают, что Он совершенно не реагирует на человеческий грех. В связи с этим рождается неправильное представление о Нем: не важно, грешишь ли ты, борешься ли с грехами, веришь или нет, не важно, какое у тебя нравственное состояние и как ты живешь, − все равно попадешь в рай. Это неправильно.

Господь наш в Священном Писании предстает как любящий Отец. Он не такой, как современные родители, которые видят капризы своих детей и никак на них не реагируют: Он любящий Отец, Который в том числе и наказывает. Это мы видим в двух случаях из Евангелия.

Господь спрашивает апостола Петра и других апостолов: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Апостол Петр говорит: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго». Господь его похвалил.

А через несколько строк описывается, как апостол Петр начинает противиться словам Христа, что Ему надо пойти и пострадать за весь мир. И Господь ему говорит: «Отойди от Меня, сатана» – это гневные слова, но они действуют как оружие.

Адам и Ева в раю тоже должны были соблазняющему их хитрому, лукавому змею сказать: «Отойди от меня, сатана» – это проявление гневной силы, но не разрушительной, а направленной против источника зла − сатаны.

Второй случай, когда мы видим Христа в гневе, – когда Он разгонял меновщиков денег в Иерусалимском храме.

Храм состоял из нескольких частей. Одна из них предназначалась для людей, только приходивших к вере: они должны были стоять там и издалека слушать богослужение, совершавшееся внутри, – но люди стали там менять деньги…

В Иерусалимском храме была своя монета. Поскольку Римская империя захватила Иудею и все ближайшие страны, в ходу были, соответственно, римские деньги и деньги других стран, – а римляне и все окружающие народы были язычниками и их деньги представляли собой куски серебра или золота с напечатанными символами государства (как правило, с профилем императора). Человек имел римские деньги – приходил в храм и менял их на деньги освященные, чтобы пожертвовать их на Иерусалимский храм. Находились дельцы, которые этим занимались. (Сейчас у нас все культурно: приходишь в банк, там есть таблица с курсами валют. А тогда, тем более на Востоке, все было по-другому: крики, большой шум, курс постоянно менялся исходя из желания меновщика). Кроме того, там продавали животных – ведь не у всех они были для принесения в жертву и, чтобы людям было удобно, в Иерусалимском храме были специальные стада: человек мог купить животное – и сразу принести его в жертву.

Представьте: люди, интересующиеся верой в Бога, пришли в храм, чтобы каяться, молиться, а тут идет торговля − лавки, шум меновщиков, мычание животных, множество людей (особенно в праздники): молитвы не слышно. Поэтому вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников – рынком. Это святой гнев – он может быть только у Господа. У нас же после грехопадения гнев – это человекоубийца.

Кратко – о том, как развивается эта страсть. Она основана на душевной силе, часто не поддающейся рассудку. Гнев всегда начинается с раздражения – вы это можете хорошо почувствовать: обратите внимание на свое сердце во время гнева (чувствуется жжение, начинаешь внутренне кипятиться, хочется рассказать, как неправ тот, кто тебя задел). Поскольку эта сила перекрывает наш ум и силу словесности, здесь очень близко до убийства (морального, необязательно физического) – шаг от раздражения до убийства очень маленький. Вот в чем опасность этой страсти.

Следующий пункт нашей беседы − темперамент человека.

Это характер, с которым мы родились. Бывают люди спокойного темперамента – они гневаются редко. А есть люди, которые очень сильно гневаются: им досталась усиленная раздражительная сила души, и они на все реагируют гневом.

Еще есть самооправдание: «Уменя тяжелая жизнь, у меня был тяжелый день, поэтому я стал раздражительный и обидчивый». Ничего подобного.

Понятно, что у человека могут быть нервные заболевания, перегрузки, он становится более гневным. Но борьба должна быть обязательно.

Мы не должны говорить: «Я нервный, у меня есть заболевание, поэтому мне можно гневаться» – это меня не оправдывает. Или, допустим, мы говорим: «У меня такой темперамент – дедушка, папа были гневливые, поэтому и я такой». Ты констатируешь, что тебе передалась по наследству такая особенность, но это не означает, что не надо с ней бороться.

Более того, святые отцы говорят, что кроткий от природы человек за свою кротость не получает никакой награды. Если же гневливый человек, находящийся постоянно на взводе, будет бороться с этим, то получит большую награду от Бога. Это интересно и важно.

В итоге проговорим такой тезис: гнев основан на гордости – она причина и основа всего.

Естественно, гнев не появляется сам по себе. Обычно гневом мы реагируем на раздражители, которыми, как правило, оказываются наши близкие, когда нас о чем-то просят не вовремя, обвиняют, обличают и так далее (то есть задевают нашу гордыню). Соответственно, рождается гнев как защитная реакция на какой-то раздражитель.

Мы должны с вами понимать: если я раздражительный, эта безобидная страсть мне досталась не от папы или мамы – она досталась нам от Адама. Это факт.

Если у тебя есть раздражительность, гнев, – значит, у тебя есть гордыня. Надо на нее обратить внимание.

Мы кратко познакомились со страстью гнева. Подробнее о проявлениях ее будем говорить в следующий раз. (Продолжение в следующем номере)

Записали:
Анна Вострокнутова
и Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс