Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №37 (1126) 2021 г.
Сегодня 64-я встреча в рамках нашего цикла и 4-я встреча по теме борьбы со сребролюбием. Напоминаю, что этот цикл начинать нужно с оглашения: только после него изучаем борьбу со страстями, чтобы правильно ее понять. На практике бывает, что человек, не совсем готовый к борьбе со страстями, да и вообще к разговору о покаянии, начинает видеть различные проявления грехов, говорит: «Ах, у меня это все есть, все плохо, надежды нет, Бог меня накажет» – и бросает работу над собой. Это неправильно.
У нас с вами разговор логичный, сначала изучаем основы веры, а когда поняли, почему у нас есть грехи, поговорили о покаянии, об основных его принципах, начинаем постепенно разбираться со страстями: что это такое, как они проявляются, как с ними бороться и основные направления борьбы.
Как бороться со сребролюбием? Мы уже говорили, что это за страсть и как проявляется. Сейчас мы говорим об отношении к ней, что нам делать, чтобы не вляпываться в грехи этой страсти. На самом деле все просто: живи честно, не бери чужого, не воруй, не завидуй, и все будет в порядке. Но мы сложные существа, а страсть не простая – и мы, к сожалению, согрешаем.
Расточительность и скупость
Страсти не всегда такие плоские, как хотелось бы: противоположные действия на самом деле есть проявление одной страсти – и расточительность, когда человек сорит деньгами, и скупость, когда каждую копейку экономит, собирает себе, запасы делает. Разное поведение людей, но это – проявления одной страсти.
Как нам бороться, чтобы у нас не было крайностей? Недавно знакомый рассказал такую историю про своего родственника. Его все считают человеком, который местечко в раю уже себе приготовил. Кто-либо приходит и говорит: «Дружище, дай мне что-нибудь». – «Да, пожалуйста». – «Дай мне деньги». – «Да, пожалуйста». – «Дай мне свитер». – «Да, пожалуйста, еще и курточку забери». Просят тапки – он ботинки отдал. В Евангелии Господь говорит: «И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду». По-евангельски ведет себя человек? Внешне, казалось бы, да. Такой человек привлекает. Сочувствующих много. Можно взять и отдать свитер? Можно. Но мы живем далеко не в Африке, да и в Африке есть места, где свитер нужен. Откуда он пополнит запасы своих свитеров и ботинок, которые раздает налево и направо? Если коснуться глубже, оказывается, этот человек уже лет 15 нигде не работает и сидит на шее у жены: она его обеспечивает, ботиночки покупает, свитерочки, а он выходит на улицу, на грудь принял немножечко – и сразу хлебосольный человек, ему ничего не жалко, весь из себя нестяжательный. Конечно, легко отдавать, когда не ты все это зарабатывал. Должно быть правильное отношение к этому.
Расточительность сама по себе – это плохо. Жизненные ресурсы, деньги, средства, жизненные силы даются нам Господом для конкретной цели, чтобы мы трудились. Нас Бог на землю не развлекаться послал – мы здесь находимся, чтобы в поте лица трудиться. А когда живешь на всем готовом, легко быть добрым.
Иной раз такие ситуации бывают и в приходе. Появляются сердобольные люди и говорят: «Давайте полечим собачку или кошечку». – «А кто это будет делать?» – «Пускай храм делает». Нет, если ты хочешь сотворить добро, сам и предложи: «Я готов оплатить ветеринара, операции, уход за этими животными». За чужой счет поди-ка сделай добро. Нет уж, не так: иди делай сам. Видишь проблему? Решай ее сам. Легко быть добреньким за чужой счет.
Расточительность часто построена на других страстях. Страсти взаимосвязаны. Расточительность связана с тем, что человек болен в том числе и тщеславием – ему хочется показать себя щедрым («гуляют все» – гусар: ему ничего для друзей не жалко). Но, как правило, это за чей-то счет происходит. Или получает зарплату, тратит ее за несколько дней, а потом живет впроголодь, побирается, просит помощи… Это категорически неправильно.
Господь поставил нас здесь хозяевами. Мы должны правильно распределять свои ресурсы до следующей зарплаты. Мы понимаем, что нам нужно ремонт делать, какие-то цели достичь для семьи: следует разумно, трезво распределять средства.
Но часто попадаются люди, которые не считают свои средства. Это важно не потому, что ты сребролюбец и пересчитываешь, а потому, что это ресурсы, ты должен ими по-хозяйски распорядиться: что-то на пожертвования, что-то на милостыню, кому-то помочь, на квартплату, на отпуск детям, на шубу жене – посмотреть, чем ты владеешь. Тогда получится хозяйствование. Если мы не можем позволить себе вести себя, как гусары, то и не надо так жить.
Скупость – противоположность расточительности
Скупость – это когда человек настолько экономит данные ему ресурсы, что даже на элементарное не тратится, не говоря уже о том, чтобы помочь другим, поделиться, поучаствовать в жизни людей, оказать милостыню, помочь храму. Ничего такого человек делать не будет. У него все направлено на себя.
Состояние скупости построено на гордости. Такой человек доверяет не Богу, а только себе, своим запасам. Все вещи, попавшие в его руки, складированы. Все лежит – он этим не пользуется, это никому не нужно. Он умрет, и это просто вывезут на помойку на нескольких грузовиках, сожгут или выкинут. Но он копит.
Этим часто бывают заражены люди старшего поколения. Они начинают делать заначки, деньги в книжках хранить. Часто бывает помутнение рассудка у таких людей – к сожалению, я часто встречаю такое.
Понятно, что жизнь была непростой. Люди старшего поколения застали войну и послевоенное время, жили в недостатке. Советское, послесоветское время, 1990-е годы, кризисы «нулевых годов» – это все сказывается. Человек начинает думать: «Скоплю! Это все пригодится» – и получается, как в Евангелии. Безумного богача, который решил копить, Бог спрашивает: «Безумный, в эту ночь душу твою заберу, для кого ты все это накопил?» Это все на гордости основано – человек Богу не доверяет, доверяет только себе, рассчитывает на себя, на свои средства и так далее.
Расточительности быть не должно – должна быть домовитость, хозяйствование. Скупости быть не должно – должно быть понимание, что лишнего не храним. Если у тебя висит курточка и она выглядит прилично, но ты не носил ее 3 года, зачем ты ее хранишь? Если она совсем старая, отвези на дачу. Зачем это все хранить? Часто бывает, что все это в большом количестве.
Прихожане рассказывали историю. Они нуждающиеся, залезли в ипотеку, чтобы квартира была, стали после смерти бабушки прибираться, и оказалось, что в погребе стоят банки с деньгами, причем их хватило бы не на одну квартиру. Все деньги давно истлели, да уже и не в ходу, но сам факт – они были на руках: Бог давал, а человек решил скопить – и потом все потерял. Близкие смотрят на истлевшие деньги и очень сожалеют…
У нас не должно быть скупости – да, домовитость должна быть, но надо понимать, что Бог посылает нам возможность оказать милость. Поэтому мы можем сразу планировать пожертвование на храм. Если кто-то обратится – надо помочь этому человеку. Даже если ты сделаешь это за счет отложенных на отпуск денег – ничего страшного, их можно потом добавить, но зато ты не упустишь возможность послужить близким людям своим имуществом, когда у тебя что-то попросят.
Нам важно понимать, что и с расточительностью, и со скупостью надо бороться. Если у вас есть эти качества, надо приводить себя в порядок.
Сребролюбие
Подойдем к следующему пункту. Как бороться со сребролюбием? Как сделать так, чтобы поводов для его развития было меньше?
Что нам советуют делать в святоотеческой литературе? Какая существует цепочка страстей? Сначала чревоугодие, потом блуд, сребролюбие – это не случайно: они подпитывают друг друга, друг от друга зависят.
Мы можем сказать: «Как любовь к деньгам может зависеть от чревоугодия, что за нелепость?» Никакой нелепости. Например, у человека развито чревоугодие, он любит вкусно покушать (не говорю, что он может себе позволить суперблюда, но, допустим, не привык себя ограничивать: «Я без мяса жить не могу, без колбасы жить не могу»). Когда прижмет, окажется, что на корочке хлеба он выживает замечательно, но вот не привык ограничивать свое чрево. Получается, чтобы реализовывать свои хотелки и питать себя вкусняшками, нужны деньги. Существует прямая связь.
Если мы хотим, чтобы в нас не было сребролюбия, нужно обязательно начинать бороться с чревоугодием.
Как это делать, мы с вами выяснили, когда говорили про чревоугодие: начать жить скромно, питаться простой и здоровой пищей. Если вы питаетесь в забегаловках быстрого питания – это одно, а если не ленитесь и готовите себе дома – это как раз и есть здоровая еда. Она вкуснее и полезнее, чем то, что можно купить в забегаловках.
Но мы говорим, что нам не хватает времени, не хочется тратить его на себя. Как? Ведь мы же для себя это делаем. А себя травить разве лучше? Заболеешь – вообще ничего не сможешь делать.
Надо трезво понимать, что взаимная связь сребролюбия и чревоугодия существует. К вопросу о расточительности: нужно посмотреть, сколько в месяц мы тратим на продукты. Не в том смысле, что нужно ужаться: если вы разнообразно готовите, всего всем хватает и есть возможность ограничивать себя (вы соблюдаете режим питания, отказались от сладостей, вредных вкусняшек), – увидите, что у вас скопится больше денег.
Мы очень много тратим на ненужный пищевой мусор. Посмотрите внимательно, сколько и на что вы тратите. Думаете, невозможно жить без колбасы? Прекрасно можно жить, вот увидите.
Когда научимся бороться с чревоугодием – поймем: чтобы полноценно жить, оказывается, нужны не такие большие деньги. Если мы будем питаться блюдами той народной кухни и местности, к которой мы принадлежим, а не ждать супа из Франции – на все может хватить.
Да, мы живем во время кризиса, когда очень сложно с экономикой, мы не можем это исправить. Есть 2 пути: мы идем или путем ропота, ненависти ко всем, или путем благодарности.
Есть у нас простой супчик? Слава Тебе, Господи, что он есть. У нас, христиан, принято благословлять пищу и перед трапезой, и после трапезы (обеда, ужина, завтрака), благодарить Бога за еду. Если мы по-настоящему будем это делать, то даже простой супчик принесет много пользы. Будешь роптать – даже супчик из Франции будет тебе вреден. Поэтому еще раз напомню: чревоугодие со сребролюбием тесно связаны.
Связь сребролюбия с блудом
Следующий пункт: связь сребролюбия с блудом. Вспомним, что мы все заражены блудом: у кого-то это более ярко проявляется, у кого-то менее.
Представим, что человек заражен блудом, но не замечает этого. Помните, что одежда развратного характера, как правило, модная: человек следит за модой, ему хочется выглядеть сексуально привлекательно… Но одежда стоит денег, и он начинает задумываться о деньгах.
Уход за собой – тоже не дешевая вещь. Можно по утрам бегать, а можно в фитнес-зал ходить – на это тоже нужны деньги. Есть простые средства ухода за собой, а есть элитные…
Если человек заражен блудом, то ему захочется выделяться, использовать дорогие средства косметики, обращаться к пластическим хирургам – все это дорого. Я немного далек от этой стороны человеческой жизни (средств ухода за собой, операций и так далее), но предполагаю, что это не дешевые вещи, поскольку клиник становится все больше: чтобы быть привлекательным, искать кавалеров или, наоборот, подруг, нужны средства.
А если человек начинает бороться с блудом, вести себя по-другому (одеваться скромно, целомудренно, не увлекаться излишним привлечением к себе внимания противоположного пола) – это возможность ослабить сребролюбие: уже не нужно будет столько денег. Есть возможность купить вещь – покупайте, но она должна быть приличной.
Вы, наверное, замечаете (это происходит в крупных городах): жители южных республик бывшего Советского Союза не просто приезжают сюда работать, но и семьи свои перевозят (я не про странности миграционной политики – сейчас это нас не касается) – и появилось много молодых женщин, которые одеваются как мусульманки. Конечно, есть разительное отличие между тем, как одеваются восточные женщины и «раздеваются» наши.
Женщине-христианке важно включить голову и понимать, что надо одеваться не так, как модно, а по своей вере, то есть целомудренно и в ту современную, но приличную одежду, которая предлагается женщинам.
Связь сребролюбия и блуда тоже очень тесная. Человек борется с блудом: соответственно, у него не тратятся деньги, есть возможность не лезть в кредиты, долги и освободившиеся средства направить в семью или делать что-то полезное людям.
Трудиться честно, но не заботиться о завтрашнем дне
У нас должен быть девиз «Трудись честно, живи честно, но не заботься о завтрашнем дне»: помните, мы с вами разбирали Евангелие? Господь, как любящий Отец, заботится обо всех. Птицы Небесные не жнут, не сеют, но кормятся…
А мы не сможем жить, не работая. Одно из послушаний человека – трудиться в поте лица, поэтому надо трудиться честно, по совести, вкладываться в работу, но не заботиться своей душой, что есть, что пить, во что одеваться.
Бывают вопросы, как совместить необходимость труда, профессиональное становление, получение дополнительных навыков, поиск лучшей работы и так далее… Все это можно и нужно, если на благо семьи. Но не думать только о том, что будет завтра, послезавтра: мы, может, не доживем до этого, а душевные силы, время и настроение потеряем. «Трудимся честно» – это должно быть нашим девизом.
Бог дал – Бог взял
Следующий пункт: отношение к вещам. Бог дал, Бог взял – об этом мы частично говорили в прошлый раз.
Давайте запомним: если мы потеряли то, что мы любим, чем пользуемся, – значит, Бог взял, Ему нужнее; значит, мне эта вещь не очень полезна и я не должен ею владеть. А если появилась боль от потери, значит, у нас есть сребролюбие – это хороший, явный показатель наличия в нас этой страсти.
Не копить без цели
Вы задаете вопрос: «Как же так? Надо накопить на диван, на ремонт…». Я прекрасно понимаю: живу точно в таких условиях, как вы. Естественно, моя зарплата не позволяет мне приобрести что-то, что нужно по хозяйству, сразу. Я живу в частном доме, и мы с супругой, когда что-то нужно, один год копим на стройматериалы, второй год что-то строим.
Когда накапливаешь для конкретной цели – это не сребролюбие.
Понятно, что огромным куском деньги не приходят. Само по себе то, что мы с семьей решили копить, допустим, на отпуск и начали откладывать, – не грех (это, кстати, хороший, полезный труд).
Мы говорим: «Давайте побежим в ресторан быстрого питания и потратим 2 или 3 тысячи (в зависимости от количества членов семьи)», – или: «Нет, мы эти 3 тысячи отложим на отпуск, зато съездим вместе, получим какие-то впечатления».
Если есть разумная цель, то копить на нее – это хорошо. Если цель «кабы я была царица и на весь крещеный мир приготовила бы пир», это безумие. А если цели нормальные для семьи – это не сребролюбие, это – обычное хозяйствование, противоположность расточительности. Вы говорите: нужно накопить на операцию по здоровью для детей – это грех: это нормальное обычное хозяйствование.
Благодарю вас, что смотрите наши беседы. У вас много терпения, ведь они «многосерийные», и чтобы все это изучить, нужно посвятить много времени. Но раз мы договорились – давайте продолжать.
Спасибо всем, кто присылает отзывы, вопросы: благодаря им можно будет дальше строить наш цикл бесед. (Продолжение в следующем номере)
Записали:
Анна Вострокнутова
и Людмила Кедысь
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.