Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (1099) → Те, кто не ждет милости, а сам пытается сделать свою жизнь лучше

Те, кто не ждет милости, а сам пытается сделать свою жизнь лучше

№10 (1099) / 8 марта ‘21

Размышление

Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Благий Бог примет во внимание особенности нашей эпохи и условия, в которых нам приходится жить, и спросит нас в соответствии с этим. Если мы предпримем хотя бы малый подвиг, то увенчаемся больше, чем христиане прошлой эпохи».

«Раньше было лучше»

Есть люди, живущие настоящим, а есть живущие будущим. Есть люди, уверенные, что раньше было лучше, и этих последних вокруг становится все больше и больше. Чего стоят бесконечные повторы классики советского кино и неуклюжие съемки по этим фильмам... Человек уверен, что раньше трава была зеленее, небо голубее, люди добрее, а жизнь вокруг них – не в пример лучше теперешней.

Если говорить о Церкви, многие православные уверены, что всего 100 лет назад в царской России народ жил благочестиво и праведно, считают то время временем духовного расцвета. Но стоит открыть книги святителя Феофана Затворника, святителя Игнатия (Брянчанинова), святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, как предстает совсем другая, далекая от идеала картина: про свое время они писали как про время всеобщего отступления от веры и страшного духовного оскудения. Помню, меня поразило, когда я прочитал, что в 1905 году бунтами были охвачены не только многочисленные университеты по всей России, но и семинарии, и духовные академии (некоторые властям даже пришлось закрыть).

Но люди упорно продолжают игнорировать исторические факты и повторяют, что «тогда был золотой век, а сейчас мы живем в потемках и духовном упадке, времена подвижников остались в далеком прошлом, духовные подвиги уже невозможны, да и Церковь уже не та и наше общество развратилось и погрязло в пороках». В этом есть доля правды. Действительно, еще не так давно дети здоровались со старшими, уступали пожилым место в трамвае, девушки одевались целомудренно, а родители находили время искренне интересоваться, чем живут их чада.

А вчера, например, я ехал на автобусе с работы, а кондуктор, пытаясь усадить молодую беременную женщину, закричала на весь автобус, обращаясь к уткнувшимся в телефоны пассажирам: «Как вам не стыдно! Беременная женщина перед вами стоит, а никто место ей не уступит!». Из-за подобных историй, которые, к сожалению, стали почти нормой, критики современной жизни делают неутешительные выводы о настоящем. Отводя себе нескромную роль обличителей, они забывают, что эти самые нравы не привозят нам по небу на голубом вертолете, а все мы, живущие в настоящем, отвечаем за нравы в обществе, в котором живем.

Кто помешает мне жить как подвижники, как святые, над книжками о которых хочется плакать от умиления? Честно? Только моя лень и жалость к себе.

Легко обличать чужие ошибки, будь то сосед, после которого в подъезде грязь, Церковь, где тебе на празднике наступили на ногу, или государство, забывшее убрать мусор у вас во дворе.

Почему-то трудно просто убрать за соседом, никому не нужным одиноким горемыкой, и в церковь прийти не строгим контролером, выискивающим огрехи, а тем, кто может бескорыстно и искренне помочь: ведь это же твоя церковь – и тебе хочется, чтобы в ней было всегда хорошо. Не жаловаться на государство, а позвать соседей по двору и устроить субботник и прибраться: это же твой дом. Первые – потребители, и их вокруг абсолютное большинство. Вторые – те, кто не ждет милости, а сам пытается сделать свою жизнь лучше. И хотя сегодня их мало, правда за ними.

Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Благий Бог примет во внимание особенности нашей эпохи и условия, в которых нам приходится жить, и спросит нас в соответствии с этим. Если мы предпримем хотя бы малый подвиг, то увенчаемся больше, чем христиане прошлой эпохи».

С чего начинается Родина

Закладывая новый город или село, наши предки первым делом строили храм, призывая благословение Божие на свою землю. А потом вокруг храма вырастал город. И сейчас любой храм (хоть в столице, хоть в маленьком городке) становится центром не только духовной, но и самой обычной жизни жителей в районе. Один из таких примеров недавно я наблюдал на закладке нового парка «Преображенский» в Академическом районе Екатеринбурга. На месте живописного болота, где недавно квакали лягушки и куда  несознательные граждане свозили мусор, вырос великолепный Благовещенский собор Святых Божиих строителей, повторяющий лучшие образцы в стиле классического сибирского барокко. На фоне похожих, как близнецы, домов-многоэтажек, отличающихся друг от друга только цветом, храм выглядит словно оживший уголок Святой Руси.

Первую службу в новом храме митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл совершил в праздник Преображения Господня. А потом при большом стечении народа состоялось открытие парка «Преображенский», который стал естественным продолжением преображения жизни людей не только в духовном, но и во вполне земном смысле. Возле храма уже выросли насыпные холмы, имитирующие Уральские горы, а на пересыхающей летом реке появилась плотина и, по плану, еще 3 будут собирать воду в полноводный красивый пруд. Новый парк должен стать воплощением идеи гармоничного и цельного существования современного человека в городской среде и будет располагаться на 50 га земли, где высадят 16 000 саженцев вокруг реки Патрушиха.

На открытии парка кроме официальных лиц было множество горожан с детьми, много молодежи, которая с удовольствием высаживала привезенные из питомника саженцы. Среди гостей я встретил настоятеля Благовещенского собора отца Даниила Рябинина; он рассказал мне, что почти с первых дней они с прихожанами решили, что будут благоустраивать территорию вокруг храма. Первым делом разбили парк, а сейчас расчищают территорию дальше вдоль реки (каждую субботу после службы уже 3-й год подряд).

После официальной церемонии открытия я спросил у губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева: «А вообще нужен ли храм в новом районе?» «Это очень важно, – просто ответил губернатор. – Нужен храм, который объединяет людей. С этого все начинается». Я задумался: допустим, центром жизни в районе сделали большой красивый торговый центр со множеством магазинов. Жители района ходят туда семьями как на праздник, покупают все, что надо и не надо, а когда нет денег, смотрят на красивые товары в ярких и заманчивых витринах, а потом бегут за кредитами. Так формируется общество потребителей, главное желание которых – потреблять. А когда сердце района – храм, у людей появляются совсем другие привычки и наклонности. Сначала человек ходит на службы, молится, воцерковляется, детей крестит, а потом естественно хочет преобразить жизнь вокруг – это духовный закон, про который Господь сказал в Евангелии: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме».

А когда человек прикладывает свои руки к земле, на которой живет (сажает дерево, убирает мусор, вкладывает в это место частичку своей души), – происходит чудо преображения. Человек становится не просто потребителем, которого ничего не интересует и хата его с краю, а хозяином этой земли, и место, где он живет, из точки на карте становится родным домом. И с этого начинается Родина.

Такие дела.

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-ranshe-bylo-luchshe;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-s-chego-nachinaetsya-rodina2

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс