Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (1116) → Протоиерей Андрей Канев: Идол сребролюбия. Часть 2. Себя нужно обязательно проверять

Протоиерей Андрей Канев: Идол сребролюбия. Часть 2. Себя нужно обязательно проверять

№27 (1116) / 12 июля ‘21

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №26 (1115) 2021

Мы изучаем страсть сребролюбия. Напомню, идолом становится любая страсть, но сребролюбие особенно, ибо имеет свою специфику: если человек им заразился, то он очень легко превращается в служителя идола – денег, богатства, материальных благ. Чтобы не впадать в эту страсть, мы будем ее изучать.

Цикл стоит начинать с изучения огласительных бесед – это очень важно: то, что мы будем проходить сейчас, не очень понятно без начала.

Если мы хотим исправить свою жизнь, надо начинать с исправления своей веры и ее проверки. У святителя Игнатия встречается интересная фраза, основанная на опыте святых отцов: неуспехи человека в духовной жизни, в борьбе со страстями коренятся в том, что какие-то кривые понятия вкрались в его веру. Себя нужно обязательно проверять.

Сегодня мы изучаем смертные грехи: страсть сребролюбия.

Смертные грехи – те проступки, которые однозначно нас отрезают от Бога. Если человек в них не покается, то он себя обрекает на мучения в аду. Поэтому мы должны их знать, понимать и не допускать в своей жизни. И обязательно покаяться – понести заслуженную епитимью, как лечение, если у нас были такие проступки.

«Святотатство» – слово церковнославянское («свято» – то есть «святыня», «тать» – «вор»: это воровство святынь). Святотатство совершают те несчастные, кто ворует в церкви, грабит церковь. Это и те, что грабили в XX в., когда разрушалась церковь, и те, кто грабит в наше время. До какой степени повреждения ума надо дойти, чтобы воровать из церкви? Это несчастные люди.

Мы должны понимать, что такое храмы – это не просто копилки материальных ценностей, это дома Божии. Люди приносят пожертвования, чтобы в храме была какая-то икона, оклад красивый, богослужебные предметы, не настоятелю, а Христу: мы, священники, только временные пользователи того, что получаем от предыдущих поколений или созидаем с Божией помощью, с помощью людей, строя новый храм так, чтобы все соответствовало его молитвенному назначению, было красиво.

Сейчас появляются традиции, когда в благодарность приносят ювелирные изделия и вешают на икону, что нередко привлекает внимание несчастных людей, которые думают, что для них может быть легкая прибыль, если ограбить храм.

Святотатство – грех крайне тяжелый. Он бывает даже у священнослужителей, когда мы забываем, что мы только временные управляющие, и начинаем грабить свои храмы – уносить из них, продавать какие-то материальные ценности (это редко, но все же бывает). Сторож может залезть в церковную кружку и взять оттуда деньги до того момента, когда комиссия посчитает пожертвования. К сожалению, такое бывает: мир несовершенен. Мы у Бога украли, и будем очень серьезно за это отвечать – это касается и храма, и монастыря, и другого святого места: мы должны храм содержать, а не воровать из него.

К святотатству относится и воровство икон, книг, ценных духовных предметов у людей – например, ограбили дом и выносится икона, или старинная книга, или еще какая-то святыня. Если человек украл святыню, ничего доброго ему это не принесет…

У нас при храме стоит лавка церковная – для содержания храма: необходимо платить коммуналку, зарплату сотрудникам, что-то делать по хозяйству. Тут отлетело, там сломалось – надо ремонтировать: это не о сверхдоходах. Я рассматриваю церковную лавку нашего храма еще и как точку, где мы распространяем и знания о вере. У нас много книг – человек может выбрать книгу по своему вкусу и получить пользу. Периодически мы проводим анализ и с литературой, и оказывается, что у нас кто-то что-то подтаскивает. И это в храме, где есть библиотека: приди и возьми почитать то же самое в библиотеке… Но находятся люди, которые воруют.

Для утешения сестер, работающих в лавке, я говорю, что, может быть, ему будет полезно: вдруг почитает и покается? Вряд ли, конечно, но вдруг…

Следующий пункт – это обделение стариков, немощных, больных, заключенных, сирот и так далее.

К сожалению, это очень распространено. Обратите внимание: не сталкивались ли вы с этим сами, не поучаствовали ли в этой истории? Представим дом престарелых или детский дом, ясли, больницу, тюрьму или колонию: на содержание людей, которые сами не могут заработать себе на жизнь, выделяются определенные средства. Тяжелейший смертный грех, когда сотрудники таких организаций начинают обделять тех, кто должен получить эти материальные блага – лечение, свежее белье, одежду, продукты, лекарства.

Как это происходит? Например, ответственный за вещевое обеспечение взял и утащил что-то домой. В Священном Писании говорится, что это один из грехов, которые напрямую вопиют Богу об отмщении (сюда же относятся содомские грехи, то есть грехи блуда, и наравне с ними идет грех, когда человек обделяет зависимых от него людей). К примеру, повара взяли и утащили продукты в сумках себе, считая, что зарплата маленькая, а врач или медсестра могут унести лекарства (какие-то медицинские препараты, бинты – все необходимое для лечения).

Если мы, христиане, работаем в этой области, ни в коем случае не должны ничего себе брать. Это страшенный грех – он отмстится уже здесь: мало не покажется. Мы ошибаемся, когда думаем, что если украли и гром не грянул, то вроде про меня забыли.

В светском законодательстве у определенных преступлений есть срок давности: срок прошел – не нашли виновного, и снимается это все. У Бога такого не бывает. Сейчас гром не грянул, ибо Бог ждет твоего покаяния.

Ты обезумел, если думаешь, что не отмстится воровство у сирот, заключенных, немощных, больных... Ужасная будет жизнь этого человека и в дальнейших поколениях. Это страшный грех – христиане не должны оскверняться им.

Такой грех часто бывает при работе с людьми. Няня, например, не давала котлеты детям, а уносила домой: «Вроде же все уже сыты»... Не имеешь права. Если вы работаете в таких областях, вы должны быть образцом честности, а не хитрованства и зарабатывания себе на каких-то мутных схемах. Обратите на это внимание: ни в коем случае не пачкаться в этих вещах, это категорически важно – Бог заботится о бедных через обеспечение. А если ты сюда вмешался и их ограбил, жди беды.

Разбой, когда человек ради обогащения начинает грабить других, практически занимается профессиональной бандитской деятельностью, – это вовсе не романтично. Мы, взрослые, детьми не занимаемся, и они уходят не пойми в какую помойку. Например движение АУЕ: романтика тюремная, ты такой независимый, сильный – кого хочешь пошел ограбил. Ты ограбил, потом тебе так прилетит: если не здесь, так в аду будешь свое АУЕ продвигать, но поздно уже будет.

Любые виды насильственного воровства или просто воровства, грабежа – это все относится к смертным грехам. У многих в тюрьме набиты татуировки куполов, крестов. Это не означает, что они верующие люди и что это символ крепкой христианской жизни. У них там свое значение. Главное – то, что мы с вами этим не занимаемся.

Мародерство – грех, который проявляется во времена нестабильности. Страна спокойная, мирная, но вмешиваются третьи силы, и начинается гражданская война, или политическая нестабильность, или восстание каких-то пришедших сил. И тут же ослабляются силовые структуры, на первое место выходят бандиты – отбросы общества, которые начинают грабить мирных жителей. Мародерство – это обогащение во время войн, когда ради этого грабят население, убитых, раненых людей...

Дай Бог, чтобы у нас и близко не было таких историй, но мы с вами должны это понимать и знать. В новостях можно это увидеть, когда в какой-либо стране происходит какое-то возмущение политическое и толпы бьют магазины, врываются, грабят, разносят все. Мародерство происходит во время политической или военной дестабилизации. Сюда не относится, если ты у товарища на поле боя из подсумка взял патроны: мародерство – это когда во время боевых действий солдаты грабят мирное население. Мы не должны этим заниматься категорически.

Следующий смертный грех в страсти сребролюбия – обман в азартных играх. Сами по себе азартные игры тоже грех. Бывают люди, которые с помощью азартных игр обманывают людей слабых, наивных. Например, наперсточники крутят три наперстка – шарик у него под пальцем, он обманывает. Иногда поддается: у него есть рекламный товарищ, который изображает азарт. Появляется какой-то наивный человек, и они его, как липку, обдирают. Смертный грех – участие в обмане наивного человека, вовлечение его в азартную игру. Виновный тоже будет подвержен Божию суду.

В чем суть азартной игры? В том, что человек без труда думает быстро обогатиться с помощью игры, шарика, казино, карт, игрового аппарата. В интернете много разных способов – ставки на спорт например.

Почитайте у Ф.М. Достоевского произведение «Игрок» – там хорошо описаны мучения игрока, когда человек настолько становится зависим от игры, настолько поглощен ею, пленен, что она становится идолом. Почитайте: там просто классическая раскладка, как человек становится рабом.

Я думаю, вы и сами видели примеры, когда простой работяга мог в считанные секунды спустить накопленную сумму на новую машину, на отпуск семье. Я знаю примеры среди знакомых, когда вполне благополучные люди, оба работают в хороших организациях, хорошие зарплаты имеют, – а муж стал игроманом и спускал через интернет огромные суммы, вплоть до продажи квартиры: не забулдыга, а благополучный мужчина – молодой, образованный, на хорошей работе. Он жене говорил, что больше не будет, а потом снова играет… Закончилось это развалом семьи. Его выгнали с работы, и чтобы дальше играть, он пошел в какую-то противозаконную схему и вляпался в преступление – группа лиц организовалась, кого-то они пытались подставить, совершили на огромную сумму какое-то преступление.

Сейчас человек сидит в тюрьме. Зато не играет. Но жизнь пошла наперекосяк, он и жену потерял, и детей, и свободу – все чтобы получить не столько денег, а кайф: удовольствие от риска.

Игр сейчас очень много. В интернете чего только нет… Человек может сидеть дома и виртуально играть в те же карты, проигрывать деньги и что угодно…

Игровая зависимость – смертный грех. Это приносит страдания самому человеку и всем его близким. Это ужасно. Страшно, как легко мы в это впадаем, когда идол поселяется у нас в душе.

Сюда же относится и владение казино, игровыми автоматами, сайтами, клубами, где это все происходит. Схема греха непростая – не надо думать, что я организовал какой-то клуб и я не виноват – они сами пришли и проиграли: «Сами виноваты, а я ни при чем, я же не для этих целей сделал!» Кого ты обманываешь? Ты сделал для этих целей. Ты хочешь на этих людях обогатиться, получить сверхдоход за счет их слабости. Ты соучастник этого процесса и, более того, организатор.

И владение, и организация, и работа в этих структурах невозможны для христианина.

Что такое соучастие в преступлении, с точки зрения светского закона? Один человек заказал другому убить третьего – оба убийцы: один на курок нажимает, другой деньги платит. И в этом случае так же: они духовные убийцы людей – и тот, кто обманывает, и тот, кто владеет, и тот, кто работает в казино и обслуживает интернет-площадки, где люди тратят деньги. Они обязательно понесут тяжелую кару.

Следующий пункт – обман в бизнесе, нечестная прибыль. Обман – когда кто-то подставил в бизнесе других людей так, что они потеряли имущество, потеряли все, что имели, а ты нечестно обогатился, нечестно получил прибыль.

Сюда же относится передел советской собственности в 1990-е годы, когда люди нечестно обогатились, присваивали народное имущество: обанкротил предприятие – и купил его за копейки. Это обман в бизнесе.

Если кто-то в 1990-е годы участвовал в этом, а сейчас пришел к вере, надо обязательно покаяться и переосмыслить эту жизнь. Если ты быстро получил прибыль, а люди получили урон, то ты будешь за это отвечать: это тоже сребролюбие – грех, который обязательно Богом будет отмщен.

Мы начали разбор смертных грехов – разговор тяжелый. О грехах неприятно говорить, но необходимо, чтобы не впадать в них самим и обязательно покаяться, если это было ранее, чтобы за вами не было шлейфа этого греха: если ты не покаялся, если не осознал, это не означает, что Бог это забыл. Это обязательно придет и накроет, когда не ждешь. Сейчас не накрывает? Это тебе дается время на покаяние, а не чтобы ты думал: «По голове не дали – значит, некому давать». Есть кому давать. На небе у Бога все сочтено. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Анна Вострокнутова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс