Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (1119) → Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Молитва должна быть живым разговором с Живым Богом

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Молитва должна быть живым разговором с Живым Богом

№30 (1119) / 2 августа ‘21

Архипастырь

Окончание. Начало №29 (1118) 2021 г.

Сегодня тема номер один в общественной повестке (и, по-видимому, еще долго будет ею оставаться) – эпидемия коронавируса. Она не обошла стороной и людей церковных, вызывая в церковной среде самую противоречивую реакцию: от той, что нет никакого коронавируса, что это выдумки и миф, до панических настроений, что «это конец света», «мы скоро все умрем» и так далее. Какой Вам видится здоровая реакция христианина на сложившуюся ситуацию?

– Этот вирус существует, и он очень болезненно действует на людей. К сожалению, многие умирают. Этого мы не отрицаем. Конечно, нужно соблюдать меры предосторожности, чтобы не распространять инфекцию.

Но нам нужно понять, что Господь попустил эту болезнь, испытание нашей веры, чтобы мы обратили больше внимания на себя, на свою духовную жизнь и укрепились в вере и преданности Богу. Я думаю, если бы мы все-таки обратили на это внимание, то могли бы увидеть в себе много того, что нужно исправить. Если Господь нам это посылает, значит, Он в чем-то недоволен нами и нам нужно исправляться.

Мы уже привыкли жить так, как живем. Казалось бы, все у нас хорошо. Но, видно, не совсем все хорошо – поэтому нам нужно обратить внимание на свою жизнь. Например, православный христианин ходит в церковь, молится, причащается и уже считает, что всего достиг. А дело нашего совершенства бесконечно: как Господь не имеет начала и конца, так и совершенствоваться надо все больше и больше, не стоять на одном месте.

Видно, Господь хочет, чтобы мы немного оторвались от того, чего достигли, и поднялись на ступенечку выше, подправили нашу молитву: бывает, мы читаем все положенное правило, – но очень рассеянно, поверхностно. Надо быть внимательнее.

Молитва должна быть живым разговором с Живым Богом, а не с каким-то абстрактным. Нужно понимать, что перед нами Христос Спаситель или Божия Матерь (или святые, или ангелы) и мы с ними беседуем. Если у нас получится такой живой разговор, значит, у нас есть какой-то рост в духовной жизни.

Есть много и других ситуаций: и смирение надо поправить, и послушание, и преданность воле Божией, и терпение, и многие другие добродетели, которые мы должны стяжать. А если мы что-то стяжали, нужно это развивать, преумножать и совершенствовать.

Конечно, есть и другие очень тяжелые ситуации в нашем обществе.

Мы немного затронули тему семьи. Сейчас уже по всему миру стали нормой жизни «пробные браки». Это тоже не угодно Богу – Господь четко сказал в Евангелии: А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. У нас сейчас это совсем не берется во внимание, – а это слова Божии: мы в какой-то степени издеваемся над словами Божиими, не принимая их во внимание. Но если Господь так сказал, от нас это будут требовать.

У нас есть и много других тяжелых ситуаций греховного отношения к жизни, которые нам нужно всем миром как-то исправить. У нас, в православной России, слава Богу, в новой Конституции определили конкретно, что такое семья: союз мужчины и женщины. Но, к сожалению, в России есть много людей, живущих совсем другой жизнью, Богу не угодной. И нам тоже нужно с ними решать какие-то вопросы. Не палкой их бить, а проводить какую-то работу, чтобы число этих людей не умножилось и они не стали довлеющей силой, как это мы видим на Западе: там они уже довлеют над всеми остальными, даже создали законы, чтобы все люди, как и они, были в этом греховном состоянии.

С чистотой и святостью мы должны вести нравственную работу в нашем обществе. В каждом коллективе нравственность, духовность, чистота, святость должны быть на первом плане.

То есть эта эпидемия послана нам как некая встряска, чтобы мы очистились. Как Вам кажется, это действует на людей или нет? Мне почему-то кажется, что не очень действует.

– К сожалению, не действует. Люди, наоборот, и озлобляются, и ожесточаются. Но это показатель духовного состояния людей.

А дальше что будет? Еще хуже?

– А дальше люди все-таки должны пересмотреть свою жизнь.

Я имею в виду: что нам ждать? Если люди не вразумляются, то и ждать окончания эпидемии пока не приходится?

– Пока так. Господь хочет, чтобы все спаслись и в разум истины пришли, вот и вразумляет нас потихоньку. Многие вразумляются, становятся другими, меняются – не все, но такие есть: понимают, что только с Божией помощью можно преодолеть эти трудности. Это на самом деле так. Мы не отвергаем лекарства и врачей, преклоняемся перед врачами: они мужественно и героически осуществляют свою работу, чтобы помочь людям, которые болеют этой страшной болезнью. Мы благодарим их за эту работу, но надо еще и на Божию помощь уповать.

Можно привести слова из Священного Писания – когда человек надеется только на себя, а не на Бога, у него не получается то, чего он хотел бы. Так же и здесь, в излечении от этой и других болезней. Вначале обратимся к Богу, скажем: «Господи, помоги мне исцелиться. Я сейчас иду в больницу, помоги, чтобы врач знал, что делать, чтобы правильно определил мою болезнь и назначил правильное лечение». И тогда, с Божией помощью и помощью наших специалистов, будет хороший результат.

А бывает, что врачи все, что могли, уже сделали и не знают, что делать дальше. И некоторые врачи говорят: «Иди в церковь, помолись – может быть, Господь тебе поможет». А если сначала пойти в церковь, помолиться и потом пойти к врачу, врач будет как на крыльях летать, скажет: «Смотри, как хорошо у меня идет процесс врачевания твоей болезни!» Когда вот так все оборачивается, все будет очень хорошо, легко, и врачи будут меньше переживать: они переживают, когда предпринимают все усилия, а никак не получается вылечить, отдают свою энергию, чтобы помочь человеку, а ничего не получается. Если привлечь Божию помощь (а Господь всегда рядом и готов нам помочь), тогда будет и больший результат.

Не видите ли Вы сегодня некоей опасности в крене на социальное служение приходов? Если в 1990-е, нулевые годы мы все время строили и восстанавливали здания храмов, то сегодня только и говорим о социальной помощи – и не только тем, кому государство в тот или иной момент времени в связи с законодательством не может помочь, но и пострадавшим от наводнений, пожаров. Это ведь прямая забота государственных структур, страховых компаний, а помощь почему-то начинает оказывать Церковь. При этом почти совсем не говорится о необходимости настоящей духовной работы, о настоящей подготовке к Исповеди, Причастию, обучении молитве, борьбе со страстями. Мы даже о страстях сейчас больше говорим как о социальных пороках, а не как о болезнях души, то же пьянство рассматривается как болезнь, а это же страсть: немного другое понимание. Нет ли у нас в этом сейчас перекоса?

– Может быть, и есть какой-то перекос. Не знаю, как в других местах, но мы ведем социальную работу с целью помочь людям обрести Бога, правильные понятия о Нем, о духовной жизни. И мы учим исповедоваться, причащаться, читать правило, молиться: одновременно с социальной помощью оказываем духовную поддержку. Многие люди, которые получили такую духовную и материальную помощь, становятся потом хорошими прихожанами наших храмов.

Работа ведется – может быть, не на таком высоком уровне: я знаю социальный отдел Московской Патриархии, Владыка Пантелеимон – очень духовный человек и всех своих сестер учит, как вести социальную работу. Акцент делается именно на том, чтобы оказать болящим, прикованным к постели людям материальную и духовную помощь. И многие люди потом крестятся: бывает так, что они некрещеные, а когда с ними побеседуешь, расскажешь обо всем, они, видя наше добродушие, любовь, уважение, снисхождение к их немощам, помощь, готовы делать то, что необходимо для их духовного здоровья, – и делают это с любовью. Это для нас хорошее подспорье в духовной жизни.

Может быть, у нас не совсем все получается – не всегда люди идут навстречу нашим советам, иногда отстраняются: «Нет, это мое личное дело. Спасибо за вашу помощь, но в этом направлении я не хочу идти». Но какой-то процент (бывает, даже очень хороший) людей становятся верующими, православными, хорошими прихожанами наших храмов.

Оптимально, чтобы социальная работа совмещалась и с миссионерской, и с катехизической…

– Да, это обязательно должно быть. Здесь, в Екатеринбурге, мы всегда так и делали. Сейчас в Ташкенте у нас главная цель – приводить человека к Богу, чтобы он смог встретиться с Ним, почувствовать Его в своем сердце. Бывает так, что Господь являет чудо в исцелении того или иного больного, и нужно показать, что это случилось не просто так, а по особой милости Божией. Об этом нужно говорить с человеком. Когда ему открывается эта тайна Божия, тогда он понимает, что это действительно так.

Сегодня нередко в новостных лентах можно встретить сообщения, что жители того или иного города выступают против строительства храма в их районе, против возвращения богослужений в старинные храмы, где до сих пор располагаются музеи, спортшколы или что-то еще. Как Вы считаете, такие протестные выступления – это провокации каких-то антицерковных сил? Или это некоторое охлаждение – может быть, разочарование народа в Церкви?

– Может быть, есть и такое, что люди не понимают смысл жизни церковной и ведут такую открытую борьбу против Церкви. Это было, есть и, наверное, всегда будет. Это показатель того, что люди далеки от понимания церковной жизни, веры в Бога, смысла жизни на земле. Поэтому в ослеплении ума и сердца они идут на такое дело, которое, конечно, им радости и утешения не приносит.

Они находятся в состоянии озлобленности и не могут выйти из этого состояния. Жалкие люди: жалко на них смотреть, ведь они идут на поводу бесовских сил, которых к покаянию никогда не приведешь. Люди ожесточаются, идут по пути жестокосердия, думая только о себе: я не хочу – значит, и не нужно. Но они не думают о других. Почему надо идти против людей, которые этого хотят? Человек не хочет делать доброе другому, хочет делать злое. Это греховное состояние – болезнь духовная.

Дай Бог, чтобы Господь по нашим молитвам, по нашему примеру христианской жизни, смирению и послушанию как-то на них повлиял, чтобы они поняли, что поступают необдуманно, делая зло.

Мы, люди, призваны делать добро. Церковь – проповедник нравственности и духовности, храм Божий – училище благочестия, источник благодати Божией для укрепления наших сил душевных и телесных. Храм Божий – это дом Божий, где мы встречаемся с Богом. Что тут плохого? Почему идти против этого? Кто идет против этого? Какие силы? Только бесовские. А почему идти на поводу бе-сов, когда мы – образ и подобие Божие и должны уподобляться Богу добрыми делами, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных: вот доброта.

А мы пытаемся делать то, что не присуще человеку. Человек – Божие создание и должен Богу подражать.

В программах «Архипастырь», «Беседы с батюшкой» мы отвечаем на вопросы зрителей уже почти 20 лет. И иногда немножко уныние возникает, что вопросы одни и те же. С другой стороны, наверное, это естественно: повторенье – мать ученья. Появляются новые зрители, вырастает новое поколение... Задам 2 вопроса, на которые Вы отвечали уже с десяток раз, но все-таки давайте повторим. Вопрос: почему православные почитают крест? Ведь это орудие убийства Христа. И вообще, не есть ли это идолопоклонство?

– Этот вопрос задают люди, исповедующие другую веру. Мы говорим, что это было орудие самой позорной смерти, но Господь пошел на Крест, чтобы искупить даже самых тяжелых преступников. И этот Крест из орудия позора, орудия казни стал орудием великой благодати Божией, а она помогает нам в нашей жизни. Крест имеет очень большую силу, ибо Христос на этом Кресте страдал, пролил Кровь. Если мы знаем, что одеяние святых угодников Божиих, например, апостолов, источало благодать Божию и исцеляло людей, то тем более Крест, на котором был распят Христос Спаситель, приобрел совсем другую силу – это такая сила, что перед ней трепещет дьявол.

Мы знаем из жития Киприана и Иустины, как Иустина выстояла в сильнейшей борьбе с дьяволом. Киприан был искусным колдуном и делал все, что мог, посылал бесов, чтобы они мучили Иустину, заставляя сделать то, что она не хотела, но бесы не могли ее победить. Киприан удивлялся, что у нее такая сила: даже самый страшный дьявол не может ее победить. А сила ее была в Кресте Господнем: она совершала крестное знамение, и дьявол бежал от нее как от огня – вот сила. Когда Киприан это услышал, он сразу решил отречься от дьявола и исповедовать веру Христову.

Можно привести огромнейшее количество примеров того, чем для христиан является крестное знамение. Почему мы и носим крест на груди, крестимся постоянно – крестным знамением мы освящаем себя и свой ум, сердце, свои силы ограждаем от влияния бесовских сил. Ведь мы знаем, что дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Действительно, бывает, он и ночью нас мучает, и днем: люди испытывают такие страхи от дьявольских сил, но стоит осенить себя крестным знамением – и дьявол убегает.

Почему мы не должны применять эту силу и думать, что это идолопоклонство? Наоборот, мы этих идолов через крестное знамение побеждаем. Так что это большое заблуждение людей, которые так говорят и так думают. И об этом Святая Церковь каждый раз говорит, когда мы празднуем обретение Животворящего Креста Господня. Ведь сколько времени не знали, где находится Крест Господень. Равноапостольная царица Елена задалась целью найти Крест Господень. И нашла его. Только Крест Христов сотворил чудо – мертвец ожил, воскрес: вот сила Креста.

То есть для нас сила Креста Христова, сила крестного знамения – это не просто теоретическое богословие, а практика повседневной жизни.

– Да. Если возникают какие-то греховные мысли, чувства, желания, перекрестился – и все...

Крестное знамение – наше оружие: оно нас охраняет от бе-совских сил. Дьявол постоянно ищет, чем нас уязвить. Чем мы можем себя защитить? Только крестным знамением и молитвой, конечно.

Бывает, лежишь на постели, и вдруг какая-то сила хвать за горло – и не можешь ни говорить, ни шевелиться. Совершаешь крестное знамение только головой или языком – и дьявол отступает. Он, бывает, схватывает человека, что нет никакой силы. Совершаешь крестное знамение – и дьявол быстро тебя оставляет и больше не приближается.

Вопрос про иконы: зачем православные почитают иконы, ведь в Библии четко сказано – не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им?

– Изображения делали еще в Ветхом Завете. И Господь повелел сделать изображение в Иерусалимском храме.

Если это изображения каких-то животных или еще чего-то, то, конечно, это не совсем правильно, но когда мы изображаем святых угодников Божиих, Спасителя, Божию Матерь, мы этим исповедуем веру в то, что Христос действительно пришел на землю во плоти: исповедуем Его как Бога и Человека, имеющего и Божественную сущность, и Человеческое естество. Мы говорим, что Иисус Христос – Богочеловек. Если мы этого не делаем, то катимся в сторону ересиархов (как Арий, Несторий и другие), которые били именно в эту точку, чтобы не прославлять Христа как Богочеловека, под разным видом: что Матерь Божия не родила Богочеловека, и так далее – много чего измышляли люди. И все эти ереси были низложены на Вселенских Соборах.

В том числе почитание святых икон было принято на Вселенском Соборе в 787 г., и для нас икона – это образ, через который мы умом и сердцем возвышаемся к Первообразу, что помогает нам вступать в реальную беседу с небожителем. Мы смотрим на икону Спасителя и возвышаем свой ум к Спасителю, Который находится на Небе, одесную Бога, во свете неприступном.

Но мы не обожествляем икону при этом.

– Конечно. Икона – только образ: мы не преклоняемся перед доской, красками. Почитая икону, мы почитаем Самого Христа.

Владыка, в завершение беседы – Ваше напутствие нашим зрителям, радиослушателям и читателям.

– Я желаю помощи Божией в том, чтобы Господь отвратил праведный гнев Свой, движущийся на нас с этим вирусом, что поражает очень многих людей.

Мы молимся каждый день за Божественной литургией, чтобы Господь проявил Свою милость к нам, – и Господь готов проявить Свою милость, когда мы тоже что-то сделаем, то есть проявим любовь ко Христу. А любовь ко Христу – это исполнение Его заповедей.

Если мы будем это делать, Господь сменит Свой праведный гнев на милость – и мы будем жить той жизнью, которой всегда жили, когда все было хорошо, спокойно, мы могли общаться и не бояться, что можно заразить кого-то или самому заразиться этой болезнью. Этот страх пропадет, и мы будем жить жизнью в вере, благочестии, исполнении воли Божией. Вот самое важное (особенно сейчас) для нас дело, на которое нужно обратить особое внимание.

Благодарим Вас за беседу, Владыка.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Вера – высочайшая ценность уже потому, что она связывает нас с Богом, Творцом мира, в руках Которого жизнь вселенной и каждого из нас

Ваше Высокопреосвященство, Владыка митрополит! Уважаемые высокие представители государственной власти! Дорогие братья, православные и мусульмане! Дорогие братья и сестры!

 
Архипастырь

Епископ Орский и Гайский Ириней. Осознать свое падение, призывать на помощь Христа – это великое счастье: это и дает молитве ход

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс