Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (1111) → Протоиерей Андрей Канев: Борьба с блудом. Часть 3. Чтобы победить страсть, удаляй ее причины

Протоиерей Андрей Канев: Борьба с блудом. Часть 3. Чтобы победить страсть, удаляй ее причины

№22 (1111) / 7 июня ‘21

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №21 (1110) 2021

Мы с вами проводим необходимые огласительные беседы, чтобы борьба со страстями была успешной, правильной и вообще шла. Сейчас мы приступили к изучению страстей, как они проявляются и какие общие принципы борьбы со страстями. Сегодня у нас 3-я часть темы «Борьба с блудом». На прошлой передаче мы говорили, как начинать эту борьбу: с чревоугодия, обязательно ограничивать себя в алкоголе, не мечтать ни в коем случае о романтике, о семейной жизни, если нет кандидата, чтобы семью создавать. Сейчас приступим к продолжению. (Тех, кто к нам присоединился сейчас, прошу обратиться даже не к началу этой темы, а к огласительным беседам – с них нужно начинать в обязательном порядке.) Итак, продолжим.

Страсть блуда – особенная. Когда, допустим, у нас есть страсть чревоугодия, сразу видно – человек толстеть начинает, тратится на дорогую еду, лакомится, и это заметно. Блудная страсть тоже такая – вылезает в форме твоего общения с лицами противоположного пола: это все видно, это не спрячешь.

Бывают внутренние страсти, и мы, Бог даст, придем к их изучению тоже. Они не менее страшны, не менее важны, борьба с ними необходима, но если ты впал в уныние или печаль – это одно, а если впал в блуд, это совершенно тебя меняет: эта страсть очень сильно изменяет духовно-телесный состав человека. Тут результаты страшнее, а в наше время все доступно: только щелкни пальцами – и доступ к любой страсти, к любому удовлетворению этой страсти. Особенно нам с вами важно знать, это эта страсть есть в каждом человеке и борьба с ней, как мы говорили в прошлых беседах, надолго: это враг серьезный.

Враг серьезный, на нас все влияет, мы члены этого общества, часть этой современной культуры; хотим или не хотим, но мы это видим, слышим, чувствуем, принимаем мысли, в нас это все работает. Война идет, бой идет, танки, пушки, самолеты – все работает, мы в этой обстановке духовно находимся. Поэтому не исключено, что мы можем упасть, от этих падений не застрахован вообще никто, особенно если христианин не заботится о себе и не предпринимает меры по самозащите и самосохранению. Даже специально употребляю такие слова, братья и сестры, – так и должно быть: мы должны заботиться о себе. Как во время реальной физической войны и реального боя нужно выполнить задачу, но еще и сохранить себя, сохранить жизнь.

Чем опытнее солдат, тем больше он может уничтожить врагов, выполнить задач и себя сохранить. У нас тоже задача такая – надо в этом мире себя сохранить. Но не исключены падения.

Какие? Они могут быть как тяжелые, смертные (мы говорили, что страсть проявляется по-разному), так и в виде внутреннего проигрыша, когда ты физически с женщиной не согрешил, но увлекся ее разглядыванием, увлекся блудным впечатлением от коллеги, ее духов, почти пляжного вида на работе, и у тебя это все в голове крутится, ты ходишь как контуженный – это тоже падение, тебя зацепило, осколками какими-то задело. Что делать-то?

Нам святые отцы говорят: не унывай, брат (Сестрички, тоже не унывайте, вас это тоже касается в той же степени, мы все с вами люди – все подвержены этим страстям), что ты споткнулся. Это не значит быть равнодушным к падениям своим: Будешь равнодушен – будешь дальше продолжать. Я попался сегодня, не сохранил зрение (увлекся какой-то интересной женщиной, похихикал, пококетничал, обратил на нее внимание, ее образ у меня в голове сидит) – это уже проигрыш. Ты проиграл: это не смертное падение, но уже проигрыш.

Враги – не женщины: женщины хорошие, добрые, красивые, умные, замечательные, приятные, но не о них речь, а о тебе. Ты проиграл, запустил блудные страсти. Женщина и не знает, что такое впечатление произвела, она не виновата.

В советское время во время сухого закона были уничтожены селекционные виноградники, которые выращивали в Советском Союзе. Зачем? Если ты хочешь бороться с алкоголем, при чем здесь виноград? Из винограда получается замечательный сок, изюм, какие-то другие продукты. Если я блудник, женщины тут вообще не при чем: это мои проблемы – это не значит, что «нужно всех женщин уничтожить – тогда блудной страсти не будет».

Наивный ты, родной человек… Все будет у тебя. Житие Марии Египетской надо почитать и поймешь, что не женщина тут виновата, а ты виноват: в тебе это все есть. Поэтому если мы регулярно падаем много раз на дню, не надо унывать.

Да, мы неопытные, да, мы попали в эту войну, но наша задача этот опыт получить. Поэтому принцип: упал – вставай. Даже если по какой-то причине ты не сохранил себя в этом бою, как подбитый летчик, упал в смертные грехи, – не унывай, христианин: вставай, родной, выкарабкивайся, другого пути нет. Христос тебя ждет.

Мы на прошлом занятии говорили, что молитва нужна: вставай с молитвой. Мы говорили, что постоянство должно быть в борьбе – в том, что я не хочу этой страсти. Да, сердце мое увлеклось, да, ум просто прошибло, но я потом пришел в себя – я не хочу этого, хочу встать, идти: «Господи, помоги мне». Вставать надо всегда: много раз на дню упал – столько раз на дню вставай.

Напоминаю про Евангелие, которое мы с вами, братья и сестры, должны читать не просто иногда, а регулярно, каждый день. И с толкованием святых отцов его изучать, знать, понимать: это Книга Жизни. Господь говорит апостолам, когда они спрашивают: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз.

Если перевести на наш человеческий язык, – бесконечно: сколько раз брат согрешил против тебя, попросил прощения – столько раз прощай его. Это Он говорит о взаимоотношениях между людьми, а во взаимоотношениях между Богом и человеком разве не так? Еще больше это работает. Не важно, какой страстью ты упал (блудом, гордыней, чревоугодием – чем угодно), снова проси прощения – и снова получишь его много раз на дню. Наша задача – бороться. Не унываем от борьбы, не печалимся.

Когда человек начинает печалиться («как я мог?»), это происходит потому, что он или не знает основ веры, или потерял знание основ веры. Если ты помнишь, что ты ребенок Адама, что похож на него во всем многообразии грехов, что ты такой же падший человек, как и он, что же ты удивляешься, что в тебе какая-то нехорошесть проявилась в виде той или иной страсти? Ничего особенного не произошло, а ты же себя считаешь замечательным, хорошим, прекрасным принцем, и вдруг этот принц, понимаете ли, свалился с белого коня в лужу и лежит грязный. А как так получилось? Родной, ты всю жизнь так живешь, просто сам себя не видишь.

Поэтому не печалимся, не унываем: это идет борьба – идет битва за твою душу. Поэтому упал – встал в обязательном порядке, и так бесконечно, пока живем здесь. Не будет конца, приготовься: это такая битва, такие условия.

Чтобы быть уверенным в этой борьбе, мы должны понимать, дорогие мои, что следующий принцип очень важный – «победа от Бога»: не от тебя, не от меня, не от главнокомандующего – только от Бога. А Господь не где-то далеко – Он настолько к нам близок, что держит нас на руках и говорит: «Сынок, ну-ка, давай сам трудись, родной. Я здесь, со Мной не упадешь». От нас молитва, попытка, а от Господа результат.

Бывает, нужно побороться: есть страсть блуда, а есть, допустим, страсть гордыни – какая из них тяжелее? Все тяжелые, согласен, но гордыня тяжелее, ведь лукавый согрешил отпав от Бога – не блудом: какой может быть блуд у бесплотного духа? Он в нем появился после грехопадения. Этот дух и развращает нас с малолетства, он ведь сам не может блудить и пытается это делать через людей. Он согрешил гордыней, которую взрастил в себе: она подтолкнула его на предательство Бога, на то, чтобы стать источником зла в этом мире.

Получается, дорогие мои, ради того, чтобы побороть большее, Господь порой оставляет борьбу с плотью, чревоугодием, блудной страстью. Это не значит, что я говорю: «Братья и сестры, блудите» – нет, конечно. Мы не заметаем эти страсти под коврик, понимаем, что они у нас есть и с ними надо бороться.

Дай Бог, чтобы эти падения были не смертными, но все равно это внутренний проигрыш. Мы должны понимать, что борьба попущена нам, грешникам, Богом, чтобы мы научились вставать, опираясь на Него, а не сами, и понимали, что победа зависит тоже от Него.

Даже если вы упали – встали, снова упали – встали, и если уйдете из этой жизни, не победив страсть, не считайте, что проиграли, ибо оценивается процесс регулярного вставания, а не то, что ты пришел на Суд Божий в белом костюмчике: «Господи, я сохранил себя». Кого ты там сохранил?! Если бы не Господь, ничего бы ты не сохранил! Показатель здесь – процесс, поэтому не унываем, спокойно боремся.

Напомню наш современный фильм «28 панфиловцев». Командир подразделения говорит своим солдатам классную фразу: «Спокойно жжем танки». Это можно сказать относительно всех страстей: они атакуют, сил у нас нет, но с нами Бог, поэтому мы спокойно должны сжечь эти помыслы, блудные незаконные чувства в покаянии.

Победа – от Бога. Если христианин уйдет из жизни по воле Божией в процессе борьбы, он все равно победитель, понимаете? Поэтому не унываем. Нам нужна не иллюзорная, мнимая чистота, а борьба. Запомним девиз наших десантников: «Сбит с ног – сражайся на коленях, идти не можешь – лежа наступай». Он и христианский. Поступай как можешь: упал – молись, вставай, ковыряйся, ползи ко Христу, но вставай. Вот такой принцип. Чтобы победить страсть, удаляй ее причины.

Давайте посмотрим, что святые отцы считают причинами усиления страсти в человеке.

Чрево. Это как пища, так и удобства, комфорт, роскошь, лежание, лень – диванный образ жизни. Если христианин ест что попало и как попало, сколько влезет, спит сколько хочет, нежится, ленится, не работает физически, не понуждает себя, то, здравия желаю, все это дело у него будет: к сильной страсти чревоугодия автоматически присоединится блуд. Вернитесь к нашим беседам о чревоугодии, изучите их, а самое главное, братья и сестры, начните делать, иначе все это будет просто болтовней.

Общество. Что это? Мы совсем не должны укрыться в своих домах, квартирах, загородных дачах, пустыне, пещерке. Мы обычные гражданские мирские люди. Человек – существо общественное. Если бы мамы нас родили и оставили в лесу, мы бы и выросли обезьянками. Человек становится полноценным только в обществе: учится говорить, чувствовать, приобретает нужные навыки.

Соответственно, если общество развращенное, на нас оно тоже влияет. Это может быть коллектив, в котором ты работаешь, когда на Новый год руководство устраивает корпоратив – вечеринку, где все изображают русалочек; ты к батюшке: «Благословите: идти – не идти?». Какие вообще могут быть вопросы, родной? Конечно, не идти: если ты придешь и будешь со всеми русалочку изображать, то, сами понимаете, возбужденное состояние, алкоголь, и пожалуйста – все страсти обнаружились.

Или компания, в которой привыкли общаться матом, и это естественный разговор про женщин и блуд. Стоит ли с такими друзьями общаться? Я думаю, что нет. Надо выбирать.

Общение в интернете – это тоже общество, часто анонимное, но все равно взаимодействие с людьми. Важно, с кем общаться: скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Общество – это и все человечество, в том числе люди, которые что-то создают (кинокартины, другие артефакты), но и ничего не создавая, мы транслируем, передаем информацию, впечатления. Фильм посмотрел – сказал: «Какой классный!» Все заразились, стали смотреть. Общество – это и современная культура. Какая она? Христианская? Нет, антихристианская. От нас зависит, чтобы это контролировать, фильтровать, анализировать. А если не разбираться, то впитаешь что угодно.

Сладострастие – мы говорили, что это основа приятного ощущения, которая соединяет в себе несколько страстей. Чревоугодие – когда нам приятненько что-то на вкус. Блудная страсть – тоже наслаждение: похоть плоти, похоть очей, романтика в мыслях, мечтания, вся физиология. И тщеславие. Эти страсти между собой тесно связаны.

Поэтому если мы хотим облегчить борьбу, то должны убирать эти вещи. Допустим, переходить на более простую пищу, соблюдать режим питания, отказаться от сладостей, вкусняшек – это ослабит тягу к сладострастию.

Мы должны понимать, что лукавому нужно подтолкнуть человека на блуд. Чтобы человек сильнее к нему стремился, он посылает ему эти искушения. Грешит человек не один, вместе с ним и лукавый получает удовольствие. Человек думает: какой кайф, надо будет повторить! А второй раз уже неинтересно – надо что-то сильнее, мощнее, и от малого согрешения доходит до большого.

Мы рождены не для сладострастия, не для удовольствий, как бы печально это ни звучало. Духовную радость от действия благодати мы еще не знаем, а знаем все на уровне плоти и плотских впечатлений, с которыми мы должны бороться, поскольку они греховные.

Свободное общение – еще одна причина, усиливающая блудную страсть (имеется в виду такое общение в женском коллективе или с женщиной, которая нам приятна, когда мы начинаем себя вести странно, кокетничать, распускать руки, а в мужском коллективе позволяем себе говорить пошлости, повторять блудные анекдоты). Надо понимать: если ты распустил язык, не контролируешь чувства, только и делаешь, что хихикаешь, блудная страсть будет усиливаться.

Целый комплекс причин получается…

Спасибо вам, дорогие братья и сестры, за внимание к нашим беседам! Особенно я хочу отметить и поблагодарить неравнодушных телезрителей, которые находят время и возможность писать отзывы. Они нужны не чтобы сказать, какой отец Андрей молодец и вообще замечательный, а чтобы понять: нужна ли вам та или иная тема, приносит ли пользу беседа, все ли понятно? Мне нужны ваши вопросы, истории, которые послужат кому-то для вразумления. Поэтому если вы поможете своим участием в создании передачи, буду очень благодарен.

Спаси вас Христос! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс