Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (1119) → Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий: Миссия православных христиан, особенно нас, священников, – научить людей молиться, любить друг друга

Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий: Миссия православных христиан, особенно нас, священников, – научить людей молиться, любить друг друга

№30 (1119) / 2 августа ‘21

Архипастырь

Владыка, Вы прибыли на Урал для празднования Царских дней. Какие ощущения у Вас от прилета на землю екатеринбургскую?

– Наш «прилет» был очень низким: мы приехали на другой «колеснице» – с Исилькулем нет авиасообщения. Это один момент. И второй момент: нам удобнее ездить на автобусах по святым местам – у нас все для этого есть.

Мы приехали группой. С нами приехал руководитель отдела по работе с казачеством отец Сергий; мы его специально взяли, чтобы он немножко окунулся в масштабы, расширил свой кругозор: Екатеринбургская епархия – одна из ведущих епархий. В группе есть представители сестричества милосердия. Еще у нас в 3 этапа проходил конкурс «Найди в себе талант» – и тем, кто лучше всего выступил на последнем этапе, мы сделали подарок – путевку по святым местам Урала, чтобы они могли поучаствовать в крестном ходе. Приехали и сотрудники епархии, и люди, имевшие большое желание с нами поехать. Получилась группа разных людей из 10-ти районов. Только двое или трое приехали сюда 2-й раз, все остальные – в первый.

Мы уже посетили Далматовский монастырь, а вчера в Храме-памятнике на Крови служили с благословения Владыки митрополита Евгения ночную службу в «Царской комнате» – на месте расстрела Царской Семьи. Можно было заметить, что там почти всех «пробило», – а это самое главное, мне кажется, когда у человека открывается сердце, становится мягким. Человек начинает чувствовать духовные порывы, начинает видеть свои недостатки, немощи: это и есть цель, ради чего можно что-то делать – это очень важно, и человек меняется к лучшему. Вот такое начало нашей поездки.

Вчера Владыка митрополит нас пригласил на открытие православной выставки – это было первое мероприятие в программе Царских дней. Мы уже посетили Верхотурье, предстоит посетить монастырь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме и Алапаевск. И потом через Чимеево мы вернемся домой. Вот такая у нас программа на 10 дней: от праздника в честь иконы Божией Матери «Троеручица» к празднику Казанской иконе Божией Матери.

Более 5-ти лет Вы руководили монастырем Святых Царственных Страстотерпцев. Когда переезжали в 2011 г. в Бишкек, Вы и там установили особое почитание Царской Семьи?

– Думаю, что в Бишкеке мы праздновали Царские дни даже шире – до 5-ти дней. Мы даже осмелились и устроили в центре города Бишкека гала-концерт, где звучали царские песнопения. Думаю, до сих пор люди там помнят Царские дни. Мне кажется, нам удалось с помощью Божией тему жизни Царственных Страстотерпцев немножко раскрыть.

Есть ли в Исилькульской епархии храмы в честь Святых Царственных Страстотерпцев?

– В Исилькульской епархии народ, конечно, не такой горячий, как в Киргизии, а более степенный. У нас в епархии есть храм в честь Святых Царственных Страстотерпцев в районе. Если Киргизия – это республика со своей столицей, то в Исилькульской епархии самая большая административная единица – это район. В епархии 10 районов, и в одном из районов, Полтавском, есть храм Святых Царственных Страстотерпцев (самое интересное, что его строили православные грузины). На Царские дни там будет крестный ход вокруг храма, соборная служба.

Думаю, когда мы вернемся из поездки, сделаем вечер, посвященный поездке, все расскажем, покажем людям: у нас есть своя студия, мы сделаем сюжет с помощью Божией. Думаю, это будет полезно – поделиться впечатлениями, мнениями.

Владыка, хотелось бы окунуться немного в историю – в годы Вашего служения в монастыре Царственных Страстотерпцев. Расскажите, появились ли какие-то особенные правила, установления в годы Вашего игуменства, которые, может быть, и сейчас есть?

– Честно сказать, я не знаю, что сейчас есть.

Был такой момент, когда трудников в монастыре было втрое больше, чем монахов. Из того, что я читал когда-то о монастырской жизни, мне казалось, что правильно, чтобы монашеский дух довлел над трудниками и работниками: чтобы было больше духовного. Братья просили, и мы сделали 2-ю Литургию – у нас было 2 Литургии каждый день (не знаю, сейчас есть или нет). И мы делали поклоны: утром вставали и делали 100 земных поклонов, 100 поясных и 100 раз произносили Иисусову молитву. Потом уже начинали исполнять монастырское правило.

Когда мы начали это правило с поклонами, трудники, которые имели не совсем серьезные намерения жить в монастыре и находили обходные пути к решению монастырских задач, уехали, решив, что это не для них. Остались наиболее серьезные.

Еще у нас была такая традиция: раз в неделю игумен монастыря собирал братию. Мы сначала общались на духовные темы, обсуждали насущные вопросы, какие-то предложения, проблемы, говорили, кому что не нравилось. Мы все вместе это решали, чтобы всем было хорошо. Потом переходили к основным вопросам, планам на неделю. И вот такое общение очень много давало, оно нас собирало.

Когда я приехал в монастырь, что на Ганиной яме, было ощущение, что каждый сам по себе: я приехал из Троице-Сергиевой лавры и не ощутил здесь, в монастыре, сплоченности. А когда мы начали собираться (поначалу братья были не очень довольны, что их отвлекли от чтения книг, например, или от отдыха), после беседы все уходили довольные, и я чувствовал, что мы приближались к единству.

Ведь Господь так же делал: ходил по селениям и давал возможность всем желающим ходить за Ним и слушать Его. Через это общение Господь давал людям нужное для спасения. Меня однажды осенило, и я понял, что именно такое общение полезно: чтобы было не общение игумена с братией, а именно братии, где игумен – как старший брат, как ответственный. Как называть себя отцом, когда в монастыре были братья 70-летние, которые уже прожили жизнь?.. А мне было 38 лет. Понятно, что ты – игумен, но ты меньше прожил. А если начинаешь общаться по-братски, на одном уровне, потом возникает хорошее настоящее братство, все друг друга понимают, переживают друг за друга. А если общения нет, то нет и монастыря, мне так кажется. Монастырь – это община: мне кажется, это очень важно.

На последнем заседании Священного Синода постановили, что результаты проведенных экспертиз останков, найденных в Поросенковом логу, будут вынесены на рассмотрение очередного Архиерейского Собора. Как к этим останкам относились в годы Вашего игуменства? Может быть, Вы ездили к этому месту, служили...

– Я не эксперт. Мне кажется, самое важное и правильное – чтобы каждый занимался своим делом. Мы, священники, должны учить людей тому, как верить, исповедоваться, причащаться, бороться с грехами: это наша главная миссия. А экспертизой пускай занимаются эксперты.

Единственное, меня тогда немножко смущало, что в газете сразу написали: нашли останки Цесаревича Алексея. Когда я был игуменом монастыря на Ганиной яме, пришли корреспонденты, просили дать какой-то ответ. Я спрашиваю: «По поводу чего?» – «Ну как? Нашли же останки...» Я говорю: «Да? Мне никто об этом не говорил, первый раз об этом слышу». – «Так уже в газете написали». Спрашиваю их: «А стопроцентно известно, что это его мощи, его останки?» – «Нет, конечно, не стопроцентно». – «Так как же вы написали уже в газете под заголовком, что нашли останки Цесаревича Алексея, если сами не убедились в этом? Это же непорядочно». Я им сказал, что не буду ничего комментировать: Алексей – святой, Цесаревич, он как бы будущий царь, нельзя просто так взять и писать такое в газете. Мало ли что нашли?..

В свое время мне предлагали мощи святителя Игнатия (Брянчанинова). Когда я передал их людям, которые умеют это распознавать, мне сказали, что это собачьи кости. Я потом у того человека, который мне это принес, спрашиваю: «Откуда ты это взял?» Он говорит: «Да вот там-то, из могилы», – он мне принес это как мощи святителя Игнатия (Брянчанинова).

Все не так просто: это большая ответственность. Тогда эти корреспонденты мне говорят: «Давайте мы Вас хоть что-то спросим – что же мы, зря приехали?» Они задавали мне разные вопросы, я на эти вопросы по-разному отвечал. Потом получаю газету. Послушники мои смеялись: мол, прочитайте Ваше интервью.

Знаете, что они сделали? Вопросы не были написаны, а были только мои ответы одним сплошным текстом. Как будто я говорил в бреду: сначала об одном, потом о другом, о третьем... Вот так они посмеялись. Вот и вся суть.

Мне кажется, останки, кости должны изучать специалисты: должна быть историческая экспертиза, антропологическая, медицинская и разные другие. Пусть они занимаются этим и доказывают, что это точно его останки. На прошлом Соборе я выступил по этому поводу, сказал, что из исследований следователя Соколова, например, известно, что останки бросили в шахту, потом вытащили, топорами разрубили, сожгли и серной кислотой обожгли, чтобы все это превратилось в пепел.

В свое время я ездил к отцу Николаю Гурьянову, он говорил, что останков нет, не ищите, их по ветру пустили. Думаю, авторитет старца Николая Гурьянова довольно велик не только на уровне нашей страны, но на мировом уровне. К старцу ездили многие наши архиереи, священники, я несколько раз был у него – и я знаю, что все, что он сказал относительно меня и тех, о ком я спрашивал, было так, как он говорил. И я верю, что он святой, хотя он и не прославлен. Но, я думаю, его святость не зависит от нашего прославления. Даст Бог, Церковь прославит его в свое время. В связи с этим много неутвержденного в моем сознании, поскольку такое было сказано отцом Николаем Гурьяновым...

Останки изучали тогда (нашли останки кожи, палец – предположительно Императрицы Александры Феодоровны). И вдруг через 100 лет находятся люди, которые говорят о другом. Поэтому меня это немножко настораживает. Я не могу сказать «да» или «нет» – я не специалист.

Думаю, что почитание Царственных Страстотерпцев не зависит от того, нашли или не нашли останки. Они совершили подвиг, принесли себя в жертву.

Часто спрашивают: в чем состоит подвиг Императора Николая? В том, что он никого не стал насиловать, не допустил гражданскую войну. Кроме этого, он пошел проливать кровь за Россию. Для чего? Чтобы пробудить сознание людей, думая, что кровь Царя их вразумит… Но впоследствии мы видим, что никого это не вразумило. Последствия большого греха – две революции, гражданская война, глад, мор, репрессии, начало Второй мировой войны. И погибло около 20 000 000 людей. Вот это в конце концов вразумило…

Думаю, история повторяется. Премудрый Екклесиаст говорит, что нет ничего нового под солнцем. И враг рода человеческого ничего нового не совершит. Надо очень внимательно изучить историю, чтобы примерно понять, что происходит – до революции уже пытались убить в людях веру. Потом совершили переворот, было много лжи, терроризма – «Да здравствует красный террор!»...

Так что пусть каждый занимается своим делом. Мне кажется, священники и архиереи должны учить людей молитве. У нас сегодня, конечно, лучшее оружие в мире. Это как-то парадоксально, что лучшее оружие сдерживает войну. Тем не менее вокруг России оружия намного больше. И нельзя, невозможно спастись оружием. И казной нельзя спастись.

Самое действенное – это молитва. Мне кажется, более мудро и разумно учить людей молиться, занимать их ум Богом, добротой. Надо спешить всем помогать, объединять людей, а не разделять. Нам надо объединяться единой Россией – я сейчас не о партии говорю, а об идее. А как Россия будет единой, если идет разделение? Бог в Троице един. Человек – образ Божий. Не надо разделять людей на привитых и непривитых. Это выбор каждого, и этот выбор должен быть осознанным и свободным. А если выбора нет, значит, образа Божия в нас нет.

Что делали люди в трудные времена? Люди молились, совершали крестные ходы, звонили в колокола, делали друг другу добро, объединялись, радовались – и побеждали всякие напасти и беды. Почему сейчас об этом забыли (мне кажется, что забыли)? Миссия православных христиан, особенно нас, священников, – научить людей молиться, любить друг друга.

В Евангелии сказано: Заповедь новую даю вам, да лю́бите друг друга... По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. В чем эта любовь проявляется? Первый этап: никого не насиловать. Дайте возможность каждому определиться – это уже хорошо. И не будет разделения. Привился – хорошо. Не привился – хорошо. Привился – тебе нечего бояться, ты защищен. Не привился, боишься – ну и ладно, ты немощный, мы тебя тоже любим. Христос говорит: любите врагов ваших – мы даже врагов должны любить. Мы не можем дьявола любить, ибо он есть дух разрушающий. А все люди – добрые, они просто бывают в плохом настроении. А когда их полюбишь, скажешь им доброе слово – у них меняется настроение, они становятся хорошими.

Любовью надо все растворять, а мы начинаем разделяться, и этим достигается цель врага рода человеческого: чтобы была злоба. Мы не должны допустить злобы, тем более не должны насаждать злобу. Сейчас слышны такие окрики: «кто не привился, тот не войдет в Царство Небесное». Какое отношение имеет Царство Небесное к прививке? Мол, «будете отвечать на Страшном Суде». За что? За то, что не привились? Простите, святые были на протяжении 150-ти лет? Были. Их кто-нибудь заставлял прививаться? Нет. Всем свобода. Умирали или не умирали, болели, исцелялись… Ведь прививка – это, по сути, маленькая болезнь. Когда болезнь уже идет, прививаться опасно – так доктора говорят.

С другой стороны, жизнь, тем более здоровье – в руках Божиих. И ведь каждый человек по-своему воспринимает ту или иную прививку или лекарство. У нас, например, в группе есть мальчик, у него аллергия. Если он примет какую-то вакцину, непонятно, что ему грозит. А все говорят «обязательно»… Это что-то не то. Поэтому я никогда не выступаю «за» и «против». Мне кажется, это вопрос не духовный, а медицинский, политический.

Наше дело – учить людей молиться, дать им свободу, чтобы они любили друг друга. Хочешь кого-то заставить – иди и сделай ему что-то хорошее. Не нравится, когда человек что-то не так сделал? Помолись за него, положи 100 поклонов. Мне кажется, так надо.

Надо людей объединить. Нас и так сейчас со всех сторон трясут. У России друзей мало. И Церковь не раз спасала народ. Поэтому нам надо внутри объединять народ. А если мы еще и изнутри начнем делить друг друга, получается, мы помогаем нашим врагам. Простите, что я так долго изъяснялся.

Владыка, Вы уже сказали про крестные ходы. Вам как игумену монастыря приходилось встречать Царский крестный ход. Может быть, особо запомнились какие-то паломники, которые приезжали из особых мест, или чудеса исцеления после крестного хода?

– Самое лучшее исцеление – когда человек чувствует восторг и радость от того, что он прошел этим путем. Народ предал Царя, хотели без Царя все сделать, но не получилось. И вот этот крестный ход – это восстановление. У меня ассоциация с апостолом Петром, который трижды отрекся от Христа, сказав: «Не знаю Сего Человека». После Воскресения ангел говорит: «Идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее...» Почему Петру отдельно? Потому, что он отрекся от чина апостола, отрекся от Спасителя, но Господь видел его покаяние, его слезы: видел, что Петр сожалеет об этом. Господь хочет всех спасти. И потом Господь трижды спрашивал: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» Петр отвечал: «Люблю». Господь трижды отвечал: паси овцы Моя. Тогда было восстановление апостола Петра в чине апостольском: Господь его принял через троекратное подтверждение любви к Нему.

Мне кажется, Царский крестный ход – такого рода. Мы – потомки тех, кто в свое время допустил то, что произошло, была разрушена наша великая держава. Но люди, которые сохранили веру, которым небезразлична судьба будущей России, приезжают из разных мест, даже из разных стран и, шествуя этим крестным ходом, как бы идут за своих предков за Царем: «Господи, мы все-таки идем за Царем, прославляем его, прости нас» – и идет как бы восстановление.

Мне кажется, если пойдет вся Россия и весь народ, то все врата ада разрушатся. И враг рода человеческого со своими происками разрушить, разъединить, уничтожить людей ничего не сможет. Велика сила молитвы! Россия всегда спасалась крестными ходами и колокольным звоном. Мне кажется, сегодня это особо важно. Почему-то это сейчас не всегда получается, но там, где есть возможность, где есть согласованность, надо это применять, чтобы освятить наш край, нашу землю, особенно наши умы и сердца.

Дорогой Владыка, поздравляем Вас с прошедшими Царскими днями и благодарим за беседу!

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс