Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (1115) → Протоиерей Андрей Канев: Идол сребролюбия. Часть 1. Сребролюбие, по апостолу Павлу, – это идолослужение

Протоиерей Андрей Канев: Идол сребролюбия. Часть 1. Сребролюбие, по апостолу Павлу, – это идолослужение

№26 (1115) / 5 июля ‘21

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №25 (1114) 2021

Сегодня 52-я встреча в рамках цикла, посвященного изу-чению страстей – тому, как они проявляются, и принципам борьбы с ними на основе святоотеческого опыта. Мы поговорим о сребролюбии.

Я назвал беседу «Идол сребролюбия. Часть 1-я». Надеюсь, что все эту страсть в себе замечают. Скупой сразу обращает на себя внимание: когда просишь у него помощи, что-то из вещей, продуктов, он жадничает, не дает. На таком мы ставим клеймо сребролюбца. Диагноз правильный, но страсть непростая.

И чревоугодие, и блуд основаны на неправильной работе нашего тела, неправильной любви к себе. Бог определил, что человеку необходимо питание, но тот начинает чревоугодничать. Господь сотворил мужчин и женщин, чтобы создавались семьи, рождались дети... Хоть мы и кажемся себе ангелами, на самом деле мы духовно-телесные существа, поэтому телесную сторону жизни надо иметь в виду и правильно ею управлять. Влечение к противоположному полу необходимо для создания семьи, – но мы больше не эту задачу выполняем, а удовлетворяем похоть.

Святые отцы говорят, что и страсть сребролюбия неестественна для тела человека. Когда ребенок рождается, он не знает, что такое деньги, материальные ценности, вещи, во что родители его одели, в том и ходит – и доволен. Становясь старше, он начинает испытывать удовольствие от обладания вещами, жадничать.

Мы живем в эпоху потребления, и даже в Церкви заметно, когда прихожане не готовы жертвовать временем, силами или средствами для храма, а ждут, что их обслужат.

Сребролюбие, по апостолу Павлу, – это идолослужение. Человек, заразившийся этой страстью, попадает в зависимость от материального и начинает служить ему. Не случайно Господь говорит: Не можете служить Богу и маммоне (то есть богатству: маммоной еще назывался кошелек с деньгами).

Если мы не видим в себе этой страсти, это не значит, что мы ею не заражены и что этот идол не сидит в нашем сердце и не командует нами.

«Сребро» по-церковнославянски «деньги». Раньше деньги были не шуршащими бумажками, не биткоинами, не кредитной карточкой, а серебряными, золотыми и медными монетами. Когда род Адама стал умножаться, появились народы, с ними – определенные виды занятий: кто-то был кочевником, кто-то – ремесленником. Возник натуральный обмен, а затем появились деньги: допустим, ты вырастил овечку и мог обменять ее на продукцию кузнеца или ткача, но овечку надо тащить, а с деньгами проще. Появляются отношения «товар – деньги – товар».

Ценностью становилось что-то действительно стоящее. Археологически доказано, что это были редкие раковины, металлы или камни. Когда человек освоил получение и обработку металла, такой ценностью стало серебро. Во времена формирования нашего языка – старославянского, древнерусского – серебро было эквивалентом денег: если кому-то что-то было нужно, он отрывал кусочек от серебряного слитка и расплачивался – появились деньги, которые затем стали чеканить в виде монет.

В XX веке (древние бы, наверное, посмеялись) появились банки и страны, которые выпускали денежные единицы, не обеспеченные ни серебром, ни золотом, ни иными металлами. А мы говорим, что это ценность, это нам дорого, будем посвящать этому свою жизнь.

Сребролюбие – это любовь к серебру, то есть к деньгам как к средству получения всего, чего хочешь, любовь к богатству, ко всему материальному. Если мы думаем, что никакого богатства у нас нет, мы скромничаем. Давайте проверим, насколько мы привязаны к своей скромной квартире, к машине, даче, зарплате или пенсии. Допустим, мы сейчас все потеряем – хотя бы кошелек: насколько мы огорчимся? Или еще проще: есть у вас любимая чашка – и вдруг она разбилась. Если горечь появилась, значит, есть любовь к материальному. Необязательно обниматься с этой чашкой, квартирой, дачей и машиной, любовь – это привязанность, наличие которой проявляется через боль об утрате.

Вроде мы здоровы, всего лишь чашка разбилась, надо пойти купить другую, а нет – жалко, и мы готовы даже наказать виноватого. Это проявление сребролюбия, хотя мы небогаты. Не надо думать, что оно только у владельцев нефтяных скважин – это касается всех. Сегодня губернатор какого-либо города или области почитается как благодетель, его хвалят за строительство храмов и монастырей, больниц, дорог, а завтра его уже связали и обвиняют во взяточничестве – как это совмещается в одном человеке, особенно если он считает себя христианином? Очень горько, когда такие вещи происходят.

Горе нам, христианам, если мы так живем! Если бы мы знали, что такое сребролюбие, что это реальный идол, который порабощает и отдаляет от Христа, наверное, было бы меньше коррупции, хищений. Но люди не знают, во-первых, этой страсти, во-вторых, не знают, что такое покаяние, плохо знают веру, считая себя христианами. Ведь на суде надо будет отвечать за это…

Тебе доверили власть, дали возможность созидать, укреплять Родину, творить благо, а ты миллиарды в карман запихал. Разве от этого будешь счастлив? А умрешь – тебя закопают в двух метрах земли, ничего с собой не возьмешь. Куда это? Детям?

То, что ты украл, – это адские угли, которые прожгут дыры в душах твоих детей. Сколько среди детей богатых, избалованных в роскоши, наркоманов! Они просаживают все, что родители накопили неправедным трудом. За такое человек обязательно даст ответ и в этой жизни, и, что страшнее, – в той.

Напомню, что любая страсть – это искореженная, исковерканная добродетель. Господь сотворил Адама благодетельным – в нем не было зла. Добродетели как источники силы должны были приближать первого человека к Богу, а когда Адам согрешил, они превратились в страсти. Но сила их остается, и они бьют не в положительном направлении, а становятся источниками заражения.

Для примера сравним это с ядерной станцией. Когда атом мирный, он работает как надо – это огромное благо: люди получают энергию, заводы работают, транспорт ходит – это дешевая энергия, экономика работает. А когда происходит сбой, электростанция становится источником смерти, как, например, случилось в Чернобыле или в Японии на Фукусиме: та же самая сила, энергия атома, уже действует как разрушитель (радиация).

Так же получается и с проявлением страстей. Какой источник силы изначально был в Адаме? Добродетель нестяжания – нестяжательность.

Давайте познакомимся с этим словом. Что такое «стяжать»? «Стяжать» – значит «собирать, накапливать». У нас есть слово «стяжка» – стяжкой мы что-то соединяем, скрепляем.

Стяжательность – когда человек начинает копить, собирать материальные богатства; мы не говорим здесь о необходимом – мы говорим о чрезмерном, о привязанности к материальному. Нестяжательность – это отсутствие привязанности к материальному.

Адам был Богом всем обеспечен: в раю не надо было одеваться, там было комфортно и с точки зрения телесной жизни, и с точки зрения духовной. Ему не нужны были модный айфон, кредитные карточки, не нужно было залезать в долги, в банковское рабство – у него было все необходимое, поэтому у него была эта замечательная добродетель. И во что она превращается? Она превращается в сребролюбие. Нестяжательность – это когда не нужно ничего, мы к Богу идем, там наша цель, там наше сердце… А здесь – серебро, деньги, материальное.

Вспомним Ветхий Завет: чем начинает заниматься Каин после того как убивает Авеля и становится изгнанником? Он основывает города, ремесла – появляются деньги, ценности и так далее.

Вместо того чтобы быть наследником рая, человек становится наследником и рабом идола под названием «сребролюбие».

Зачем мы с вами это изучаем? Чтобы понимать, откуда появляется страсть и куда ведет этот путь. Наша задача – бороться со сребролюбием, если мы увидим его в себе. Для этого есть совершенно четкие способы, методы – нужно идти к добродетели: «Уклонися от зла и сотвори благо» – так получается.

В святоотеческой системе взаимодействия страстей сребролюбие стоит на 3-м месте: сначала идет чревоугодие, потом блуд, потом сребролюбие, и это не случайно. Взаимодействие страстей уже изучено – поговорим об этом сейчас в качестве наброска для будущего подробного разговора, чтобы вы понимали, откуда что берется.

Чревоугодие подпитывает блуд. Излишняя любовь к своему телу, отравление его сластями, роскошью, объедением, пьянством и так далее усиливают блуд. Усиленный блуд по-особенному заставляет действовать человека – он начинает наводить красоту, искать дорогую одежду, какие-то средства привлечения. А на что жить-то? И отсюда напитывается сребролюбие.

Давайте еще раз, подробнее. Допустим, я чревоугодник (что, по сути, так и есть) и мне надоели салатики с кашкой, с простым супчиком – хочется вкусненького, а зарплата у меня не позволяет этого, и я начинаю от этого страдать. Мое чревоугодие говорит мне: а ну-ка, покорми меня, хочется чего-то дорогого – например колбаски. На это нужны деньги.

Человек начинает думать про деньги постоянно: хочешь колбаски – надо денег. Он думает: «А у меня кредитная карточка есть! Возьму» – или денег занял, или на худой конец что-нибудь своровал. Понимаете, откуда берется эта взаимосвязь? Она прямая.

Или человек привык к роскоши, удобствам, а у него сейчас нет средств, чтобы обеспечить себя этим, и он начинает искать способы – только этим и живет: думает, где заработать, как схитрить, чтобы получить какие-то деньги, и, естественно, идол тут же что-то предложит. Почему идол? Когда христианин становится поклонником этого идола, он готов и Христа предать: мы знаем такой пример из Евангелия – Иуда же не сразу был предателем. Господь дал ему возможность побороть его основную страсть – сребролюбие, собирая пожертвования и раздавая их бедным. Но Иуда не воспользовался этим средством для исцеления своей души, а еще больше отравился и в итоге предал Христа за 30 сребреников.

И в нашей жизни тоже могут быть такие сребреники, когда мы предаем Христа – например, берем взятки или участвуем в коррупционных схемах, питаем другие грехи и страсть сребролюбия: это тоже – самое настоящее предательство. Не по совести живем, не по скромности, не по средствам, хотим чего-то большего, чтобы удовлетворить ту же самую страсть чревоугодия.

Блуд тоже требует денег, сребролюбия. Сколько денег нужно для современного ухода за собой, каких-то хирургических операций, процедур, одежда сколько стоит современная, модная, чтобы привлекать внимание, выглядеть прекрасно? Сколько на фитнес тратится денег?

Откуда люди их берут? Они начинают думать о деньгах, болеть сребролюбием и нередко идут на преступления, чтобы обогатиться.

Не так давно в Екатеринбурге случилась трагедия – была убита бьюти-блогер (девушка, работающая в интернете, показывающая модную одежду, интерьер и так далее). После расследования оказалось, что они с мужем жили фактически в нищете – все деньги тратились на такую обстановку. Жили чуть ли не в дачном домике, но все было обставлено так, что с разных углов было видно, что это – роскошная обстановка. В интернете показывали свою любовь, как все у них замечательно и красиво... На самом же деле получилось, что люди ради этой картинки залезли в кредиты и не смогли из них вылезти. Закончилось трагедией – что, к сожалению, логично по действию страстей. Жалко людей, но так происходит.

От блуда тоже очень сильно развивается сребролюбие, как и от других страстей.

В чем причина появления сребролюбия? Нестяжательность основана на доверии Богу. Господь сказал: «Прежде чем вы задумали что-то, захотели, Я уже приготовил это вам, если это вам полезно». Причина появления сребролюбия – недоверие Богу. Человек думает: «А вдруг будет хуже? Пенсионный возраст отодвинули, а если я не доживу до пенсии, заболею, что делать? А вдруг меня уволят? А вдруг придет злой начальник и начнет меня зажимать, штрафовать? А вдруг мне не хватит пенсии?»

Человек вместо того, чтобы просто трудиться, получать профессию и расти в ней, начинает копить деньги, привязываться к ним и так далее: все основано на надежде на себя, на деньги, на имущество, а Бог – где-то там...

В истории многократно бывали примеры, что накопленные деньги не помогают. Особенно мы с вами, люди среднего и старшего поколения, знаем, как в 1992 году деньги сгорели, как в 1998 году кризис случился, потом в 2008-м, да и сейчас покупательная способность рубля очень снизилась… Страх, недоверие Богу очень легко превращаются в основу для появления сребролюбия в нашей жизни и нашей душе. Будем же внимательны и будем работать над собой. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Анна Вострокнутова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс