Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Наша программа – не столько о религии, сколько о событиях нашей с вами жизни. Мы пытаемся взглянуть на них, в том числе православным взглядом. Владыка, сегодня поговорим о печальном. В ночь на 17 июля 1918 года была расстреляна Царская Семья. Многие задаются вопросом, действительно ли Николай II и его Семья были святы? С Вашей точки зрения, или церковного вероучения: почему принято считать Николая II и его Семью Святыми Страстотерпцами? В нашей жизни часто происходят трагедии и люди погибают с именем Бога на устах, но не всех же причисляют к лику святых…
– Действительно, на Соборе Русской Православной Церкви Николай II и его семейство были причислены к лику святых, но в лике страстотерпцев: при расстреле перед ними не ставили условия непременно отречься от Христа, и они не скончались, не желая расстаться со Христом, со своей верой. Есть подвиг страстотерпчества, когда человек не желает расстаться с христианскими жизненными принципами, которые заповедовал Господь. То есть человек, связавший свою жизнь со Христом, не желает разрывать этой связи, когда появляется угроза его жизни, и он страдает – он является страстотерпцем. Святость того или другого человека не зависит от воли людей, от того, что кто-то посчитал кого-то святым. Святость – это свойство Бога, и святыми мы называем тех, с кем Бог поделился Своим свойством.
Церковь наделена от Бога особой силой и духовным видением, чтобы разглядеть, в ком присутствует высшее Божественное начало, а в ком нет. Прежде чем Церковь канонизировала Святых Царственных Страстотерпцев, она внимательно всматривалась в их образ, изу-чала как личность Николая II, так и его письма, записки, его супругу Императрицу Александру, его детей – за всем этим прослеживался именно глубоко христианский духовный образ. И когда невинно пострадала эта Семья, в том числе и совершенно невинные дети (если страдальчество Николая II можно было бы условно отнести к разряду политического убийства, то убийство его детей к политическим никак не отнесешь), Церковь увидела в них подвиг стояния в истине, верность и подлинно христианское восприятие смерти. Они ее не убоялись, не избегали, хотя могли бы, наверное, избежать, куда-то вовремя убежав за границу – или каким-то иным образом попытавшись спасти себе жизнь.
Что касается самой царской власти и пророчеств, будет ли снова власть царская у нас в стране или нет, во-первых, никогда у Церкви к царской власти не было отношения как к чему-то единственно возможному – как к единственной форме, разумной или богоустановленной, управления. Из Библии мы знаем, что, когда впервые появился царь у богоизбранного ветхозаветного еврейского народа, это Богом было воспринято как отступление от Божественных заповедей, как небольшая духовная деградация. Ведь вначале у Израиля была форма правления, которую обычно называют «теократия», то есть богоправление. Не было царя, и Господь говорил: Я Господь, Святой ваш, Творец Израиля, Царь ваш.
Законами сообщества ветхозаветных людей были заповеди Божии. Когда нужно было этот народ возглавить в дни военных противостояний, его возглавляли Богом посланные особые духовные вожди, пророки, судьи во времена судей Израилевых, но Тем, Кто правил непосредственно этим народом, считался Сам Бог.
Однажды эти люди, посмотрев на окружающие их языческие народы, где у каждого был свой правитель, свой царь, захотели, чтобы у них было так же, и стали просить у тогдашнего пророка Самуила: дай нам царя, чтобы он судил нас. И когда Самуил вопросил Бога, Господь сказал ему: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними. Хотя правление Бога – это априори правление высшей справедливости, ведь человек не может быть во всем идеален и поэтому человеческое правление по уровню своему ниже правления Божественного. Но Господь сказал: смотрите, вы Меня променяли на человека, так что имейте это в виду. Но израильтяне сказали: нет, хотим царя.
И тогда у них появился первый царь Саул, который не очень хорошо закончил свое правление, потом были цари Давид, Соломон, потом среди потомков Соломона произошло разделение этого царства: цари уже не стали мирно сосуществовать друг с другом – распри, раздоры стали возникать… Так что в библейском контексте царская власть не является чем-то идеальным, хотя у многих христианских народов, прежде всего в Византии, а потом и в нашем русском государстве, которое стало преемницей Византии и оттуда приняло христианство, было установлено монархическое правление, которое освящалось Церковью. Почему освящалось? Царское правление всегда рассматривалось не как господство безраздельное, а как служение Отечеству, Богу, народу. Чтобы служить, царь и нуждался в особой помощи Божией. Поэтому всегда поставление на царство сопровождалось особым чинопоследованием, когда царь помазывался святым миром и через это святое помазание получал от Бога особую силу и помощь на его правление.
Это не значит, что с этого момента царь переставал быть человеком и через него, как через робота или орудие, управлял Сам Господь. Нет.
Цари, даже получившие помазание, оставались людьми со своими пристрастиями, взглядами, даже самые благочестивые, к каковым можно отнести, например, Иоанна Грозного: ему навязали клише какого-то тирана, но на фоне современных ему западноевропейских политиков он был голубем белоснежным. Тем не менее, даже он, человек глубоко религиозный, имевший духовника, удалявшийся периодически в монастырь, умудрился сослать, а потом дать санкцию на казнь митрополита Московского Филиппа, пострадал по его указанию преподобномученик Корнилий, игумен Псково-Печерского монастыря и так далее.
Так что и царская власть не была безупречной, особенно это проявилось в годы синодального правления, когда пришел к власти в нашей стране Петр I. Казалось бы, царь-строитель, царь-реформатор, прорубивший окно в Европу… Но, во-первых, он был в разы более кровавый, чем Иоанн Грозный, во-вторых, был человеком необузданным, страстным, который разрушал древнерусские устои, обычаи и традиции, нанес непоправимый удар по народной жизни, по монашеству, и по Церкви, в конце концов, ведь он отменил Патриаршество, по западному образцу вместо Патриаршества учредил духовную коллегию – Святейший Правительствующий Синод, чтобы Синод не выбивался из-под царской власти, и определил должность обер-прокурора, без согласия которого ни одно решение Синода не могло осуществиться. И наступил довольно тяжелый период для Церкви – Синодальный.
Так что царская власть тоже не безупречна, хотя вероломное цареубийство, которое произошло в 1918 году в Екатеринбурге, не может быть оправдано – это великий грех.
А это особый грех, Владыка? Ведь ни для кого не секрет, что к цареубийству причастен и томский часовщик Яков Юровский, который непосредственно командовал расстрелом.
– Любое убийство – страшный грех. Убийство невинных детей – тем более грех. Помните, Достоевский писал: «Слезинка одного младенца перевешивает все разумные доводы этого мира»? А тут – смерть сразу нескольких невинных детей. И смерть невинных людей, в частности, Николая II, который носил на себе помазание святого мира, поэтому грех тяжкий, который наложил свой отпечаток на целые десятилетия жизни в нашем Отечестве и, может быть, до сих пор еще тяготеет над нашей страной.
В наше время появляются люди, которые говорят, что русскому народу необходимо покаяться. Акт покаяния – акт личный, и в грехе цареубийства кому нужно было каяться? Тому, кто совершил этот грех: Юровскому, Войкову и некоторым другим, причастным к греху цареубийства, тогдашнему правительству, давшему санкцию на цареубийство. Но каяться тем, кто к этому не имеет отношения, совершенно бессмысленно. Другое дело, если в наше время человек полностью одобряет то, что произошло тогда, – это личный грех именно этого человека, и если он потом это осознает, то ему необходимо покаяться.
Мне кажется, сложно…
– Но каяться задним числом в грехах людей, которые жили тогда, совершенно бессмысленно. Что же касается возвращения (или невозвращения) монархии в нашу страну… Насколько такая форма правления лучше президентской или парламентской республики, – вопрос открытый. В мире немало монархий, которые доказали свою эффективность – как абсолютных монархий, так и конституционных. Трудно говорить о западном мире в какой-то перспективе – все так быстро меняется, рушится, и то, о чем мы не могли даже помыслить, прямо на глазах происходит, – громятся, сокрушаются исторические памятники, без которых эти страны, по сути дела, утрачивают свои корни, свою историю. Но, тем не менее, вот в Англии королева – это нечто, что связывает нацию, государство в единое целое, хотя она – символическая персона.
Это, скорее, декоративная монархия?
– Да. Что касается нашей страны… Была бы лучше монархия для России? Здесь зависит от личного взгляда. Мне казалось, что теоретически это, может, было бы лучше, но в настоящее время однозначно наше общество и наш народ к этому не готов. И если вдруг какая-то группа людей примет такое решение «а давайте-ка мы возродим монархическое правление и дадим народу царя», думаю, вряд ли на «ура» воспримет большинство нашего общества, и даже те, кто сейчас теоретически выступают за монархию: встанет вопрос о какой-то персоне, и эта персона вряд ли устроит всех без исключения. Я считаю, что в настоящее время наш народ, наше государство не готовы однозначно к монархической форме правления, и пока оптимальный вариант для нашего государства – как раз президентская форма правления.
Я не могу себе представить, что здравомыслящий человек может оправдать убийство Царской Семьи. И, тем не менее, сейчас задам может быть неожиданный вопрос: Владыка, на Ваш взгляд, в России есть какой-то прообраз теократии: Ведь мы же знаем, что в день отречения Николая II от престола была обретена необычная икона, которая так и называется – Матерь Божия «Державная»…
– Теократии в настоящее время у нас нет. А если говорить о теократии как о богоправлении, то это касается не только России, а вообще всего мира. И, поскольку в России сохранялась и сохраняется Православная вера в ее чистоте, Господь, может быть, проявляет особую заботу о России.
Ведь когда в феврале 1917 года самодержавная власть перестала существовать, казалось, что все рухнет. Но Господь не отвернулся от нас. Поэтому в день, когда Николай II покинул царский престол, в селе Коломенском под Москвой (сейчас это уже в пределах Москвы) явилась чудотворная икона Божией Матери «Державная» – на ней изображена Богородица в царской порфире со скипетром и державой, которые держат и Она, и Божественный Младенец Христос. Таким образом Господь показал, что Россия не осталась без управления, Промысел Божий всегда над нашей страной пребывал и пребывает.
И даже когда Россией правило коммунистическое правительство, Промысел Божий над нашей страной не был отнят. Если бы не Господь, Который пребывал вместе с нашим народом, выдержал бы наш народ те тяжкие испытания, что выпали на его долю? Явление образа Державной Божией Матери показало нашему народу: «Я с вами».
Владыка, 18 июля Русская Православная Церковь отмечает память великого святого Сергия Радонежского. Насколько я знаю, этот святой Вам очень близок…
– Преподобный Сергий, в идеале, должен быть близок каждому русскому человеку. Его называют духовным ликом России, то есть олицетворением нашего Отечества, нашего народа, его души. Не случайно, когда праздновали 500-летие со дня кончины преподобного Сергия, известный русский историк Ключевский говорил, что никогда тропа гробницы преподобного Сергия не должна зарастать: «…ворота лавры преподобного затворятся, и лампады погаснут над его гробницей только тогда, когда мы растратим без остатка весь духовный нравственный запас, завещанный нам нашими великими строителями земли Русской, как преподобный Сергий». А другой известный мыслитель отец Павел Флоренский говорил, что кто не знает лавры – не знает России, а чтобы узнать лавру, нужно узнать ее основателя – преподобного Сергия. Если мы хотим понять нашу страну, наш народ, его духовный код, культурный код, необходимо понять преподобного Сергия.
Я не буду сейчас пересказывать его житие: многие знают лишь один эпизод из его жизни, что он благословил князя Димитрия Донского на Куликовскую битву, но это не единственная заслуга преподобного Сергия. Вообще, то государство, в котором мы живем, и его заслуга. Он родился, когда Русь была раздроблена на множество княжеств, и если бы процесс дробления продолжился, то не было бы такого государства, как Российская империя, а, следовательно, и Советский Союз, и наша новая Россия. Но благодаря трудам и преподобного Сергия наше государство появилось. Неизмерим его духовный подвиг. Всем, кто не читал житие преподобного Сергия Радонежского, я хотел бы рекомендовать – обязательно прочтите. Нельзя быть достойным гражданином России, не зная жития преподобного Сергия…
Насколько для меня отрадно и радостно, что в нашем городе Томске появился не так давно целый микрорайон Радонежский, сердцем которого стал храм Преподобного Сергия Радонежского, построенный два десятилетия назад тогдашним директором Томского шпалопропиточного завода Григорием Ивановичем Тригорловым: образ преподобного Сергия должен быть особенно ярко запечатлен в душах, сердцах и жителей этого района и жителей всего нашего города, области и всей нашей страны. Призываю всех: читайте житие преподобного Сергия. Много есть житий в изложении (в том числе писателя Зайцева), но самое лучшее, как мне кажется, это житие, написанное архиепископом Никоном Рождественским: оно наиболее полно и назидательно, он там не только излагает жизнь преподобного Сергия, но и сопровождает ее многими экскурсами историческими, духовно-нравственными размышлениями.
Владыка, вопросы остались, прошу ответить лаконично. «В обычной жизни существуют такие понятия, как „интуиция“, „внутренний голос“. Часто сталкиваюсь с тем, что перед сложными ситуациями или в самый разгар не зависящих от меня негативных событий этот внутренний голос как бы подсказывает. Позже ситуация развивается так, что эта подсказка положительно повлияла на ход событий. Прислушиваться к таким подсказкам бывает непросто, а еще сложнее бывает сделать по подсказке: возникают странное игнорирование и противовес. Была бы очень признательна услышать Ваше мнение и совет».
– Мы уже как-то говорили, как отличить волю Божию в каких-то проявлениях нашей жизни от искушения.
Прежде всего человеку необходимо помолиться. Если человек помолился и ощутил внутренний мир и покой, он может последовать этому внутреннему расположению. Но это если принять решение нужно незамедлительно. А так, как говорит Священное Писание, много пользы во многом совете: следует обратиться за советом к духовнику, обстоятельства померить верным мерилом, ориентиром – Священным Писанием (насколько это греховно или не греховно?), и если все это верно, то и поступить так, как требуют Священное Писание и закон совести.
Владыка, как Вы относитесь к фразе «ложь во спасение»? Конечно, это нарушение заповеди, но ведь есть такая правда, которая может убить?
– Это греховное высказывание, исковеркана фраза из Священного Писания. В Священном Писании сказано не ложь во спасение, а ложь конь во спасение: напрасно надеется кто-то на коня, что он его спасет. Спасает нас Бог, а не внешняя сила – конь, оружие, крепкая броня и т.д. Вот смысл этой фразы из Священного Писания.
Ложь никогда не может быть во спасение: в Священном Писании сказано, что источником и отцом лжи является дьявол (и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи). Никакой лжи не может быть во спасение.
Другое дело, что иногда мы не полностью открываем всю правду, оберегая человека от какой-то правды, которая может быть очень жестокой. Вот недавно произошла трагедия в Москве, когда известный актер совершил дорожно-транспортное происшествие, в результате погиб человек, отец семейства, и у него мама тяжко больная старая женщина, и перед родственниками встал вопрос: стоит говорить или не стоит? Конечно же, тут не шла речь обманывать или не обманывать, но что-то стоит не всегда говорить и не сразу, надо понимать, где мы должны сказать, а где лучше промолчать.
Некоторые священники призывают не давать милостыню возле храмов: просящий ее попросту пропьет. Почему тогда этих людей не отгоняют от церковной ограды и как быть с ними? Просто проходить мимо?
– В церкви нет таких ни сил, ни полномочий, ни отрядов самообороны, чтобы отбиваться от попрошаек – это и не входит в задачу церкви. Даже священнослужитель не может однозначно сказать, что человек, сидящий возле входа в храм, однозначно пьяница. Да, опыт жизни подсказывает нам, что среди таких людей много попрошаек, которые побираются не из-за нужды, а потому что не хватает на выпивку. Мы здесь должны воспользоваться советом, который принадлежит древнехристианскому памятнику – Дидахе («Учение Господа через двенадцать апостолов язычникам»). Этот памятник – современник Нового Завета: конец I – начало II века. Там есть такое наставление древним христианам: «Пусть милостыня запотеет в руке твоей до тех пор, пока узнаешь кому даешь ее». Если мы знаем, что человек действительно нуждается, то можно ему помочь, и, если мы хотим помочь, но не знаем, насколько эта милостыня полезна или неполезна человеку, лучше мы предпримем дополнительный труд – посетим детский дом, дом инвалидов, дом престарелых и окажем милостыню тем, кто там действительно нуждается. Может быть, лучше посмотреть на своей лестничной клетке, в нашем подъезде: может быть, есть одинокие, больные люди, пенсионеры, нуждающиеся в нашей помощи? Конечно, здесь потребуется от нас больше труда.
Как говорил Достоевский устами Алеши Карамазова в «Братьях Карамазовых», «не могу я отдать вместо “всего” два рубля, а вместо “иди за Мной” ходить лишь к обедне». Так вот, отказаться от пятака, который мы суем нищему, значительно проще, чем отказаться от каких-то греховных привычек. Поэтому мы должны посмотреть, действительно ли наша милостыня принесет пользу. Если исследовать жизнь каждого человека нет возможности, а у нас есть сомнение, лучше подать тогда не рублем, а куском хлеба. Если вы идете из магазина и у вас есть пачка печенья, которой вы можете поделиться, – поделитесь. Но, опять же, опыт показывает: часто вечером, когда закрываешь ворота храма на замок, то видишь, что на месте, где сидели так называемые «нищие», остались кульки, в которых лежат невостребованные хлеб, печенье, иногда и более дорогие продукты, – то есть явно люди приходили не от того, что нуждались в пропитании.
Спасибо, Владыка. Было очень интересно поговорить с Вами. Я напоминаю нашим телезрителям, что любой из вас может написать в нашу программу на адрес Православие70@mail.ru – можно задать вопрос, предложить тему следующей передачи.
– Благодарю Вас за интересную беседу.
Записала:
Елена Чурина
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
– Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!Праздник в честь Казанской иконы Божией Матери, очень значительный для нашего благочестивого народа, особенно торжественно отмечается Церковью, что связано с проявлением особых милостей от Казанского образа. Всем хорошо известна победа над опасным врагом, который, войдя в пределы нашего Отечества, оккупировал огромные территории, что привело к полному расстройству государственной жизни. Но Смутное время подошло к концу именно здесь, на том самом месте, где мы стоим, когда ополченцы Минина и Пожарского, войдя в Москву и обратившись к Казанской иконе Божией Матери, приняли решение атаковать Кремль, последний оплот оккупантов. И мы знаем, что Кремль был окружен и практически безболезненно, без каких-то особых потрясений для рати Минина и Пожарского освобожден, враг был изгнан, а очень скоро освобождена и вся Россия.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.