Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (1125) → Протоиерей Андрей Канев: Борьба со сребролюбием. Часть 2. Это основа: как веришь, так и живешь. Хочешь исправить жизнь? Надо начинать с исправления веры

Протоиерей Андрей Канев: Борьба со сребролюбием. Часть 2. Это основа: как веришь, так и живешь. Хочешь исправить жизнь? Надо начинать с исправления веры

№36 (1125) / 20 сентября ‘21

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №35 (1124) 2021 г.

Мы с вами встречаемся уже 62-й раз в рамках наших системных бесед – знакомства со страстями и основными принципами борьбы с ними. Это цикл передач, начинать нужно с огласительных бесед. Сегодня у нас 2-я часть подтемы – борьба со сребролюбием.

Нужно знать основы веры. Ты знаешь веру неправильно, когда где-то что-то услышал, когда бабушки что-то намекнули или сосед? Знание веры для человека обязательно как воздух. Каждый современный христианин должен себя проверить, правильно ли он верит, чтобы не было каких-то искривлений веры. Если они есть, то у нас при всем старании что-то с собой сделать ничего не получится. Это основа: как веришь, так и живешь. Хочешь исправить жизнь? Надо начинать с исправления веры.

В прошлый раз я кратко говорил об идеях, которые толкают человека на грех (в том числе чтобы страсть сребролюбия в нас развивалась). Это общая схема развития страсти: в голову попадают кривые мысли – с помощью лукавого, с помощью мира, СМИ, общей зараженности общества той или иной греховной болезнью, страстью, – и мы начинаем заражаться этой болезнью, пандемией неправильных мыслей. В прошлый раз мы говорили об этих основных заболеваниях нашего мира, когда человек хочет быть непременно богатым, успешным, думает, что он достоин жить в роскоши, богатстве. Как относиться к богатству, мы тоже обсуждали на прошлой беседе.

Борьба со сребролюбием сложная, и сама страсть не такая простая. В Евангелии Господь довольно много говорит об этой страсти, о том, как относиться к имуществу, богатству. Мы частично касались этого в прошлой передаче. Сегодня я хотел бы поговорить о 6-й главе Евангелия от Матфея, где Господь очень много говорит об отношении к материальному, о правильных христианских целях и идеях, к которым нам нужно стремиться.

Почему этому посвящено столько внимания? Потому, что мы с вами очень сребролюбивые люди.

Согласитесь, когда денежка какая-то лежит в кармане, мы спокойны, а когда ее нет или кто-то что-то попросил (вещь, имущество или деньги), мы начинаем беспокоиться – нам кажется: а вдруг мне не хватит? Прошла пенсионная реформа, и мы все, люди среднего возраста, начинаем беспокоиться: «Ачто будет, если вдруг все-таки доживу до 65-ти лет, как я буду на эти 10 копеек жить?» Есть такое? Есть. Это нас беспокоит, мы теряем настроение, нам не хочется сегодня свои силы вкладывать в работу. Мы начинаем думать, что бы такое сделать, чтобы обеспечить себе безбедное существование.

Это разве не сребролюбие? Как раз оно и есть. И как к этому правильно относиться? Посмотрим с точки зрения Евангелия.

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут.

Читая Евангелие, акцентируйте внимание на этих словах – это слова не какого-то грешника отца Андрея и не слова святых людей, а Самого Бога: это непререкаемый авторитет для нас с вами.

В Евангелии нам заповедано не собирать себе сокровищ на земле. Почему? Ты собираешь, собираешь, а воры взяли и подкопали, украли у тебя твое сокровище. Это может быть необязательно воровство в физическом плане, это может быть экономический кризис, дефолт, что угодно. Мы живем в эпоху длящегося давно экономического кризиса, еще неизвестно, как все стрельнет. Это могут быть какие-то пожары, другие природные катаклизмы, которые могут истребить все, что человек накопил.

Не собирайте сокровищ. Нам Господь не говорит: живите как птички – нам не запрещено пользоваться земным.

Зрители спрашивают: «А что делать, если не хватает на что-то? Что делать, если нужно что-то купить»? Мы живем в материальном мире. Господь лучше нас прекрасно понимает этот материальный мир: во-первых, Он его создал, во-вторых, Он его содержит, в-третьих, Он всемогущ и всеведущ – все знает и понимает и прекрасно знает все, что у нас в мире происходит. Не надо думать, что христианство – что-то заоблачное, устаревшее Евангелие не для людей, а для средневековых монахов. Нет, дорогие, это все сказано про нас. Это важный принцип. Если мы понимаем, что мы сребролюбивые люди, и хотим бороться со сребролюбием, мы должны знать, что собирать сокровища на земле нельзя.

Что нам Господь советует делать? Собирать сокровища на небе. Как это? Понятно, что на небо денежный трансфер в валютном эквиваленте не переведешь, мерседесы в Царствие Небесное не перевезешь, офшоры там не существуют.

Речь идет не о материальном – о духовном.

Мы можем начать увлекаться сребролюбием, начать что-то собирать, обогащаться и, самое главное, – начать жить ради этого. Для человека становится сокровищем приобретение или материальное положение, вещи, деньги. Вот, например, приходят к тебе материальные средства, урожай у тебя (слава Богу, нынче лето хорошее, Господь нам дал на Урале урожай) – и ты можешь или запасать это на долгие годы, или по-христиански поступить: оставить, сколько тебе надо, остальное раздать людям – принести в храм, раздать соседям, нищим. Вот тебе сокровище на небесах.

Речь идет о силах человеческой души и времени. Ты можешь упереться: допустим, тебе нужен мерседес, квартира в центре города, счет в банке, какие-то дорогие шмотки – что угодно, что для тебя кажется ценным сейчас. Ты тратишь для этого много сил, времени, тратишь душевные силы, об этом только и думаешь. А мог бы делать что-то другое – ты мог быть свободным в этот момент, чтобы не грешить: каяться, чтобы исправлять свою жизнь, помогать другим людям, оказывать милостыню. Вот где сокровище на небесах. Так ты свою душу спасешь.

Это, безусловно, происходит с Христовой помощью, но и не без твоих усилий: не спасется никакой человек, если он не хочет спасаться. Его насильно никто в Царствие Божие не приведет. Это безумные мысли, которые рождаются, к сожалению, у современных христиан: что человек не каялся, не был членом Церкви, но он непременно спасется. У всех такой крайне любвеобильный Бог: всех в рай возьмет, несмотря на то, что они были Ему противники, Его ненавидели. Да, конечно, Господь любит бесконечно, но и существование ада обусловлено Его любовью. Мы должны это понимать. Нельзя человека, который ненавидит Христа, взять в Царствие Божие: он там будет мучиться, это будет страшно для него. Мы об этом говорили в огласительных беседах.

Сокровище – это человеческая душа, свобода христианской души, когда ты пользуешься материальным миром, но независим от него внутри. Мы внутри свободны. Наше сокровище должно быть не здесь: не в айфонах, не в деньгах, не в материальном. Не собираем сокровищ на земле.

Пользоваться – пользуемся. Надо диван – покупаем диван, но не привязываемся к этому дивану. Не привязываемся к марке, фирме: покупаем то, что нам по средствам, что нам удобно, что создает уют в нашем доме – не роскошь, а уют. Много денег не надо, чтобы дома было уютно. Нужно немножко стараний, усилий и правильная цель.

В большинстве случаев зрители нашего канала – люди небогатые. Сомневаюсь, что олигархи слушают нашу беседу. Мы можем сказать, что ничего себе не собираем, счетов в банке у нас нет, об айфонах мы не заботимся, мерседесы нам не нужны.

Давайте себя проверим. Господь нам предлагает такую проверку: ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Что это значит? К чему ты привязан. У тебя средняя зарплата или обычная пенсия, и ты привязан к своему старенькому автомобилю, небольшой простенькой даче, к какой-нибудь своей кружке – ее судьба для тебя важна. Внуки ее уронили, разбили, и у тебя сердце болит: ты к ней привязан – к какой-то вещи (сумке, платью, костюму), потеря которой для тебя болезненна. Это и есть привязанность сердца: что для тебя ценно?

Если для нас с вами, православных христиан, ценно Евангелие, ценен Христос Господь, то мы соответственно должны жить (даже в плане сребролюбия), а то, получается, мы только вслух констатируем, что православные, а начинаешь смотреть новости, случайно попадается: тот человек был строителем храма – попался на коррупции. Как это может совмещаться?

Если ты верующий человек, то служи Христу, людям. Если человек называет себя христианином, а сам замешан в каких-то темных схемах, делишках – где сердце у него? Сердце у нас должно быть свободно и должно принадлежать Христу.

Очень важно понять, как относиться к материальному.

Есть хорошая фраза: «Бог дал – Бог взял». Проверка, где твое сердце, к чему оно привязано, где твое сокровище, – это отношение к потерянным вещам или деньгам. Поэтому напоминаем себе, что любые трудности, связанные с потерями, получением ущерба, связаны с тем, что это происходит по Промыслу Божию – не по злому действию соседей, каких-то нехороших людей, которых Господь посылает тебе для какой-то цели. Целей может быть много: прощение грехов, очищение, епитимья и так далее.

Как же нам освободить свое сердце? Оказывается, это непросто, ведь мы погрязли в материальном.

Буду говорить про христиан: нам, христианам, беспокоиться не надо, что поесть, во что одеться.

Знаете, когда это особенно проявляется? Когда в храмах что-то раздают. Обратите внимание на наше поведение – страшно смотреть, когда раздают освященные хлебы, как толпа пытается быстрее урвать, схватить побольше, получше.

Как это совмещается с верой, с Христом, Православием? Никак не совмещается.

Мы должны понимать, что эта страсть очень сложная, непростая. Мы, земные люди, очень любим халяву (простите, скажу простонародным языком, чтобы было понятно).

За все надо будет платить. Чем лучше мы будем освобождать свою жизнь от зависимости сребролюбия, тем лучше, тем будем свободнее.

Как это делать? Как говорит Евангелие от Матфея: Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть, или что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц Небесных, они ни сеют, ни жнут, не собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя бы на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут, ни трудятся, ни прядут, но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

Самые главные слова здесь: для души вашей.

Понятно, что мы живем в материальном мире. Помните одно из наказаний, которые получил Адам: в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. Это же никто не отменил.

Есть епитимья существовать здесь и работать? Есть. Можно работать честно на простой работе. Мы, христиане, понимаем: какая разница, какая у тебя работа... Мы знаем историю новомучеников, исповедников Российских, которые, будучи в ссылках, работали на самых низших работах – и ничего, нормально: архиереи, священники, благочестивые миряне. Не оскорбительно быть рабочим, крестьянином, дворником – кто-то же должен этим заниматься, Господь же не говорит: «Не работайте, бросьте работу, сидите дома на пособие по безработице».

Мы трудимся честно, только в душе, сердце ты должен не заботиться, что будешь есть через 2 дня, через полгода, во что оденешься в следующий летний сезон: ты даже своим телом не владеешь. Мы даже понятия не имеем (я не про медиков, а простых граждан), что у нас внутри происходит.

Ты можешь этим командовать? Нет.

У нас есть некоторая свобода ума, все остальное от нас не зависит.

Господь нам говорит: «Будьте свободны». Речь о свободе. Что толку, что ты заботишься, какое платье наденешь на следующий сезон? Может, не доживешь до этого сезона.

Господь заботится обо всем. Это слова не про то, чтобы не работать: речь о том, что не надо привязываться, не надо свое сердце посвящать тому, чтобы только об этом и думать: что завтра, что послезавтра... Трудимся, спокойно живем, но не увлекаемся помыслами, страданиями о том, что, может быть, нас не коснется.

Есть наша зависимость от мыслей, действий, запасов, припасов, жадности, скупости, что рождается от мыслей: вдруг мне не хватит (все в норку, для себя)? Как Господь оценивает наше состояние? «Кольми паче вас, маловеры» – насколько больше Бог любит нас, чем птичек, травку, которая засыхает. Насколько больше любит нас Бог!

Мы с вами должны понимать, что сребролюбие основано на маловерии, недоверии Богу. Он даст все, что тебе нужно. Не будет у тебя мерседеса, чего-то еще, но будет что-то другое, что тебе нужно и полезно. Освободи свое сердце, а все остальное приложится: так говорит Господь.

Сребролюбие – маловерие. Настолько глубока эта страсть... Это не просто когда-то в юности ты залез в соседний сад и что-то утащил – сребролюбие тебя сегодня сопровождает. Проверь себя, нет ли у тебя маловерия.

Чтобы маловерия у нас не было, Господь нам говорит: итак, не говорите, что есть, или что пить, или во что одеться (то есть боритесь с этими помыслами, мутными, маловерными мыслями), потому что всего этого ищут язычники.

Тут важно: почему идол сребролюбия? Если ты служишь деньгам, то по сути ты язычник. Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

Если Бог знает всю нужду, которая есть, Он не где-то на Марсе находится, а здесь, с нами (мы с вами изучали основы веры, знаем это) – Бог знает, что нам нужно, более того, как любящий Отец Он все приготовил.

Смотрим цитату от Матфея – глава 6, стих 33. Что мы должны делать в борьбе со сребролюбием? Ищите прежде Царствия Божия и правды его, остальное все приложится вам. Что значит: правды его? Где правда Божия? В исполнении заповедей Христовых, жизни по вере – остальное, что нужно, Господь даст. Заканчивается эта глава словами о борьбе с материальным: не заботьтесь о завтрашнем дне – это настройка нас с вами на правильную жизнь.

Не надо впускать в себя дух сребролюбия, маловерия: что будет завтра. Господь сказал: придет завтра – будешь заботиться, а сегодня проживи правильно. (Продолжение в следующем номере)

Записали:
Анна Вострокнутова
и Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс