Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (1090) → Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: Можно ли считать эпидемию карой Божией?

Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: Можно ли считать эпидемию карой Божией?

№1 (1090) / 1 января ‘21

Архипастырь

Наша программа – не только и не столько о религии, сколько о разных событиях в нашей с вами жизни: мы пытаемся увидеть их православным взглядом. Мы стараемся острых тем не избегать, но искать ответы, в том числе, и на непростые вопросы. 1 декабря считается днем начала в городе Ухань эпидемии, которую сейчас мы знаем как эпидемию коронавируса или COVID-19. Многие телезрители задаются вопросом: можно ли ее считать карой свыше?

– Однажды, как мы читаем на страницах Евангелия, когда сопутствующие Христу люди увидели человека слепого от рождения, то спросили: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? На что Господь ответил: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Поэтому однозначно заявлять, что коронавирус – это наказание за какие-то определенные грехи, трудно.

Эпидемия поразила этот мир. Ничего не происходит без Промысла Божия – в этом есть какой-то свой смысл, который мы должны каким-то образом прозревать, делать из этого выводы. Но это однозначно не бич за грехи, ведь мы видим среди тех, кто уходит в вечность, призывается Господом в иной мир, и людей весьма благочестивых, высокой, святой жизни (а иногда, наоборот, видим другую картину, когда человек, казалось бы, порочный, хотя находится в группе риска, благополучно преодолевает болезнь).

До конца все пути Промысла Божия откроются нам только в жизни будущего века, когда все мы предстанем на Суд перед Лицом Божиим (как писал Достоевский, тогда восхвалим удивительную Божественную правду), все встанет на свои места. А сейчас мы рассматриваем эту проблему сквозь тусклое стекло, как писал апостол Павел, – лишь предполагая что-то.

Так что однозначно – эпидемия, которая постигла нас, как мы уже говорили, становится для человечества и для каждого человека некой встряской, позволяющей нам оглянуться вокруг себя, посмотреть, что в нашей жизни так, а что не так. Уж слишком человечество успокоилось, уповая на свои достижения в различных областях научного знания, в том числе, медицины, техники.

Казалось бы, человек окончательно оседлал природу. Но вдруг оказывается, что не так все просто. И когда человек начинает возноситься в своей гордыне, мир, про который мы думаем, что полностью взяли его под свой контроль, поворачивается к нам совершенно неожиданной стороной.

И выясняется, что человек – не царь природы вовсе.

– Да, он не царь природы, когда начинает выстраивать отношения с окружающим его миром и с окружающими его людьми не в том ключе, который был указан Богом, задуман Богом. Ведь существуют объективные законы – часто мы называем их законами природы, но наряду с физическими законами есть законы духовные. Если человек переступает через Божественные заповеди, нарушает красоту богозданного мира, то рано или поздно он получает удары от этого же самого мира.

Мы помним: когда первый человек согрешил, то уже сын Адама и Евы Каин был вынужден построить первый на земле город. В библейском контексте этот первый город рассматривается не как достижение человеческого рода, а как проявление человеческой беззащитности. Ведь что такое город в изначальном смысле? Это слово однокоренное со словами «городить», «огораживать»: речь идет об огороженном, защищенном месте.

Когда человек вынужден защищаться, отгораживаться от всего? Когда вокруг много опасностей. В раю, в саду Эдемском все звери были послушны человеку, природа, окружавшая человека, была самой благоприятной. Но вот человек согрешил, и мир, который был нежным окружением человека, вдруг показал свою щетину – и звери оказались разъяренными, хищными, дикими, и ветер оказался не ласкающим человека, а превращающимся в ураганы, иногда сносящие мощные постройки, воздвигнутые человеком.

То же самое и эпидемия – конечно же, это проявление несовершенства этого мира. С другой стороны, это напоминание нам, что все-таки главное в нашей жизни – не достижения в области науки, техники, медицины, а духовная составляющая, без которой все остальное начинает рушиться.

Человек, побеждая одну болезнь, вдруг обнаруживает другие болезни, изъяны. Даже к антибиотикам организм человека начинает так привыкать, что они перестают оказывать положительное действие.

Думаю, что эта эпидемия является некой стихией, которая должна обратить наши мысли, наше внимание не только на развитие медицины, но и на наше духовно-нравственное состояние. Только в совокупности два этих фактора могут дать добрые результаты.

Владыка, позвольте привести Вам цитату из Библии – слова Спасителя из Евангелия от Матфея: Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это – начало болезней – это Спаситель говорит о последних временах. Можно эти слова отнести к нашему времени?

– Я думаю, нужно отнести это к нашему времени точно так же, как относили это к своему времени святые апостолы – на страницах Священного Писания мы видим, как апостол пишет: Дети! последнее время. Точно так же видели некие признаки последних времен наши собратья в Средневековье. Вот и мы пытаемся усмотреть в событиях, происходящих сейчас, некие признаки того, на что указывал Спаситель. Вполне возможно, что это действительно апокалиптическая эпоха, куда мы входим. Так это или нет, покажет время.

Но, как говорил Спаситель, если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Поэтому все признаки, напоминающие нам о том, что мы живем в очень непростую эпоху, должны максимально мобилизовать наше внимание. Если бы только эта эпидемия… В истории было много подобных ситуаций, которые люди воспринимали как апокалиптические. Свирепствовали эпидемии куда более сильные, чем эпидемия коронавируса, были весьма губительные войны, несшие угрозы тогдашним цивилизациям, рушились целые империи (будь то империя Древнего Египта или Римская империя) – тоже казалось, что все. Но были моменты, вселявшие в человечество наде-жду на то, что это все-таки не конец. Как и Господь говорил – смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец.

Один из факторов, который должен особенно насторожить человека, по моему мнению, – то, на что указывал один из древних подвижников, когда его спрашивали о последних временах: что на самом деле люди грешили всегда после того, как согрешили Адам и Ева, но они осознавали, что переступают через заповеди, Господом данные, поэтому их мучила совесть, они время от времени каялись – даже когда совесть у человека была сожженной, он понимал, что поступает неправильно. Вот этот подвижник говорил, что отличие последних времен будет в том, что люди не только не будут осознавать, что грешат, но даже будут грех воспринимать как некую заслугу, будут этим бравировать, превозноситься своими грехами – более того, будут унижать, оскорблять, притеснять и даже гнать тех, кто будет держаться праведного образа жизни. И вот мы видим, что такая тенденция намечается не только в личной жизни того или иного человека, но в жизни целых народов, цивилизаций – прежде всего европейской цивилизации.

Там как раз нравственные и духовные ценности в последние годы выворачиваются наизнанку: то, что еще лет 20 и 10 назад считалось дикостью, грехом, извращением, теперь возводится в норму, а те, кто держится традиционных духовно-нравственных ценностей, те, кого часто называют консерваторами, находятся в группе поношения, а иногда и уголовного преследования.

Во многих государствах, не только европейских, вводятся такие юридические нормы, когда человек не может грех назвать грехом: если грех называется грехом, то это воспринимается как оскорбление того, кто творит этот грех. И человек, назвавший все своими именами, оказывается под уголовным преследованием.

На самом деле перевертышем или, как говорили некоторые отцы Церкви, «обезьяна Бога» – дьявол: он ничего не изобрел, он как бы пародирует Бога, но в перевернутом виде – например имитирует Божественные чудеса в вывернутом наизнанку виде. В Священном Писании сказано, что именно дьявол – лжец и отец лжи. Вот как раз такой мир все больше и больше набирает силу.

Я продолжу – на этот раз словами из одного из посланий апостола Павла, где как раз говорится о последних временах, где я уже узнаю не столько западный мир, сколько то, что происходит вокруг нас. Апостол Павел пишет: Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. То, что мы сейчас озвучили, – все вокруг нас? Как Вы считаете?

– К сожалению. Господь говорил, что, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь. Еще раз повторю: конечно, озвученные вами признаки, которые перечисляет апостол Павел, были свойственны и людям прошлых поколений. Но сейчас это все в гипертрофированной форме присутствует.

Вот родителям непокорны – мне кажется, это бич нашего времени.

– И в наше время это не осознается таким уж страшным грехом. В некоторых обществах, где сохраняются традиционные ценности (например у тех же народов Кавказа, хотя они в большинстве своем исповедуют мусульманство, но надо отдать им должное), – какое там отношение к старшим, к отцу к матери! Чего давным-давно нет уже у европейских народов, в Центральной России, в Сибири…

Все это говорит о том, что, к сожалению, мир идет не к своему развитию, а к некоему своему закату. С другой стороны, мир с самого начала идет к своему закату, и, в отличие, скажем, от некоторых оптимистов, Церковь всегда говорила, что все закончится Вторым Пришествием Христа, Страшным Судом – тем, что в народе иногда называется концом света. Это будет.

Но для верующего человека кончина мира и Пришествие Христа Спасителя – это не катастрофа, не трагедия, а, наоборот, радость: апостолы всегда ждали этого дня и говорили: «Ей, гряди, Господи Иисусе» – это будет завершением истории человечества, которая связана с историей развития греха, историей, наполнившей человеческий род океанами крови, неправды, предательств, убийств. Начнется новая история: будет новое небо и новая земля, где живет правда… Но мы знаем, что, когда мир развивался в этом направлении, очень часто, рано или поздно, он приходил к осознанию, что нужно остановиться, что-то изменить – и происходило что-то, что меняло мир, и это давало ему шанс на какое-то время продлить нынешнюю человеческую историю. Таких моментов в истории человечества было много – так что есть надежда, что и мы остановимся в безумном развитии греховных тенденций этого мира и обратим внимание на вещи, которые основаны на Божественных заповедях.

И тогда мы дадим возможность и самим себе, и этому миру просуществовать еще какое-то время, может быть, довольно долгое.

Владыка, многие задаются вопросом, почему эпидемия не отступает, хотя Церковь возносит особые молитвы о прекращении морового поветрия.

– А что такое Церковь в понятии большинства людей (не буду говорить – в вашем понятии)? Это, наверное, батюшка…

Это все мы.

– Мы редко говорим: «Ах, а почему Церковь – это все?». Ты спрашиваешь: «А ты крещеный?». – «Крещеный». – «А ты верующий?». – «Верующий. А почему Церковь…» – Церковь где-то: это не я… Большинство как раз осознают Церковь не как народ Божий, весь, в совокупности, а что это батюшка, патриарх, епископ или приходской священник – и, если уж по большому счету, какие-то постоянные три бабушки-прихожанки, которые каждый день или через день посещают храм Божий и богослужения. Именно это Церковь в сознании многих людей, и поэтому они говорят: «Вы там молитесь, молитесь, а ничего нет». А вы-то молитесь?

Господь всегда откликался на всеобщую молитву людей, к чему и призывает нас Церковь устами своих иерархов, нашего Патриарха, священнослужителей. Церковь призывает всех присоединяться к тем молитвам, что возносятся в церквах, в храмах, – и когда это будет общим порывом человечества к Богу, как это было, например, в Ниневии, о которой Бог произнес Свой суд…

(Кто из телезрителей не знает – есть такая Книга пророка Ионы, входящая в состав Библии, Ветхого Завета. В ней описывается, как город Ниневия, столица Ассирийского царства, погрязла в беззакониях, и Господь вынес о ней Свой суд, что через сорок дней Ниневия погибнет, будет разрушена, стерта с лица земли. Это был суд Божий. Казалось бы, кто может отменить суд Божий? И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что́ Я повелел тебе. И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!

Но проходят 40 дней, и в ответ на проповедь Ионы Ниневия вдруг изменилась духовно, нравственно: люди посмотрели на себя и увидели, что живут они не так, как должны жить, и они начали плакать, каяться, начали менять то, что можно было изменить, – и Ниневия не была разрушена. Правда, Иона тогда очень обиделся, и на Бога в том числе: Иона сильно огорчился этим и был раздражен. И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить. И сказал Господь: неужели это огорчило тебя так сильно? И Господь дал Ионе знак. Когда он дремал в печали, и взошло солнце, а на Востоке солнце очень жаркое, он стал еще больше скорбеть и говорить: «Мало того, что я выгляжу лжецом, я еще изнемогаю от жажды». И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению, но когда жара достигла пика, это растение засохло.

Иона сказал: «Была одна радость, и той Господь меня лишил»… И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти. Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?

Так вот, Ниневия покаялась, и она стояла еще многие-многие столетия, пока в 613 году до нашей эры не была разрушена, когда покаяния у людей уже не было.)

Так что молитва – понятие растяжимое. А кто молится? Если молится один человек, Господь сделает для него какое-то благо. А чтобы мы достигли общего глобального результата, нужно, чтобы в этом участвовали как можно больше людей.

В истории Древнерусского государства, и не только в библейские времена, над нашей страной нависали темные тучи, стране, народу угрожала опасность, и люди объявляли либо всеобщий пост, либо всеобщую молитву, в которой участвовали все. Поэтому, я думаю, все зависит не от того, что кто-то в храме прочитал молитву, а от нашего общего устроения.

Записали:
Игорь Лунёв
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Святой князь Александр Невский сознавал, что, защищая землю свою, Отечество, он защищает веру, а значит, самую суть народной жизни

– Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!Сегодня мы празднуем день погребения святого благоверного Великого князя Александра Невского. Он скончался на 43-м году жизни, возвращаясь из Орды, недалеко от Городца. Размышляя о том, как неожиданно умер человек в расцвете сил, богатырь, воин, многие подозревают, что причиной смерти было отравление в ханской Орде. Исключать этого нельзя, как нельзя с уверенностью об этом говорить, но кончина действительно была безвременная. Святой благоверный князь Александр Невский, обладавший огромным авторитетом на просторах Руси, был великой надеждой для нашего народа, в то время находившегося под игом Орды, – потому что умел общаться с ханом, умел своим дипломатическим искусством, правильными словами, подарками ограждать народ свой от нападений, оставаясь с ханом в добрых отношениях.

 
Архипастырь

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: Шопоголизм

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс