Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Ты копаешься с утра до ночи в своих бесконечных делах и заботах, а потом поднимаешь глаза от земли – и вдруг видишь этот невероятный, величественный храм и думаешь: вот оно, Небо, – здесь, прямо перед тобой. Вот святость, к которой можно прикоснуться.
О ситуации в Грузии и грузинских святых
О Грузии и новом витке напряженности между нашими странами говорят на всех российских федеральных каналах, в социальных сетях и на кухнях. Кто-то с любовью и сожалением, кто-то со злорадством и злобой. Но равнодушных нет. И это хороший знак – это говорит о том, что грузины для русских и русские для грузин не просто соседи, связанные какими-то часто меняющимися политическими интересами и экономической выгодой, но есть гораздо большее, что связывает братьев-единоверцев.
Мне, человеку по фамилии Ахалашвили, родившемуся в Тбилиси, чьи родители венчались в Светицховели, просто больно смотреть на происходящее в Грузии. Больно до слез. Как было больно, когда в 1990-х гг. я ездил на каникулы к грузинской бабушке в Дигоми и слушал от многочисленных родственников истории о страшной Российской империи, высасывающей из Грузии последние соки, и о новой богатой и свободной жизни в дружбе с Западом.
За прошедшее время из самой процветающей республики Советского Союза Грузия превратилась в одну из самых отсталых на постсоветском пространстве и, казалось, успешно должна бы преодолеть детские болезни самоидентификации, разобравшись, кто для нее враг, а кто друг. Но оказалось, что кучке бессовестных провокаторов и горлопанов, наживающих на вражде свои бессовестные политические 30 сребреников, под силу вновь втянуть Грузию в новый омут нестабильности и вражды…
Комментируя протесты в Тбилиси, театральный классик Роберт Стуруа написал на своей странице в Фейсбуке: «Злой дух победил... нацисты празднуют: нет больше Грузии». Мои московские и питерские друзья – писатели, журналисты, священники, да и просто обычные верующие люди, которые ездили к святыням Грузии, да и просто так в гости, – как один, публикуют в социальных сетях посты, как там замечательно и с какой теплотой грузины принимают русских. Самое обидное, что эти простые, искренние, гостеприимные люди из-за своих бессовестных политиков больше всех и пострадают. Во время беспорядков, когда на все вопросы друзей я качал головой и разводил руками, моя близкая московская православная подруга, которая множество раз ездила по святым местам Грузии, посещала самые отдаленные монастыри и святыни, неожиданно сделала мне удивительные дорогие подарки. Она подарила мне икону Пресвятой Троицы на слюдяной пластине из Троицкой церкви в Гергети XIV в., икону ста тысяч мучеников Тбилисских и икону преподобного Давида Гареджийского из его монастыря: «Молись, – говорит, – Денис, им за нашу любимую Грузию».
Когда люди перестают слышать голос разума, нам остается только одно – говорить с ними на языке любви и молитвы.
Про гигантские храмы
Недавно прочитал очередной гневный текст на тему «гигантские храмы – это памятники амбициям спонсоров». Автор сокрушался, зачем тратить деньги на большие храмы, когда столько вокруг голодных детей и мало парков и стадионов.
Если с этой точки зрения посмотреть на готические храмы Европы, наверняка можно сказать, что это памятники амбициям средневековых владык, которые хотели показать свою мощь, богатство и благочестие. Хотя эти владыки и не всегда были святыми людьми, потомки им за эти величественные соборы благодарны: эти соборы создали облик благочестивой, верующей, патриархальной Европы. Самим фактом существования они служат молчаливым напоминанием людям о высшем, небесном предназначении жизни человека. И это прекрасно.
То же можно сказать и о нас, о России. Разве ваше сердце не трепетало от радости величия при виде прекрасного, как молитва в камне, Храма Христа Спасителя? До сих пор не забуду, как мы с женой приехали в Верхотурье и увидели третий по величине в России Крестовоздвиженский собор Верхотурского монастыря, рассчитанный на 10 000 человек. На фоне звездного неба, подсвеченного огнями, он казался Небесным Иерусалимом, спустившимся на землю.
Посреди упадка и разрухи запущенной еще в советские времена провинции казалось, что само небо опустилось на дикую, суровую землю, не нужную людям, но нужную Богу. Когда задумываешься об этом, трогает до слез. Ты копаешься с утра до ночи в своих бесконечных делах и заботах, а потом поднимаешь глаза от земли – и вдруг видишь этот невероятный, величественный храм и думаешь: вот оно, Небо, – здесь, прямо перед тобой. Вот святость, к которой можно прикоснуться. Да, в наше непростое время, когда каждый за себя, содержать такой храм тяжело и непросто. Да, он бывает полным только во время великих праздников. Но когда я на него смотрю, даже просто стою рядом с ним, я словно напитываюсь безоглядной и нерассуждающей верой людей, забывших о прагматичном расчете элементарной житейской логики, решившихся построить его в этой глуши. Рядом с величественным храмом сам человек становится великим, способным жертвовать не от щедрот, а последним Христа ради. И это в нашей жизни – самое главное.
Без интернета
Друг из Санкт-Петербурга историю рассказал. Пост, небольшой храм в центре города, народ выстраивается к священникам за благословением. Благословившись, расходится. Гасят свечи, полумрак. Энергичный седобородый папа подводит 14-летнюю дочку к батюшке спросить, как ей поститься. Разговор: «Вот, батюшка, дочку привел первый раз. Научите, как поститься, а то она: то не буду, это не буду». И дочка: «Понимаете, первый раз. Скажите, батюшка, что мне нельзя есть». Тот посмотрел: «Есть можешь все». – «Как все?» – «Все! Ешь как обычно, а вот в среду и пятницу воздерживайся от интернета». У девочки в глазах немой вопрос. Священник снова: «Просто в среду и пятницу не пользуйся интернетом». Она: «Как, вообще без интернета?» Батюшка: «Вообще». – «А, может быть, все-таки лучше без мяса?» – «Нет, – говорит священник, – мясо ешь, для роста полезно, а два дня в неделю постарайся прожить без интернета». Девочка умоляюще хватает отца за руку: «Папа…» Отец разводит руками. Девочка трет глаза, опускает голову; согнувшись, идет к выходу, плечи вздрагивают – она плачет.
Это было бы смешно, если бы у моих друзей не происходило нечто подобное с их стремительно подросшими детьми. Те готовы в случае чего на любые жертвы: не есть, не пить, не спать, только бы их не лишали интернета. У них из-за этого дома страшные скандалы и ссоры. «Мама, вы с папой нас не любите» – это самое мягкое. Попробуй поговори с ними о молитве или о походах в храм по воскресеньям… Лучше даже не начинать. В общем, грустно все. И что делать – не знают.
Хотел бы я сказать что-нибудь ободряющее и назидательное, но лучше расскажу вам вместо этого одну еврейскую шутку по этому поводу. Разговаривают два еврея. Один другому: «Скажи мне, как люди раньше могли жить без интернета? Чем они занимались?» Тот пожимает плечами: «Да разным занимались. Кто-то “Лунную сонату” сочинял, кто-то теорию относительности придумывал, кто-то “Войну и мир” писал. В общем, убивали время как могли». К чему это все? В каждой шутке есть доля шутки. Думающий да разумеет.
Такие дела.
Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-o-situatsii-v-gruzii-i-gruzinskih-svyatyh;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-pro-gigantskie-hramy;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-bez-interneta
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.