Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (1092) → Протоиерей Андрей Канев: Покаяние. Общие понятия. Часть 1. Покаяние дается Богом как единственный путь ко Христу и спасению

Протоиерей Андрей Канев: Покаяние. Общие понятия. Часть 1. Покаяние дается Богом как единственный путь ко Христу и спасению

№3 (1092) / 14 января ‘21

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №2 (1091) 2021

Сегодня 29-я беседа, и мы приступаем к практической части нашего курса. Я надеюсь, что мы компактно, емко пройдем его: цель наша – ознакомительная. Мы должны понимать, что эта тема безграничная, и, что самое важное, каждый человек должен пройти ее сам, – но такие вопросы как, какие бывают страсти, какие у них проявления и общие средства борьбы, мы, даст Бог, пройдем. Прежде чем приступить к практической теме, мы должны обсудить общие понятия.

Первый пункт – заповедь Спасителя. Это очень важный пункт. Не составляет особого труда найти христианина, который говорит, что ему не нужно покаяние. Не потому, что он каким-то образом стал вдруг святым, а просто у человека кривые понятия: ему кажется, что покаяние – это что-то скучное и унылое, а жить нужно счастливо, радостно, весело и беззаботно. Например, у него складывается такое мнение, что спасутся все, Господь всех помилует, и главное в этой жизни – жить весело, легко и хорошо. Понятно, что эта идея ложная. Она приводит к тому, что человек называет себя христианином, ходит в храм, а результат его жизни печальный: он легко впадает в грехи, иногда тяжкие и, к сожалению, может умереть без покаяния, погибнуть.

Неслучайно перед этой темой мы говорили об оглашении, вспоминали, каким Адам был до грехопадения, каким стал после грехопадения, какими мы рождаемся вслед за Адамом после совершенного первородного греха. Мы говорили, как проявляется этот грех в нас, для чего нужен Спаситель. Это обязательно нужно помнить.

Когда мы начинаем разбирать конкретные грехи, очень часто возникает вопрос: зачем это делать? Но это болезни, в которых надо разобраться, как их лечить, и лечиться. Мы называем себя христианами, а в Евангелии говорится, что не каждый говорящий «Господи, Господи» войдет в Царствие Небесное.

Так вот, дорогие мои, покаяние придумали не унылые монахи или церковные зануды, – это заповедь. Если мы откроем самое начало Евангелия, то прочитаем заповедь, которую нам преподает Господь, когда выходит на общественную проповедь: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. В другом Евангелии Он говорит: Покайтесь и веруйте в Евангелие. Я надеюсь, вы это знаете и читаете Евангелие.

Покаяние придумали не люди, а Господь. А раз придумал Господь, значит, это важное средство. Поскольку Врач у нас Божественный, то и средства у Него всесильные и Божественные. Покаяние как процесс (а это, безусловно, процесс, сейчас мы это обсудим) дается Богом как единственный путь ко Христу и спасению. Это очень важная мысль. Если вдруг нам в голову пришла мысль, что каяться не надо, если мы читаем или слышим у какого-то современного писателя проповедь, что каяться не надо, то мы должны понимать, что этот человек заблуждается. Покаяние – это заповедь Спасителя.

Еще нам нужно понимать, что духовная жизнь – не просто набор эмоций. Когда мы говорим, как мы что-то любим или не любим, наши чувства могут не совпадать. Например, я люблю острую пищу, а вы ее не любите, или я не люблю сладкое, а вы любите. Это все индивидуально. К духовной жизни это относится или нет? Если мы скажем, что кто как думает, это и есть духовная жизнь и нет никаких признаков, правильно идет человек или неправильно, и признаем, что любые эксперименты – это правильная духовная жизнь, то мы ошибемся. Есть определенные четкие признаки правильной духовной жизни. Святые отцы говорят, что наличие покаяния у человека – признак духовной жизни, а отсутствие покаяния – признак вечной смерти в человеке. Только лукавый не кается, делится состоянием гордыни, отравленности. Если у человека нет покаяния, он не хочет каяться, не видит своих грехов, у него все хорошо (хотя совсем нехорошо) – это признак вечной смерти. А если человек внимателен к себе, кается в грехах, замечает их, любые прегрешения тут же пытается лечить раскаянием и молитвой, то это признак жизни.

Мы очень часто говорим о благодати. В одной из передач об оглашении мы говорили, что такое благодать: это Божия сила, которая дает человеку возможность исправиться – это не великое внутреннее удовольствие, удовлетворение, наслаждение, а сила, дающая возможность исправляться. Таким образом, признаками жизни являются не чудотворения, видение ангелов, разговор каждую ночь с Божией Матерью, мироточащие иконы дома. Признак жизни – это видение своих грехов.

Представляете, братья и сестры, как мы с вами должны правильно смотреть на весь процесс, на себя в первую очередь? Если нет этого признака, надо испугаться и начинать изучать тему. Нужно понять, что я сын Адама и во мне находится полный комплект страстей. Если я не вижу их проявлений, значит, что-то с моими внутренними глазами – внутренними глазами, оком называется ум. Значит, ум у меня поврежден. Надо испугаться, бежать в церковь, к священнику, говорить: «Помогите, спасите, я не вижу своих грехов». Так вот, мы с вами должны понимать, что наличие покаяния – это признак жизни. То есть признаком жизни является не веселая жизнь, не богатства, не удовольствия, а покаяние. Это просто наиважнейшее понятие, которое мы должны с вами усвоить.

Какие признаки правильного покаяния? Оно может быть неправильным (мы поговорим об этом на следующей нашей встрече). Какие правильные признаки у покаяния? Как понять, совершилось покаяние или нет? Это тонкая сфера. Как человек может разобраться, простил его Бог или не простил? Ничего придумывать не надо, все открыто, проверено многими поколениями христиан.

Из чего состоит истинное покаяние? Из осознания греха. Человек должен не просто прийти на Исповедь и сказать: «Грешен во всем» (так у нас нередко бывает) – или говорят: «Делом, словом, помышлением». Или берут последнюю молитву из вечернего правила и вслух произносят – там идет перечисление грехов. А что значит: осознать? Это не просто формально признать, что «все грешники – и я грешник», – а такого грешника чуть-чуть поскреби, и там окажется такой «праведник», такая гордыня!

Так вот, осознать – значит реально увидеть, что вот эти мои поступки – греховные, чувства, которые я люблю и которые во мне проявляются, – греховные, слова, которые я говорю, которые обижают другого или являются осуждением, – греховные. Если я через слова выражаю свою блудную страсть, тщеславие и гордыню – это тоже грех.

Человек должен осознать, включить ум, проанализировать себя. Это должно быть не механически и обдуманно.

Сразу предваряю вопрос, братья и сестры, чтобы было все понятно. Когда некоторые люди такие вещи слышат, они говорят: «Как же я могу все свои грехи увидеть? Я не могу. Значит, все брошу, мне это недоступно».

Дорогие мои, давайте начнем с простых вещей. Господь сразу не открывает нам все наши грехи, ибо мы пока неспособны это воспринимать. Но святитель Игнатий говорит: «Господь с милосердием смотрит на кающегося». Помните: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках»? Это сказано для нас, а не для каких-то грешников V–VI веков. Это для всех людей, осознающих, что в них есть несовершенство, есть страсти, которые нагло проявляются, – для людей, чувствующих себя пленниками страстей и желающих из этого плена выйти.

Давайте начнем с простого – проверим хотя бы себя. Не надо разбираться в мелочах, помыслах: не получится у нас сразу. Давайте хотя бы дела проверим.

Как это сделать? Есть разные пособия, специально для этого придуманные в Церкви. Можно по этим пособиям себя проверить. В творениях святых отцов приводятся примеры, что позволяет нам не бросать это важное дело сразу, не прекращать выполнять эту заповедь (что очень выгодно лукавому, ибо он люто ненавидит покаяние; понятно, чей раб христианин, который ненавидит покаяние – он не Христов, к сожалению). Так вот, начинаем разбираться в себе, анализировать, думать, сравнивать свои поступки с Евангелием, заповедями, пособиями для покаяния, которые есть, начинаем осознавать это, понимать. А что дальше должно быть?

Второй признак правильного покаяния – человек должен раскаяться. Раскаяться – значит сожалеть о содеянном грехе. Очень часто человек начинает придумывать: «У меня нет покаяния». Начинаешь разбираться: «Ты что, совсем не сожалеешь? Наорал дома на ребенка, обидел жену и прямо ни капельки не жалеешь? Ты прав?». Он говорит: «Нет, мне стыдно за свои поступки, хоть на первый этаж с двадцать пятого провалиться». – «Так разве это не сожаление о грехе?» – «Сожаление.» – «Так ты каешься?» – «Оказывается, каюсь.» Мы сами, не разбираясь, начинаем себе сразу ставить диагноз: покаяния во мне нет.

Так вот, раскаяние – это сожаление о содеянном грехе. Человек сожалеет, что это сделал. Бывают такие исповедники, которые осознали, что в них есть грехи, но они не раскаиваются. В этом случае совершится покаяние или нет? Исцелится такой человек? Это будут просто по форме выполненные некие предписания; человек просто стремится к Причастию без покаянного состояния – какие-то грехи себе выписал, но раскаяния, сожаления нет. Значит, Исповедь в этом случае не совершается, не становится таинством, и этот удивительный признак жизни в человеке не проявляется. Нужно еще это отложить, думать, молиться, предпринимать важные действия, о которых мы потом поговорим, чтобы это чувство вернулось.

И еще один важный признак – желание не повторять грехи. Мы можем сказать: «Ну как же так? Я сегодня осудил, завтра и послезавтра наверняка тоже буду осуждать». Все верно. Но тут имеется в виду: не повторять, делать попытки не повторять, бороться с этим. Нельзя без борьбы просто фиксировать: «Да, я обидел жену. Да, жалко, что это сделал. Но она снова мне подала холодный суп после Исповеди, и я начал орать». В этом случае случилось покаяние? Вряд ли. Осознания нет, раскаяние мимолетное и несерьезное, – а человек должен помнить, что он это сделал, и ему нужно стремиться к тому, чтобы этого не повторять.

Есть разные грехи – об этом мы поговорим на следующей беседе. Есть грехи очень тяжелые, которые называются смертными, их ни в коем случае нельзя делать. А бывают грехи «условно простительные»: когда человек не проследил за своими чувствами, ляпнул какое-то слово, немного переел; они, конечно же, будут повторяться, но и с ними нужно бороться (об этом поговорим позже).

Вот три важных признака – осознать грех, раскаяться, не повторять его. Обязательно надо решиться не повторять. Понятно, что с первого раза не получится – и даже с двадцать пятого не получится. Об этом замечательно пишет святитель Игнатий (Брянчанинов) в статье «О покаянии» (это первый том «Аскетических опытов»). Вам домашнее задание, братья и сестры: прочитать эту статью и статью «Отношение христианина к страстям его» – обязательно прочитайте эти две статьи, чтобы настроиться; мы с вами по верхам идем, но нужно погрузиться в глубину и подумать.

Что касается пункта «раскаяться», буквально на днях у меня была история. На приходе встретил женщину. Мимоходом спросил у нее: «Как дела?». – «Плоховато». Пришлось затормозить, спросить, почему плоховато. Говорит: «Молюсь, каюсь, а слез нет». Я спрашиваю: «А они должны быть?». – «Хотелось бы». Человек попал в область каких-то мечтаний, сравнения себя со святым человеком или со святым состоянием – или придумал себе такое. Спрашиваю: «Есть ли сокрушение в грехах?». Отвечает: «Есть, только слез нет». Но это нам и не нужно. Так это объясняется святыми отцами. Плач о грехах, о котором мы тоже потом поговорим, касается не слез, которые текут.

Очень часто бывает, что человек сбивается с правильных понятий, принимает ложные и начинает на них ориентироваться. Раскаяние тоже должно быть – это не просто холодное состояние, это, безусловно, чувство: «Я каюсь, сожалею, что так сделал, так сказал. Я сожалею, что это чувство во мне есть». А человек ожидает театрального покаяния, чтобы молнии сверкали, разверзались небеса, он вопил: «Господи! Прости меня, я сожалею!». Но у нас Восточная Церковь, она другая – нам не предписаны театральные действия перед исповедальным аналоем. Не надо ничего из себя изображать. Иногда женщины, которые не разбираются, что раскаяние – это внутреннее чувство, пытаются на Исповеди плакать (ей не плачется, а она пыжится, вызывает у себя слезы). Но зачем из себя что-то изображать? Как Бог говорит в Евангелии? «Молись тайно, и чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Раскаяние – внутреннее состояние, его никому не надо показывать. Плачется тебе – плачь. Если не плачется, плачь внутри: не надо ждать каких-то громогласных чувств.

Тут тоже надо различать. Когда человек только-только в церковь приходит, то осознает, что, оказывается, вся жизнь состоит из грехов. Это потрясает его, пробивает, как электричеством, и он потом начинает на это ориентироваться. А у него уже жизнь изменилась, грехи стали другими, уже более спокойной стала борьба, а он все время ждет того первого чувства, что полностью потрясает. Но на это не надо ориентироваться.

Надо ориентироваться на чувство раскаяния, сожаления в сердце. Надо нам, братья и сестры, об этом думать, знать это понятие практически и не сбиваться. И всегда чувствовать, есть признак жизни (покаяние) или нет – этот признак проявляется через раскаяние. Это не что-то непознанное, непонятное, глубоко во мне происходящее, нет, – это чувство стыда: «Мне стыдно, что я это сделал. Я раскаиваюсь. Я сожалею». Оно может быть глубоко внутренним. Бывает, разговариваешь с человеком, видишь, что он болтливый, несет что-то, и про себя думаешь: вот болтун. Ты себя поймал на этой мысли (это же осуждение) и говоришь: «Господи, прости меня, грешного». И не надо падать на колени, просить у этого человека прощения: он же не знает, что мы о нем думаем. Это все делается внутри, как и положено в Евангелии: Господом нам так заповедуется.

Еще одно важное понятие: покаяние – это целый процесс, это не разово. Раскаянию в грехе непременно должна сопутствовать Исповедь, а дальше идет борьба, которая может повторяться – это процесс, занимающий всю жизнь.

Господь хочет, чтобы грехи в нас оставались: они позволяют нам узнать себя, получить опыт, бороться с более сложными грехами (как гордыня и тщеславие). Поэтому не значит, что после одной Исповеди человек перестанет осуждать. Глубокие раны лечатся долго. Мы должны понимать, что это процесс, а не просто: пришел на Исповедь, стал чист и иди снова собирай грехи. Это целый процесс, который занимает всю жизнь. К этому мы должны готовиться и это должны знать.

Покаяние – не просто теоретический анализ «увидел грехи – раскаялся», а обязательные изменения. Что происходит? Сначала происходит изменение ума, когда у человека появляются новые понятия. Допустим, тот, кто считает себя христианином, думает, что он господин и должен жену гонять, ругать, бить (к сожалению, есть такие персонажи). И вот он начинает читать Евангелие и видит, что то, что он считал правильным, на самом деле беснование, никакое не христианство, и такой человек понятия не имел, что к ближнему (к жене) надо по-другому относиться – как к своему телу, к себе. И вот у него ум начал изменяться. А потом потихонечку меняется сердце, ведь страсти сразу не исправляются – они сидят у нас в сердце. Сердце меняется не быстро, и обязательно должна измениться жизнь. Если человек над этим работает, то понятно, что у него меняются понятия, меняется отношение к своим поступкам, делам, чувствам. Это обязательно должно привести к изменению жизни.

Мы часто говорим о свободе, правах. Спаситель говорит: истина сделает вас свободными. Когда человек принимает истину, веру во Христа Спасителя, становится членом Православной Церкви, начинает бороться, стремиться к этим признакам жизни, просить их у Бога, пытается выполнять эту заповедь, когда у него начинаются изменения ума и сердца, то есть внутренних чувств, тогда он и становится по-настоящему свободным. До Спасителя, до Его прихода в мир, распятия и Воскресения, человек тоже мог знать, что у него есть страсти, но он не мог от них освободиться – без Христа это сделать совершенно невозможно.

Заканчивая нашу беседу, вновь и вновь скажу, что мы спасаемся не своими поступками, не своими потугами к покаянию, не какими-то своими делами, а спасаемся Кем? Только Спасителем, Господом Иисусом Христом. И Он, видя, что у человека не получается (хотя он скребется, ползет по тесному пути покаяния), конечно, милует его, прощает, укрепляет, учит и делает свободным.

Братья и сестры, я вам желаю всего наилучшего. Благодарю вас за отклики. Понятно, что темы, которых мы касаемся, бывают неприятными и непривычными. Если будет желание, пишите – для меня это важно, потому что мы вместе создаем передачу. Помоги нам всем Господь. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс