Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
У каждого из нас изначально есть свое Богом данное предназначение, реализовать которое мы и приходим в этот мир. Понять его, прочувствовать и следовать ему трудно, и, к сожалению, не всем это удается. Но, пожалуй, в жизни это и есть самое важное – найти именно свой путь, свое дело и свою сферу служения Господу среди людей.
Елена Аркадьевна Осипова – москвичка, на Урале впервые: приехала специально участвовать в Царских днях, пройти крестным ходом. Она кандидат филологических наук, председатель Общества русско-сербской дружбы, старший научный сотрудник Института мировой литературы при Российской Академии наук. …Мы встречаемся в Храме-на-Крови в Екатеринбурге – об этом попросила она сама.
Матушка Елена: – Такое ощущение, что здесь бьется нерв нашей истории: хотя эта тема вызывает много противостояний, споров, все равно чувствуется, что Царь – наш предстатель перед Богом…Когда служилась Царская литургия, в ночь на 17 июля, было удивительное ощущение, чувствовался подъем, Пасхальная атмосфера.
В рамках Царских дней Елена Осипова выступила с лекцией «Почитание Царя-мученика Николая II в сербских землях». Чтобы ответить на вопрос, почему выбрана именно такая тема, надо открутить ленту времени на много лет назад.
Елена родилась в Москве в начале 1980-х гг. Ее семья – дружная, многодетная и верующая. Она лишь на несколько перестроечных лет покидала столицу.
м. Елена: – Когда мне было 5 лет, родители уехали в Рязанскую область, в места, связанные с жизнью и подвигом святителя Феофана Затворника. Мы прожили там 9 лет, поэтому мое сознательное детство и взросление связаны с этими местами. Я очень благодарна этому, потому что прикоснулась к глубинной России и к людям, которые помнят еще дореволюционную традицию.
Спустя 8 лет по благословению архимандрита Иоанна (Крестьянкина) семья вернулась в Москву. Мама работала корректором в церковных издательствах – правда, чаще всего по ночам: днем пекла просфоры для одного из московских храмов. Папа преподавал английский язык в вузе. Потомственный педагог, он сам всю жизнь стремился к новым знаниям и старшей дочери Елене передал это стремление. В 4 года девочка уже свободно читала, в том числе тексты на церковнославянском языке.
м. Елена: – Мои родители познакомились в храме. Мама прислуживала в храме, даже читала Апостол. Папа тоже помогал в храме. Так увидели друг друга.
Родители Елены приняли веру от своих родителей. И своим шестерым детям ее тоже передали.
м. Елена: – Мы жили в этом с самого начала – это для нас было естественным. Мы с самого раннего возраста ходили в храм, причащались, наша жизнь была связана с храмовыми праздниками, памятью святителя Феофана Затворника, Казанской, Вышенской икон Божией Матери. Это был совершенно естественный путь.
В московских храмах и монастырях Елена невидимо прикасалась к истории русской духовной силы и напитывалась ею, как оказалось, на будущее.
м. Елена:: – Мой путь к сербской теме появился не сразу. Меня очень потрясли события 1999 года, когда я еще училась в старших классах. На Балканах была война, НАТО бомбило Сербию. Для меня это было большим потрясением, пробудилось что-то совершенно для меня неожиданное, генетически родное, я почувствовала, что это связано непосредственно с нами, что все эти события касаются нас, сербы наши ближайшие братья. У нас была учительница по биологии, которая говорила, что мы должны молиться о наших братьях сербах. Наверное, это послужило толчком.
Так Сербия, об истории которой Лена совершенно ничего не знала, вошла в ее жизнь. Девочка училась в медицинском училище, неутомимо стремилась к новым знаниям, жила церковной жизнью и желанием больше узнавать о Сербии. Такой ее впервые увидел молодой человек по имени Вячеслав.
м. Елена: – Я москвичка, а он жил тогда в Подмосковье, но мы познакомились в Архангельской области – он приезжал туда с организацией «Реставрос».
иер. Вячеслав: – Когда мы туда поехали первый раз (в 2000 году), была первая Литургия в храме после его разорения в 1937 году. Много было проведено работ, чтобы Литургия совершилась. С тех пор я стал ездить туда каждый год.
Спустя 3 года, в 2003 г., на престольный праздник в этот храм приехали паломники – и в их числе Елена. Вячеслав во время праздничной службы пел на клиросе.
иер. Вячеслав: – Обернувшись, увидел Елену. Мне пришла в голову мысль, что это и есть моя будущая жена. Эта мысль показалась странной, но я подумал, что не буду специально предпринимать какие-то действия: если на то воля Божия, она в любом случае свершится. Так и произошло.
м. Елена: – У нас было одинаковое ощущение: это человек, с которым я проживу всю жизнь. Как будто знаю его давным-давно. Эта мысль была мимолетной, безотчетной.
иер. Вячеслав: – День Петра и Павла, 12 июля, в нашей семье особо почитается как день, когда Господь соединил наши души.
Обвенчались в Преображенском храме в Долгопрудном, где отец Вячеслав служит вторым священником. После замужества Елена продолжала образование. Сначала в педагогическом институте. Ее притягивала научно-исследовательская работа. Ей хотелось все большего погружения в сербскую тему. И все сложилось промыслительно.
м. Елена: – Подружка меня повела в храм Святителя Николая в Кленниках, где находятся мощи старца Алексия Мечёва, взяла меня, по сути, за компанию. Она о чем-то просила старца, а я просила подсказать, как мне дальше действовать; может, еще куда-то поступить...
Вскоре матушка Елена поступила в Академию славянской культуры. Именно в том году там объявили набор на курс углубленного изучения сербского языка. Узнавание Сербии проходило под началом Ильи Михайловича Числова – выдающегося российского слависта, ученого, исследователя, общественного деятеля, главного редактора Собрания творений святителя Николая Сербского на русском языке. Елена Аркадьевна открывала для себя глубинные, практически родственные связи наших православных народов. В частности, русских монархов сербы почитали на протяжении всей своей истории как Божиих помазанников. Расстрел в Екатеринбурге последнего российского Императора сербы до сих пор переживают как собственную боль.
м. Елена: – Русский Царь – один из самых почитаемых святых в современной Сербии. Сербы, как наши православные славянские братья, всегда чувствовали религиозный смысл русского Царя как защитника, преемника Константина Великого. Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий сказал, что с убийством Царя Николая II закончилась константиновская эпоха в истории Церкви и человечества. Например, в одной из своих проповедей он говорил, что в убийстве Царской Семьи сосредоточены все преступления ХХ века.
Удивительно, но глубинный смысл и последствия этой трагедии, говорит матушка Елена, улавливает и отражает филология: выбор места захоронения, Ганиной ямы, ведь был случаен, но со временем слово «яма» приобрело то значение, которое оно имеет в сербском языке.
м. Елена: – В сербском языке этим словом обозначаются массовые захоронения православных сербов, многие из которых были зверски убиты, особенно во времена Второй мировой войны. Здесь проявляется некая общность нашей истории, нашей общей трагедии, ведь утрата русского Царя стала настоящей трагедией для всего славянского мира, особенно православного.
Эта общность, по пророчествам святителя Николая Сербского, должна помочь православным народам вернуться к истокам, преодолев сопротивление последних времен, объединиться и обрести исконную духовную силу – ради себя и ради всего мира. Свой маленький вклад в это великое дело вносит священническая семья Осиповых.
иер. Вячеслав: – Мы с Еленой неоднократно ездили в Сербию и с паломническими, и с деловыми поездками, поэтому земля Сербии, ее культура вошли и в нашу жизнь. Когда в 2013 г. я оканчивал Коломенскую духовную семинарию, то специально взял в качестве темы своей дипломной работы историю Сербии и Сербской Православной Церкви в годы Первой и Второй мировых войн.
В этой работе жена помогала мужу, а муж и сейчас помогает в ее служении руководителем Московского отделения Общества русско-сербской дружбы. После безвременной кончины его бессменного председателя И.М. Числова коллеги попросили принять эстафету от него Е.А. Осипову. Деятельность общества направлена на разностороннее развитие и укрепление русско-сербских отношений.
м. Елена: – Мы стремимся открыть детям и подрастающему поколению правду о наших связях, о том, что они очень древние, раскрыть им сокровища героической сербской культуры.
К примеру, 12 лет назад Общество впервые провело конкурс сербской поэзии «Сербия в моем сердце».
м. Елена: – Этот конкурс проходит ежегодно, он уже стал международным, в нем участвуют дети и студенты, которые читают стихи на сербском языке. У нас даже есть конкурс детского рисунка, где дети участвуют со своими рисунками на сербскую тему, сербского фольклора, сербских героев. Так они изучают сербскую традицию.
Устраивают и праздники, посвященные памяти святого Саввы Сербского. В Сербии этот праздник считается государственным, а в России проходит на Сербском подворье в Москве. Бог даст, после первого визита Е. Осиповой на Урал внесет свою лепту в объединение наших православных народов и Екатеринбург.
м. Елена: – Если Бог даст, мы хотим организовать выставку «Царская Семья глазами сербских детей». Кроме того, здесь некоторые люди живо откликнулись на сербскую тему, даже хотели бы создать филиал Общества русско-сербской дружбы. Мне кажется, эта тема очень важна. Мы будем привлекать детей к участию в нашем конкурсе. Например, ансамбль «Николин родник» уже дважды в нем успешно участвовал. Мы хотели бы, чтобы дети через царскую тему присоединились к нам.
И не только через эту тему: русская классическая литература наполнена христианским смыслом и становится источником духовности для других православных народов. Не так давно переводчик и крупнейший сербский поэт Ранко Радович перевел стихотворение М. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу», за что получил золотую медаль Фонда имени М.Ю. Лермонтова. А выбор именно этого произведения возник потому, что в нем образ пути, по которому идет к спасению православный человек, независимо от национальности.
иер. Вячеслав: – Как священник понимаю, что очень важна тема семейных взаимоотношений, когда в семье есть гармония и взаимопонимание. Порой именно в семейном очаге видишь тот уголок тишины и духовной радости, который необходим каждому человеку.
м. Елена: – Любовь, прощение и понимание, что служение всегда должно быть на первом месте, – это первостепенно. Внимание к нему людей важнее, чем его семья.
иер. Вячеслав: – Елена действительно смогла во всей полноте, на мой взгляд, понять служение священника и всячески оказывает мне в этом помощь.
м. Елена: – Наверное, каждый человек в череде событий своей жизни может увидеть какую-то, как говорил Алексей Степанович Хомяков, направляющую, непобедимую десницу Божию.
Записала:
Людмила Кедысь
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.