Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (1073) → Протоиерей Андрей Канев: Бог сотворил мир добрым. Откуда появляется зло? Заповеди рая

Протоиерей Андрей Канев: Бог сотворил мир добрым. Откуда появляется зло? Заповеди рая

№32 (1073) / 17 августа ‘20

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №31 (1072) 2020

У нас беседа 10-я, братья и сестры. Еще раз напоминаю, что мы обсуждаем важные вопросы, чтобы правильно подойти к теме борьбы со страстями. По практике приходской работы однозначно видно, что если человек пытается бороться и у него не получается, значит, надо обязательно проверять, как он знает основы веры – если они восприняты неправильно или их нет, значит, все остальное будет криво.

Мы обсудили важный вопрос, каким Адам был в раю, и сегодня мне хотелось бы поговорить тоже о рае, только в другом аспекте: какие заповеди Господь дал Адаму в раю.

Мы говорили, что Адам был создан Богом в раю совершенным, взрослым человеком. Рай – это не место, где можно ничего не делать, только ходить и удовлетворять свои потребности. Мы говорили, что это место духовное, благодатное – место Святого Духа, и понятно, что Адам должен был этому соответствовать.

Какие задачи поставил Господь перед Адамом? Владычествовать над животным миром, самому духовно возрастать. Сейчас мы будем читать строки Библии (это 1-я глава) и попробуем зафиксировать заповеди, которые Адам получил в раю: снова повторим знакомый нам текст, но уже выделяя из него заповеди. Беззаботно ли жил Адам в раю, или ему Господь поставил какие-то духовные цели, дал заповеди? Мы снова мысленно возвращаемся к моменту сотворения Адама и Евы.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

Это понятно: мы уже говорили о сотворении – вот, оно свершилось.

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

Что мы можем извлечь из этого текста? Что одна из заповедей – плодитесь и размножайтесь.

Первая заповедь (не по значимости первая, а первая, которую мы встречаем в Библии) – плодитесь и размножайтесь. Она не самая главная по значимости, но тоже важная: из этой заповеди мы видим, что Господь сотворил человека не как некое уникальное существо в единственном экземпляре – по замыслу Божию, человечество должно расплодиться.

В связи с этим задают различные вопросы практического характера (если бы мне не задавали такие вопросы, я, честно говоря, не задумывался бы на эту тему). Человечество начало размножаться и распространяться по земле уже после грехопадения. Один из наших слушателей задал такой вопрос: «Как бы человек размножался, рожал детей, если форма любви между мужчиной и женщиной очень часто бывает страстной?».

Святые отцы отвечали на этот вопрос в своих творениях. Святитель Игнатий в книге «Слово о человеке» (рекомендую почитать – там как раз о райской жизни много говорится) предполагает, опираясь на размышления других святых отцов, что форма рождения детей, общения между Адамом и Евой была бы не страстной, как у нас с вами, а другой: поскольку они святые, то всякая естественная потребность человека (например в пище) была окрашена добродетелью воздержания. Так и общение между Адамом и Евой в выполнении этой заповеди тоже должно было быть бесстрастным – каким-то другим.

Мы не знаем, каким: поскольку мы страстные, нам непонятно что-то другое – если ты всю жизнь питался кислыми яблоками, то не представляешь, какие на вкус апельсины. Так и здесь: мы предполагаем – раз заповедь была, значит, и было все так устроено, без похоти, блуда, а по-другому – так, как Бог заповедовал.

Из этой заповеди понятно, что Богом запланированы все люди, которые родились на Земле, что они должны были родиться в раю и находиться там.

Еще из текста, который мы с вами прочитали: владычествуйте над рыбами. Как мы уже говорили, одна из задач – владычество; это тоже заповедь, и мы в контексте заповедей ее рассмотрим. Давайте скажем не «владычество» (слово пафосное), а «управление» – слово более знакомое: управлять миром (имеется в виду животным миром).

Когда мы с вами коснемся темы грехопадения, мы поймем, насколько серьезна была эта задача Адама: это не как мы сегодня управляем – управление должно было происходить тоже свято. Как вы знаете, идеал земного правителя – Адам в раю: когда он управляет, у него есть власть, она безгранична в рамках человеческого понимания естества и природы, но это управляет святой человек.

И вот когда мы задумываемся, где образец царя, который бы с любовью, свято относился к своим подчиненным, то, мне кажется, это все-таки райское состояние Адама, когда он управляет миром, для него Богом сотворенным, и делает это свято, поскольку Святой Дух его научает так делать.

Управлять миром – это заповедь. В последние десятилетия все чаще возникают вопросы сохранения экологии. Мы, люди, сотворенный мир (по сути, колыбель, в которой человечество должно жить) сами разрушаем. Человек начинает увлекаться сребролюбием, алчностью, и мы пилим сук, на котором сидим. А вначале так не было… Управлять миром нужно правильно – так, чтобы досталось тем, кто будет после тебя.

Здесь мы можем увидеть образец правильного отношения к творению, природе: это не какой-то чужой дядька тебе дал попользоваться, а это реально твое – ты по-настоящему должен быть рачительным хозяином, который должен это преумножить, сохранить, как это было у наших предков в прошлые века. Крестьянин не будет на поле, им самим подготовленном, чтобы вырастить пшеницу, пасти коров. А мы так делаем, потому, что мы живем сегодняшним днем. А если мы идем в лес, зачем бросать мусор? Ведь лес наш.

И получается, человечество живет одним днем, живет алчно, чтобы сегодня получить сверхдоход, а завтра хоть пожар. Это очень печально – это страшный отход от естественной нормы позаботиться о своем хозяйстве, чтобы детям осталось! Получается, тех, кто использует природные ресурсы, чтобы получить выгоду сегодня, не волнует, как будут дети жить завтра. Насколько от этих двух заповедей отпали мы с вами, братья и сестры, мы – современное человечество… Управлять миром – тоже очень важный образец заботы о природе, который мы получаем в Библии.

Какие еще заповеди были? Давайте рассмотрим.

Вторая глава Книги Бытие: И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. Заповедь это или нет? Конечно, заповедь. Какая? Возделывать его и хранить его.

Я вам говорил, братья и сестры, что в раю не надо было ходить с плугом, не надо было заботиться, где взять удобрения, чтобы что-то выросло: это же рай – там все росло само, там все было настолько благополучно, что мы себе представить не можем.

Пищи там было в избытке, не надо было консервировать огурцы или квасить на зиму капусту – как пишут святые отцы (у Ефрема Сирина было такое интересное понимание о рае), там одновременно были весна и осень: все отцветало и одновременно плодоносило (очень красиво и логично!). Там не надо было ухаживать за растениями, подрезкой заниматься, тлю выводить, крапиву дергать (там все было хорошо: крапива и тля, возможно, были, но они были райскими и не были паразитами, как у нас сейчас), не надо было пасти животных, выводить овчарок, приучать лошадок. Все было хорошо – все животные подчинялись, знали, кто у них царь, безусловно его слушались, друг друга не ели: все было нормально – все животные питались травой, человек питался плодами, которыми Господь его в преизбытке обеспечил.

Так вот, одно из толкований этой заповеди – хранить и возделывать рай – предлагает нам такую мысль, что под раем надо понимать не географический рай, который реально был (это не просто поэтическая фантазия, какая-то идеальная идея, нереальная мысль): вся Земля была раем, Эдем был столицей, туда поместили человека. Но чтобы человек находился там, надо этому месту соответствовать – и Адам сотворен Богом беззлобным, в нем нет никакого зла, никаких страстей, грехов: он совершенный – у него совершенный ум, он свят в нашем понимании, общается напрямую с Богом, ему не нужны посредники. Он видит ангелов, животный мир ему подчиняется; его нахождение говорит, что у него в сердце, в душе был рай, Эдем. И заповедь «хранить и возделывать» рай, – это заповедь хранить и возделывать себя, свою душу.

Представим многоэтажку – там есть лестница, и Адам был создан не на десятом этаже, на последней ступеньке, а на первых: он совершенный, замечательный, у него преизбыток добродетелей в душе, но Господь сотворяет человека способным еще расти, меняться в лучшую сторону, еще больше и больше приближаться к Богу – это бесконечный процесс.

Бог – это Абсолют: абсолютное Добро, абсолютный Творец, абсолютный Промыслитель. Он настолько далеко отстоит от Своего творения даже по Своей природе: Бог не сотворен – природа сотворена, Бог неизменчив – природа изменчива.

Чтобы было понятно, насколько бесконечен путь приближения к Нему, вот образ. Представьте, далеко-далеко фонарь, человек видит свет, он к нему идет, и чем ближе, тем он больше освещается, тем он лучше видит путь. И Адам путь видел: фонарь ему не был нужен, но степени святости бесконечны. Адам был создан таким, что он должен был от этажа к этажу идти к Богу – больше и больше приближаться к Нему, становиться совершенней (не так, чтобы он дошел до третьего этажа и сказал: «Все, я совершенный, отстаньте от меня, я не занимаюсь больше духовной работой»).

Это важный путь к Богу: возделывать нужно было себя. А что значит хранить? Ведь в раю не было бандитов. Никто на Адама не напал бы, динозавры вели себя прилично (да, они были – кости же есть), все было замечательно: все у Бога хорошо, все живут дружно, мирно, замечательно. Что же нужно было хранить?

Здесь нам с вами, братья и сестры, о чем нужно порассуждать: до сотворения Адама уже было зло или нет – и кто носитель зла? (Мы позже подробнее об этом поговорим.)

Мы знаем, что зло в мире есть. Откуда оно появилось? Мы знаем, что часть ангелов, пользуясь своей свободой, споткнулись о гордыню, которая появилась вследствие их свободы, и выбор сделала неправильно.

Я не буду сейчас говорить подробно, но мы принимаем как факт: Бог сотворил мир добрым. Откуда появляется зло? Зло появляется как противоположность – отсутствие добра. Когда появились эти духи, и бывшие ангелы стали демонами? Они появились до сотворения Адама.

Как раз Господь говорит, что надо хранить заповеди. Когда все благополучно, что хранить, от кого, зачем? Неужели Адаму сказали – он звуки услышал, а сам не понимает, чего от него хотят? Ничего подобного. Мы с вами договорились воспринимать Адама взрослым святым человеком с прозорливым умом. Что значит хранить? Господь предупредил Адама: возможно, будет испытание его воли, свободы, любви к Богу, желания остаться в раю, который он получил как дар, закрепление желания остаться в этом месте.

В армии есть уставы гарнизонной и караульной служб – там прописано все до мелочей: на каком гвозде должен висеть бушлат, каким должен быть путь караульного по территории (1,5 км ночью, 2 км днем), через какой период – все прописано. Для чего это делается? Пришел новый солдат, его посвящают, и он уже это знает. Не важно, какая войсковая часть – в любом месте все действует одинаково, все расписано: мы человеку говорим, как оружие сдавать, как принимать – человек человека учит.

Неужели Премудрый Бог не рассказал Адаму, как хранить? Он рассказал, и у Адама даже было оружие – не автомат Калашникова, конечно, со штык-ножом, а одна из гневных сил души: мы сейчас гнев направляем против ближнего, а тогда гнев был оружием против зла, уже тогда существовавшего.

Господь человеку открывает, что зло существует, что возможно своей свободой воспользоваться неправильно. Адам не знает зла изнутри. Мы знаем, что есть испорченные продукты плохо, но особо талантливые люди пробуют это сделать, впустив их в себя, поглотив то, что уже испортилось, неприятно пахнет, заплесневело. (Съесть можно, но зачем? Отравишься.) Мы друг другу доверяем. Нам папа и мама сказали: «Вот это плохо – не ешь, огонь горячий, нож острый – будь внимателен. Можно потрогать, залезть в огонь, но получишь то, о чем тебя предупреждали» – поэтому Адам теоретически знал, что зло уже существует. Он знал, как пользоваться оружием: знал, что ум нужно включать – он же прозорливый, и знал, от чего хранить (это очень важно, братья и сестры: понимать, что Адам был предупрежден хранить и возделывать рай).

И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

Это разве не честные отношения Бога Творца и творения, Бога Отца и Его творения, Адама? Господь населяет рай различными животными, насаждает различными растениями – все настолько в преизбытке, что трудно представить, и кроме этого есть еще древо познания добра и зла. И Господь предупреждает человека: все, что хочешь, вкушай, а с древа познания добра и зла не ешь, ибо день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

Адам до грехопадения был бессмертен. Это не было свойством его природы, это свойство было только до момента, пока он не отступил от Бога – если бы он не отступил, был бы бессмертен.

Древо познания добра и зла – давайте о нем поговорим: на этом вопросе часто спотыкаются наши слушатели – «зачем Бог так сделал? Мог бы не делать!». Но это очень важно, человек ведь свободен, духовен, свят, но должна была быть некая точка, по которой он должен был мерить: с Богом он или нет? Она должна была быть как показатель, где твоя воля, твоя свобода (что ты выбрал). Древо познания добра и зла разумному и святому Адаму нужно было, чтобы понимать примерно так: если я по дороге еду и не нарушаю эту заповедь, значит, я жив, но если я заехал за столбики, значит, я погиб, умер. Понимаете, для чего это обязательно было нужно?

Познание добра и зла. Знал ли Адам добро? Конечно: он в нем жил – мы договорились с вами, что Адам разумнейший, умнейший человек. Знал ли зло? Только теоретически. Добро он знал практически, а что существует зло, он знал теоретически. Господь его предупреждает: не вкушай – ты и так все знаешь, а тогда ты узнаешь не добро, а зло и смертью умрешь. Но об этом мы еще поговорим потом.

Спасибо вам за внимание, дорогие братья и сестры. Я благодарю наших зрителей, которые присылают отзывы: еще раз вам скажу – это важно, у нас с вами не живой разговор, я ваших глаз не вижу, не слышу ваших вопросов, и было бы замечательно, если бы вы присылали вопросы и отзывы на электронную почту: kanev@tv-soyuz.ru . Может, нужно скорректировать занятия? Может, я где-то проскочил, заумничал, а нужно было объяснить просто и понятно? До новых встреч! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс