Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (1102) → Протоиерей Андрей Канев: Борьба с чревоугодием. Часть 5. Пост – это средство обнаружения в себе того, что не соответствует Христу

Протоиерей Андрей Канев: Борьба с чревоугодием. Часть 5. Пост – это средство обнаружения в себе того, что не соответствует Христу

№13 (1102) / 1 апреля ‘21

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №12 (1101) 2021

Продолжаем цикл бесед о борьбе со страстями: что об этом говорит Церковь, какие бывают ошибки, к чему нужно стремиться, – и сегодня у нас 39-я беседа, часть 5-я, «Борьба с чревоугодием. О посте – 2».

В прошлый раз мы говорили, что правильный пост – когда человек выбрал меру, с желанием вошел в пост, понимает, что бывают периоды привыкания, когда страсти начинают проявляться, знает, что с этим надо делать, как подходить к тому или иному празднику с осознанием, что ты грешник, как не печалиться от того, что увидел грехи. Плохо, если ты не видишь в себе грехов, ведь пост – это средство обнаружения в себе того, что не соответствует Христу: страстей, которые лежат, таятся, ты их подпитываешь, не замечаешь. Пост все это вскрывает.

Перед постом у нас бывают периоды заговенья. Если брать Великий пост, заговенье происходит поэтапно: за неделю до Великого поста мы отказываемся от мяса, на масленичной неделе употребляется различная молочная продукция. После Прощеного воскресенья на следующий день мы вступаем в Великий пост.

Часто встречающаяся ошибка – в том, что мы заговенье рассматриваем как возможность перед смертью надышаться: поесть вкусненького, набить себе брюшко, «ведь завтра пост, а сегодня нужно порадовать свое чрево». Давайте обозначим для себя важное правило: заговенье – это не объедаловка, а подготовка.

Это означает, что если у нас завтра начинается пост (не важно какой: Великий, Петров, Успенский или твой личный по какой-то причине, о чем мы говорили на прошлой беседе), не надо накануне изображать из себя умирающего лебедя, который хочет надышаться последними глотками воздуха: не надышишься. Одна из целей поста – это опыт воздержания. Если так подходить, то посмотрите, как мы себя обманываем, если начинаем постное время с объедения, с подпитки страсти.

Я расскажу об одном случае, который нередко встречается. Быть может, вы себя узнаете в этой ситуации. Один из моих близких людей сделал такую ошибку. Он вообще ест мало мяса – для него это не проблема. И вот приближалось заговенье на мясо. А человек привык в воскресенье причащаться. И что он делает? Он сходил на вечернее богослужение в субботу, как смог, искренне исповедался, покаялся в своих грехах, которые обнаружил. Возвращается домой, и по дороге ему приходят такие мысли: заговенье, надо чего-то вкусненького поесть. И вот он бежит в какой-то ближайший магазин, покупает вкусняшки, мясные деликатесы. Он забыл, что готовился причащаться (если церковный календарь показывает, что поста нет, это не означает, что нет воздержания: да, на столе у нас непостные продукты, но не надо срываться и ублажать свое чрево различными способами) – накупил деликатесов, наелся до пыхтения. Хорошо, что у него хватило мудрости не идти на Причастие, ведь он проиграл в этой небольшой битве. А если бы он сходил, как бы его разнесло от недостойного причащения! Хорошо, что ему Господь подсказал, и он в разум пришел.

И так часто бывает – особенно когда перед постом, по любви к своим близким (и к себе тоже), хозяюшки начинают готовить. Бывают такие странные истории, когда христианин приходит после первой недели поста и говорит: «Я в понедельник, вторник и среду еще доедал непостную еду». У него спрашиваешь: «Для чего ты этим занимался?» – и он говорит: «Да вот столько приготовили, что жалко выбрасывать».

Заговенье у нас должно быть подобно взлету самолета: он же не сразу набирает большую высоту, а постепенно поднимается ввысь. Заговенье – это, по сути, первый день поста. Не надо превращаться в язычников, которые в своих ритуалах занимаются шабашами.

Заговенье – это ступенька к посту. Надо все рассчитать. Пусть это будет еще не постная еда, но уже взлетная полоса. На прошлой беседе мы говорили, что оставшейся едой можно поделиться с соседями, нуждающимися, угостить собачек, мышек, букашек – они тоже нуждаются в пище. Не надо все доедать – Церковь уже начала поститься, звучат слова молитвы: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», а человек сидит и доедает пищу, которой решил себя побаловать.

Нужно подходить к посту плавно, чтобы заговенье было обычным днем, а не днем пьянства, объедаловки, услаждения себя вкусняшками. Нужно легко входить в пост – не с больной головой, с похмелья, а чтобы с первого дня быть в работе, уже лететь. Это очень важно, братья и сестры. Я понимаю, что у вас могут быть какие-то семейные традиции, но давайте опомнимся: не для того мы входим в пост, чтобы этим заниматься.

Бывают ошибки и когда мы выходим из поста. В чем они? В том, что 40 с лишним дней мы ограничивались, наш организм перестроился на переработку постной пищи. Иногда нужно несколько дней, чтобы привыкнуть к этому: когда человек мало ест и переходит на овощи, его начинает пучить, он ощущает себя шариком, а потом это время проходит – организм настраивается на выработку полезных, необходимых для жизнедеятельности веществ. Постная пища не жирная, не углеводная… Человек трудится, и вот пост заканчивается.

Что у нас в конце поста? У нас праздник. Готовясь к празднику, мы часто думаем не о том, как покаемся в своих грехах, которые обнаружились за время поста. Мы думаем: «А что я поем? Какие вкусняшки  себе куплю?»… Если самолет летит-летит и резко садится, что с ним станет? Он развалится на части. Вы наверняка видели, что самолет плавно садится на взлетную полосу. И выход из поста должен иметь такой же смысл.

Выход из поста: постепенность и сохранение опыта воздержания

Если вы постились правильно, ваш желудок немножко сузился (мы помним, что это мышца). Поэтому ощущение сытости приходит не когда он растянулся, а когда наполнился. Если во время поста мы воздерживались и при этом думали, что «вот наступит Пасха, отварим себе 300 пельмешек или нажарим шашлыков», то для нас не Христос – главный. Но ведь Он в этот день родился, Воскрес (если это Пасха): надо посвящать праздник духовному смыслу. Какой смысл было 40 дней себя мучить, чтобы потом сорваться и превратиться в обжору? Это неправильно.

Я не говорю, что не надо устраивать себе семейный праздник (я говорил, что не надо лакомиться, и человек подумал, что надо есть сухую гречку). Конечно, надо собраться в кругу семьи, если это окончание поста, но не надо на это тратить кучу средств – этот праздник можно устроить спокойно, не объедаясь и тем более не опиваясь: вообще можно исключить алкоголь из разговения (особенно это касается тех, кто к нему неравнодушен), чтобы не получилось так, что ты на Пасху причастился, а домой пришел – объелся-опился: страсти сжимал во время поста, а тут они как бахнут...

Часто бывает, братья и сестры, что Светлая Седмица становится временем греха для наших христиан (не обижайтесь, это я говорю из практики), а не временем, когда можно каждый день причащаться – Пасхальная служба идет всю неделю. А у нас получается, что мы летели, ударились о взлетную полосу, наши детальки разлетелись, и к концу Светлой Седмицы мы пришли разбитые и говорим: не чувствуем Пасхальной радости. Друзья мои, какая Пасхальная радость, если вы ее заели? Да, пост закончился, но сохраняйте опыт воздержания, наблюдения за собой, за чревом.

Постепенность выхода из поста

Не бросайтесь на шашлыки, если их любите. Оставьте на потом. Скажите: после Радоницы немного угостимся (а может, потом и некогда будет). Да, необходим семейный обед: детишек поздравили, всем приятно, небольшой стол накрыли, угостили друг друга – порадовались, не объелись, не сонные, не пыхтящие от изобилия; спокойно все. И тогда вы эту Пасхальную радость сможете сохранить. (Чтобы не оказалось, что  чрево снова начинает побеждать душу, а это очень легко получается, если переесть.)

И заговенье, и выход из поста должны быть плавными. Очень горько, когда знакомые врачи рассказывают, как после поста в больницах особо большой наплыв христиан – они постились и резко начали принимать непостную пищу, и тут же начинают развиваться болезни, проблемы с желудком, поджелудочной, печенью, кишечником. А если бы все было постепенно, то ничего плохого не было бы.

Сохраняем опыт воздержания

Он очень помогает, ведь сложно в непостное время, когда Церковь не постится, поставить себя в рамки воздержания. Легче вместе с Церковью входить в пост, только необходимо соблюдать принципы, о которых мы говорили (продолжать трехразовое питание, соблюдать меру сытости), – и вы увидите, что это хороший опыт воздержания. Не разъедайтесь дальше – это очень важно. Общецерковный пост помогает, как костыли: ты сам, может, не хотел бы, силы воли не хватает, а тут со всеми получаешь хороший опыт.

Следующий принцип, чтобы пост проходил правильно:

Смотри в свою тарелку

Это означает, как апостол Павел писал в своем Послании:  иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. У каждого своя мера – смотри за собой. Не надо смотреть, кто как постится (строже тебя или вовсе не постится, постится ли с ошибками – не твое дело). В этом плане пост – индивидуальная работа, индивидуальное богослужение.

Смотри в свою тарелку. Должна быть мера поста. Смотри в свою тарелку – не в том плане, что ты осуждаешь тех, кто не постится или  слабо постится, а наблюдай свою меру сытости. Не надо объедаться.

Пост и милостыня, или дорогой пост

В чем суть вопроса? Пост и милостыня очень тесно связаны между собой. Когда человек начинает поститься в духовном и материальном плане, правильно выбрал меру и длительность поста, страсти начинают бунтовать. Приходит понимание, кто ты на самом деле: в тебе есть и блуд, и чревоугодие, и гордыня, и гнев. Потом страсти взрываются, просят развлечения. Уныние, печаль тут же подкатывают, сребролюбие накрывает, и ты смотришь: какой «красавец» получился!

И если ты поймешь, какую силу это в тебе имеет, то не будешь осуждать других людей, которые согрешают, а пожалеешь их, ведь ты еще хуже: себя-то лучше знаешь. Поэтому пост неразрывно связан с духовной милостыней, когда ты перестаешь осуждать людей.

Но он еще связан с милостыней материальной. Предполагается, что ты постишься не вкусняшками, не печеньем, не дорогущими морепродуктами, а перешел на более дешевую еду – для нас это овощи. Но если у тебя денег на пост уходит больше, чем в непостное время, то ты постишься неправильно. Это важно.

А если ты начал поститься, продумал свою тарелку, соблюдаешь умеренность, не голодаешь, не наносишь себе вреда, но экономишь какие-то средства (постная еда дешевле, чем непостная, если не покупать вкусняшек), то ты эти деньги можешь сэкономить и отдать их как милостыню: на храм, нуждающимся, многодетным, инвалидам (это ваше дело, куда вы отдаете милостыню), – это будет замечательно. Тогда основной принцип поста мы выдержим. А если мы постимся и услаждаем свое чрево (неправильно поняв фразу «постимся постом приятным»), то мы не для Христа постимся и это вовсе не богослужение.

Бывает, что христианин говорит: «Я привык к посту, пощусь уже давно. Что сделать, чтобы почувствовать тяжесть поста?».

Подскажу, братья и сестры. Чтобы почувствовать труд поста, работу (если ты постишься и нет никакого напряжения, значит, пост слишком легкий, ты взял меньше своей меры), что можно посоветовать? Отказаться от вкусняшек, перестать поститься пряниками, убрать лакомства – речь идет о сладком: не класть в чай сахар, перестать есть печенье, ограничить хлеб, убрать мед. Если уберете сладкое, почувствуете натяг.

Но если вы и к этому привыкли, для вас это норма, тогда напомню, в чем заключался древний пост, которым постились ранние христиане и в Ветхом Завете. Древний пост – это полный отказ от еды до определенного времени. Допустим, вы поужинали в 19.00 часов,  больше ничего не едите, отказываетесь от завтрака, терпите голод до обеда, который у нас в 12 – 13.00. Вы это делаете с вниманием к себе, с обращением к своему сердцу, пониманием, что там происходит. Это одно из средств усиления поста, когда это нужно для работы над собой. Мы читаем в Евангелии, что Господь 40 дней постился: Он полностью отказывался от еды и воды и напоследок взалкал (это очень большая степень голода и жажды).

Еще одна из форм поста – это когда мы приучаем себя к режиму, заставляем делать физкультуру (это средство не давать своему телу расслабления и неги).

Формы духовного поста

Я их оставил напоследок: то, о чем мы говорим, может быть невозможно человеку с больным желудком, и другие бывают какие-то причины, по которым человек не может поститься (когда люди немощные, пожилые). Не надо страдать – я об этом постоянно говорю. Некоторые люди не могут поститься физически по причине болезни, – а терпение болезни приравнивается к посту. Одно дело, когда здоровый мужик от мяса отказался, а другое – человек с хроническими болезнями: он и так с ними терпеливо борется, а это труднее, чем отказаться от мяса здоровому молодому мужику.

Давайте поговорим о формах духовного поста. Это касается всех.

Чтение духовной литературы

Если мы не знаем Евангелие, возьмите толкования на Евангелие и поставьте себе цель постепенно его изучить. Или начните читать творение какого-нибудь святого отца.

Это может быть и молитва, когда мы делаем ее более систематической; человек может увеличить молитвенное правило (но это надо делать по благословению) – в течение дня добавляют какую-нибудь молитву, можно тренироваться в чтении Иисусовой молитвы. Это важно.

Посещение богослужений

Если говорить о Великом посте, то это замечательные великопостные богослужения, которые часто проходят мимо людей, не приходящих в храм по будням. В это время можно усерднее посещать богослужения.

Отказ от развлечений

Это очень важный момент, особенно для молодежи, когда ограничиваешь себя в просмотреYouTube или посещении каких-нибудь соцсетей, чтении новостей и просто пользуешься только почтой по работе. Обратите на это внимание. Это никак не связано с питанием, но очень сильно работает, ибо мы стали зависимы от средств получения (в большинстве случаев ненужной) информации.

Покаяние

Когда человек начинает обращать внимание не только на свои дела, но и чувства, мысли,пытается внутрь себя по-настоящему заглянуть, – это тоже очень важно. Бывает, человек не может физически поститься, но каяться можно всегда.

Терпение болезней, своих близких

Это тоже одна из форм духовного поста.

Есть много других средств, чтобы пост был действенным, богослужением: без молитвы и покаяния, без богослужения, отказа от того, чтобы наши страсти подпитывались, невозможно представить настоящий христианский пост.

На этом, я думаю, братья и сестры, мы закончим: основные принципы проведения поста и подготовки к нему мы рассмотрели. Далее мы поговорим о духовной литературе, которая помогает правильно настроиться на пост – необходимо, чтобы вы знали, что почитать, где свои знания подкрепить, и, может быть, смогли выбрать для себя важную мысль, важные святоотеческие знания.

Спасибо вам, братья и сестры, за внимание к нашим беседам. Спасибо телезрителям, которые смотрят нашу передачу, оставляют комментарии, задают вопросы: я вам это искренне говорю – мне важно, чтобы мы с вами общались.  Спасибо большое за ваши отклики. До новых встреч.

Храни вас всех Господь! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс