Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (1118) → Протоиерей Андрей Канев: Идол сребролюбия. Часть 4. Самая главная основа − довольствоваться тем, что имеете

Протоиерей Андрей Канев: Идол сребролюбия. Часть 4. Самая главная основа − довольствоваться тем, что имеете

№29 (1118) / 1 августа ‘21

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №28 (1117) 2021

Начинаем обсуждать страсть сребролюбия – это 4-я часть небольшого цикла, касающегося страсти сребролюбия. Тема нашей передачи − «Идол сребролюбия»: в Священном Писании эта страсть называется именно так – если человек подвержен этой страсти, он начинает ей поклоняться.

Это непростая страсть: нужен серьезный анализ своей жизни и поведения. Христианам особенно важно это понимать, чтобы не стать идолослужителями: невозможно служить и Богу, и кошельку – надо выбирать что-то одно.

Итак, мы уже рассмотрели смертные грехи, связанные с этой страстью. Сейчас продолжим разбираться с тяжкими грехами.

Напомню, что мы не просто говорим о сребролюбии: это цикл бесед – определенная система, чтобы мы вообще понимали тему борьбы со страстями (я не говорю о победе над всеми страстями, но хотя бы будем понимать их).

Чтобы понять сегодняшнюю нашу тему, надо обратиться к огласительным беседам: это все логически связано.

То, что мы будем обсуждать как проявление любой страсти, − это, естественно, не абсолютное проявление грехов, а просто примеры, чтобы вы могли, как в зеркале, увидеть свои недостатки (и непричесанный человек должен посмотреть в зеркало, чтобы привести себя в порядок). Цель нашей передачи – знакомство с проявлениями страстей: часто мы их знаем как обычные проявления нашей жизни, а не проявления страстей. Ознакомимся с ними, будем внимательно смотреть за собой, чтобы не ошибаться и не впадать в грехи.

Мы уже рассмотрели воровство. Оно бывает разное: можно незаконно присвоить себе заводы, пароходы, мосты, газеты, телеграфы, банки и так далее. Это все, безусловно, воровство. У этого греха есть разные проявления. Не надо думать, что олигархи, которые в 1990-е годы грабили, виноваты в этом грехе, а ты нет – это обычная отговорка людей, не подготовленных к Исповеди, они на Исповеди первым делом оповещают священника: «Я никого не убивал, ничего не воровал». Такое вот знание о грехах. Начинаешь разбираться – оказывается, подобные эпизоды были.

Мы уже сказали про бесплатный проезд, безделье на работе, ложный больничный – это все проявления воровства в том или ином виде. Продолжаем.

Следующий пункт – торговля: занятие, напрямую связанное с приобретением и оборотом средств (денег и материальных ценностей).

Как христианин должен относиться к торговле? Спокойно. Без торговли не сможет существовать общество, государство – она во все времена обеспечивает не только легкий доступ к получению товаров, но и культурный обмен, развитие цивилизации: у одного народа что-то есть, а другой народ это купил и придумал из этого новую вещь. Обмен между народами, людьми позволяет расти экономике. Это важно.

Христиане тоже занимаются торговлей. Без налаженного товарообмена мы если и сможем существовать, то очень печально. На Урале как достанем хлеб? Мы должны его купить. Людям, производящим хлеб, нужен комбайн, а для него нужны запчасти. Любые производства, любая экономика связаны с торговлей.

Можно христианину заниматься торговлей? Конечно. Но должны быть правильные основы: мы должны все делать честно. Если человек будет честно заниматься торговлей, будут у него и доход, и прибыль, и достаток. Но бывают и крайности, когда хочется моментально получить какой-то сверхдоход. Обман в торговле (обвешивание или когда плохое выдается за хорошее), к сожалению, встречается в нашей жизни. Это плохо. Это разновидность воровства. Торговля имеет право на существование, но в ней должно быть все честно: определенная цена, ставки процента, по которым определяется цена и прибыль.

Следующий пункт – подделка документов, чтобы что-то получить для себя. Например человек подделывает товарные документы или документы, связанные с деньгами: он не у человека из кармана вытащил, а у предприятия, государства. Любая подделка документов – это и уголовно наказуемое занятие, и в первую очередь – грех.

Пользование электроэнергией и другими коммунальными услугами без оплаты было особенно распространено в 1990-е годы – и сейчас иногда встречается: человек пользуется услугами, которые предоставляет жилищная компания, но не хочет за это платить. «Жучка» прикрутил (как это делалось раньше) – и доволен, что мало набежало электричества.

Много ли сэкономишь на этом? Это воровство. Все надо делать по-честному. Сколько нажег электричества, столько и заплати. Если христианин этим занимается, то он попадает в разряд тех людей, которые Богом осуждаются за воровство. Пользуешься водой, электричеством? Нужно заплатить.

Есть такие примеры: человек ходит в храм, а сам пользуется электроэнергией без оплаты и думает, что все нормально: «Пенсии маленькие, государство виновато – я беру себе свое». Но твое то, что ты заработал, а за то, чем ты пользовался, нужно платить. И это Церковь говорит не чтобы создать комфортных для государства граждан, а для того, чтобы человек не грешил и был перед Богом чист.

Часто бывает, что и нужды не было воровать – например у семьи средний достаток, а хочется и телефон, и телевизор, и холодильник. Все это уже есть, но только небольшого размера, несовременное, а хочется современного, модного. Люди думают: «Подкручу что-то, не заплачу, зато у меня сегодня уже будет эта вещь». А потом тебе выключат электричество, и будешь в темноте сидеть с выключенным телевизором и пустым холодильником.

Покупка краденого. Существует определенный духовный закон, который включается, когда один человек украдет у другого какую-то вещь, деньги, ценности.

Апостол Павел говорил: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов». Носить тяготы другого – это по любви прощать человека, жалеть, помогать ему, чем можешь, оказывать милостыню, милосердие. Но закон работает и наоборот: если человек украл у кого, то он взял не только кошелек, но и тяготы (скорби, грехи) другого.

В святоотеческой житийной литературе есть такие истории: когда какой-то монах видел, что кто-то грабит его келью, он говорил: «Еще возьми это и вот это». С какой целью? Он как бы говорил: «Забери мои тяготы и поноси немножко, чтобы мне было легче! Забирай, бери, пользуйся».

Так же выходит и с краденым. Есть жертва, у которой что-то украли, и есть вор, который часть скорбей жертвы взял себе. И есть в этой истории 3-й человек, который покупает краденое. Он в этой цепочке становится соучастником – хоть он и не говорил вору: «Укради у Иванова телефон, я потом у тебя его дешевле куплю», но когда к нему приходят и говорят, что есть айфон, который на рынке стоит дорого, а можно его купить дешево, этот человек думает: «Вот я сейчас обогащусь!»… Если ты его покупаешь (участвуешь в этом), то разделяешь с вором тяготы обворованного человека.

Кроме того, что сребролюбие часто связано с уголовными наказаниями, есть еще духовная нагрузка: помимо прямого греха ты берешь на себя тяготы другого человека. Если нам такое предлагают, мы не должны соблазняться: это как горящие угли, которые ты принесешь домой. Иди в магазин и купи (пусть дороже) и пользуйся спокойно, честно – живи с открытым сердцем и не будь соучастником воровской группы.

Есть другая форма греха, когда мы не скупаем краденое и не воруем, но одобряем воровство. Что значит одобряем? Говорим: «Правильно, пусть возьмет. Что тут такого?» Я сам ничего не сделал, но согласился, что это нормально: черное назвал белым.

Произойдет какая-то ситуация, мне предложат краденое, а я ведь уже настроился, что это нормально, − и я уже соучастник греха.

Есть ли справедливость в нашем падшем мире? Только у Бога настоящая справедливость. Если мы мысленно или словами одобряем грех (да еще при детях), мы закладываем идею, что в воровстве ничего страшного нет. А потом удивляемся, почему наши дети увлекаются тюремной культурой. Потому, что в обществе так или иначе одобряют это через массовую культуру. Когда мы смотрим боевик, о чем переживаем? Чтобы компанию умных, красивых, веселых, интересных воров, которые сговорились ограбить банк, не схватила полиция. По сути, происходит одобрение воровства на уровне культурных кодов – это совершенно антихристианские вещи, и даже в мыслях нам нельзя допускать, что так можно делать.

Очень распространенное воровство, когда взял на работе бумагу, ручку, еще что-то: «Ничье? Значит, мое». Давайте будем честными и откровенными. У тебя есть рабочий стол, и тебе дали бумагу, канцтовары, чтобы ты работал: это не твое – это инструменты для работы. И если я регулярно кладу их в свою сумку и несу домой, то я ворую.

Есть воры, которые ограбили тысячи людей, а есть мелкие воры, которые крадут ручки с работы. Может показаться смешным: это же стоит копейки. Но если задать человеку вопрос: «Зачем ты это делаешь?», начинается импровизация, зачем он это сделал. Нет, этого делать нельзя ни в коем случае. На работе ничего нельзя брать.

У нас есть внимательные зрители, которые по ходу передачи начинают задавать вопросы. Вот история: «Один человек работает в армии поваром. Соответственно, остаются какие-то излишки. Он не обделяет солдат, не урезает им паек, не уносит домой мясо вместо того, чтобы положить его в суп. Он работает абсолютно честно, но бывают какие-то остатки. С разрешения старшего начальника он берет их домой, чтобы кормить скот. Можно так делать или нет, как вы думаете?» Он берет это не потому, что захотелось, и берет не тайно, а просит – все честно. Тут греха нет.

Другая история: пишет наш зритель, что его знакомая регулярно из больницы приносит бинты, лейкопластыри, средства для обработки ран, копеечные препараты. Зритель обеспокоился и задал вопрос знакомой: может, она берет у начальства списанные средства? Оказалось, нет.

Если человек спросил разрешения, он не грешит: все честно. В этом же случае получается, что знакомая из больницы без разрешения приносит медикаменты. Тем самым она несет в свой дом горящие угли: если вдруг у нее что-то произойдет, она уже будет знать, откуда что взялось. Мы должны с вами понимать, что «просто взял на работе» не бывает – это форма воровства.

Следующее, что мы с вами будем обсуждать, – незаконное приобретение документов: покупка дипломов об образовании, сертификатов, удостоверений (например что у тебя определенная квалификация: чтобы занять более высокооплачиваемую должность). Вместо того чтобы терпеливо учиться, человек купил документ и получил высокое социальное положение или доход. Думаю, что обсуждать это слишком подробно не стоит – это грех и уголовно наказуемоепреступление.

На борьбу со сребролюбием мы должны настраиваться. Эта страсть не похожа на блуд, чревоугодие (хоть и связана с ними). Не надо говорить «все живут нечестно, воруют» – нас с вами это не касается: каждый ответит за себя сам.

Ты живи своей честной жизнью. Хочешь получить большую должность? Это плохо или хорошо? Нормально. Если хочешь расти профессионально, учись, получай честно сертификаты, удостоверения за пройденные курсы – грызи гранит науки, пробивайся по-честному, работай по совести. Сейчас такой кадровый голод, что любой более-менее инициативный, честный человек тут же привлечет внимание начальства.

Зачем что-то приобретать незаконно? Надо честно трудиться.

Один из распространенных грехов, который часто появляется в новостях и касается разных чиновников высокого ранга, – получение взятки. Вся коррупция тоже входит в понятие тяжелого, тяжкого греха: как в грехе воровства виноваты и своровавший, и купивший ворованную вещь, так и во взяточничестве виноваты и тот, кто предложил, и тот, кто получил.

Получивший более тяжко согрешает: бывают ситуации, когда человека вынудили дать взятку, поставили в жесткие условия. Люди у власти похожи на бандитов, которые говорят: «Кошелек или жизнь» – и в этом случае на них лежит вся ответственность и тяжесть этого греха. Если ты дал взятку без насилия только чтобы получить удобный заказ, то в этом случае и ты согрешаешь.

О взятках в Евангелии есть пример – когда Иоанна Крестителя спрашивали также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем. Он им не сказал: «Бросайте мечи, увольняйтесь с римской государственной службы, занимайтесь чем-то другим» – нет, он сказал: «Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем».

Вот самая главная основа − довольствоваться тем, что имеете. Довольствуйтесь своим жалованьем и никого не обижайте. Люди, которые имеют возможности, силу, власть и берут взятки, к сожалению, согрешают, не довольствуясь тем, что имеют: хочется больше и больше, ибо они поклоняются этому идолу. Вот в чем беда.

Это все мы с вами прекрасно и так знали, я лишь напоминаю. Надеюсь, что в нашем обществе еще сохраняются понятия, что нельзя брать чужое, воровать, что взятки и коррупция – это нехорошо. (Продолжение в следующем номере)

Записали:
Анна Вострокнутова
и Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс