Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (1082) → Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: Иконы и идолопоклонство

Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: Иконы и идолопоклонство

№41 (1082) / 1 ноября ‘20

Архипастырь

Владыка, сегодня я предлагаю поговорить по теме, которая достаточно остра для Православной Церкви – ни для кого не секрет, что ее обвиняют: почитание иконы отчасти можно считать идолопоклонством, ведь изображены на них какие-то личности – пусть и святые, но это не Сам Бог. Почему нельзя иконопочитание считать идолопоклонством?

– Не хочется мне обидеть тех, кто держится такой точки зрения, а в основном эти люди придерживаются протестантского взгляда на Священное Писание (это всевозможные протестантские объединения). На самом деле такое суждение, якобы основанное на Библии, есть проявление поверхностного отношения к Священному Писанию: где-то что-то не прочитали, не вникли, не погрузились, и создалось впечатление, что они знают Библию и теперь делают для нас, православных, какое-то открытие, когда говорят, что у вас есть иконы в храмах, это заповедано...

Это не про изучение Библии было сказано, а вообще о науке кем-то из ученых – что поверхностное научное изучение может удалять от Бога, а глубокое изучение науки приближает к Нему.

То же самое со Священным Писанием – если мы посмотрим внимательно на текст Священного Писания, особенно на текст оригинала (один из древнейших переводов Библии Ветхого Завета на греческий язык это Септуагинта), если мы посмотрим, какие слова там употребляются относительно кумиров, которые в этой заповеди упоминаются, там речь идет об идолах, употреблено слово «идол» (др.-рус. идолъ, греч. εἴδωλον) – «кумир, фантом, предмет поклонения». В то время, как в Священном Писании есть много терминов, которые упоминают слово «ико́на» (ср.-греч. εἰκόνα, др.-греч. εἰκών – «о́браз», «изображение») – причем «образ» чаще всего употребляется в положительном аспекте, в то время как «идол» употребляется в отрицательном аспекте.

Если мы вникнем в эту заповедь, то видно, что эта заповедь не в принципе отметает любые изображения – она отметает изображения, которые существуют относительно какой-то ложной действительности, и обожествление этих изображений, когда ставят знак равенства между божеством и тем изображением, что есть.

На самом деле Церковь никогда на этой платформе не стояла. В Библии мы видим много примеров, когда с повеления Божия делались какие-то священные изображения, но они не были идолами и идолами никогда не почитались.

Спас Нерукотворный?

– Пока мы говорим о Ветхом Завете. Спас Нерукотворный – это уже период Нового Завета. А когда Господь повелевает сделать ковчег Завета Моисею, то повелевает, чтобы крышку ковчега Завета покрывали два вылитых из золота херувима, которые своими крыльями осеняли бы главную ветхозаветную святыню. Ковчег стоял в самом главном помещении сначала походного храма – скинии, потом храма Иерусалимского, и это помещение называлось «Святая святых». Оно отделялось от основной части храма завесой, которая сверху донизу была расшита херувимами, Небесными Силами, то есть изображение ангелов даже в Библии, в Ветхом Завете, считалось допустимым и не почиталось как изготовление идолов.

Но никогда ни в Ветхом Завете, ни в Новом Завете в христианской Церкви изображения не отождествлялись с Богом, никогда не почитались иконы как некие тождества Божества. Никогда люди, поклонявшиеся святым иконам, не поклонялись доске, не поклонялись краске, не поклонялись даже изображению – они поклонялись изображенному. Но если мы посмотрим на какое-то подобие из жизни, представим, что мама отправила на службу в армию своего единственного дорогого сына, и каждый день она рассматривает его фотографию, она может эту фотографию поцеловать, прижать к себе. Значит ли, что эта женщина – особая почитательница фотобумаги, каких-то химических реактивов? Вряд ли. Она относит свою любовь и свои чувства не к предмету, не к фотографии, а к тому, кто изображен. Иконы – то же самое. Поэтому на VII Вселенском Соборе, который окончательно утвердил иконопочитание, говорится, что мы, совершая почитание святых икон, воздаем почтение изображенному на иконе.

Почему все-таки в Ветхом Завете не было изображения Бога (Бога и святых людей не изображали), а было только изображение ангелов? Почему в Новом Завете такие изображения стали появляться? Те, кто отрицает возможность иконопочитания в Церкви, делают вид (либо сами убеждены), что с наступлением Нового Завета на самом деле ничего существенного не произошло, поэтому в той степени, в какой действовал запрет на изображения в Ветхом Завете, в той же степени он распространяется на Новый Завет.

Но на самом деле это не так.

Бог действительно неизобразимый – Бог есть Дух, и Его изображать практически невозможно, поэтому в Ветхом Завете был строгий запрет на изображение Бога невидимого, то в Новом Завете все изменилось. Почему? Апостол Павел прямо говорит, что Бог облекся плотью. А в другом месте другой апостол говорит: великая благочестия тайна: Бог явился во плоти. Иисус Христос, Родившийся от Девы Марии и принявший человеческую плоть, явил Божество видимым, осязаемым образом. Если Бог раньше был неосязаем, невидим, неописуем, то теперь в Иисусе Христе, Который воплотился и пришел в этот мир ради спасения человека, Он стал изобразим. Поэтому уже в Новом Завете мы имеем возможность изображения Божества в Лице Иисуса Христа, Который воплотился – является Богом воплощенным.

Почему же мы не только Спасителя изображаем, но изображаем Пресвятую Богородицу, святых угодников Божиих помимо ангелов (чего тоже в Ветхом Завете не было)?

Да практически всех святых…

– То же в Новом Завете произошло и с человеком – сильное изменение, ибо в период Ветхого Завета человеческая плоть была падшей человеческой плотью, которую человечество наследовало от первородного Адама, поэтому даже лучшие представители человеческого рода (ветхозаветные святые) все равно были носителями падшей природы.

Только во времена Нового Завета, когда Господь воплотился, в таинстве Крещения Он дает возможность нам, уверовавшим в Него, заново родиться уже не от Адама ветхого, а от Него, от Христа, в таинстве Крещения, и обновить наше падшее естество, которое Господь, омытое в водах Крещения, еще и облагодатствует, то есть наделяет особой духовной силой – Духом Святым (ведь Дух Святой и есть освящающая сила, и то, что было не свято в Ветхом Завете, освящается действием Духа Святого). Поэтому когда мы говорим «люди святые», мы имеем в виду под словом «святость» не столько их высокий нравственный моральный облик, сколько причастность этих людей особой Божественной силе – Духу Святому, носителями которого они были, ведь святых часто называют «богоносные люди» – то есть те, кто стяжал Бога: они Бога имеют внутри себя – Господь оставил свой отпечаток в них.

Так что икона – не просто портрет (икона может не всегда передавать какие-то антропологические исторические черты того или другого святого человека); это духовный портрет – икона передает нам портрет человека в его причастности к Богу, к Небу, раскрывает его внутренний духовный мир.

Поэтому изображение святых людей на иконах стало возможно именно в контексте Нового Завета, когда Господь совершил дело Искупления и спасения человека. И те, кто воспользовались этим даром Божиим, соединились с Богом и Дух Святой обильно возобитал в них, изображаются на иконах в их причастности к Небу.

Поэтому икона и идол – совершенно разные явления. Причем Церковь призывает к поклонению не самим иконам как предметам, а к тому, что изображено на иконах, то есть в конечном итоге – к Господу. Точно так же, как я привел пример: мать свою любовь проявляет не к фотокарточке, которая тоже для нее дорога, а к тому, кто изображен на фотографии.

Владыка, давайте вернемся в наши дни: когда монах, имеющий навыки иконописания, постится, молится, пишет икону, быть может, даже по нескольку лет, действительно получается плод духа – даже когда на нее смотришь, есть ощущение, что это что-то неземное. А сейчас появились в магазинах наборы для рукоделия, где изображены святые, Богородица, Николай Чудотворец – людям, которые своими руками сделали икону, можно ли к этому относиться как к святыне? Надо ли в церкви освящать?

– Если изображение священное, то, кто бы его ни создал, важно, что он создавал это изображение в посте, в молитве. Ведь речь идет не об изображении, а об изображенном: даже если ребенок нарисовал какого-то ангела – это уже изображение ангела, а не человека и не беса, поэтому нельзя относиться к этому изображению с пренебрежением.

Другое дело, что подлинным творцом иконы может быть только духоносный человек. Чтобы изобразить не физический облик даже святого человека, а его духовный портрет нарисовать, для этого нужно иконописцу самому обладать духовным видением – нужно подняться до уровня святого, поэтому, по большому счету, иконописцами с большой буквы в Церкви считались особые люди (например преподобный Андрей Рублев – и подобные ему иконописцы).

Есть другая категория иконописцев – они пишут по канонам, созданным святыми людьми, и они не выходят за рамки канонов: не обладают достаточным собственным опытом, а опираются на опыт святых. То же – и в отношении молитвы. Святые молились своими собственными словами, и молитва исходила из их сердца, которое было преисполнено Духом Святым. Мы чаще всего молимся по молитвослову словами, которые когда-то изрекли эти святые (чтобы подтянуться до их уровня). Так же и иконы: все, кто в настоящее время делают иконы, должны ориентироваться на канон. И даже если человек икону вышивает, сейчас действительно много предлагается таких рукоделий, их прорись делается с канонических изображений: ничего не мешает человеку, который занимается таким рукоделием. Потом вышитая икона приносится в храм, священник освящает ее, и она ничем не отличается от писаной иконы.

Владыка, близится Новый Год – до него остается несколько месяцев, бо́льшая часть года позади, и в храмах начинают продавать календари на следующий год. Соответственно, старые календари уже не актуальны, но на каждом из них тоже изображение святого – по большому счету, икона. Перед этим образом тоже можно молиться? Что сделать с отслужившим свой срок календарем?

– Календари есть разные: есть в книжном формате – там много изображений, в том числе репродукции икон. Ничего не мешает их бережно собирать – это наша история, напоминание о прежних годах… Но только ли напоминание? Вы говорите, что есть иконы, написанные выдающимися иконописцами. Так вот, чаще всего в печатных календарях (и не только в книжном, но и в плакатном исполнении) печатаются иконы, написанные талантливыми иконописцами. Многие подвижники советовали: чтобы стать чище, для того, чтобы почувствовать Бога – просто рассматривать иконы.

Я помню, когда был еще совсем молодым человеком, мне дал совет один старец, потом я этот совет давал многим и многим ищущим Бога людям, которые никак не могли убедиться действительно ли Бог существует. Они хотели познать истину, у них был такой позыв.

Есть такое выражение отца Павла Флоренского: «Раз существует икона „Троица“ Андрея Рублева, следовательно, существует Бог». Он считал наличие иконы «Троица», которая сейчас находится в Третьяковской галерее, одним из самых убедительных доказательств существования Бога. Многие советовали мне, и я советовал другим: возьмите альбом с древнерусскими или византийскими иконами и, придя в состояние умиротворения, рассматривайте эти иконы. Они сами начнут с вами говорить, они сами начнут вам открывать ту запредельную реальность, к которой принадлежит Господь. Это имеет смысл. То есть применение священных изображений более широкое, нежели икону использовать только как моленную. Но если это репродукция, можно просто их рассматривать.

Сжигать не следует?

– Если уж совсем изображение не нужно (скажем, потерлось со временем, выгорело на солнце), в любом случае такие изображения ни в коем случае нельзя выбрасывать – это будет неблагоговейное отношение не столько к изображению, сколько к изображенному человеку. И если оно совсем не нужно, если это изображение на несгораемых предметах, то лучше где-то закопать в чистое место под кустиком, либо в лесу, либо придать огню, а пепел либо в речку поместить, либо закопать в землю, чтобы священные изображения не подвергались осквернению. Некоторые в древности, например, вышедшие из употребления книги погребали так же, как погребают людей, – в ящичек, это все захоранивалось.

Теперь перейдем к другим вопросам.

«На Ваш взгляд, правильно, что за детей принимают решения родители, а не они сами, когда ведут креститься?» (Вопрос поступил, хотя на него мы отвечали неоднократно.)

– В Книге Деяний апостольских есть выражение, которое стало устойчивым, неоднократно повторяется в Священном Писании: когда человек уверовал, крестился и весь дом его. Когда вся семья христианская, ребенок изначально должен возрастать в христианском духе и получать христианское воспитание, быть крещен по вере своих родителей – но именно по вере родителей, по вере тех родственников, которые принимают на себя ответственность не столько за сам факт Крещения, сколько за позднейшее воспитание этого человека как чада церковного. Если семья, родители младенца рассматривают свою семью как домашнюю Церковь, то тогда и ребенок, крещенный по вере родителей, возрастает с младенчества в вере во Христа, согласно древней апостольской традиции.

Если же родители неверующие, то как воспитать ребенка изначально сразу после Крещения в христианском духе? Иногда на себя такую миссию (особенно в советские времена) брали бабушки, но они старались не только (иногда даже тайком от родителей) покрестить своих внуков, принеся их в церковь, но и старались воспитать их в духе христианства.

Отсюда огромное количество людей (я себя тоже отношу к таковым), которые получили основу христианского воспитания еще в советские времена от своих бабушек. Еще раз повторюсь, что, если родители и родственники этих детей сами далеки от веры в Бога и не собираются ребенку сообщить основы веры и воспитывать в духе веры, тогда нельзя сказать, что Крещение не действительно, но это все равно что зерно, которое было посеяно, осталось законсервированным до поры до времени.

Когда человек вырастает, он может самостоятельно, проявляя свою собственную волю, выстраивая правильную духовную жизнь, вырастить семя духовной жизни из посеянного зерна. Но может и погубить его.

Обязаны ли супруги носить кольца и почему священники их не носят?

– Кольцо – символ супружества. Я бы не сказал, что это непременная обязанность, но, тем не менее, это напоминание, что как кольцо не имеет ни начала, ни конца, так и брак – хотя имеет начало здесь, на земле, но конца своего не имеет: он должен быть нерушимым (как в чинопоследовании Венчания многократно говорится: то, что Бог сочетал, того человек да не разлучает). Так что в этом отношении ношение супругами колец весьма полезно.

Что касается священников… Действительно, в день хиротонии с человека, приступающего к рукоположению, епископ снимает кольцо и полагает его на престол, с тех пор священник не на руке носит кольцо, а где-то хранит его в достойном месте.

Почему? В момент хиротонии священник обручается Церкви Христовой. Теперь на первом месте идет Церковь (это не значит, что семья отбрасывается на сотое, двухсотое место), семья становится на втором месте: на первом месте Церковь. Обрученный Церкви священник получает священнические одежды, наперсный крест, другие священные атрибуты, а кольцо, уйдя на второй план, хранится бережно в семье на втором плане.

Рассматривается ли сейчас вопрос о создании в Томске духовной академии?

– Мы этого вопроса в наших беседах неоднократно касались.

Я говорил, что теоретически такие предпосылки существуют и высказываются такие мнения и пожелания, но на самом деле мы должны вырасти до духовной академии. Нельзя академию создать с нуля: «Захотел я как архиерей – открою-ка я академию, нашел средства, построил здание, или приспособил уже существующие, нашел преподавательский коллектив»… Но так не делается.

Так, например, не организовывается приход сверху каким-то указом – всегда появляются сначала верующие люди, которые хотят создать свою общину, и потом это разрастается в приход. Появляется старец, монах, вокруг него появляются послушники – так на Руси всегда рождались монастыри. То же – и с духовной академией. У нас есть духовная семинария, она может развиваться дальше и в конце концов может развиться до такого уровня, что станет духовной академией. Но когда это будет – зависит от очень многих факторов, не только от желания кого бы то ни было (даже если это архиерей).

Спасибо огромное, Владыка! Очень познавательная беседа, интересные ответы на вопросы.

– Вам спасибо.

Записала:
Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Покуда возносится к Небу горячая молитва, будет Царица Небесная покрывать Своим Покровом землю нашу, будет Заступницей о народе нашем

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Сегодня великий для Русской Православной Церкви праздник – праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Я специально подчеркнул, что это праздник русский, потому что на Востоке он почему-то не празднуется, хоть и установлен в честь события, связанного с чудесным избавлением Константинополя – кстати, от славян, которые в то время были язычниками. Они, окружив Константинополь, уже были готовы ворваться внутрь столицы и подвергнуть все огню и мечу, но по молитвам византийцев, заступничеством Пресвятой Богородицы город был спасен, и окружавшие его войска отступили.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Вадим Буренин: Бог и скорбь

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс