Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (1070) → Протоиерей Андрей Канев: В Какого Бога мы верим? Во Всемогущего. Сотворение мира

Протоиерей Андрей Канев: В Какого Бога мы верим? Во Всемогущего. Сотворение мира

№29 (1070) / 1 августа ‘20

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №28 (1069) 2020

Продолжаем цикл огласительных бесед – напомню, это нужно, чтобы подойти к вопросу борьбы со страстями. Без рассмотрения важных вопросов веры обсуждение практики жизни бессмысленно: практика должна строиться на правильной вере. У нас 7-я беседа – продолжаем обсуждать тему «Сотворение мира».

Мы уже говорили, что Господь сотворил все – и ангельский мир, и материальный. Причина творения мира – любовь. А из чего Господь творит мир? (Казалось бы, зачем нам теория? Объясню, почему это важно.)

В мире есть много языческих народов. Язычники в своих мифологических системах объясняют появление мира так: была материя, хаос, древний океан. Многие финно-угорские народы верили в то, что был океан, птица ныряла, доставала со дна океана землю, и из этой земли появилась суша. Существуют и другие мифы, но так или иначе они говорят, что уже существовал хаос – хаотически существующая материя, и появляется некое божество, которое наводит в природе порядок, из хаоса получается космос.

Во что верим мы? В то, что Господь творит мир не из ранее существовавшей материи, а из ничего. Язычник не поймет, о чем мы говорим: понятие «ничего» – абстрактное, недоступное человеку языческого склада. Язычник не понимает, что такое «ничего».

Когда Господь обратился к древним евреям, Он открыл, что в Его власти не просто привести в порядок окружающий хаос, имеющуюся материю, но Он настолько Всемогущ, что Он захотел – и с этого момента появилось все. То есть это признаки всемогущества.

Если мы предполагаем, что материя существовала параллельно Богу (а мы знаем, что Бог всегда существовал – не было такого времени, когда Его не было), значит, верим, что Господь творит мир из каких-то деталей (как бы летает такое лего, и Он из этого лего творит мир). Тогда мы верим неправильно: предполагая, что материя давно существует, мы очень ошибаемся. Мы верим как раз в то, что Бог захотел – и стало. Представляете, в Какого Бога мы верим? Во Всемогущего: Он захотел – и стало. Наш Бог творит мир из ничего.

Это важно для понимания, особенно в практической жизни. Например, мы начинаем пытаться жить христианской жизнью, и у нас начинаются странные состояния. Допустим, ребенок пошел в школу, а мать тревожится, постоянно выбегает на балкон, смотрит: а вдруг с ним что-то произойдет? Она чувствует в этот момент, что от нее зависит жизнь ее ребенка. Это правильное состояние или неправильное? Конечно, неправильное.

Я понимаю, что надо разумно заботиться друг о друге. Но если мы впадаем в печаль и тревожность, беспокоимся, что что-то случится с нашим близким (если мы не прочитаем акафист, то с ним обязательно что-то случится), в этом случаем разве мы верим в Господа, настолько Всемогущего, что Он из ничего творит все? В этом случае у нас происходит подмена.

Есть теоретическая вера, теоретический подход, когда мы говорим, что верим в Бога, даже ходим в храм. Но при этом если мы теряем правильный духовный настрой, то доверяем ли мы Богу свою жизнь? На практике оказывается, что мы не доверяем Богу: мы делаем так, как хочется именно нам, а не Ему. Тут же лукавый начинает подбрасывать мысли, что Господь жестокий, хочет нас как-то испытать.

Мы начинаем рассуждать: а почему на меня навалилось столько скорбей? Слышим объяснение, что Господь не дает скорбей больше, чем мы можем вынести, но сомневаемся в этом, переживаем. И это мы говорим про Бога, Который из ничего сотворил все! Но Он же не потерял силы, не стал маленьким, щупленьким, далеким от нас: Он всегда – Тот же, Он неизменный, Он всегда был, есть и будет Всемогущим, Который может сделать все.

Поэтому мы должны понимать, в Какого Бога верим. Конечно, не надо думать, что по нашим молитвам или по нашей вере сейчас начнутся сверхъестественные чудеса – нам этого не надо. С другой стороны, мы должны понимать, в Какого Бога мы верим, и насколько это важно в конкретной жизни – Он может легко дать нам силы бороться с грехами и изменить жизнь. Почему мы не меняем жизнь? Потому, что не знаем, как это делать, или не верим – или верим, что Господь где-то далеко, нас не видит. Вовсе нет! Он к нам близок. И когда будем говорить о свойствах Божиих, мы об этом еще скажем.

Господь творит все из ничего. Само по себе появление этой истины необычно. Когда Господь выбирает пророка Моисея как духовного вождя еврейского народа (это было примерно за полторы тысячи лет до Спасителя), в то время народ окружали язычники, альтернативы не было. Когда Господь открывает Моисею, что Он сотворил мир из ничего, эта истина кажется очень дерзкой – с точки зрения языческих народов.

Господь говорит, что сотворил два светила: большое и малое (речь идет о солнце и луне). А в это время египтяне и другие народы, которые населяли землю современной Палестины, Аравийского полуострова и с которыми контактировали древние евреи, верили, что основное, центральное божество – это солнце. И когда появляются истинные рабы Божии и говорят, что оно – не божество, а всего лишь «фонарь», который повесили, чтобы было удобно, что это для нас сделано, это было очень и очень дерзко; еще раз повторю: называться рабом Божиим в те времена было очень дерзко. Это была претензия на большую духовную свободу и духовные возможности: «Я раб Божий и больше никому не принадлежу. И этот светящийся “фонарь” для меня сделан». Представляете?

А как мы верим сейчас? Мы стесняемся, что мы – рабы Божии. Почему я это говорю? Немного отвлекусь и скажу, что мне часто приходится работать в силовых структурах. И я заметил, что у наших силовиков в армии или других учреждениях все больше начинает развиваться язычество. Казалось бы, образованные офицеры, образованные сотрудники, но начинают становиться язычниками. Почему? Современное неоязычество совсем не связано с традиционным язычеством – оно учит, что мужчина должен быть сильным, продвигается культ силы.

Мне как христианину это удивительно: а что христианин должен быть слабым, размазней? Неужели мужчина-христианин – это полузабитый маменькин сынок? Такого же не должно быть. Откуда пошло такое? Оказывается, это мы, христиане, так провоцируем: в глазах других людей выглядим слабыми. Я говорю про мужчин-христиан: «Воины вы или не воины? Защитники или не защитники? Почему, глядя на нас, христиан, неоязычники продвигают культ силы и говорят, что христианство – это религия рабов?». Да, рабов. Но чьих? Рабов Творца Неба и земли, а не Велеса или других божеств из славянского язычества, которые уже тысячу лет неактуальны. Но они возрождаются сейчас. Почему? Потому, что мы, христиане, видимо, сами не понимаем, что такое быть рабами Божиими.

В Какого Бога мы верим? Почему у мужчин-христиан не проявляется ни силы духа, ни силы воли? Почему мы – не защитники? Почему вдруг мужчина-христианин перестал быть защитником?

Но вернемся к нашей теме. Мы верим в Бога Всемогущего, Который все творит из ничего. Для нашей духовной жизни это очень важно.

Как Господь творит мир – посмотрим эти главы.

Первые слова первой главы Книги Библии: В начале сотворил Бог небо и землю. Под Небом здесь имеется в виду невидимый мир, о котором мы говорили, – ангельский мир. Земля – это материальный мир.

Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. Дух Божий носился над водою. С первых строк открывается тайна о нашем Господе, что Господь – Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. И даже в этих строках мы уже видим, как Господь творит: все Лица Святой Троицы участвуют в творении.

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй. Библия – не учебник по естествознанию. Бог открывает нам, что Он творит мир 6 дней. По нашим человеческим меркам это может быть 6 эпох. Но Богу несложно так сотворить мир, что он выглядит как уже многолетний мир, – Ему это нетрудно: Он создает мир не из маленького зернышка, а сразу функционирующим.

И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. То, что Бог творит, – это всегда хорошо. Наш Господь не содержит в Себе никакого зла, никакого греха, поэтому все, что Он творит, – хорошо.

И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. Появляется земля, трава.

И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый.

Смотрите, как интересно – сначала Господь творит землю, которая траву родила, а потом светила. Мы думаем: «Как же так? Наоборот, должно быть сначала солнышко, а потом зелень». А мне кажется, здорово, что так: это еще раз подчеркивает всемогущество Бога. Давайте не будем упираться в учебник естествознания, а подумаем, какой Бог у нас.

Сказал Бог – и стало. То есть Он сказал – и весь мир появился. Нам кажется, что, чтобы земля родила траву, надо, чтобы было солнце. Но не путаемся ли мы? Богу возможно все – если Он захочет, Он сделает все: трава будет расти и ночью, и в холод, и на Северном полюсе. Он – Всемогущий. Это не ошибки Библии, которые противоречат естествознанию: Богу это легко сделать.

День первый, второй, третий – появляются светила для определения времен. Господь находится вне времени. Было и так, когда времени не было совсем. Что такое время? Это текучесть, когда мы можем отслеживать, что прошел час, например… День, ночь, годы – эта текучесть пошла, когда начал существовать мир. А Господь вне текучести, Он от нее не зависит, это мы зависим, это нам надо.

Так вот, с точки зрения язычника, большая дерзость солнце, которое многие языческие народы считали божеством, называть светильником, фонарем, нужным, чтобы отслеживать время (вот сейчас полдень – пора на обед пойти). С их точки зрения, это очень дерзко. А с нашей точки зрения, это показывает огромную духовную свободу, которую получило человечество у нашего Господа, Творца Неба и земли.

Например, звезды. (К сожалению, даже христиане увлекаются астрологией. В этом случае остается ли христианин христианином? Я думаю, что нет.) Что делают астрологи? Они наблюдают за звездами и начинают делать какие-то предположения. Бывает, христиане знакомятся и говорят: «Ты кто: Козерог или Овен? В какой год ты родился: обезьяны или крысы?». У меня это всегда вызывает удивление: если мы думаем, что эти светящиеся точки на небе (планеты, дальние солнца и звезды) как-то на нас влияют, то мы язычники. Если мы говорим, что мы христиане, истинные рабы Божии, то для нас это просто светильники: существует только мой Творец, и я, Его недостойный, но раб. Вот так должно быть. И моя жизнь зависит не от движения звезд, а от того, как захочет Бог, как я поступлю вследствие моей свободы и какие последствия будут от моих поступков. Вот от чего зависит моя жизнь, а не от астрологических прогнозов, которые печатают в газетах или интернете. Если христианин свою жизнь регулирует в зависимости от этого прогноза, в таком случае он язычник, а не христианин.

И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

Очень часто далее будет встречаться: по роду ее – подобное рождает подобное. У рыбок не будет рождаться тритончик, который вылезет на землю, походит, потом превратится в мышку, мышка – в кошку, кошка – в обезьянку, а обезьянка в человека. Это тоже своеобразная религия, но она ничего общего не имеет с Библией. Здесь подчеркивается: по роду их – рыбка и будет рыбкой, а не ежиком.

И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый.

5 дней – 5 эпох творения…

И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

И тут мы приходим к важному этапу. Получается, уже существуют планеты, звезды, галактика, Вселенная. Христиане – дерзкие люди на самом деле, они говорят, что Бог избирает нашу планету, которая есть центр нашей Вселенной, и только сюда Христос, Сын Божий, приходит. Получается, только о нас так сильно заботится Бог.

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему...

Обратите внимание, это не ошибка. В древнееврейском языке, на котором написана Библия, стоит множественное число. Мы видим, что здесь речь идет о Совете Святой Троицы, когда Господь говорит Сам Себе: «сотворим» (а не «сотворю»). Пресвятая Троица творит человека.

…и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. Господь спланировал это важное событие.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, – вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. Мы видим, что Господь творит человека в последнюю очередь. Почему? Например, когда мужчина и женщина создают семью и ждут ребенка, они готовятся. Чтобы не оказалось так, что ребенок родился, а мы не готовы – даже люди готовятся. Тем более – Господь.

Оказывается, Господь творит все – планеты, звезды, солнце, луну, траву, птиц, окружающую среду – только для человека: это колыбель, куда Господь внедряет сотворенного человека, чтобы он плодился, размножался, населял землю и управлял сотворенным миром. Вот качества нашего Бога: Он из ничего творит мир для человека, настолько Он его любит.

Это очень важно понимать, братья и сестры, применяя к нашей жизни. Иногда мы начинаем печалиться, унывать, думать, что Бог нас забыл, оставил и Ему не до нас. Вовсе нет. Ему – точно до нас. Потому что Он нас сотворил по любви, Он Всемогущий, Он сотворил все из ничего для человека, чтобы человек жил в Его любви.

Если что-то непонятно, если я как-то скомканно подал материал, буду рад прочитать ваши отзывы, которые можно прислать на электронную почту: kanev@tv-soyuz.ru . Я эти письма получаю, читаю, очень рад им, стараюсь отвечать по электронной почте, чтобы вы видели, что для меня это дорого и ценно.

Спасибо, братья и сестры, до новых встреч на телеканале «Союз». (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс