Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (1083) → Протоиерей Андрей Канев: О Святой Троице. Мы можем познать Бога только верой

Протоиерей Андрей Канев: О Святой Троице. Мы можем познать Бога только верой

№42 (1083) / 2 ноября ‘20

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №41 (1082) 2020

Продолжаем передачу «Страсти и борьба с ними» – это уже 20-я встреча: мы изучаем огласительные вопросы. Это необходимо, ведь, чтобы подойти к теме борьбы со страстями и уж тем более начать с собой бороться, нужно иметь правильный фундамент веры. Мы не какие-то новости изучаем, это очень давно известно Церкви: сколько Церковь существует, столько существуют и эти знания.

На прошлой беседе мы говорили о Предвечном Совете Святой Троицы: когда Господь сотворял мир, человека, это был не хаос, не случайность – все происходило по Его Божественному плану; даруя человеку свободу, Господь предполагал, что свободой человек может воспользоваться неправильно.

Сейчас поговорим об учении Церкви о Боге, о Святой Троице.

Тема эта архисложная – я долго к ней внутренне готовился. Информации принципиально новой нет, но одно дело, когда ты это сам понимаешь, а другое – когда нужно это преподать в виде получасового урока на нашей встрече. Попробуем это сделать.

Первое, что я написал: догмат о Пресвятой Троице непостижим. Почему так? Догмат Святой Троицы звучит так: мы верим в Господа Единого по существу, но троичного в Лицах: Отец, Сын, Святой Дух – Троица Единосущная и Нераздельная. В чем непостижимость?

Когда мы говорили о свойствах Божиих (посмотрите в архиве наших бесед – у нас было 2 беседы по этой теме), мы отмечали: познать сущность Бога невозможно.

Почему? Мы не обладаем таким аппаратом познания – у нас ум не такой, чувства не такие: мы приземленные, грубые существа. Чтобы нам что-то понять, нам надо попробовать это на вкус, почувствовать запах, и только тогда мы поймем, что это такое (и то не совсем точно). А в том, что касается познания Бога, наши механизмы познания совсем не работают.

Мы можем познать Бога только верой. Как учат нас святые отцы, мы можем приблизиться к Нему аскетической, правильной духовной жизнью, прикоснуться в таинствах. Это другой способ познания – нерациональный (с помощью ума, математики и так далее). И говоря о догмате Святой Троицы, мы должны понять, что эта тема не связана с математикой: нет, эта тема не глупая – она сверхчеловеческая.

Бог открывает в Священном Писании, каков Он Сам: это не люди придумали. Что Бог – это Святая Троица, было сформулировано уже в христианское время, но знания о Боге нам даны в Священном Писании незадолго до Пришествия Господа Иисуса Христа на землю – прообразы, намеки были у пророков. То, Каков Господь, раскрывается в Евангелии.

Поскольку Сам Господь непостижим, мы можем предполагать, что все, что касается Его качеств, свойств, Божественной природы, догмата о Святой Троице, с точки зрения логики вообще нелогично: как может быть Личностей – три, а Существо – одно?

Мы здесь с вами не математикой занимаемся, а пытаемся для себя обозначить учение о Святой Троице. Поэтому давайте так: мы это просто принимаем, но рассчитать что-то невозможно.

Этот догмат непостижим, но мы его принимаем. В нашей жизни многое мы не можем понять, но принимаем это на веру. Это мы тоже принимаем на веру – но не от людей, а от Самого Бога.

Вот здесь и есть проверка: принимаю ли я догмат, верю ли, как верит Церковь, или мне нужно, чтобы мне кто-то что-то доказывал? Что касается данного догмата, то здесь ничего не докажешь.

Попробуем разобраться во взаимоотношениях Святой Троицы.

Троица Единосущная и Нераздельная. Что значит – «Единосущная»? Божественное существо одно. Я нарисовал картинку. Быть может, она не отразит суть вопроса, но хотя бы приблизительно поможет эту тему понять.

Я нарисовал овал – символ единого существа. Овал разделен на три равные части: Отец (в центре), Сын и Святой Дух. Троица – Единое Существо. Это значит, что у каждого Лица Божественной Троицы одинаковые свойства. Но не надо представлять Святую Троицу в виде трех Ангелов.

Я приводил на прошлой передаче пример иконы преподобного Андрея Рублева – это ветхозаветное представление о Святой Троице (Господь в виде трех Ангелов явился праотцу Аврааму), а здесь мы говорим немного о другом.

Каждое Лицо Святой Троицы обладает единым существом и ничем, кроме личных качеств, не отличается. «Нераздельное» – означает не «три разных Бога». Бывает, люди, плохо знающие христианство, начинают христиан обзывать язычниками: якобы у нас троебожие. Ничего подобного – мы верим в Бога Единого, но троичного в Лицах.

Святая Троица нераздельна – не было такого периода и не будет, когда Святой Дух или Сын где-то отдельно существовали или Отец взял и ушел. Это вообще не про Божественную природу: она нераздельная – никогда не разделяется.

Когда мы будем что-то читать о догмате Святой Троицы, можем столкнуться с незнакомым для нас словом «ипостась». Ипостась (греч. υποστασις, от глагола υφιστημι) – термин христианского богословия, используемый для обозначения того, что существует само по себе, самостоятельно; является синонимом терминов «лицо» и «личность». Естество Святой Троицы – единое: все Божественные свойства, которые мы изучали в прошлых беседах, свойственны каждому Лицу – они нераздельны не только в географическом плане, но еще по Своим свойствам Божественной природы: Единое существо, Единое Божество.

Но Они отличаются ипостасно, то есть по характеристикам. Нам Церковь предлагает понимать так: Лица Святой Троицы отличаются происхождением. Отец – не рожден, Сын – рождается от Отца, а Дух Святой исходит от Отца. Они отличаются способом происхождения.

Зачем такие сложности? Возвращаемся к пункту №1: это непостижимо – нам это передается Самим Богом о Себе.

Мы с помощью нашего понятийного аппарата не можем это познать, проверить – познавать очень сложно, ведь наш ум привык оперировать земными вещами. У нас «2 х 2 = 4», а здесь Троица равна единице. Это как? Вот так.

Получается, разница между ипостасными (то есть личными качествами) Лиц Святой Троицы – только в происхождении и ни в чем другом. Все остальные Божественные качества всех Трех Лиц Святой Троицы одинаковые.

Сын рождается от Отца. Чтобы нам родиться, нужны папа и мама. Нужно, чтобы они полюбили друг друга, поженились, и потом мы когда-то родимся. Понятно, что к Богу это не относится. Рождение Сына происходит без сочетания с кем-то – это Божество: Ему не нужны, как нам, папа и мама, чтобы родиться. Рождение происходит не так, как у нас: сначала мама была девочкой, потом стала девушкой, вышла замуж, стала замужней женщиной, и потом родился ребенок – происходит целый временной процесс.

А Сын рождается от Отца безлетно, как говорится у святых отцов или в описаниях догматики. Это значит: не было такого времени, когда бы Его не было. Когда мы с вами говорили о качествах и свойствах Божественной природы, мы отмечали, что Господь существует вечно: не было времени, когда бы Он не существовал – в плане происхождения Лиц Святой Троицы не было такого времени, когда Сына не было: Он всегда был.

Это способ происхождения (чтобы мы хоть примерно поняли): Он всегда такой – Он всегда рождается. Если мать носит ребеночка, у них единая нервная система. Мать чувствует, что ребенок беспокоится. Ребенок беспокоится, потому что чувствует, что мама нервничает. Кровеносная система у них одна. Ребеночек рождается, он уже другая личность, живет своей жизнью, сначала зависит от матери, потом уже не зависит, взрослеет. Сын, рождаясь от Отца, никуда не исходит: Троица Единосущная, Нераздельная. Сын рождается, всегда был, всегда существует, никогда не было такого времени, когда бы Его рядом с Отцом не было.

Дух Святой исходит от Отца. Другой совершенно способ происхождения: исхождение. Не было такого времени, когда Дух не исходил от Отца. Нет такого, что Он исходит и куда-то пропадает.

Дух Святой – не дыхание, как можно себе представить. Некоторые иногда ошибаются, думая, что Дух Святой – это некое дыхание Божества («как мы дышим, так и это некое дыхание Бога»). Нет, Дух Святой – такая же Личность: как вы личность, так же и Дух Святой – Личность, только Божественная, Третье Лицо Святой Троицы.

Мы молимся Духу Святому, чтобы Он пришел и очистил нас от всякой скверны: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй…» – Он везде находится и все исполняет: вся жизнь на земле от Него зависит.

Мы говорим здесь не о каком-то безличностном дыхании, как наше дыхание (это просто физиологический процесс в нас – от нашей личности дыхание зависит только в том смысле, что, если мы перестанем дышать, мы умрем, но оно на личность не влияет).

Дух Святой – такое же Божество, как Сын, такая же Личность: это нам с вами надо понимать. Мы к Нему обращаемся как к Личности, а не как к безликой энергии.

Так вот, нам открыто в Священном Писании, что Дух Святой исходит от Отца – это один из важных моментов во взаимоотношениях Святой Троицы. Единое Существо, единое Божественное естество: Отец не рожден, Сын рождается, Дух Святой исходит от Отца.

Догмат Святой Троицы был зафиксирован на Вселенских Соборах.

Мы как-то касались темы Католической Церкви, отпадения ее от истины. Одно из таких серьезных догматических нарушений касалось неправильного понимания исхождения Святого Духа: если Православная Церковь говорит, что Дух Святой исходит от Отца (мы видим стройную систему, мы ее представляем), то постепенно в католическое богословие вкралась идея – и была утверждена на католических соборах, – что Святой Дух еще исходит и от Сына. Представляете, какое происходит унижение вероучения о Святом Духе? Если это Божественная Личность, то она должна происходить от Отца, как учит нас Священное Писание и Церковь. А если мы говорим, что еще и от Сына, то что это за сложности? То есть в учение о Святой Троице внесены хаос и недоумение.

Любое ложное учение о Боге – ересь, оно губительно. Вкралось такое неправильное понимание в учение Западной Церкви, и она отпала от истины.

Что касается происхождения, само по себе оно не говорит, что у Лиц Святой Троицы разное естество. Мы скажем: «Сын рожден, а Святой Дух исходит, Он не рожден. Может, они разные?». Нет, он не разные. Можно привести пример, который есть у Иоанна Дамаскина в книге «Точное изложение православной веры» (кто хочет, может начать осваивать эту книгу – она очень сложная для изучения: прихожане попросили меня ее разобрать, и мы каждую субботу после вечерней службы пробуем это делать, но это весьма непросто).

Иоанн Дамаскин приводит такую интересную тему. Как понять, что происхождение в Святой Троице разное, а естество одно? Возьмем Адама, Еву и Сифа. Сиф – один из сыновей Адама и Евы. У них же разное происхождение? Как происходит Адам? Его Бог сотворяет. Господь берет персть земную, вдыхает дыхание жизни – и мы видим Адама. Он сотворен из праха земного. Механизм, который мы описали, понятен.

Как появляется Ева? Ее же Господь сотворяет не из праха земного, а из ребра Адама: это другой способ происхождения. Мы с вами говорили, почему: чтобы Адам понимал, что Ева – часть его, равное ему существо. Хоть и помощница, но равная ему.

Сиф рождается на земле уже после грехопадения Адама и Евы. Он рождается обычно – как человек, как мы с вами. Естество одно – они люди, как мы с вами, по человеческому естеству одинаковые, а способ происхождения разный: рождение из праха, из ребра и обычным способом.

Так же и здесь: происхождение Лиц Святой Троицы, их личностные, ипостасные особенности касаются происхождения, но они не говорят, что у них разное естество. Поэтому во всех событиях земной истории, нашей жизни, таинствах, богослужениях, когда мы призываем Святую Троицу, мы обращаемся, конечно же, ко всем Лицам Святой Троицы. И когда мы даже обращаемся к Господу Иисусу Христу или к Отцу нашему Небесному, мы все равно обращаемся ко всем Лицам Святой Троицы. И Они все обязательно участвуют во всем.

Не бывает, чтобы Они между собой поссорились, не договорились – это у нас бывают разделения, недоумения, ссоры, гордыня. У Лиц Святой Троицы не так: это Нераздельное, Единосущное во всем Божественное Существо. Когда мы коснемся рождения Господа Иисуса Христа, вочеловечения Сына Божия, это тоже участие всех Лиц Святой Троицы. Мы должны это понимать.

Есть примеры из области природы о Святой Троице, но они мне не нравятся: они по своим особенностям не отражают всей глубины учения о Святой Троице. Приведем один пример. Вот есть Солнце – звезда. Лучики символизируют тепло и свет, которые от Солнца происходят. Можно сказать, что сам диск – это Отец, свет – это Сын, тепло – Дух Святой. Свет мы видим, тепло ощущаем, и они происходят от Отца. Вот такой пример.

Можно встретить в литературе пример с родником. Есть святоотеческий пример с радугой: радуга показывает единство – каждый цвет плавно переходит в другой. Но это очень условно.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) приводит пример с духовным человеческим устройством: ум, мысль, дух. Их взаимосвязь, рождение чувств, мыслей из ума – тоже образ взаимодействия Лиц Святой Троицы. Но это все очень условно.

Я бы предложил действовать таким образом. Мы знаем догмат Святой Троицы – мы верим в Единого Господа, троичного в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух. Это Троица Единосущная и Нераздельная. Мы просто это принимаем.

Вот так надо сделать, чтобы иметь правильные личные взаимоотношения с Церковью, чтобы нам не подумать, мол, это все недоказательно, непонятно.

Мы сразу с вами сказали, что это непонятно; просто принимаем это – как принимают дети, когда доверяют своим родителям, так и мы должны доверять нашей Святой Церкви в плане вероучения. (Нам много чего может быть непонятно – еще раз напомню, что инструмент у нас слабоват, чтобы все вокруг понимать.)

На этом, наверно, мы эту тему закроем, подведем итог. Напомню, что способы происхождения Лиц Святой Троицы являются Их отличительными качествами. Все остальное у Святой Троицы одинаково, ибо естество едино.

В следующий раз, Бог даст, поговорим о Господе Иисусе Христе и плавно подойдем к Искуплению – очень важной теме в плане борьбы со страстями.

Спасибо, дорогие братья и сестры, за терпение, за внимание к нашей передаче, за комментарии, которые вы оставляете под видео с нашими эфирами. Спасибо вам за отзывы и вопросы, которые вы присылаете на адрес электронной почты: kanev@tv-soyuz.ru . По возможности я стараюсь отвечать на ваши письма. Если сразу не получаете ответ, не обижайтесь: вокруг стало много суеты, и не всегда удается ответить. Поэтому давайте будем по старинке немного ждать писем, ведь письмо еще продумать надо.

Помоги вам Господь, братья и сестры! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс