Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (1076) → Протоиерей Алексий Батаногов. Молиться нужно всегда со словами: «Да будет воля Твоя»

Протоиерей Алексий Батаногов. Молиться нужно всегда со словами: «Да будет воля Твоя»

№35 (1076) / 7 сентября ‘20

Беседы с батюшкой

Отец Алексий, телезрительница спрашивает: «Что нужно читать дополнительно в Успенский пост?» – Псалтирь, акафист Пресвятой Богородице?

– У каждого свое молитвенное правило – важно, чтобы оно было. Сложно советовать дополнительное чтение, если мы не знаем, что человек читает обычно. Конечно, в пост мы молимся усерднее. Можно почитать акафист Божией Матери. В любые дни нашей жизни важно читать Святое Евангелие, другие Книги Нового Завета – апостольские послания и Деяния святых апостолов. Все зависит от того, что читает человек во время, когда нет поста. Усерднее молиться надо обязательно.

С чем это связано?

– Пост – время большего духовного напряжения, молитвенного переживания. Мне нравится такой пример: в жизни спортсмена есть тренировочной режим, а есть сборы – усиленная тренировка, подготовка к соревнованиям. А в духовной жизни перед великими праздниками – Пасхой, Рождеством, Успением – мы концентрируем все духовные силы. И молитва – обязательная составляющая духовной жизни. Конечно, в пост молитва усиливается – мы стараемся чаще бывать в храме, причащаться Святых Христовых Таин, усерднее молиться дома.

Если вернуться к аналогии со спортсменами: ради чего тренируется христианин?

– Это борьба со своими страстями и грехами. Наша духовная жизнь, аскетические упражнения в меру наших сил, возраста, обстоятельств жизни направлены на то, чтобы мы победили свои грехи. Цель – Царствие Божие, радость в сердце.

Грех удаляет нас от Бога, лишает радости, счастья, духовно наполненного состояния. Ведя борьбу с грехами и страстями, мы приближаемся к Богу и побеждаем свои грехи и страсти. Как идеал, главная цель, финиш – Царствие Божие, которое, к слову сказать, есть не только тогда, когда Господь сподобит перейти в жизнь вечную, ибо Христос говорит: «Царствие Божие внутрь вас есть».

Не надо думать, что это обещание «на потом». Человек может быть сейчас в Царствии Божием – в радости пребывать. А может быть в печали, отчаянии, унынии. В сердце человека может быть Царствие Божие, а может быть ад кромешный.

Это итоговая участь – то, что мы наследуем?

– Мы наследуем то, что наполняет нашу душу. Если нашу жизнь наполняют страсти, грех, как мы с ними войдем в Царство Божие? Что там будем делать? Для нас там не окажется места.

Мы не обретем этого состояния?

– Да, нужно искать Царствия Божия. Так, в Евангелии Господь говорит: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, а другое приложится – не отнимется, а приложится.

Правильно ли я понимаю, что человек навечно остается в том состоянии души, в котором умирает?

– «В чем застану, в том и сужу»: известные всем слова. Я думаю, что суд Божий милосерден, мы с вами не можем его провести, не можем судить и осуждать. Конечно, важно, в каком состоянии духа, души человек встретит смерть, но суд Божий глубже.

Мы говорим о Царствии Небесном и об аде, которые человек может обрести в земной жизни: у него будет состояние либо блаженства, либо мучения уже здесь. Но ведь благоразумный разбойник на кресте изменил свое состояние за один момент…

– Это тайна Божия. Мы знаем многих страдальцев, которые тяжело болеют, претерпевают лишения, мучения (нравственные и физические), наказания. Их состояние может быть очень тяжелым. По примеру святых мучеников мы знаем, что Господь Своей благодатью укрепляет, ободряет страдальцев, смиренно ради Христа несущих страдания. Но заявление, что состояние в предсмертный час перейдет в вечность, спорное.

Представьте себе человека, который претерпел много болезней, страдал, каялся в грехах. Его настиг тяжелый недуг, у него было тягостное состояние последние дни или часы его жизни. Конечно, мы знаем случаи, когда Господь укрепляет таких страдальцев – у них на сердце бывает радость, утешение, надежда на встречу с Богом. А бывает, что человек умирает в состоянии пограничного сознания – под действием лекарств.

Но мы никогда не должны сомневаться в милосердии Божием: оно безмерно – Бог милует нас, Он прощает нам наши грехи. Главное, чтобы мы этого хотели. Как можно простить человека, который не видит своих грехов, не считает себя грешным? Помните слова Евангельские, что Господь пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию? Надо осознать себя грешником, ради которого пришел Господь: ради спасения меня, грешного человека. Если мы грешим, нужно каяться – менять свою жизнь.

Вопрос телезрителя: «У меня сильно упало зрение, я не могу читать даже с лупой. Как мне подготовиться к Исповеди и Причастию?».

– Если вы не можете читать даже с лупой и тем более с очками, то можно послушать молитвенное правило в записи. Сейчас есть такие технические возможности. Можно и нужно читать Иисусову молитву и те молитвы, которые вы знаете, по памяти. Старайтесь чаще причащаться, поскольку причащаться Святых Таин Христовых православный человек должен регулярно.

Вопрос телезрителя: «Грех ли менять имя и фамилию? Мне не нравится мое имя, но свою святую я люблю; буду ей молиться, однако по паспорту хочу другое имя. Я недовольна жизнью, собой. Хочу поменять стиль и город проживания тоже. Не предательство ли это по отношению к святой и родителям?».

– Тут дело не в предательстве. Можно поменять все внешнее, но от себя не уйдешь. Человек заблуждается, связывая свои неудачи, проблемы с тем, что он не в том городе живет или у него не то имя. Это ошибка, это ложный путь. Нужно менять себя изнутри: принести покаяние, стяжать благодать Божию – надо стремиться к этому. Важно стараться жить по заповедям Божиим. Уверен, что эта перемена значимее, чем смена имени.

Конечно, мы не знаем, какое имя, какая фамилия у вопрошающего: бывают неблагозвучные фамилии, которые создают проблемы, в таком случае смена возможна. Если родители живы, надо обсудить это с ними (мне кажется, что человек принял твердое решение, но его волнует вопрос, предает ли он родителей) прийти к согласию. Если родители будут против, не нужно этого делать.

Так менять фамилию – грех?

– Все зависит от мотивации. Это нечто внешнее. Что за этим стоит? Очень часто есть такое заблуждение, что имя влияет на судьбу, жизнь, успешность, отношения с другими людьми. Влияет внутреннее наше состояние, а не внешнее: Господь нам посылает то или иное в зависимости от нашего внутреннего состояния.

Мне кажется, проблема интересна тем, что, как говорят, можно начать жизнь с чистого листа…

– Это покаяние. Покаяние – второе Крещение: в Крещении прощаются все грехи человека, и в таинстве Покаяния человеку тоже прощаются все грехи. Это не смена имени.

А как же начать с чистого листа, полностью поменять все, что вокруг тебя? О чем речь в вопросе: поменять имя, фамилию, место жительства, круг знакомых, круг общения, работу – все.

– Так обычно поступают преступники, чтобы никто их не нашел (Смеется.) Но мое мнение: этого недостаточно. Заблуждение – думать, что все будет по-другому. Человек другим не станет, поменяв паспорт, фамилию, имя, отчество, место жительства – он останется тем же.

Обстоятельства нашей жизни связаны не с нашей фамилией или именем – в первую очередь они связаны с нашим внутренним состоянием.

Конечно, если человек потомок знатного рода, его фамилия – некий бренд, который придает дополнительный имидж, продвигает, то от таких фамилий обычно не отказываются. Перемена должна быть внутренней. Когда человек внутренне меняется, приходят и внешние перемены.

Если все начинать с чистого листа, мы очень быстро заполним его тем же самым: сердце человека осталось прежним, как и душа, мысли, образование, воспитание, пороки, добродетели – все то же самое.

Но ведь внешнее оказывает влияние на внутреннее.

– Оказывает. Но внутреннее больше оказывает влияние на внешнее – первично духовное, а не внешнее.

С чего бы Вы порекомендовали начать?

– С глубокой Исповеди. Хорошо бы найти духовника. Здесь вопрос именно духовной жизни – она приведет человека к настоящим переменам. Исповедоваться, причащаться регулярно, стараться жить по заповедям Божиим. Повторюсь: очень важно найти духовника для настоящей духовной жизни.

Что должно быть первым, когда встаешь на этот путь? На что необходимо обратить внимание? Куда смотреть?

– Надо быть честным, смотреть нужно внутрь себя – не нужно думать, как и что сказать, как это будет выглядеть, что о тебе подумают... Господь все про нас знает: Он дает нам Свою благодать, которая исцеляет язвы греховные, прощает нам наши грехи, врачует наши страсти, чтобы мы изменились, начали другую жизнь, ушли от пороков, грехов, приобрели добродетели.

Здесь нужны вера (она у нас, конечно, несовершенна – желание веры), движение к Богу и искренность, честность.

Дело в том, что иногда люди беспокоятся, «как это сказать» – как этот грех назвать. Нужно просто сказать, что ты чувствуешь: главное – содержание. Мы опять пришли к тому, что важно содержание, а не оболочка.

Вопрос телезрителя: «Почему человек с благодарным сердцем никогда ни в чем не нуждается?».

– У него все есть. Мне очень понравился этот хороший вопрос. Это даже утверждение, а не вопрос. Блаженная Матронушка говорила: «Не проси много денег – проси достаточно».

Богат тот, кому достаточно, а кому всегда мало, сколько бы у него ни было, остается неблагодарным и никогда не будет ощущать себя богатым (я говорю не только про материальную составляющую: если ты умеешь ценить то, что у тебя есть, слава Богу).

Представьте себе ребенка, который капризничает. Если родитель мудрый, он должен его воспитывать. Он не должен потакать детским прихотям. А Господь – наш любящий Отец – не просто мудрый, Он премудрый. Можно ли что-то давать человеку, если он не благодарит, не умеет пользоваться тем, что у него есть, если он недоволен? Нет, конечно.

Начни отдавать – тебе Господь еще даст: рука дающего не оскудеет – иже дает убогим не оскудеет. Очень важно, чтобы человек был благодарен, чтобы у него было устроение «слава Богу за все!», чтобы он умел делиться: тогда он будет богатым. А если он жадный, не умеет делиться и при этом неблагодарный, будет всегда бедным.

Когда даешь милостыню, обязательно ли надо думать, что это во славу Божию? Иначе Господь ее не примет?

– Можно вообще ни о чем не думать, а просто давать от чистоты сердца. Как в Евангелии сказано, у тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая – это самое лучшее.

Кто нуждается в милостыне? Очевидный ответ – бедные люди, нищие. А Иоанн Златоуст говорит, что богатые нуждаются в милостыне. Богатые, заботясь о бедных, проявляют любовь. Милостыня – возможность проявить любовь; это благословение Божие: «Блаженны милостивые...». Милосердным, милостивым христианин должен быть обязательно.

Слава Богу, что есть возможность кому-то помогать! Но если из корысти, напоказ – это не богоугодно: это подпитывает тщеславие, гордыню, а надо – с чистым сердцем, желанием помочь, с благодарностью Богу, что у тебя есть возможность кому-то помочь, сделать доброе дело. Надо понять, что милостыня тебя исцеляет – она приносит больше пользы тебе, чем тому, кому даешь.

Вопрос телезрителя: «В связи с пандемией возникают разные ассоциации. Например, когда родной человек лежит в реанимации, ты находишься рядом, видишь его, обращаешься к Богу, и весь день все то же самое. Умом понимаю, что обратилась не к соседу, который может о чем-то забыть, не понять: Бог все услышал, все понял. Сколько можно говорить? Это признак слабой веры? Можно так делать – опять просить о помощи?».

– Можно. Только просить надо смиренно. К сожалению, мы не богаты этой добродетелью. Но всегда, когда мы просим Бога, добавляем: «Да будет воля Твоя, Господи. Ты видишь желание моего сердца, я молю Тебя: исцели и помоги. Исправь ситуацию». Это связано не только с болезнью. В любом случае: «Да будет воля Твоя. Не как я хочу, а как Ты» – мы не знаем воли Божией, каков Промысл Божий. Тут проявляется наше доверие к Богу.

Конечно, тяжело принять, допустим, смерть близкого человека, если ты молился, имел надежду на выздоровление, казалось, что это реально. Но Бог любит всех, у Него Свое видение жизни каждого человека, и сроки жизни у каждого свои. Это тоже грань нашей веры – доверие к Богу и принятие Его воли. Молиться можно, нужно, но всегда со словами: «Да будет воля Твоя» – «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет».

Бог лучше знает участь наших родных и близких…

– Конечно. Например, несколько месяцев назад умер мой близкий человек – мой тесть. Ему было более 70 лет, но он был здоровым, сильным, занимался спортом. До того как он попал на ИВЛ, прошло всего 6 дней. Конечно, для нас, близких, это очень большое горе; мы молились, но все равно тяжело. Однако Богу виднее, мы верим в Его милосердие. Размышляя, мы понимаем, что для тестя и для его бессмертной души так лучше, но это же не значит, что должно быть легко. Нужна вера, усилие над собой, чтобы принять это. Многие сейчас переживают страх и горе в связи с пандемией...

Вопрос телезрителя: «Что делать, если нет молитвы? Как достичь чувства в молитве?».

– Надо не чувств достигать – некоторые чувственные переживания могут быть ложными, прелестными и от лукавого. Нужно проявлять усердие.

Редкое бывает исключение, когда человек легко молится, любит молиться: мы все, по большому счету, не умеем молиться, здесь нужно усердие, нужно понуждать себя.

Иногда спрашивают: «А угодна ли Богу такая молитва?». Угодна. Наша свободная воля, наша вера – мы хотим идти к Богу, мы хотим познавать Бога, мы хотим научиться молиться… Это очень трудно. И – да, нужно преодолевать свои немощи, лень, расслабленность, неумение – понуждать себя. Хорошо, когда молитва происходит в одно и то же время: это тоже помогает. Мы все не умеем молиться, но учимся потихонечку.

Вы говорите, чувств в молитве быть не должно?

– Чувственности. Я не говорю, что молитва должна быть бесчувственная, но я заменю слово «чувственность» – эмоциональности быть не должно: по мере очищения сердца, по мере молитвенного и духовного опыта человек начинает молиться не умом, а сердцем. Да, так должно быть, мы к этому стремимся, но в сильных, экзальтированных, чувственных, эмоциональных переживаниях – ложные молитвы.

Как разделить чувственность и эмоции, которые допустимы в молитве?

– Не нужно экзальтации, не нужно вызывать искусственно слезы из чувства умиления – ничего искусственного быть не должно. Все-таки это должна быть в православном понимании «умная» молитва, то есть умом и сердцем (ум соединяется с сердцем). Трудно говорить об этом – надо спросить тех, кто совершенны в молитве.

Мне кажется, важный вопрос, ведь мы много говорим, что нужно в молитве – например, достичь раскаяния в грехах, а это тоже связано с эмоциями…

– Молитвы разные есть: покаянные, благодарственные, прославляющие. Если это искренняя благодарность Богу от сердца – хорошо, но если мы ищем какого-то особенного состояния, умиления, экзальтации, особого чувственного переживания – это ложный путь. Господь может дать переживание, может не дать, и надо смиряться, что я такой чурбан: как умею, так и молюсь. Если Господь дает радость, это одно, а если это искусственное, то это неправильно.

Можно ли в борьбе с грехами и вредными привычками ожидать, что когда-то будет одержана полная победа? Можно ли в это верить, ведь можно сорваться и начать заново?

– И заново бороться. Бывает такое, что человек борется с пагубной страстью, с грехом, побеждает, в какой-то момент вдруг оступился – опять бороться, опять побеждать.

Это подрывает веру в свои силы?

– Я думаю, чтобы победить любую пагубную привычку и страсть, нужно не в свои силы верить, а в милосердие Божие, в помощь Божию, в благодать Божию, в Господа: только своими силами победить невозможно. Ни одну страсть, находящуюся внутри своей природы (наша природа греховная), человек не может преобразить сам – нужна благодать Божия: усилия наши нужны, воля, желание, борьба, но еще и благодать Божия. Своими силами просто невозможно сделать.

Как может Церковь помочь в этом?

– Покаяние, молитва, причащение Святых Христовых Таин. Ведь мы причащаемся во исцеление души и тела, а зависимость – болезнь души.

Отец Алексий, спасибо, что были с нами, мы ответили сегодня на много вопросов – надеюсь, что многие услышали ответы на свои.

Записала:
Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс