Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (1101) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Не стоит возвращаться к ранее исповеданным грехам

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Не стоит возвращаться к ранее исповеданным грехам

№12 (1101) / 22 марта ‘21

Исследуйте писания

К нам продолжают поступать вопросы, и каждый раз они серьезнее, сложнее. Иногда они могут показаться бытовыми, но, согласитесь, в быту как раз и бывает глубокая правда… Первый вопрос: «Считаю себя недостойной молиться, тем более просить у Бога что-то. Считаю себя очень грешным человеком, и все мои беды передаются детям: им не везет в жизни. Дочери – 36 лет, она не замужем. Сыну – 24 года, он не найдет места в жизни, нет работы, увлекается “травкой”. Это такая боль! Виню себя. Прошу у Бога милости, но возникает такое чувство, что я недостойна милости и прощения. Хожу в церковь, причащаюсь, исповедуюсь, а покоя нет».

– Унывать и отчаиваться не надо. Родители имеют огромное влияние на своих детей: яблоко от яблони недалеко падает. Надо воспитывать ребенка, пока он поперек лавки лежит. Безусловно, это плоды воспитания, хотя, иногда у пьяниц дети вырастают священниками, а у священников – пьяницами. Это тайна.

Приведу слова старца Паисия, которого имел счастье видеть на Афоне за 9 месяцев до его кончины (считаю, это было великое для меня событие). Когда к нему обращались с подобными вопросами о неустройстве в жизни, он спрашивал: «Ваши родители вас часто оскорбляли? Не заработали ли вы своим поведением какого-то проклятия?». И советовал матерям всегда благословлять детей, желать им блага. И матери действительно вспоминали, как детей в каком-то приступе гнева проклинали. Это может быть одной из причин такого неустройства детей.

С другой стороны, есть уже личные грехи самих детей. Если сын курит «травку», мама же его этому не учила, это его выбор. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать – женщина считает себя недостойной, и это хороший признак, когда человек скромно о себе думает. Хуже, когда человек в жизни ничего делать не хочет, менять ничего не хочет, считает, что заказал канон, акафист, молитву и подав записку Матроне – и все само свалится с неба. Как само свалится? Старец Амвросий говорил: «Боже, поможи, – но и ты, мужик, не лежи».

Поэтому нужно вспомнить и покаяться: может быть, посылали детям проклятие? Надо налаживать потихоньку свою жизнь, тогда будет налаживаться и жизнь внешняя: не может наладиться внешняя жизнь, если у человека не налажено внутри (как в машине самое главное – двигатель, или в компьютере пока внутри что-то не починишь, компьютер работать не будет). Поэтому начните с себя. И говорите скромно: «Господи, не моя воля, но Твоя да будет». Благословляйте детей.

Я недавно брала интервью у замечательной певицы Елены Камбуровой. Она – кумир 1960-х, знаменита ее песня «Маленький принц», она пела колыбельную в передаче «Спокойной ночи, малыши». Сейчас ей за 80 лет, она руководит театром музыки и поэзии, где идут серьезные спектакли. Некоторые спектакли – по нашим бардам (в частности, по Б. Окуджаве). Она одна, детей у нее нет. Когда мы с ней затронули тему уныния, отчаяния, она сказала, что уныние – это все-таки страшный грех: надо в любом возрасте стараться быть полезным людям.

– Хочешь порадоваться – порадуй.

Она с молодежью, с театром, поднимает общественность на защиту бездомных животных. Человек находится в движении. Может быть, этой маме тоже надо принять большее участие в жизни детей?..

Следующий вопрос: «Моя девушка живет в православной верующей семье. Но у нее недуг: с подросткового возраста у нее различные приступы депрессии, она становится злой, равнодушной. Ее водили к православному психотерапевту, назначили лечение. Но однажды я увидел один из ее приступов, когда молился с ней: она зло и со страхом смотрела, даже святую воду откинула. Может быть, в ней бес? Что делать? Родители мне не поверят». Приступы депрессии – это страшно.

– Старец Варсонофий Оптинский говорил: волю Божию узнаю из обстоятельств жизни. Вот этому молодому человеку что-то приоткрывается в девушке, с которой он в будущем собирается связать свою жизнь.

Приведу такой пример. Мы приходим в обувной магазин и начинаем мерять обувь, которая нам понравилась. Шикарный фасон, но размер не подходит – жмет. А, может быть, разносятся? А, может быть, как-то перетерпится? Ведь красиво на ноге. Но никто никогда не берет обувь, если она мала, если тебе уже сейчас жмет...

Женская депрессия – страшная штука. У нас и так в жизни много внешних факторов, приводящих к унынию, а если еще человек по природе такой, тогда получается уныние, умноженное надвое. Не будем сейчас задаваться тайной, беснование это или нет, но ему было что-то показано. Зачем лезть на рожон?

Кстати, старец Амвросий говорил по поводу брака: должны быть оба здоровы, нравиться друг другу и чтобы было родительское благословение. Не очень-то много условий...

В таинстве Венчания не спрашивается о любви, любишь ты или нет. Я иногда шучу после проведения таинства, спрашиваю, с каким словом рифмуется слово «любовь». Взрослые стоят в оцепенении, а дети сразу говорят: со словом «морковь»: «любовь – морковь». Морковь вырастает из семечка: мы семечко сажаем, и только через 3 месяца получаем плод. Так и любовь – она должна вырасти.

Поэтому старец Амвросий и не говорит о любви, но говорит, что должны нравиться друг другу. И должны быть здоровы. Один из факторов счастливой семейной жизни, согласно словам старца Амвросия, – здоровье обоих. Кстати, в Антиохийской Церкви жених с невестой приносят духовнику справку о своем физическом здоровье: всякие сюрпризы могут быть (например молодой человек не ходил в армию, мол, родители откупили – начинаешь вникать, смотришь военный билет, а там: заболевание сердца, плоскостопие, зрение или что другое), надо заранее понимать, с кем мы связываем свою жизнь. У нас все обычно строится на общем впечатлении. Но старец Амвросий здоровье ставил на одно из первых мест.

Вопрос: «Грех ли читать роман “Мастер и Маргарита”»? Могу рассказать о себе. Я училась в 10-м классе, и тогда только-только появился роман «Мастер и Маргарита» в журнале «Москва». Однажды я до того зачиталась в электричке, что даже зонтик забыла... Для нас тогда это было настолько внове: мы об Иисусе Христе знали потому, что была рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда», и то она появилась немножко позже. Нас это ошеломило тогда – это было, наверное, первое серьезное знакомство с Господом, с верой.

– Если вообще читать нечего, тогда можно почитать, но когда человек уже познакомился с Евангелием, с трудами святых отцов, возвращаться к тому не стоит.

Кстати, когда я читал «Мастер и Маргарита» в 10-м классе, ничего не понял. Единственное, – потрясающее впечатление произвел Иешуа. Я тогда не понимал, что речь идет о Христе (я рос в неверующей семье), но подспудно догадывался. Там совершенно прикровенный рассказ о Нем, со своими интерпретациями, и это единственное, что оставило какое-то светлое впечатление.

Но это классика, мне кажется, этот роман даже входит в школьную программу. Так грех или не грех читать этот роман?

– Не грех. Тот, кто не читал Евангелие, пусть читает. Но после Евангелия возвращаться назад не рекомендую.

Следующий вопрос: «С мужем практически нет общения, даже поговорить не хочет. Целыми днями в телефоне в игры играет или телевизор смотрит. На этой почве тянет на непристойные мысли, что он занимается блудом. Как все это терпеть?».

– Такие мысли надо гнать, это уже фантазии о родном человеке. Лучше погрешить в милости, чем ошибиться в строгости. В супружеской жизни и в отношениях не может быть такого, чтобы только один был виноват. Вы – две половинки одного целого, и, если произошел какой-то сбой, значит, к этому имеют отношение оба.

Надо быть нежнее, внимательнее: не устраивать расспросы, а создать уют, обстановку доброты, любви и верности, чтобы его тянуло не к телефону, а к жене. Очень и очень многое зависит от женщины: муж – голова, а жена – шея, куда шея повернет, туда и голова. Поэтому надо обратить внимание на себя и сделать так, чтобы ему было интересно.

С другой стороны, сейчас это уже болезнь. Отсюда и название – «сети», и многие в них попались. Это на самом деле разъединение людей между собой – это настоящая трагедия. Сейчас телефон уже роднее и ближе, чем живой человек, который находится рядом.

Бабушка одна смотрит: все мамашки в телефонах, а дети – где-то вдалеке, в песочнице, рядом машины ездят. Бабушка спрашивает: «А вы за детей-то не беспокоитесь?». Они отвечают: «Бабуля, не переживай. Wi-Fi дальше песочницы не работает» – дети сейчас тоже с гаджетами.

В храмах иногда замечаю, как люди во время правила к Причащению хватаются за телефоны...

– В нашем храме многие по телефону следят за ходом богослужения. Я категорически против этого, я – за бумажные носители. Почему? Новенький человек придет в храм и скажет: «Ничего себе! С телефоном во время службы...». Это соблазн какой-то.

Но я не про это: люди, которые не причащаются, во время чтения молитв ко Причащению начинают копаться в телефоне, читать новости, просматривать сообщения… Думаю, что даже если ты не причащаешься, полезно послушать покаянные молитвы.

– Это уже крайность. Хорошо, что сказали, – это уже воспринимается как норма. Нужно свои храмы оберегать.

Знаете, я, например, не беру с собой телефон, если храм рядом с домом.

– Правильно. Ничего за это время не случится. Телефон – это плен. Выход один – предельно регламентировать время нахождения в различных сетях.

Телезритель спрашивает: «Нужно ли подробно останавливаться на своих грехах на Исповеди, подробно их излагать?».

– Исповедь исповеди рознь. Если это фрагменты генеральной Исповеди, которая может делиться на несколько частей, когда человек впервые приходит в церковь и решает открыть свою душу духовнику (священнику), с которым будет связана его дальнейшая христианская жизнь, то точно стоит это делать.

Большая разница, согрешил человек блудом или воровством. Одно дело, когда человек украл в магазине кроссовки, другое дело – миллион и более рублей из бюджета. Когда согрешил блудом, тоже есть разные варианты: один раз изменил жене или имеет 3-х любовниц. Когда человек называет это просто одним словом, тогда непонятно, поэтому комментарии могут и должны быть, если это касается серьезных грехов.

В основном подробности нужны на первой генеральной Исповеди, если священник сам задаст вопросы. А так – мы не можем до бесконечности копаться в прошлой жизни. Грехи надо забывать. Тем более не стоит возвращаться к ранее исповеданным грехам – это уже дьявольские ухищрения: дьявол хочет ввести человека в уныние, что Бог неумолим и нет прощения. Мы знаем, что Господь пришел призвать не праведных, но грешников к покаянию. И еще: на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

Следующий вопрос: «Грешно ли перебегать дорогу на красный свет, если тороплюсь в храм?». Я лично для себя решила, что грешно.

– Мне кажется, это абсолютно недопустимо. И храм здесь ни при чем. Как будто храм – это оправдание.

Часто вижу, идя в храм, как на красный свет бегут, причем пожилые женщины, с детьми. Несколько лет назад была трагедия из-за этого перед храмом – тоже человек бежал... Если мы опаздываем в храм, сами виноваты...

– Кстати, по поводу опозданий. Я часто слышу среди своих сотрудников такое оправдание: мы опоздали, – были пробки. Я всегда говорю, что пробка начинается с головы, ее оттуда надо выбить. Почему на самолет никто не опаздывает? Денежки заплатили. А в храм можно опаздывать. А почему ты не заложил час времени на пробки? Можно же приехать на 20 минут раньше. Нет, будут приезжать на 20 минут позже и винить во всем пробки. Если бы ты захотел приехать раньше, приехал бы... Протопресвитер Владимир Диваков на Патриаршую службу приезжает за час-полтора до начала, читает правило, смотрит, все ли в порядке: вот это школа!

Следующий вопрос серьезный: «Я верую в Бога, люблю Его, но ругаюсь нецензурными словами. Знаю, что это грех, борюсь. Но вся моя родня разговаривает на этом языке, и я вновь срываюсь. Как от этого избавиться? Какие молитвы можно читать?».

– Я для себя этот вопрос решил в один день. Я пришел к вере в 17 лет, прочитав Евангелие, которое перевернуло всю мою жизнь. Надев крестик и прочитав Евангелие, я сказал себе: «Бранные слова – мерзость пред Богом. Это предательство моего Господа. Если уж я хочу начать новую жизнь, то с этой минуты». И не надо говорить про аффект, про родственников.

Даже в армии, находясь в постоянном состоянии стресса, когда дело доходило до разных потасовок, я себе такого не позволял. Были слова-заменители. Люди ссылаются на то, что слышат это в школе, на работе, среди своих родных и близких. Когда в армии я такое слышал, подходил сзади, дергал за гимнастерку и спрашивал: «Ты хотел бы, чтобы твоя мама слышала, что ты сейчас сказал?». Тот отвечал: «Нет». Надо оставаться человеком в любой ситуации. Вот так потихонечку я близких людей от этого отучил, насколько это было возможно.

Родным и близким надо категорически сказать: «При мне больше этого не произносить. Я этого слышать не хочу». Святитель Феофан говорит: носите булавку и при каждом осудительном и бранном слове колите себе язык. Другой старец говорит: ругнулся матом – 100 поклонов. Раз положишь поклоны, второй – потом больше не захочешь.

Но мне лично не были нужны ни 100 поклонов, ни булавка. Надо просто понять, что это такое, и решить этот вопрос сразу. Я считаю, что это элементарная распущенность. Иной раз говорят: «Ой, выскочило». Врете. Не без ума человек это говорит: он может это проконтролировать – как говорил Достоевский, ты себе позволил это. А если бы не позволил, этого и не было бы.

Поэтому с этим грехом надо бороться категорически и в одночасье, и не надо никакой постепенности, как с сигаретами: сначала пачка, потом 15 сигарет, потом 10 – потихонечку человек доходит до одной сигареты и останавливается. Здесь надо останавливаться мгновенно: это мерзость перед Богом. И окружающих от этого греха освободить, ведь мы все друг за друга в ответе.

Кстати, в этом году будем праздновать 200-летие со дня рождения Федора Михайловича Достоевского.

Вопрос, который мне понравился: «Отец Мелхиседек, как Вы стали таким мудрым?».

– Я смеюсь – очень просто: кирпич на голову упал – и что-то переклинило. А кирпич назывался Евангелие.

Всем желаю, чтобы такой кирпич упал когда-нибудь на душу, на сердце, и что-то греховное прихлопнулось, а что-то доброе открылось, повернув все в лучшую сторону.

В заключение хочу пожелать: живем с миром, с милосердием, всем подаем, всех прощаем. Внимание обращаем на самих себя. Особо умным себя считать не надо: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. «Кто крепко на Бога уповает, тому Бог во всем помогает.» И мат – не наш формат.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Tainstva-Cerkvi-13-02;
https://tv-soyuz.ru/Tainstva-Cerkvi-27-fevralya-Beseda

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс