Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (1088) → Доверие Богу

Доверие Богу

№47 (1088) / 7 декабря ‘20

Размышление

Покой на сердце возникает, когда мы принимаем ту ситуацию, в которой находимся, с полным доверием, без излишней болезненной критики, которая даже не связана с конкретным каким-то случаем, а сидит в нас в виде недоверия, ропота по поводу того, что может лишить нас комфорта.

«Бесов оставь, книжку верни»

Нередко приходится слышать от неверующих, что у вас в Церкви все такие печальные, какие-то грустные, ни улыбаться не умеют, ни пошутить. Но это, конечно, ерунда. Даже святые позволяли себе по-доброму посмеяться – об этом много историй можно найти в патериках. У меня самого на памяти несколько историй из моей церковной жизни, которые без улыбки вспомнить не получается.

Вот, например, такая – прочитал недавно у друга-настоятеля в Facebook. Как-то раз батюшка дома собрался почитать любимого Федора Михайловича Достоевского. Пошел к книжной полке, смотрит – из 6-ти томов писателя остались лишь 2, все остальные ходили по рукам других батюшек, интересующихся классикой. Утром приходит он в родной храм, заходит в алтарь, где вовсю шла подготовка к службе: облачался служащий священник, алтарники раскладывали на столе поминальные записки и так далее. Настоятель посмотрел на них строго и спрашивает: «У кого, други мои, мой Достоевский?». Откликнулся самый молодой: «Батюшка, я у Вас только „Бесов” забрал». Все переглянулись: чего забрал? «Бесов», – уверенно подтверждает алтарник, пожимая плечами. В алтаре воцарилась тишина, грозящая взорваться неподобающим для святого места хохотом. Настоятель, изо всех сил сдерживаясь, чтобы не рассмеяться, ответил: «Бесов оставь, а книжку верни».

Мусульманин

Однажды встретился с друзьями-спортсменами, разговаривали о многом, в том числе на духовные темы. Один из их друзей принял ислам, чем сильно всех удивил. Ладно бы он был выходцем с Кавказа, далеким от наших культуры, традиций, истории – нет, он учился с ними в одной школе: голубоглазый русский богатырь, косая сажень в плечах, вырос в обычной русской семье,  в  России его деды-прадеды – все наши, местные. Сам он вообще поначалу в казаках ходил, по большим церковным праздникам с товарищами храм охранял, архиерея встречал, святые иконы крестными ходами носил. Золотые погоны, лихой чуб из-под папахи, портупея, царские кресты на всю грудь, хромовые сапоги со скрипом, а потом – раз, и стал мусульманином.

Говоря об этом, его друзья недоумевали и переглядывались. Я спросил: «А веру-то он свою соблюдает? Молится, намаз совершает – что там у них полагается?». Они говорят: «Он за последнее время сильно изменился – пока не помолится, на тренировку не идет, старается ни с кем не спорить, ругаться перестал». Я говорю: «Вот и молодец, что живет по своей вере. Вера – это его личный выбор, его право верить, во что он хочет. По крайней мере, в своих духовных исканиях он уже определился». А потом спросил, кто из них ходит в храм (необязательно по праздникам, а так, сам по себе), кто знает молитвы и вообще старается жить по заповедям, как обычный нормальный верующий человек? Они отвечают: те, кто в казаках – у них батюшка-духовник строгий, заставляет на все праздники обязательно причащаться. Я говорю: «Понятно – батюшка. А сам, по зову сердца?». Возникла неловкая тишина. Один сказал, что у него дочь учится в воскресной школе, по воскресеньям он возит ее на занятия, и на службу, и на Причастие. И еще один сказал, что регулярно исповедуется и причащается. Почему? Он в Бога верит, в Иисуса Христа, бабушка с детства приучила, и в храм он ходит сам по себе просто так – не может по-другому.

О приватизации земли на Украине

О принятии закона о земле на Украине, разрешающего продавать ее иностранцам и лицам без гражданства (который может лишить большинство граждан братского нам народа последнего), высказывались многие, в том числе и верующие люди. Вот что по этому поводу написал мой друг – священник с Украины: «Сегодня моя страна похожа на квартиру давнего запойного алкоголика. У него была семья – жена и дети, но они не выдержали его запоев и ушли. Теперь у них своя жизнь, он остался один со своей старенькой мамой – ей уже некуда просто уйти. Чтобы купить выпивку, он сначала вынес и продал иконы, доставшиеся ему в наследство, перед которыми молились его предки. Потом вынес скупщикам все книги, те, что собирала его семья несколько поколений, которые в детстве читали ему родители, которые он и сам читал своим детям. Потом вынес на барахолку весь инструмент, которым еще его дед зарабатывал на жизнь, кормил семью. Получил за все это сущие гроши. Ушли и мебель, и посуда, и старая газовая плита. Выносить из квартиры стало нечего – остался только старый матрас и расшатанная скрипящая грязная софа, с которой уже не вставала его больная мама. Вот однажды его новый знакомый, щедро угостивший его бутылкой пива, подкинул ему идею: зачем искать то, что продать, когда у тебя целая квартира есть? Это же не книги и рабочий какой-то там старый инструмент – за это много денег отвалят: гуляй – не хочу. И он решил продать квартиру. Где потом жить, его не волновало. Волновало только то, как потише, чтобы не видели соседи, вынести оттуда подальше больную мать».

Читал и сразу вспомнил дикие 1990-е у нас в России, когда горе-реформаторы хотели растащить Россию по кусочкам. Это было страшно и больно. Как мы все хорошо помним, это стало причиной страшных социальных потрясений и обнищания и чуть не привело нашу страну к распаду…

Благодатный покой

Нас посещает душевный покой, особенный, хотя внешне это обычные наши минуты, ничего такого в это время с нами обычно не происходит: мы заняты своими обычными делами, куда-то идем, работаем, едем, общаемся, спим, молимся, но среди всего этого вдруг на сердце наступает какая-то невиданная до того тишина, покой. Это не просто такая бытовая успокоенность «ну, слава Богу, все в порядке, все хорошо прошло», – а именно внутренний покой –  уверенность, что все хорошо. От нее возникает доверие Богу.

Покой на сердце возникает, когда мы принимаем ту ситуацию, в которой находимся, с полным доверием, без излишней болезненной критики, которая даже не связана с конкретным каким-то случаем, а сидит в нас в виде недоверия, ропота по поводу того, что может лишить нас комфорта.

В состоянии благодатного покоя мы доверчивы как дети – мы не критичны, а открыты, радостно принимаем все происходящее с нами, возвращаясь к чувству новизны, радости и таинственности жизни, знакомой нам в детстве, когда все было хорошо и все – слава Богу. В этом состоянии мы кротки, а в ином болезненно озабочены собой, обидчивы, агрессивны, забывая, что блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. В состоянии покоя мы не суетимся и не говорим лишнего: зачем нам все это, когда на сердце благодатная тишина? Минуты, когда тебя посещает благодатный покой, всегда запоминаются, и от этого воспоминания на душе легко. Покой – это подлинная жизнь, которую показывает нам Бог. Когда Он его нам дарит, мы чувствуем, что оживаем.

Такие дела.

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-besov-ostav-knizhku-verni;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-musulmanin;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-ukrainskiy-svyaschennik-o-privatizatsii-zemli-na-ukraine;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-blagodatnyy-pokoy

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс