Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (1128) → 22 октября – память священномученика Петра Вяткина

22 октября – память священномученика Петра Вяткина

№39 (1128) / 11 октября ‘21

Церковный календарь

16 января 1882 г. в единоверческой крестьянской семье Димитрия Ермолаевича и Параскевы Вяткиных в д. Карабаи, что в Ильинском районе Пермской губернии, родился мальчик. Младенца крестили с именем Петр. В 12 лет Петр Вяткин окончил курс уездного земского училища. В с. Кривец встретил он верную спутницу жизни Елену, а в 1904 г. начал служение в церкви, исполняя обязанности псаломщика в Михайло-Архангельском храме с. Ситниково Оханского уезда. Через 3 года его рукоположили во диакона, а спустя еще год – 14 мая 1908 г. – отец Петр становится священником единоверческой церкви. В январе 1912 г. 30-летний пастырь командирован на Всероссийский единоверческий съезд в Петроград. Через некоторое время отец Петр был назначен на настоятельское место. К этому времени у Петра и Елены уже народилось трое деток – Раиса, Мария и Михаил. В 1915 г. батюшка исполнял обязанности благочинного в Пермском единоверческом округе, в 1917 г. был зачислен штатным благочинным.

Осенью 1918 г. семья жила в с. Сретенском. Именно здесь красноармейцы схватили отца Петра и расстреляли его на глазах у супруги. Детей священника большевики удерживали в помещении, из которого они пытались выбраться через окно.

Дом священника Петра Вяткина в советские годы превратили в школу. В 1961 г. сюда направили учительствовать его внучку Галину Егоровну Шистерову. К Галине Егоровне приехала погостить мама Мария Петровна, вошла в класс и тихо сказала: «Это была наша детская, здесь стояла моя кроватка, а дальше – кроватка сестры… А где сейчас три смежных класса – была гостиная, в ней стоял длинный стол, покрытый плюшевой скатертью…».

Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. священник Петр Вяткин прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских.

Позвольте пояснить, о каком «единоверии» идет речь в житии отца Петра. «Единоверие» – термин не очень удачный: все мы, православные христиане, единоверцы, если говорить об основном значении этого слова. И в последнее время во всех официальных церковных документах используется понятие «старообрядные приходы Русской Православной Церкви».

В середине XVII в. патриарх Никон и царь Алексей Михайлович провели церковную реформу, целью которой была унификация богослужебного чина Русской Церкви с Греческой Церковью, прежде всего Константинопольской. Богослужебная реформа вызвала ужасный раскол в Русской Церкви, что для того времени означало – во всем обществе.

Реформы Никона, начатые в 1653 г., встретили сильную оппозицию со стороны приверженцев старых обрядов. В 1656 г. на Поместном Соборе Русской Православной Церкви все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию. В 1667 г. состоялся Большой Московский Собор, который одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды. Сторонники старых обрядов вновь были объявлены еретиками. Страна оказалась на пороге религиозной войны. В 1681 г. состоялся Поместный Собор Русской Церкви – он настойчиво просил царя о казнях, о физической расправе над старообрядческими книгами, церквами, скитами, монастырями и над самими старообрядцами. В 1682 г. состоялась массовая казнь старообрядцев, положившая начало почти 30 годам непрекращающихся казней и пыток. При Петре I в 1716 г. был отменен смертный приговор старообрядцам, и для облегчения их учета им дали возможность полулегально существовать при условии вносить «за оный раскол всякие платежи вдвое».

В XVIII в. возникла идея единоверия, то есть возможности служить по старому обряду на отдельных приходах в лоне Русской Церкви. Мало-помалу единоверие развивалось, но в советское время его уничтожили почти полностью. Определением Поместного Собора 1971 г. было постановлено упразднить клятвы Московского Собора 1656 г. и Большого Московского Собора 1667 г., наложенные на старые русские обряды и придерживающихся их православных христиан, и считать эти клятвы“яко не бывшие”».

Напомним, что весь сыр-бор разгорелся из-за корректировки книг, замены двуперстия трехперстием, совершения крестных ходов в противоположную сторону, пения «аллилуйи» не дважды, а трижды и изменения числа просфор на Литургии – и это все.

Братья и сестры, какой бы абсурдной ни казалась дикая, кровавая история раскола в нашей Церкви из-за возможности креститься двумя или тремя пальцами, это наша история. Дай Бог нам не повторять ошибок наших предков, а духовную жизнь сосредоточить вокруг действительно важных для спасения души вещей: жизни во Христе, следования Евангелию и помощи ближним… Священномучениче Петре, моли Бога о нас!

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс