Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало в №38 (1079) 2020 г.
Вопрос телезрителя из Воронежа: «Как принять дары покаяния и дары добродетели смирения?».
– Дары покаяния – это когда мы осознаем свои грехи. Если мы не видим своих грехов, то должны молиться Богу, чтобы Господь открыл нам наши грехи и мы могли бы в них покаяться.
Чтобы видеть свои грехи, нужно внимание к себе – к своим поступкам, мыслям, чувствам, желаниям: нужно оценивать их с точки зрения Святого Евангелия. Тогда мы увидим, что наши действия бывают греховными, и мы должны в этом каяться и просить у Бога прощения.
Господь по Своей милости нас прощает, не требуя от нас каких-то условий, – Он просто прощает. Но Он хочет, чтобы мы тоже прощали друг друга. А люди думают: «Он столько нагрешил, а его прощать? Это не то. Надо как-то его наказать, чтобы он это прочувствовал». Но Господь не требует никаких наказаний, а если мы каемся, Он прощает. И Он говорит и нам делать то же самое по отношению к ближнему: согрешил человек – прощай его: даже до седмижды семидесяти раз нужно прощать. Вот такое Божественное установление, правило Господь дал нам для нашей жизни.
Что касается смирения, если нас в чем-то укоряют, обижают, нужно постараться не обижаться в ответ, не проявлять недовольство. Даже если мы не виноваты, но нас укоряют, мы должны быть сдержанными, не выражать недовольства, не роптать. Апостол Петр в своем послании говорит, что Богу очень угодно, когда мы терпим неправду. Если человек не совершал греха, не виноват, а его обвиняют, то это Богу угодно и спасительно для нас: это как упражнение в смирении, и это дает нам благодать.
Господь в Заповедях блаженств говорит: «Блаженны вы, когда будут поносить вас, гнать и злословить. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах». Вот почему мы должны терпеть обиды: это награда – Господь награждает нас в вечности. Если мы стремимся к вечности, мы должны радоваться, что через терпение обид, унижений, оскорблений мы получаем Царствие Божие.
Ведь и Сам Христос, Бог и Человек, Творец мира видимого и невидимого, терпел унижения и оскорбления. Он не обижался, никого не укорял, не злословил, но терпел со смирением все обиды, унижения, оскорбления и даже крестную смерть. Тем более мы должны стараться. Нам посылаются скорби для того, чтобы мы очистили свою душу от греха. Терпение унижений и оскорблений – это очищение души от наших грехов, это благо Божие. Поэтому мы благодарим Бога за то, что Он посылает нам испытания для очищения нашей души. Когда все это мы воспринимаем, понимаем, тогда не обижаемся и не пытаемся оправдываться. Мы знаем, что есть Судья и Мздовоздаятель – Христос Спаситель, и мы полностью отдаем себя в руки Божии. Господь сделает все как надо – и мы знаем, что Он наградит нас блаженной вечностью. Надо радоваться: тем самым мы приобретаем смирение, терпение, послушание и другие добродетели, которые полезны для нашего спасения.
Это и есть духовный рост, стремление к совершенству, к которому призывает нас Господь: это мы должны приобретать именно в Церкви Божией.
Когда мы приобретаем эти дарования, мы уже не озлобляемся на ближнего, не осуждаем его, за то, что он, например, свечку не так поставил, а покрываем все любовью, помогаем с добротой, сглаживая всякие острые углы, и таким образом созидаем мир. Таково наше призвание, в этом наш духовный рост. Я бы сказал, что если человек достиг такого уровня, что не обижается на оскорбления, то он – ученик Христов, он уже приобрел добродетели, которые были присущи Самому Христу Спасителю. Он настоящий ученик Христов, который следует за Христом и исполняет Его святую волю.
Вопрос телезрителя из Москвы: «Нужно ли, придя в Церковь и крестившись, полностью менять свой образ жизни?».
– Мы должны менять свой образ жизни не только придя в Церковь. Везде, где бы ни были, мы под всевидящим оком Божиим: Господь всегда видит нас и хочет, чтобы мы изменяли свой образ жизни, жили по заповедям Христовым. Мы постоянно должны упражняться в заповедях: идя на работу, находясь в общественном транспорте или других местах, везде должны сознавать себя православными христианами и проявлять православные добродетели. Чтобы другой человек видел: вот это православный, особый человек, на голову выше других нравственно, духовно. Это наша проповедь. А когда мы сливаемся со всеми, если нам кто-то что-то сказал, грубо отвечаем или ругаем кого-то, это, конечно, не поведение православного христианина. Поэтому нужно свой образ жизни менять каждую минуту, каждую секунду. Мы можем иметь и греховные мысли, чувства, желания. Но в том и заключается духовная жизнь, чтобы постоянно контро-лировать себя и избегать того или иного греха. В отношениях с людьми следует особо проявлять добродетели – доброту, любовь, уважение.
Вопрос телезрителя Михаила: «Как научиться молитве? Не покидает ощущение, что я просто занимаюсь вычитыванием правил».
– Учиться молитве нужно постоянно – это подвиг, труд. В молитве главное – свой ум заключать в слова молитвы, как говорят святые отцы. Наш ум должен понимать, какие слова произносим и что эти слова обращаем к Христу, Который невидимо находится рядом с нами. Мы говорим, что Христос сидит одесную Бога Отца, что Он находится в свете неприступном. Когда возносим свой ум к Христу и относим слова молитвы к Богу (или Божией Матери, или святому), тогда молитва будет спасительна для нас. Вот к этому нужно стремиться, чтобы достигнуть такого уровня и молиться внимательно.
Наш ум во время молитвы постоянно отвлекается, но мы должны опять заключать ум в слова молитвы и продолжать молиться именно внимательно – это самое главное в деле нашего молитвенного подвига. Это очень нелегкий труд, но надо это сделать, потому что по-другому наша молитва не будет иметь значения, это будет просто сотрясание воздуха, как говорят святые отцы.
Нужно обращаться в молитве к Живому Богу. Этому надо учить своих детей, внуков, чтобы они почувствовали Бога. Когда мы молимся внимательно, мы чувствуем Бога, Божию благодать, чувствуем особое духовное состояние. Конечно, не нужно искать особых духовных состояний в молитвенном подвиге, нужно верить, что Бог есть, что Он постоянно дает нам утешение. Господь изредка дает знаки Своего к нам благоволения, и тогда в душе появляется умиление, радость, утешение, но потом опять мы этого не замечаем. Надо просто верить, что Господь есть, что Он рядом, слышит, видит и оценит нашу молитву и дела.
Если будем постоянно искать каких-то состояний, дьявол сразу же нам что-нибудь подкинет. Были такие подвижники (наверное, и сейчас есть), которые молились: «Господи, дай мне утешение, только чтобы я этого не видел видимым образом, чтобы я не возгордился происходящим, не впал в прелесть» – люди боялись, поэтому просили, чтобы Господь не давал им никаких видений, ощущений: чтобы не впасть в прелесть из-за этих явлений, которые бывают при молитвенном подвиге.
Владыка, скорость прочтения молитв влияет на качество?
– Влияет, да. Не всегда при скорости сохраняется внимательность. Если человек сам читает, он может сосредоточиться. Но когда молитвы читаются в храме для многих, не каждый человек улавливает слова, которые произносятся. Надо найти такую скорость, чтобы четко произносить каждое слово. Есть чтецы с хорошей дикцией, они могут быстро сказать, но при этом каждое слово произносится хорошо, все его слышат и воспринимают сердцем. А есть люди, которые говорят быстро, и ничего непонятно, и это, конечно, плохо. Лучше читать помедленнее, чтобы была четкость в произношении, хорошая дикция.
Телезрительница Нина задает вопрос: «Почему такие продолжительные богослужения в храме, если Господь учит нас молиться краткой молитвой “Отче наш”?».
– Да, Господь учит молиться молитвой «Отче наш», и мы эту молитву произносим в течение всего богослужения несколько раз. Такие длинные богослужения установлены нашей Церковью, чтобы человек мог упражняться в умно-сердечной молитве – приобретать навык истинной молитвы. Произнося один раз «Отче наш», не получится достигнуть такого уровня совершенства в молитве, как если будем стоять на богослужении или в домашних условиях читать те или иные молитвословия, утренние и вечерние молитвы, каноны, акафисты.
Если человек упражняется так, чтобы молитва действительно была умно-сердечной, чтобы ум и сердце участвовали в молитве, – это подвиг, постоянный труд. Это не дается чтением только одной молитвы «Отче наш». В Священном Писании говорится: непрестанно молитесь.
А какая должна быть молитва? Молитва должна быть покаянной, с осознанием своей греховности, своего недостоинства перед Богом – такая молитва Богу приятна.
Господь в Евангелии обличает фарисеев, которые долго молились напоказ, чтобы показать перед людьми, что они очень религиозные. Если войти в свою клеть – в свою душу, увидеть свои грехи, покаяться в них, попросить у Бога прощения, помощи, молясь с глубокой верой, то, конечно, это богоприятная молитва.
Невнимательная молитва, с разными мыслями, когда просто произносят слова, не очень угодна Богу. Поэтому Господь и говорит, чтобы мы молились не фарисейской молитвой. Если человек ставит перед собой задачу достигнуть богоугодной молитвы и спасения для себя, то должен постоянно упражняться, молиться, работать над собой, чтобы ум не выходил из слов молитвы, а был заключен в ее словах. Это есть труд, подвиг, который совершенствует человека в молитве.
Вопрос телезрительницы Галины: «Назовите основные и самые главные законы духовной жизни человека».
– Возлюбить Господа Бога всем сердцем, всем разумением своим, всею крепостью своею и ближнего своего, как самого себя – вот основные законы, которые Господь нам дал, отвечая на вопрос, когда Его спрашивали, как достигнуть Царствия Небесного.
Возлюбить Бога – тоже большой подвиг и труд. Мы говорим, что любим Бога, а ближнего своего ненавидим, например. Мы много чего делаем, тем самым не выполняем заповедь о любви к Богу всем сердцем, всем разу-мением своим. Надо всем своим существом полюбить Бога и взращивать такие качества души, чтобы любовь проявилась в нашей жизни по отношению к Самому Богу, по отношению к ближнему, по отношению к окружающим людям.
Есть плоды духа, добродетели – их перечисляет апостол: это любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. А иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми. То есть нужно распинать свои грехи, чтобы они не господствовали над нами, но господствовали добродетели, которые Богу угодны и спасительны для нас.
Владыка, благодарю Вас за беседу. Может быть, найдете время и приедете к нам в студию еще раз! Напутствуйте наших телезрителей.
– Очень приятно было отвечать на вопросы наших телезрителей. Это показатель того, что люди смотрят наш канал, интересуются многими вопросами духовной жизни.
Дай Бог, чтобы все знания о духовной жизни не были просто знаниями, но стали практическими делами, которые необходимы для духовного роста. Сейчас люди очень много знают, интересуются духовной жизнью, получают очень много советов, но, к сожалению, не применяют их в своей личной жизни. Читают Евангелие, труды святых отцов, жития святых, находят там очень много интересного, воспринимают близко к сердцу, но применить это на практике, в жизни не получается.
Нам нужно научиться те знания, что мы получаем из Евангелия, применять в своей жизни в отношениях с людьми, близкими, родными – в этом надо упражняться, это духовный рост. А мы интересуемся этим все больше и больше, но ничего не делаем. А кто за нас будет делать? Надо не только знать, но еще и выполнять то, что знаешь.
Божией помощи нам всем!
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Сегодня мы празднуем Воздвижение Креста Господня. Наверное, практически каждый знает о том, как был обретен Крест Господень при благочестивой императрице Елене, матери императора Константина, и как с тех пор, с IV века, особо почитается крестное древо Господне. В этот день мы во время Божественной литургии слышим замечательные слова апостола (1 Кор. 1, 18–24) о том, что слово о кресте для погибающих есть юродство, то есть безумие, а для нас, спасаемых, – сила Божия. Ибо написано: отвергну мудрость мудрецов и разум разумных. Какие удивительные слова! Почему же они были сказаны? А потому что проповедь о Кресте была действительно безумием с точки зрения тогдашнего Рима. Крест был символом самой позорной смерти, которую трудно с чем-то сравнить, даже обратившись к страшной истории человеческих казней, – настолько мучительной и позорной она была. Ни один гражданин Рима не был распят на кресте, поскольку считалось, что римский гражданин, даже преступник, имеет право на достойную смерть – поэтому таковых усекали мечом.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.