Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (1087) → Епископ Истринский Серафим: Каждый из нас должен славить Бога своей жизнью и делами

Епископ Истринский Серафим: Каждый из нас должен славить Бога своей жизнью и делами

№46 (1087) / 2 декабря ‘20

Архипастырь

Владыка, первый вопрос: «Чем священник отличается от епископа?».

− Согласно православному догматическому богословию в Церкви есть три степени священства: первая, низшая, – диаконская, вторая − пресвитерская или священническая и наивысшая – епископская или архиерейская.

Именно архиерею принадлежит полнота духовной власти − в этом и заключается единственное отличие епископа от священника. Все таинства в Церкви священник совершает исключительно с благословения епископа. Мы знаем, что в древности таинство Миропомазания не могло совершаться священником − это должен был делать именно епископ. А таинство Евхаристии священник может совершать в храме только если на престоле лежит антиминс − письменное разрешение епископа на священнодействия клириками храма. Епископ рукополагает диакона и священника, а значит, свои духовные полномочия в Церкви они имеют от архиерея. Епископ − это корень всего.

Владыка, Вы говорите, Миропомазание не совершалось без епископа. Но сейчас его может совершать священник. Не значит ли это, что современный епископ отличается от епископа, который был, например, 15 веков назад?

− По сути, в характере и полноте власти никаких отличий нет. Есть изменения второстепенного характера, продиктованные временем, обстоятельствами и условиями, в которых мы живем.

В древности епископ был в каждом небольшом городке или даже селении − он мог совершать таинство Миропомазания внутри своей общины, никаких сложностей не было. Но с течением веков Церковь Христова стала разрастаться, расширяться, и епископы остались только в крупных городах. Естественно, они физически не могли совершать Миропомазание во всех местах. Поэтому право совершения этого таинства было делегировано пресвитерам.

Мы знаем, что в древности епископ мог совершать Миропомазание через возложение рук без использования какого-либо вещества таинства. Впоследствии такое вещество появилось − было введено миро, то есть специальная благовонная масляная жидкость. Она варится и благословляется епископом, и таким образом миро – символ делегирования права епископа на совершение таинства Миропомазания священнику.

Вопрос телезрителя: «Я не хожу в храм уже 7 лет, но каждый день смотрю трансляции богослужений. Могу ли я в это время читать записки о здравии и упокоении родных?».

− Конечно, вы можете и должны молиться дома, если у вас нет возможности посетить храм по состоянию здоровья либо еще по какой-то уважительной причине. В этом случае трансляции богослужений становятся хорошей возможностью для человека иметь духовную связь с богослужением, приобщаться к общецерковной молитве. И вы можете при просмотре трансляции молиться за своих родных и близких, перечислять их имена.

Но если вы не посещаете храм по какой-то причине, не связанной, например, с состоянием здоровья или отдаленностью храма от дома, то, я думаю, не стоит злоупотреблять трансляциями богослужений. Иногда все-таки нужно находить возможность посетить храм.

Вопрос еще был, как поминать своих близких о здравии и упокоении: уместно это делать во время телевизионной трансляции или достаточно просто помолиться?

− Мы молимся о здравии и упокоении наших родных и близких во время утренних молитв. Но и во время богослужения тоже можем и должны это делать: во время Литургии есть соответствующие ектении, в ходе которых мы молимся и о здравии, и об упокоении. Вообще, за богослужением мы молимся о том, что у нас на душе, что нас беспокоит, мы просим Господа помочь нам и обращаемся к Нему с любыми просьбами. Поэтому я полагаю, что нет никаких препятствий, чтобы человек во время трансляций молился о своих родных и близких.

А как это сделать? Просто сказать: «Помяни, Господи, сродников моих»?

− «Помяни, Господи, о здравии и спасении рабов Твоих, моих родных и близких» – и перечислить их имена; так же и об упокоении. Собственно, как мы это делаем во время утренних молитв, так можно поминать и во время богослужения.

Вопрос телезрителя: «Владыка Серафим, как понять, моя молитва – это потребность души или привычка?».

− Этот вопрос многих беспокоит: что такое молитва, как правильно молиться, когда молитва идет от сердца по внутренней потребности, а когда совершается по привычке? Бывает иногда, что молитва не по привычке, а по принуждению: человек сам себя заставляет читать молитвы, предназначенные для утреннего и вечернего правила.

Чтобы молитва стала потребностью души, необходимо определенным образом себя настраивать. А как это сделать? Необходимо помнить, что наивысшая молитва – это молитва хвалебная и благодарственная, во время которой мы Господа Бога благодарим и восхваляем за все Его великие и богатые милости и благодеяния, которые Он нам ниспосылает. Мы призваны благодарить Бога за сам дар жизни и за все, что мы от Него принимаем, и доброе, и худое. Все, что посылает нам Господь, служит нашему совершенствованию, помогает проходить важную школу жизни на этой земле, благодаря чему мы можем достичь необходимого состояния своей души, чтобы наследовать вечную жизнь в Царствии Небесном.

Нам следует чаще размышлять о необходимости благодарить Господа Бога за все и ценить все то, что есть и было в нашей жизни. Бывает, что в молодости мы многого не замечаем, но по прошествии лет с высоты возраста смотрим и понимаем: от многого Господь нас спас, помог где-то пройти по острию ножа, по тонкому льду и не утонуть. Такой жизненный самоанализ помогает понять, насколько важно быть в постоянной связи с Господом Богом и благодарить Его, обращаться к Нему, беседовать с Ним в молитве, чтобы всегда чувствовать Его присутствие рядом с собой. Подобные рассуждения, размышления о собственной жизни, поступках, событиях позволяют нам получить правильное настроение, создать атмосферу, необходимую для душевной и сердечной молитвы. Когда таким образом поразмышляешь, то начинают литься слезы, умиляется сердце и хочется молиться Богу, прося Его о помощи, прощении своих грехов и − самое главное – благодарить за все то, что Он нам являет.

Иногда действительно бывает сложно достичь подобного состояния, особенно когда наша жизнь кажется нам монотонной: изо дня в день происходят одни и те же вещи, мало ярких событий. Наверное, это актуально сейчас, в период пандемии, когда многие вынуждены находиться дома. Бывает очень сложно заставить себя искренне, сердечно и истово помолиться. Многие святые отцы, подвижники веры и благочестия советуют не оставлять молитву даже тогда, когда тяжело молиться от души. Необходимо заставить себя встать возле икон, если тяжело стоять − сесть, тяжело сидеть − лечь, но взять молитвослов и постараться прочитать со вниманием все молитвы, которые нам предлагаются, вникая в каждое слово. Даже такая молитва, пусть и очень тяжело идущая, оказывает благодатное воздействие, помогает нам сохранить дисциплину – не расхолаживаться, держать себя в духовном тонусе, не расслабляться. Мы прекрасно знаем, что стоит дать хотя бы небольшую слабину − и дальше все может идти по наклонной к распаду.

Поэтому я призываю всех поддерживать соответствующее духовное состояние, постараться с умилением обращаться к Господу Богу, но когда это делать тяжело, все равно не оставлять молитвы и просить Господа, чтобы Он умягчил наше сердце.

Вопрос телезрителя: «Как быть в период пандемии с посещением храма и таинством Причастия? Вера есть, но присутствует и страх: в храме выполняются не все предписания».

− Спасибо за вопрос: он актуальный – сейчас многие люди опасаются регулярно посещать храм, и это видно по количеству наших прихожан, в том числе в приходе, где я являюсь настоятелем.

Мне кажется, что опасений было бы меньше, если бы священнослужители строго подходили к соблюдению всех предписаний, что были изданы нашим священноначалием, ведь они не нарушают догматов веры, церковных канонов, а касаются лишь обычной практики церковной жизни.

Как же быть прихожанам в ситуации несоблюдения предписаний? Я думаю, что здесь нужно слушать внутренний голос совести, стараться лишний раз не искушать Бога, как об этом сказано в Священном Писании.

Нужно действовать исходя из соображений разума, ведь Господь каждого из нас им наделил, поэтому необходимо смотреть на ситуацию, анализировать, какие существуют возможности и сложности. Если в храме, куда вы ходите, строго не соблюдаются противоэпидемические меры, тогда вы имеете право молиться дома и дожидаться времени, когда опасность заболеть в период пандемии будет минимизирована. Если же вы находитесь в населенном пункте, где не один, а несколько храмов и можно выбрать тот, где строго соблюдаются меры, предписанные священноначалием, то тогда можно посещать храм столь же регулярно, как вы делали до этого, но с соблюдением всех необходимых мер: в маске, перчатках, с сохранением дистанции между прихожанами. Если такого нет, то, наверное, нужно помолиться дома.

Следующий вопрос: «Церковь сейчас проводит для молодежи спортивные соревнования, пытаясь тем самым обратить ее в Православие, показать красоту истинной веры. На первый взгляд это кажется хорошим делом, но тогда мы, христиане, становимся такими же, как люди неверующие? Христос не учил подобному, и святые не участвовали ни в каких соревнованиях. Всевозможные состязания взращивают в человеке страсть гордыни и тщеславия. Скажите, в каких источниках наша Церковь нашла основание для участия христиан в спортивных соревнованиях?».

− Я бы задал встречный вопрос: древние князья, правящие на земле Русской, например, Борис и Глеб − первые русские святые, прославленные Церковью, кем были? Кто такой князь в те древние времена? Это прежде всего предводитель войска – сама княжеская власть произошла именно таким образом: предводитель войска, конунг, в конце концов получил и политическую власть.

Князья Борис и Глеб были воинами. На иконах мы видим их изображенными в доспехах, с мечом и копьем, сидящими на конях. Соответственно, это были люди физически развитые, обладавшие силой, мощью: чтобы быть предводителями войска, им необходимо было поддерживать свое физическое состояние. Есть еще другие мученики древности, бывшие профессиональными военными: Феодор Тирон, Иоанн Воин и другие, чья военная деятельность была связана со спортом – воин всегда должен иметь хорошую физическую подготовку. И их профессиональная деятельность не стала препятствием, чтобы они засвидетельствовали свою принадлежность к христианской вере и пошли на мученичество ради Господа Иисуса Христа.

Именно в этом и есть корень того, что Церковь благословляет заниматься спортом. Но важно, что она делает это ради здоровья человека, а не ради наживы или каких-то целей, не связанных со здоровьем, а порой и калечащих его. Собственно, этим и объясняется необходимость церковного свидетельства в спортивной среде. Церковь, идя в спортивные клубы или создавая таковые при приходах, вовсе не ставит перед собой задачу заменить соответствующие светские организации. Она стремится войти в спортивную среду и там свидетельствовать о вере молодым людям, которые занимаются спортом, помочь им определить баланс между духовным и физическим развитием.

Когда спортивные клубы создаются при храмах и туда ходит молодежь, физические занятия совмещаются с катехизацией. И кто знает, быть может, кто-то из этих молодых людей, выйдя затем во взрослую жизнь, понесет дальше ростки веры, которые он получил в приходском спортивном клубе.

Вопрос телезрителя: «Зачем мы берем благословение у священника, епископа и так далее?». Многие думают: «Возьмешь благословение у Патриарха или митрополита, скажем, людей епископского сана, то это нечто особенное – и жизнь пойдет как по маслу!».

– Что такое «взять благословение», что это означает? Во-первых, давайте разберем само слово – «благое, доброе слово»: переводя на современный русский язык – «одобрение».

Мы берем благословение у Господа Бога через священника, когда хотим сделать в своей жизни что-либо важное – например, очень часто люди обращаются за благословением перед началом какого-либо дела: кто-то хочет купить квартиру или продать, кто-то ищет работу, кто-то начинает какой-то бизнес-проект, и человек хочет получить на это важное дело одобрение Господа Бога, Церкви.

Прежде всего это одобрение, конечно же, связано с молитвой: без молитвы мы ничего не можем творить – без молитвы вряд ли какое-либо наше начинание может быть успешным. И когда к священнослужителю подходит человек с просьбой о благословении, он говорит, на что берет благословение. Если это дело действительно доброе, нужное и полезное, священнослужитель благословляет такого человека и говорит: «Да благословит Вас Господь на все доброе, на все Ваши добрые дела».

Иногда бывает, что человек просит благословение на что-то, что вызывает сомнения у священника. Порой священник видит, что сам человек до конца не уверен, нужно ли ему это. Здесь священник вправе не давать сразу благословение, а, например, побеседовать с этим человеком – понять, для чего нужно то или иное. Быть может, в ходе беседы тот поймет, что еще не время заниматься ему тем или иным делом. Вот для этого, собственно, мы и берем благословение в нашей повседневной жизни.

В высоком смысле благословением Божиим является всякое богослужение, всякое таинство, священнодействие: мы просим, чтобы Господь благословил нас благодатью Своего Пресвятого Духа, которая бы нас оживотворила, обновила, которая помогала бы нам совершать наш жизненный путь.

Бывают моменты, когда человеку хочется прийти в церковь, исповедоваться, но есть какое-то стеснение: нужно рассказывать незнакомому человеку о неприглядных эпизодах своей биографии. Как переступить эту грань?

– Действительно, у многих людей возникают подобные препятствия. Человек вроде бы и хочет, но стесняется, боится подойти к священнику, рассказать о своих грехах. Особенно часто такое бывает с молодыми людьми, которые еще не имеют богатого жизненного опыта: им кажется, что те или иные грехи свойственны только им, что только они могли что-то такое совершить, а у других этого не было, а священник их осудит, косо, недобро на них посмотрит.

Это все мнительность, от нее нужно избавляться – мысли такие нужно отгонять от себя. Необходимо помнить, что священнослужитель – такой же человек, как и все остальные, и проходил через те же самые грехи, что и прочие люди. Задача священника на Исповеди – выступить не в роли судьи и карателя, а в качестве пастыря, духовного отца, который призван помочь человеку: выслушать его, понять, подсказать какие-то способы борьбы с грехами и затем совершить само таинство Покаяния – выступить свидетелем раскаяния человека перед Самим Господом Иисусом Христом, Который на Исповеди незримо присутствует, прочитать соответствующую молитву.

И второе: мы не должны бояться стыда здесь, в этой земной жизни. Нужно гнать от себя ложную стыдливость перед людьми, боязнь показаться перед ними в плохом виде. Необходимо бояться стыда, что может нас постичь в вечной жизни, когда мы предстанем на Страшном Суде: вот там будет самый страшный стыд – страшный прежде всего потому, что после Страшного Суда изменить что-то будет невозможно… Суждение, вынесенное тогда, будет окончательным.

Каждый из нас – человек из плоти и крови, каждый из нас призван раскаиваться перед другими в своих прегрешениях, чтобы получить прощение от Бога и не отвечать за эти грехи в жизни будущего века.

Сейчас сложная ситуация: в Москве введены новые ограничения, еще хуже становится, упаднические настроения даже среди молодых людей – когда тебе нужно жить, развиваться, расти, учиться, а у тебя либо дистанционка, либо работы нет… Что можно сказать молодому человеку, чтобы в это тяжелое время он не унывал, а надеялся на лучшее?

– Как священнослужитель и как историк хочу напомнить всем, в том числе молодым, знаменитое латинское выражение: Historia magistra vita est («История – учительница жизни»).

Да, 2020 год оказался очень тяжелым для всего мира в целом и для нашего Отечества в частности. Пандемия, огромное количество заболевших, многие люди покинули нас, перейдя в вечную жизнь. Кроме этого, мы видим и тяжелые политические события в разных странах мира. И порой у некоторых людей возникает упадническое настроение, апатия: может показаться, что все уже идет к концу и впереди ничего хорошего нас не ожидает.

Но не наше дело выносить суждения о сроках, когда придет конец. Об этом знает только Господь Бог. А наша задача в том, чтобы каждый день своей жизни проводить с максимальной самоотдачей. Тот, кто сейчас учится, призван учиться, тот, кто сейчас работает, призван выполнять свою работу наилучшим образом – так, как будто у нас впереди еще миллионы лет.

В истории было всякое, и если мы будем ее внимательно изучать, то увидим, что наш народ проходил через тяжелейшие испытания. Великая Отечественная война, Отечественная война 1812 года, Смутное время – это такие тяжелые события, когда наша страна действительно находилась на грани исчезновения. Тем не менее Господь помог нам выстоять, мы живы до сих пор. А сколько было разных событий, связанных с голодом, эпидемиями, которые косили тысячи, десятки тысяч людей… Тем не менее и через это прошел наш народ, прошли народы других стран.

Так что, проходя и через это испытание, необходимо иметь надежду и упование на Господа Бога и выносить из этого испытания для себя соответствующие уроки, внимательно задуматься над тем, к чему Господь нас призывает и что Он хочет нам показать, как Он хочет нам помочь, чтобы мы изменили себя к лучшему.

Записали:
Наталья Богданова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Божественная благодать – это и есть присутствие Бога в человеческой жизни и истории, это сила и свет Божий

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Сегодня мы слышали слова апостола Павла, сказанные им в Послании к Ефесянам: «Благодатью вы спасены через веру, но сие не от вас, Божий дар, да никто не похвалится» (см.: Еф. 2, 8 – 9). Эти слова несут в себе, может быть, самую важную идею, которая была открыта Новым Заветом, – о том, что человек спасается не своей собственной силой, не своими подвигами, не силой разума, не силой воли и даже не силой веры, а только благодатью Божией.

 
Беседы с батюшкой

Игумен Варфоломей (Петров): Внимание христианина должно быть обращено к своему сердцу

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс