Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (1093) → Протоиерей Андрей Канев: Покаяние. Общие понятия. Часть 2. Если человек удивляется, что у него есть страсти, это признак духовной слепоты

Протоиерей Андрей Канев: Покаяние. Общие понятия. Часть 2. Если человек удивляется, что у него есть страсти, это признак духовной слепоты

№4 (1093) / 25 января ‘21

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №3 (1092) 2021

Мы продолжаем нашу тему – сегодня 30-я беседа. Повторим кратенько, о чем мы говорили в прошлый раз.

Покаяние – заповедь Спасителя, поэтому нам нужно ее выполнять: это условие спасения. Мы говорили, что это пожизненный процесс. Нам оставляется Богом определенная борьба со страстями, которую мы должны вести. На этот долгий процесс надо спокойно настроиться, понимая, что Богу угодно, чтобы мы находились в такой борьбе, бодрости, как те Евангельские слуги, которых господин оставил и сказал им, что неизвестно, когда он вернется. И как раз эта Евангельская тема очень подходит к теме покаяния. Ведь если христианин будет бодр, будет за собой следить, находиться в борьбе и внимании к себе – это то, что нужно, чтобы по-настоящему встретить Бога. Продолжим обсуждать эти общие понятия.

Можно было такую вводную часть не делать, не снимать многосерийную передачу, но моя приходская практика показывает – недостаточно просто сказать человеку, что у него есть такие-то грехи. В таком случае человек вместо исправления, правильного настроения получает противоположное, ибо у него нет точных понятий, ориентиров. Он начинает сбиваться. Лукавому очень выгодно, чтобы тот, кто начал борьбу со своими грехами, сбился. Чем внимательнее человек пытается жить, тем больше будет встречать противоборства. Очень часто все происходит еще на уровне понятий – если сбить человеку понятия, дальше он может сам себя не туда увести.

Давайте начнем с, казалось бы, элементарной темы – можно было бы ее не записывать, но я решил записать: практика показывает, что ее нужно повторять. В оглашении мы об этом говорили, но вспомним еще раз: страсти есть у всех людей.

Если мы думаем, что у кого-то в мире их нет, то это неправда. Если мы подумаем, что у кого-то должны быть страсти, а у нас их нет и не будет, то это означает, что мы заблудились – настолько слепы, наивны, что не видим элементарных вещей. Страсти есть у всех. И наличие высокого сана (будь то иерей, епископ, патриарх, игумен или какой-то выдающийся человек – очень замечательный, которого мы любим, уважаем) вовсе не означает, что у таких людей нет страстей. Они есть у всех. В этом смысле мы с вами ничем друг от друга не отличаемся. И более того: страсти давно изучены святыми отцами.

Как только мы появляемся в этом мире, едва Господь дает душу зачавшемуся младенчику, когда мужская и женская клеточки соединяются, весь набор страстей у нас уже есть: мы копируем Адама, его душевные качества после грехопадения – все страсти, которые появились у Адама, возникают и у нас тоже. Они, как семена, вырастают в ребенке вместе с его взрослением.

У нас есть все страсти – полный набор. Зачем я об этом говорю?

Если мы не видим в себе проявления страстей, это признак слепоты, и надо предпринимать меры, чтобы их увидеть.

Можно проверить себя по пособиям, которые есть в Церкви для кающихся. Есть такой учебник «Нравственное богословие», где описаны различные проявления грехов, и это могут быть пособия по подготовке к Исповеди; они доступнее всех и бывают разного качества, но позволяют человеку посмотреть на себя, как в зеркало. Страсти есть у всех, и если мы их не видим – значит, это плохо.

Другой вывод из этого простого и общеизвестного положения: если ты их в себе увидел, то не удивляйся, что они в тебе проявились. Что за новость, что в тебе проявляется ветхий Адам? Никакой новости. Это совершенно обычная реальность. Если для человека это новость и он думает, что он замечательный, прекрасный, в белом костюме, а тут вдруг оказывается, что он в болоте стоит и очень даже некрасивый, то у него, как правило, идет очень нехороший процесс, о котором мы сегодня поговорим.

А что делает правильно настроенный христианин, увидевший себя упавшим в болото? Встает, отряхивается, молится Христу и пытается жить так, чтобы снова в это болото не попасть. Так вот, если человек удивляется, что у него есть страсти, это признак духовной слепоты.

Страсти есть у всех, не нужно удивляться. Почему это важно помнить и знать? Один из очень распространенных грехов – осуждение. Мы всегда видим грехи и неправильные поступки других людей и знаем, как они должны поступать, начиная с президента, патриарха и заканчивая нашими домашними. Все поступают неверно, мы поступили бы по-другому, сделали бы лучше – как не осуждать?

Помните положение, что грехи и страсти есть у всех людей. Все люди – грешники – один Господь безгрешен. Ждать от грешников обязательной праведности и правильных поступков, которые нам понравятся, глупо. Поэтому давайте будем учиться бороться с осуждением, опираясь на положение, что страсти есть у всех.

Что такое страсти и откуда они взялись?

Страсти – испорченные добродетели. Добродетели – это силы, которые были вложены в душу Адама еще до грехопадения.

Я напоминаю темы огласительных бесед: поступают вопросы и видно, что человек 1-ю беседу не смотрел, а смотрел 28-ю, о некрещеных младенцах. Эта беседа очень задела нескольких человек, они были возмущены положением Церкви об этом – и доходит до того, что православные христиане называют Крещение всего лишь магической формулой. Не так надо к этому относиться – в 1-й беседе мы все обсудили, надо просматривать все передачи, в комплексе, чтобы было понятно.

Так вот, что такое добродетели? Это силы, вложенные в Адама, – но это не как в аккумуляторе: некое электричество туда зажато, и мы постепенно им пользуемся – заряжаем телефоны, фонарики. Каждая добродетель – это отдельная сила. И Господь, создавая нас по образу и подобию Своему, вкладывает силы. Адам согрешил, и все добродетели превратились в страсти – не что-то новое было внесено в душу Адама, а испортилось то, что было доброго. А раз это силы, значит, страсти тоже будут действовать с силой – требовать своего выполнения, удовлетворения, будут вовне проявляться.

Святые отцы классифицировали страсти и, понимая, какие добродетели были у Адама, выстраивали борьбу с грехами. Это не хаос, когда ты с чем-то борешься и сам не знаешь с чем, будто машешь на комаров и не знаешь, что с ними делать. Нет, это системная борьба, ибо любая страсть – это бывшая добродетель. Борьба с ней строится таким образом: не делай зла, а сотвори благо, как говорится в Священном Писании, – выполняй то, что соответствует той добродетели, что была испорчена в Адаме после грехопадения. Соответственно, это не хаос, а плановая работа.

То, что мы этого не знаем, это наш минус, – но это не значит, что этого не знает Церковь или святоотеческое наследие. Все известно и понятно. Надо только не лениться, брать и читать. Бороться, получать личный опыт, советоваться со святыми отцами через их книги; может быть, советоваться с опытными христианами, если вам повезет и они рядом есть – к сожалению, наше время в этом плане сложное.

Что такое грех?

Есть много объяснений, что становится грехом – мы сейчас не будем все разбирать (вы читайте, изучайте!), но для практики мы будем брать такое понятие: грех – это конкретное проявление конкретной страсти. (Можно сказать, что страсть – это грех. Грех – это и болезнь, и искажение человеческой природы после грехопадения. Все это так, это общее понятие. Но мы будем говорить сейчас применительно к практике.)

Попробую обратить ваше внимание еще раз на то, что борьба с грехами – не хаос. Если у тебя есть чревоугодие, ты его увидел, то есть конкретные методы борьбы с этой страстью. Если у тебя есть тщеславие, то есть конкретные методы борьбы с этой страстью. И со всеми видами грехов тоже. Это непросто, долго, но это не означает, что это хаос.

Какие бывают грехи?

Понятно, что, если мы посмотрим светское законодательство (например Уголовный кодекс), мы увидим, что есть проступки, которые наказываются штрафом; есть такие, что наказываются лишением свободы на какой-то срок. А есть проступки, грехи, преступления, за которые люди наказываются пожизненно – или, если в какой-то стране есть смертная казнь, смертной казнью. Мы понимаем, что есть разные проявления зла и по-разному они наказываются на земле.

В духовном плане тоже существует такая градация. Понятно, что она условна. Сейчас мы поговорим, в чем условность.

Есть такое понятие у святых отцов, в Священном Писании – смертные грехи. Что это за проступки? Смертный грех – тот, который, если не будет исцелен покаянием и исправлением, однозначно отделяет человека от Бога и губит душу человека: тяжелый грех, влекущий за собою потерю спасения души в случае отсутствия покаяния. В Священном Писании Ветхого Завета за определенные проступки (они были очень четко классифицированы) полагалась смертная казнь: там никто не рассуждал, гуманизмом не занимался, адвокатов не было. За проступок наказание – смерть, ибо такой человек ничего доброго не принесет.

Понятно, что в Новом Завете нет наказания смертью, иначе нас всех можно было бы убить. Господь нам предлагает другой путь – покаяния и исправления. Но понятие «смертные грехи» все равно есть. Это грехи, точно отрывающие человека от Бога, благодати спасения. Если человек не покается, то они могут утащить его на дно ада.

Есть грехи несмертные – они еще называются тяжкими. Несмертные грехи – это тоже зло, но прегрешения эти не настолько отрывают человека от Бога: такие проступки, что легче исцеляются покаянием.

Также есть условно простительные грехи. Почему – «условно»? Бывают такие рассуждения, даже среди духовенства (когда я общаюсь с братьями, могу их услышать): «Зачем делить? Это все грехи. Зачем градация? Что значит: простительные, несмертные и смертные? Не покаешься – погибнешь». Все правильно, да. Если мы хотим более внимательно эту тему познать и понять, что борьба со смертным грехом и простительным – разная, то мы должны у себя в уме иметь эти понятия и учиться их разделять. Даст Бог, поучимся с вами.

Простительные прегрешения. Почему «простительные»? Можно грешить? Нет. Давайте приведем пример страсти гнева. Каким будет смертный грех страсти гнева (кратко повторюсь, что страсть – целое направление этой силы. Самые страшные – смертные прегрешения, и самые легкие – простительные грехи)? Убийство. Это смертный грех. Причем убийство, совершенное по зависти, ненависти.

Несмертное прегрешение – это когда человек разозлился на своего ребенка, который 4 часа делает домашнее задание, и наорал на него: это плохо, это тоже прегрешение, но это не то же самое, когда кто-то, не дай Бог, убил по зависти, ревности, ненависти; если мы друг на друга покричали, в этом нет ничего хорошего, но это не одно и то же. Простительное прегрешение – та же самая история: ты готовишь с ребенком домашнее задание, но не орешь, а раздражаешься на него: ты еще не кричишь, у тебя лицо не изменилось, ты не покраснел, глаза не выпучил, но уже начинается… Это состояние очень легко появляется из нашего падения, ведь мы люди немощные, слабые, в нас очень легко начинают проявляться страсти – в сердце начинается горение.

Понятно, что лечить эти страсти надо по-разному. Поэтому святые отцы и делят их. Если человек причастился, на следующий день делает домашнее задание с ребенком и у него начинается раздражение, он легко может начать молиться, каяться, постепенно успокаивается, и с Христом он не разрывает связь. А в смертном грехе нужно длительное покаяние, епитимья (это понятие, к сожалению, уходит из приходской практики, когда нужно воссоединять человека с Богом). Святые отцы сравнивают смертный грех с большим и тяжелым камнем – если камень повесить человеку на шею и бросить его в море, то он погибнет, как погибает душа человека, если он совершает смертные грехи.

Несмертные грехи можно сравнить с камнями поменьше. Но если ты не будешь в них каяться, они могут по весу сравняться с большим – можно набрать такой вес несмертных грехов, что если не каяться и не исправляться, то они утащат на дно ада.

Простительные грехи можно представить в виде камешков, песчинок. Но если каждый день набирать их понемножку (а на самом деле мы набираем их много, ведь мы не следим за этим), то вес этого песка может равняться весу одного тяжелого камня – смертного греха: привяжи человеку на шею мешок песка, брось в море – и получится тот же результат, как если бы ему привязали один камень.

Из этого получается, что есть грехи смертные, несмертные и условно простительные. Еще раз скажу, что это условное деление, не оправдывающее нас: не надо думать, что если какие-то грехи несмертные, то делай что хочешь, ори на кого угодно, объедайся – ничего подобного. Мы делим грехи, чтобы понимать тяжесть проявления того или иного проступка, степень отрыва от Бога и назначение лечения. Если к врачу приходят человек с насморком и человек, у которого уже воспаленный аппендицит, то в каждом случае надо разные действия предпринимать: в первом – витамины попить, а во втором – делать операцию, иначе человек умрет. Так же и здесь. Мы должны с вами это очень ясно понимать.

Давайте приступим к теме, тоже очень важной и необходимой, прежде чем разбирать, какие есть грехи.

Есть 2 вида реакции на осознание греха. Человек сделал грех. Обращаемся к 1-му пункту: «Страсти есть у всех». Грехи как проявления страстей будут у всех. Никакая это не новость, что грешник согрешил. Какие есть 2 варианта реакции на видение своих грехов? Я специально назвал их по именам апостолов – апостол Петр и апостол Иуда оба сделали похожий грех: Иуда предал Христа – деньги за это получил. Петр трижды отрекся от Христа – жизнь свою спасал. По сути, поступок один и тот же: они оба предали Господа Иисуса Христа. Как реагирует Иуда? Он наверняка сначала был в восторге от того, что сделал: он думал, наверное, что защитил какую-то свою правду – грех в любом случае одевается в белые одежды. И вот он увидел, как Христа готовят к распятию, избивают, всячески мучают, и осознал, что сделал. Он возвращает 30 сребреников первосвященникам, говорит: «Пролил я кровь неповинную» – он понимает, что неправильно сделал. В его душе начинается печаль, но она сопровождается неверием, отчаянием и гибелью: потом он покончил с собой. Если мы будем невнимательными, мы подумаем, что он раскаялся. Ничего подобного: это – не раскаяние.

Чем отличается его поступок от поступка Петра? Петр так же осознал, что он Бога предал. Но он горько раскаивается и уходит. Уходит, не просто говоря «меня не любят, и я уйду». Он идет каяться, идет к братьям. Наверняка он рассказывает им, что сделал. Мы этого не знаем наверняка, но можем догадываться. У него есть вера, надежда на Бога, на Его милосердие – он же много раз слышал, когда Господь говорил кающимся грешникам: «Иди и не греши больше. Вера твоя спасла тебя». Петр потом всю жизнь это исправлял – он помнил, что сделал, и эта память дает ему силы и ревность идти, проповедовать о Христе и исправлять свою собственную жизнь.

Получается, братья и сестры, есть два пути настоящего покаяния. Покаяние обязательно основано на вере, надежде на помилование – помним, что Господь ждет покаяния грешников. Покаяние основано на вере в Господа, желающего прощать, определившего этот путь. И покаяние предполагает исправление.

Путь Иуды – это когда человек видит свой грех, начинает печалиться, по гордости. В чем проблема Иуды? Он не верил. Он видел, что предал кровь неповинную. Но он не верит в Господа Иисуса, в Богочеловека, не верит, что Бог его простит. И отсюда идет отчаяние.

Когда мы начинаем изучать тему покаяния, разбор грехов и видим, что у нас это есть, мы должны быть крайне внимательными: если мы идем правильным путем, у нас должен быть путь Петра, а если мы идем путем отчаяния, печали – это путь Иуды, от которого да сохранит нас Господь, братья и сестры.

Я всех вас благодарю, дорогие мои, за внимание к нашей передаче, за отзывы, которые вы присылаете, за вопросы. Буду благодарен, если мы сохраним такое общение. Я очень надеюсь кратко провести наш курс и закончить его, но приходится еще разбирать некоторые вопросы, чтобы вы могли когда-нибудь обращаться к нашим передачам и восстанавливать в памяти важные понятия, необходимые для борьбы со страстями.

Спаси вас Господь, братья и сестры. До новых встреч! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс